Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия оптимизации современных информационных технологий в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса в вузе мвд России'

Организационно-педагогические условия оптимизации современных информационных технологий в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса в вузе мвд России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПТИМИЗАЦИИ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGIC CONDITIONS / OPTIMIZATION / MODERN INFORMATION TECHNOLOGY / METHODICAL MAINTENANCE OF EDUCATIONAL PROCESS / INTEGRATED AUTOMATED SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются организационные и педагогические условия оптимизации современных информационных технологий в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса в вузе МВД на примере Интегрированной автоматизированной системы учебно-методического обеспечения образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizational and pedagogic conditions of optimization of modern information technology in methodical maintenance of educational process in higher educational institutions of the Ministry of Interior of Russia

The article deals with organizational and pedagogic conditions of optimization of modern information technology in methodical maintenance of educational process in higher educational institutions of the Ministry of Interior of Russia on the example of the integrated automated system of methodical maintenance of educational process.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия оптимизации современных информационных технологий в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса в вузе мвд России»

Пример кинологического факультета:

— ВПК-23 «способен организовывать применение специалистов-кинологов и служебных собак в различных условиях обстановки) имеет сходство с ВПК-12 «способен организовать выполнение СБД кинологической службы и руководить ею в различных условиях обстановки», с ВПК-13 «способен управлять специалистами-кинологами, подразделениями (взводом), войсковыми нарядами, караулами при выполнении СБЗ», с ВПК-18 «способен организовывать выполнение задач специалистами-кинологами в отрыве от пунктов постоянной дислокации» в части организации и управления в условиях различной обстановки;

— ВПК-6 «способен использовать в военно-профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов по оформлению служебно-боевых документов, ведению служебной переписки и обеспечению режима секретности и информационной безопасности» имеют сходство с ОК-5 «использует нормативные правовые документы в своей деятельности», с ОК-13 «способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны» в части способности использования нормативно-правовой документации.

Из проведенного списка компетенций видим, что военно-профессиональные компетенции имеют сходство общекультурными и военно-профессиональными компетенциями при подготовке специалистов на разных факультетах, независимо от специализации. Очевиден смысл объединения ряда компетенций.

Это позволит:

1) создать целесообразную классификацию военно-профессиональных специальных компетенций (ВПСК) в соответствии с содержанием дисциплин гуманитарного, математического и профессионального циклов, а так же с учетом требований работодателя;

2) разработать единую структуру ВПК для специалистов и бакалавров.

Таким образом, одно из магистральных направлений совершенствования ООП в военном вузе связано с определением единого состава и структуры ВПК независимо от профилей подготовки, которые будут отвечать требованиям, предъявляемым к военнослужащему. Для того чтобы подготовить военного специалиста по своему профилю, необходимо обозначить военно-профессиональные специальные компетенции (ВСПК), которые указывают на субъективную компетентность военного специалиста. Результаты соотнесения с содержанием учебных дисциплин с этими компетенциями могут служить основой разработки учебных планов и программ.

Список литературы

1. Колесников, А. К. Концепция измерения сложности образовательной программы (на примере программ высшего профессионального образования) / / Образование и наука. — 2011. — № 7. — С. 33—47.

2. Колесников, А. К. Качество обучения: главное — удовлетворенность потребителя // Стандарты и качество. — 2011. — № 12. — С.82—85.

3. Колесников, А. К., Лебедева, М. П. Комплексное применение математических методов в педагогическом исследовании // Профильная школа. — 2011. — № 5. — С. 49—54.

4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля.

5. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.

6. Фендель, Т. В. Организационно-педагогические условия компетентностного подхода в профессиональном становлении специалистов по физической культуре и спорту. — СПб., 2010.

7. Скляренко, А. Н. Влияние на проектирование основной образовательной программы ВПО-2010.

УДК 378.1 Т. М. Фролова*

Организационно-педагогические условия оптимизации современных информационных технологий в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса в вузе МВД России

В статье рассматриваются организационные и педагогические условия оптимизации современных информационных технологий в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса в вузе МВД на примере Интегрированной автоматизированной системы учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

* Фролова, Татьяна Михайловна, преподаватель-методист отделения методического обеспечения учебного процесса методического отдела управления учебно-методической работы Санкт-Петербургского университета МВД России, соискатель кафедры педагогики и общей психологии. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. E-mail: [email protected].

