Научная статья на тему 'Возможности новых информационных технологий в процессе оптимизации учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе'

Возможности новых информационных технологий в процессе оптимизации учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Т. М.

Деятельность высшего учебного заведения многогранна и включает в себя выполнение задач образовательного, учебно-методического, научно-исследовательского и административно-хозяйственного характера. Во всех этих задачах внедрение информационных технологий позволяет принимать более обоснованные решения и с меньшими затратами времени и средств воплощать их в жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of a higher educational institution is many-sided and includes performance of problems of the educational, the methodical, the research and the administrative character. The introduction of the information technologies allows to make more proved decisions and with smaller expenses of time and means to embody in all these problems them in a life.

Текст научной работы на тему «Возможности новых информационных технологий в процессе оптимизации учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе»

УДК 378.14 Т.М. Фролова*

Возможности новых информационных технологий в процессе оптимизации учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе

Деятельность высшего учебного заведения многогранна и включает в себя выполнение задач образовательного, учебно-методического, научно-исследовательского и административно-хозяйственного характера. Во всех этих задачах внедрение информационных технологий позволяет принимать более обоснованные решения и с меньшими затратами времени и средств воплощать их в жизнь.

The activity of a higher educational institution is many-sided and includes performance of problems of the educational, the methodical, the research and the administrative character. The introduction of the information technologies allows to make more proved decisions and with smaller expenses of time and means to embody in all these problems them in a life.

Ключевые слова: новые информационные технологии, оптимизация учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе.

Конец XX - начало XXI вв., бесспорно, можно назвать периодом информационного прорыва. По мнению многих исследователей, этот новый этап информатизации вызвал такие следствия, как рост интеллектуализации профессиональной деятельности, медиатизации культуры, виртуализации коммуникаций1 . Иными словами, информационные технологии ныне вошли во все сферы общественной жизни. Не стала исключением и сфера образования. В последнее время все чаще и чаще говорят о дистанционном обучении, которое может вывести и выводит образовательный процесс на совершенно новый уровень и которое рассматривается как своеобразный способ вдохнуть новую жизнь в уже привычный двухсторонний процесс обучения (в предметно-урочную систему, разработанную еще Я.А. Коменским).

О том, что представляет собой дистанционное обучение и на базе каких информационных программ оно может базироваться, в последнее время говорят многие. Еще с конца прошлого столетья ряд вузов включился в систему «Электронный университет», ставящую своей целью внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс. В частности, это Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), который уже более десяти лет ведет активную деятельность в сфере внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий. В университете разработаны основные подходы к массовому применению в российской высшей школе принципов открытого образования. МЭСИ внедрил в образовательный процесс одну из новейших инновационных образовательных технологий технологию e-learning. «E-learning - это процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет2 с использованием систем управления обучением»3. Однако стоит отметить, что e-learning - это не только программа, позволяющая оптимизировать образовательный процесс, сделать его общедоступным, но и действенный инструмент, дающий возможность усовершенствовать процесс управления образовательным процессом. Так, благодаря технологии e-learning в МЭСИ была перестроена работа структурных подразделений, разработана внутривузовская система оценки менеджмента качества, обеспечен свободный доступ в Интернет, все здания Университета вошли в зону Wi-Fi. Это современная беспроводная технология соединения компьютеров в единую сеть или подключения их к Интернету. Именно с помощью этой технологии Интернет становится мобильным и дает пользователю свободу перемещения: и в пределах одной комнаты, и по всему миру. Технология обеспечивает одновременную работу в сети нескольких десятков активных пользователей, скорость передачи информации для конечного абонента может достигать 108 Мбит/с.

* Соискатель кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Психология, педагогика

Вместе с тем программа e-learning создавалась как средство достижения конкретной цели -оптимизации учебного процесса. Таких средств существует множество. Например, такая модульная система как «МЕДИАГНОЗИС» (Модульная Единая Дистанционная Инструментальная Автоматизированная Гипермедийная Научно-ОбраЗовательная Интеллектуальная Система4) или же ряд зарубежных технологий информатизации образования, среди которых продукты IBM «Lotus», «Knowledgeware», Интернет-обучение WCB, программа «ToolBook» и другие. В России - это комплекс программных средств для образования «Кобра 2000», система дистанционного обучения «Прометей II», «Stellus» и др. Однако многие из этих программ могут быть использованы для других целей. Благодаря новым информационным технологиям, появилась возможность усовершенствовать, ускорить, упростить, систематизировать не только процесс передачи знаний и умений, но и процесс учебно-методического обеспечения педагогической деятельности. Эта идея требует развития для ее активного использования на практике.