* Frolova, Tatyana Mikhailovna, teacher-methodologist of educational process methodological maintenance unit of methodological department of educational and methodological management of Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, the competitor of chair of pedagogics and the general psychology. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].

© Фролова Т.М., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Педагогика

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, оптимизация, информационные технологии, учебно-методическое обеспечение, интегрированная автоматизированная система оптимизации.

T.M Frolova*. The organizational and pedagogic conditions of optimization of modern information technology in methodical maintenance of educational process in higher educational institutions of the Ministry of Interior of Russia. The article deals with organizational and pedagogic conditions of optimization of modern information technology in methodical maintenance of educational process in higher educational institutions of the Ministry of Interior of Russia on the example of the integrated automated system of methodical maintenance of educational process.

Keywords: organizational and pedagogic conditions, optimization, modern information technology, methodical maintenance of educational process, integrated automated system.

Для выявления организационно-педагогических условий оптимизации современных информационных технологий в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса в вузе МВД России необходимо раскрыть понятие современных информационных технологий. Мы предлагаем рассматривать его в контексте Интегрированной автоматизированной системы (далее — ИАС) учебнометодического обеспечения образовательного процесса в вузе МВД России. Данную модель мы представляем следующим образом. Существует общий сервер баз данных вуза, куда по средствам сети Интернет и по средствам локальной сети вуза (Интранет) стекается вся информация с автоматизированных рабочих мест, а также с существующих Интернет-ресурсов. В нашей модели эти два потока называются административной и информационной частями. К первой административной части, которая располагается в локальной сети вуза, а именно, к автоматизированным рабочим местам, относятся такие системы, как «Кафедра», «Факультет», «Управление учебно-методической работы». Ко второй, информационной части, т.е. к Интернет-ресурсам, относятся Интернет-порталы (например, www.mail.ru,www.yandex.ru и другие сайты, информация которых официально признана достоверной), Портал курсанта и слушателя, который дает обучаемому гораздо больше возможностей, в т.ч. и образовательных, и учебно-методических, чем обычный сайт с функцией демонстрации общих данных об образовательном учреждении, а так же Открытое образовательное пространство (в данном случае речь идет о продвижении технологии «Умного образования»). На пересечении двух сетей (внешней и локальной) находится инновационная система, которую мы назвали «Виртуальный методический кабинет». Внутри каждого блока все системы тесно контактируют друг с другом, и «Виртуальный методический кабинет» является своего рода проводником между двумя сетями и двумя блоками и может использоваться в двух режимах (off- и online) .Т аким образом, модель ИАС можно назвать моделью «клиент-сервис».

Для выявления организационно-педагогических условий развития учебно-методического обеспечения в вузе МВД России необходимо рассмотреть ряд факторов, влияющих на его эффективность. Ссылаясь на типологию, предложенную А.И. Кашириным [6, с.8], среди таких факторов можно отметить:

— организационно-экономический, суть которого заключается в развитии материальнотехнической базы вуза;

— учебно-материальный, подразумевающий приведение образовательных программ по закрепленным специальностям в соответствие с требованиями ФГОС нового поколения, а также обновление содержания подготовки специалистов с учетом тенденций на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильность в соответствии с требованиями времени;

— научно-методический, отвечающий задаче повышения педагогической и методической компетенции, исследовательской культуры преподавателей и сотрудников университета в целом;

— организационно-управленческий, дающий возможность формирования гибкой структуры управления, направленной на организацию инновационных образовательных процессов; сюда же относится и создание системы педагогического мониторинга;

— психолого-педагогический — создание положительной мотивации у всех участников учебнометодического обеспечения образовательного процесса в вузе через педагогическое стимулирование, повышение профессионально-управленческой компетенции.

Говоря об организационно-педагогических условиях развития учебно-методического обеспечения образовательного процесса, необходимо в первую очередь учитывать:

— современные требования, предъявляемые обществом к образовательному процессу в целом и к преподавателю, курсанту (слушателю), в частности;

— сущность и содержание готовности к использованию новых информационных технологий в оптимизации учебно-методического обеспечения;

— особенности организации учебного процесса с позиций интегративного, контекстного и объектного подходов.

Контекстный подход представляет собой подход к проектированию педагогических систем и реализации образовательного процесса, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаковых средств наложено на канву этой деятельности [3, с. 3—57].

Интегративный подход представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [4].

И, наконец, объективный подход — процесс диагностики, который осуществляется на основе результативности и способа выполнения деятельности.

Таким образом, данные факторы оказывают влияние на развитие учебно-методического обеспечения, и их анализ позволяет дать более глубокую характеристику организационным и педагогическим условиям оптимизации современных образовательных технологий в учебном процессе вуза МВД России.

Говоря об организационных условиях, необходимо отметить, что реализация модели ИАС может и должна происходить на базе уже существующих материально-технических средств вуза.

Так, Информационно-образовательный центр Санкт-Петербургского университета МВД России, исходя из предложенной нами модели ИАС учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе МВД России, уже сам по себе решает около 50 % задач.

Среди этих задач — наличие сервера с базой данных (так называемого «мозга» системы), наличие сетей интернет и интранет (локальной сети), а также на 2/3 решается вопрос с информационной частью, а именно, есть доступ к Интернет-ресурсам, к которым относятся Интернет-порталы (например, "^^щтаП.ш, www.yandex.ru), сайт Университета, а также Электронная библиотека. Дополнительно к информационным ресурсам центра предоставляется и доступ к Электронному учебно-методическому комплексу.

Однако первым и самым важным организационным условием является создание такого материально-технического обеспечения, при котором и преподаватели, и студенты могли бы эффективно использовать все достижения информационных технологий. Для этого необходимо развернуть корпоративную сеть (Интранет), о которой говорилось ранее, объединяющую все корпуса вуза. Если говорить о Санкт-Петербургском университете МВД России, то к настоящему моменту Единая компьютерная сеть Санкт-Петербургского университета МВД России объединяет 21 локальную сеть. В общеуниверситетскую информационную сеть включены 352 компьютерные рабочие станции с разграничением доступа к банкам данных, информационно-правовым системам и электронным образовательным ресурсам информационного центра и библиотеки Университета [8].

Анализ практики учебно-методического обеспечения позволил выделить следующие педагогические условия развития образовательных процессов [14, с. 130—135]:

— комплексное планирование и конкретизация задач образовательного процесса,

— обоснование соответствия содержания образования задачам подготовки курсантов и слушателей к их будущей профессиональной деятельности;

— выбор наиболее рациональной структуры учебного занятия;

— дифференцированный и индивидуальный подход к курсантам и слушателям, предполагающий оптимальное сочетание методов, средств и организационных форм обучения на основе использования новых информационных технологий;

— создание благоприятных учебно-материальных, морально-психологических и эстетических условий;

— мониторинг и анализ результатов обучения в соответствии с критериями их оптимальности.

Использование современных информационных технологий будет более результативным, если

они станут не только инструментально обоснованы, но и обеспечат профессионально-личностный рост будущего специалиста, а также будут учитывать механизмы включения курсантов и слушателей и исследовательскую и творческую деятельность [13, с. 10].

Необходимо отметить, что оптимизация учебно-методического обеспечения образовательного процесса вузов МВД требует от педагогов как освоения и внедрения в практику учебного процесса всех форм личностно-ориентированных технологий обучения как мощного средства повышения результативности учебного труда курсантов и слушателей, так и создания системы поддержки самостоятельной работы курсантов и слушателей на базе информационных технологий.

Идея современного процесса образования заключается, с одной стороны, в том, чтобы дать знания, умения и навыки курсантам и слушателям, с другой, в том, чтобы обучить их самостоятельно пополнять объем их знаний, свободно ориентироваться в существующем потоке информации.

Стремительное развитие компьютерной техники, как и сети Интернет, дает возможность для создания информационно-обучающей среды, под которой понимается «комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми методическими, программными и техническими средствами, ориентированными на процесс обучения» [5, с. 94].

Средством формирования информационно-обучающей среды можно назвать создание и эффективное использование электронных учебно-методических комплексов, внедренных в Виртуальный методический кабинет.

Для эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности курсантов и слушателей преподавателю необходимо: понимание и принятие тенденций развития образование; свободное владение материалом; достаточный практический опыт и проектирование своей авторской дидактической системы; владение современными педагогическими приемами и техникой; развитие модельных преставлений и проектных навыков [11, с. 84—85].

Поэтому, помимо учебно-методического обеспечения деятельности курсантов и слушателей, необходимо развивать методическую поддержку деятельности преподавателей вуза.

В этом случае выделяется такой педагогический ресурс, как мониторинг и анализ результатов деятельности профессорско-преподавательского состава. Если включить в качестве рейтингового

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Педагогика

показателя активное использование модели ИАС учебно-методического обеспечения в вузе, то это будет мотивировать преподавателей к активному использованию возможностей современных информационных технологий.