Метод научного моделирования позволяет рассматривать возможности современных информационных технологий в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса. В частности, если в систему Интранет (или Интернет) ввести программу «Stellus», которая представляет собой полнофункциональный, построенный на web-технологии модульный комплекс программного обеспечения для поддержки открытого образования, то появляется возможность не только вести подготовку учебных материалов и тестов, обеспечивать процедуры сдачи тестов и экзаменов в автоматическом и полуавтоматическом режиме, но и управлять учебным процессом (составлять индивидуальные и групповые расписания), планировать учебную нагрузку, получать статистические отчеты для анализа. Более того, все события в рамках процесса обучения фиксируются в базах данных. Эти данные могут быть использованы для статистического анализа5. Это позволит оптимизировать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе МВД России на основе современных информационных технологий.

Немаловажен тот факт, что программа «Stellus» уже имеется в университете, хотя и требует содержательного наполнения, которое является задачей нашего дальнейшего исследования.

В настоящее время управление учебно-методической работы (УУМР) решает целый ряд задач, связанных с повышением эффективности образовательной деятельности университета, направленной на подготовку высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров для МВД РФ и других правоохранительных органов на основе четкой организации и контроля учебного процесса, совершенствования методической работы, реализации концепции компьютеризации, внедрения современных технических средств обучения и новых информационных технологий6. УУМР направляет свою деятельность в т.ч. на координацию деятельности филиалов, факультетов, кафедр, методических комиссий, обеспечивающих реализацию Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В его функции входит учет и систематизация руководящих документов по учебно-методической работе, организация их своевременного изучения, подготовка и выполнение локальных актов, регламентирующих учебно-методическую деятельность университета на основании нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации. Кроме того, УУМР ответственно за организацию, планирование и контроль учебного процесса, контроль за формированием и выполнением годовых графиков учебного процесса, индивидуальных планов профессорско-преподавательского состава, разработку учебных планов и программ, а также других документов образовательной деятельности университета. В обязанности инспектора УУМР входит также методическое обеспечение процесса обучения по дисциплинам кафедр, контроль за своевременным составлением и утверждением объемов учебной работы кафедр, взаимодействие с другими учебными, научно-техническими организациями и учреждениями по вопросам повышения эффективности учебного процесса, анализ хода и итогов промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации слушателей и студентов7. Также важно отметить, что УУМР организует свою деятельность в соответствии с планом основных организационных мероприятий университета, учебного совета, методического совета, оперативного совещания при начальнике университета и планирует ее на учебный год. Кроме того, в УУМР обеспечивается наличие, составление и хранение основных документов по планированию, организации и учету учебнометодической работы. УУМР выполняет свои функции в тесной связи с кафедрами и другими структурными подразделениями, обеспечивая образовательную деятельность университета как единого учебно-научного комплекса8.

На обеспечение всех функций УУМР направлен целый ряд структурных подразделений, среди которых отдел организации учебного процесса, отдел методического обеспечения учебного процесса и отдел технических средств обучения.

Приведенный перечень задач и функциональных обязанностей позволяет видеть, какой сложной информационной системой является У МО в вузе. Современные информационные технологии позволяют экономить время. Такая возможность появляется при подключении всех зданий университета к системе Интранет, о которой говорилось ранее. Интранет - это не Интернет, обладающий еще и развлекательной функцией, которая может помешать естественному течению рабочего процесса. В Интранет невозможно проникновение внешней информации. Здесь могут получать дальнейшее развитие офисные приложения, связанные с коллективной подготовкой и обработкой информации, управлением электронными документами и документоооборотом. Появляется возможность встроить почтовые, новостные и другие сервисы Интернет для коллективной работы.

В результате внедрения Интранета достигается, во-первых, открытость всего образовательного процесса в конкретном вузе или в системе вузов.

Во-вторых, если говорить о таких функциях УУМР, как сбор, учет и контроль учебнометодической информации, то система Интранет в сочетании, как говорилось ранее, с программой «81е11ш» способствует ускорению процесс сбора информации, а также последующего процесса объединения всей стекающейся с кафедр университета информации. Тем самым можно практически сразу получить результаты для анализа.