Данный показатель необходимо разбить на:

— проведение дистанционных форм обучения на Портале курсантов и слушателей, а именно, проведение вебинаров, виртуальная коммуникация с курсантами и слушателями в блогах — ответы на интересующие их вопросы, а также ведение собственной страницы в твиттере;

— активное участие в создание Открытого образовательного пространства, наполнение виртуальной учебно-методической базы вузов России;

— активное участие в работе Виртуального методического кабинета, постоянное совершенствование его учебно-методической базы.

Таким образом, роль профессорско-преподавательского состава вуза в условиях применения современных информационных технологий остается ведущей в подготовке специалистов и организации учебной деятельности, но при этом значительно меняется содержание его труда. Теперь доминирующим направлением в его деятельности становится организация управления самостоятельной работой обучающихся, создание широкого информационного обеспечения учебного процесса на основе актуализации баз знаний и мобильного обновления учебного материала, интеграция научной и учебной работы, эффективная организация межпредметных связей [12, с. 3].

Немаловажным условием является и непрерывное профессиональное развитие, и совершенствование деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Речь идет об инновационном становлении и самого преподавателя, и курсантов, и слушателей вуза МВД России.

Бесспорно, в последнее время возрос интерес в педагогике к инновациям, новым образовательным технологиям и методикам преподавания.

Инновационная деятельность преподавателя — это не только использование в процессе обучения новейшего оборудования, интерактивных досок. Идея инновационного образования состоит в том, чтобы использовать широкие информационные и технологические ресурсы.

К инновационной деятельности преподавателей вуза можно отнести следующее [5, с. 94]:

— создание дидактического и методического материала нового содержания;

— участие в научно-исследовательских конкурсах, конференциях, олимпиадах;

— проведение мастер-классов;

— публикация статей, докладов, тезисов выступлений в журналах, газетах и сборниках;

— издание учебников и учебных пособий;

— непрерывное повышение квалификации преподавателей;

— организация исследований на экспериментальных площадках.

Итак, совершенствование системы образования напрямую связано с совершенствованием профессионального уровня самих преподавателей вуза. Для этой цели, помимо всего прочего, необходимо регулярно проводить семинары и курсы повышения квалификации в области информационного обеспечения управления учебным процессом и качества образования.

Т.к. преподаватель играет ведущую роль в учебно-методическом обеспечении вуза, необходимо организовать обучение профессорско-преподавательского состава кафедр университета как кураторов Электронных учебно-методических курсов Виртуального методического кабинета в ИАС учебнометодического обеспечения МВД России, а также обучение навыкам ведения различных форм дистанционного обучения.

Так, было проведено практическое занятие с председателями предметно-методических секций кафедр на тему «Интерактивные технологии обучения в условиях реализации ФГОС ВПО», на котором были раскрыты возможности современных информационных образовательных технологий, продемонстрированы пути оптимизации учебно-методического обеспечения в современных условиях, а также способы проведения дистанционных и смешанных занятий.

Следующим условием является демократизация образовательной системы, развития самоуправления, ориентация на творческую деятельность, единство фундаментальности и практической направленности в целостной подготовке как самого профессорско-преподавательского состава, так и курсантов, слушателей вуза. Направленность содержания, форм и методов на подготовку всех субъектов образовательного процесса посредством использования инновационных технологий обучения, внедрение в преподавание двух типов педагогической деятельности: функциональной и личностногуманной, проявляющихся в диалоге преподавателя и курсанта (слушателя), без которого невозможно сделать образование сферой самореализации личности [1, с. 73].

Необходимо создать такие условия, при которых преподаватель и курсант (слушатель) в рамках научного познания дополняли бы друг друга. В этом случае обучающиеся должны стать субъектом интеграции теоретико-методологического знания различных научных блоков [10, с. 5].

В рамках организационно-педагогического условия развития учебно-методического обеспечения на основе модели ИАС необходимо отметить такое условие, как постепенность внедрения этой модели.

Современная организация учебно-методического обеспечения в вузе МВД России требует оптимизации. Ее структура практически не менялась более 20 лет, и взять и резко перейти от традиционных форм обеспечения к инновационным (например, модели ИАС) вуз не в состоянии. Для этого нужно время, в течение которого необходимо поэтапно (постепенно) внедрять современные информационные технологии в учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Постепенное включение модели ПАС в традиционные формы образовательного процесса позволит вывести вуз МВД России, в частности, Санкт-Петербургский университет МВД России, на передовые позиции в области информатизации, а информационные технологии должны стать естественной и неотъемлемой составляющей работы каждого курсанта, слушателя, преподавателя и сотрудника университета.

Однако не стоит забывать о том, что полного отказа от традиционной системы управления и обучения происходить не должно. Псключения могут составлять лишь случаи, когда новая система оптимизации учебно-методического обеспечения образовательного процесса на основе современных информационных технологий демонстрирует исключительно положительный результат, который наблюдается в течение продолжительного времени.

Поэтому, если идти по пути наименьшего сопротивления, то в ближайшем будущем можно говорить о развитии и эффективном использовании Электронных учебно-методических комплексов. Как показало исследование, предпосылки для этого уже существует в вузах МВД России. Однако необходимо сместить акценты. В идеале комплексы должны представлять не форму контроля за деятельностью профессорско-преподавательского состава кафедр университета, а являться механизмом, направленным на помощь преподавателем, на расширение межпредметных связей.

Таким образом, реализация педагогических условий (построение образовательного процесса в контексте системного и личностно-ориентированного подходов; профессионально-личностная направленность процесса обучения при подготовке специалистов в вузе; активизация учебновоспитательной деятельности студента; оптимальное сочетание и согласованность функциональных и программно-целевых компонентов вузовского учебного процесса на основе всех видов образовательных ресурсов; наличие критериальной базы для оценки эффективности учебнометодического обеспечения образовательного процесса в вузе) и средств оптимизации (применение специальных компьютерных программ и алгоритмов для научно-обоснованного выбора коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения, учебные планы и др.) [14, с. 2] учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе МВД России позволила представить учебнометодическое обеспечение образовательного процесса как систему:

— ориентированную на потребности личности;

— учитывающую особенности и направления профессиональной подготовки будущих специалистов на основе применения современных информационных технологий;

— предполагающую: а) адаптацию вузовских учебных планов при использовании педагогических средств, методов, организационных форм обучения и образовательных технологий; б) разработку учебно-методического обеспечения с учетом специфики образовательного процесса; в) отбор на основе поликомпонентного подхода содержания, методов, средств, организационных форм обучения и контроля; г) реализацию образовательного процесса и оценку его эффективности; д) качественную подготовку курсантов и слушателей с учетом их индивидуальных особенностей при освоении ФГОС в условиях информатизации общества; е) проектирование индивидуального образовательного маршрута в соответствии с уровнем общей подготовки, организационной формой и темпом обучения; ж) раскрытие и реализацию индивидуальных особенностей, приобретение навыков творческого интеллектуального усвоения знаний, современных способов мышления на основе использования достижений в области отечественной и мировой науки.

Список литературы

1. Бордовский, В. Л. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования : дис. ... докт. пед. наук. — СПб., 1999. - 367 с.

2. Бурмистрова, Е. В. Проектирование учебного процесса (с использованием дистанционных технологий в вузе) : дис. ... канд. фил. наук.- Томск, 2004. — 145 с.

3. Вербицкий, Л. Л. Контекстное обучение: теория и технологии // Новые методы и средства обучения. — № 2 (16). Педагогические технологии контекстного обучения / Под ред. А.А. Вербицкого.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— М.: Знание, 1994. — С. 3—57.

4. Википедия: [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org

5. Ермаченкова, О. А. Цель педагога — освоить инновационную среду // Аккредитация в образовании. — 2010. — № 1. — С. 94.

6. Каширин, Л. Н. Организационно-педагогические условия развития инновационнообразовательных процессов в колледже : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Тамбов, 2007. — 24 с.

7. Официальный сайт корпорации «Галактика»: [Электронный ресурс] http://www.galaktika.ru.

8. Официальный сайт Санкт-Петербургского университета МВД России: [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://www.univermvd.ru.

9. Проект Пнструкции по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России.

10. Радионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учебное пособие. — СПб.: СПГТУ, 1996. — 140 с.

11. Спижов, В. В. Повышение компетентности преподавателя юридических дисциплин как фактор повышения качества образования / / Управление качеством образования: опыт, проблемы, перспективы : докл., тез. докл. Междунар. научно-методич. конф. (Минск, 29 окт. 2009г.) / Акад. МВД Респ. Беларусь; ред. кол.: А.Л. Савенок (отв. ред.) [и др.]. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. — 184—185 с.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.