В-третьих, работая в этой локальной сети, можно усовершенствовать процесс общения между кафедрами, различными структурными подразделениями и непосредственно с самим УУМР. Допустим, на главной странице (как это делается на всех сайтах сети Интернет) можно каждый день обновлять различного рода информацию, можно поместить туда план работы университета на месяц. И, ежедневно включая компьютер и заходя в Интранет, пользователи могут четко видеть, что именно сегодня происходит в университете. Также на этой же (главной) странице можно поместить итоги различных совещаний и советов университета.

В-четвертых, говоря о планировании учебной нагрузки, составлении расписания, нельзя не отметить явные плюсы работы в данной системе. Программа «81е11ш» поможет спланировать и составить нагрузку и расписания, а сеть Интранет возьмет на себя функцию оповещения кафедр.

В-пятых, при координации деятельности филиалов мы не только ускоряем процесс передачи информации, но и объединяем наши наработки в единое целое.

В-шестых, важно отметить и возможность электронного методического обеспечения процесса обучения кафедр. Конечно, в стенах Санкт-Петербургского университета МВД России уже существует информационный центр, но по своей сути это пока закрытые ресурсы, и именно система Интранет может обеспечить их открытость, т.е. Информационный центр станет частью локальной системы, что, бесспорно, облегчит поиск нужной информации.

В-седьмых, нельзя забывать и о внутренней работе каждой кафедры университета, сотрудникам которых ежемесячно приходится составлять немало различных планов, отчетов, протоколов. В результате образуется множество «дел», которые в конце года необходимо сдавать в архив. Эта же проблема встает и перед факультетами. Информационные возможности способствуют ее разрешению. В Интранете каждой кафедре (факультету) допустимо иметь собственный сайт, куда по мере поступления будут вводиться необходимые данные (отдельно протоколы, отдельно отчеты, отдельная папка и для ежемесячных планов), а под конец года все эти данные по локальной сети отправятся в электронный архив. Тем самым появляется возможность видеть динамику работы любой кафедры (того или иного факультета) в любое время.

В-восьмых, говоря о создании условий для повышения профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава, можно отметить возможность дистанционных курсов повышения квалификации ППС.

Конечно, это всего лишь малая часть того, что позволяет достичь УУМР, встав на путь современных информационных технологий. Но человеческий фактор все-таки по-прежнему должен играть доминирующую роль, т.к. процесс работы в сети должен идти под четким контролем. Данные должны сверяться и сопоставляться. Как вывод: для оптимизации учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе (в частности, в вузе МВД России) и качественной подготовки

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Психология, педагогика

выпускников-специалистов необходимо грамотное «сотрудничество» новых информационных технологий и людей, где первые упростят работу вторых, дадут возможность видеть главное, не тратя время на решение «бумажных проблем», а вторые обеспечат грамотное и безостановочное функционирование первых, наполняя их все новыми и новыми функциями - возможностями.

Список литературы

1. Положение об Управлении учебно-методической работы университета. Приложение к приказу Санкт-Петербургского университета МВД от 16 октября 2007 г. № 745.

2. Данные сайта Университета МЭСИ http://www.mesi.ru.

3. Данные сайта дистанционного обучения <^е11ш» http://www.ste1.ru.

4. Артемьев В., Центральный Банк РФ. Что такое Шга^? // Материалы конференции «Intemet/Intraneet - Россия’97».

5. Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 512 с.

6. Трофимов А.Б. Современные информационные технологии обучения в вузах МВД России: Монография / Под ред. В.И. Хальзова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002. - 276 с.

1 См.: Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства. М., 2004. С. 10.

2 Intranet - это прежде всего корпоративно-локальная или территориально распределенная сеть, закрытая от внешнего

доступа в Internet.

3 Данные с сайта Университета МЭСИ (http:/www.mesi.ru/e-1earning/on_1).

4 См.: Каптерев А.И. Указ. соч. С. 317.

5 Данные с сайта дистанционного обучения «Ste11us» http://www.ste1.ru.

6 См.: Положение об Управлении учебно-методической работы университета: Приложение к приказу Санкт-Петербургского университета МВД от 16 октября 2007 г. № 745. - Общие положения.

7 См. там же.

8 См. там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.