ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №2(7), С. 100-104
_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК 621.039:006.1
РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ВИТИ НИЯУ МИФИ
© 2013 г. В.А. Руденко, Г.А. Белых, Ю.Н. Елжов, Н.В. Резенькова, В.И. Соловьев
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
Поступила в редакцию 16.06.2013 г.
В статье обосновывается необходимость разработки нормативных документов, определяющих требуемый квалификационный уровень работника в сфере атомной энергетики. Раскрываются общие принципы разработки профессиональных стандартов. Авторами высказывается мнение, что внедрение в атомной отрасли профессиональных стандартов обеспечит высокое качество профессиональной подготовки персонала отечественных атомных энергетических объектов.
В качестве примера приводится фрагмент проекта профессионального стандарта на рабочую профессию «Монтажник оборудования атомных электростанций», разрабатываемого ВИТИ НИЯУ МИФИ.
Ключевые слова: компетенция, профессиональный стандарт, профессиональная подготовка, трудовые действия, трудовые функции.
Интеграционные процессы на международном уровне заставляют государственные органы Российской Федерации предпринимать усилия в направлении сближения нормативной базы с нормами и правилами, общепринятыми в мировой практике. Это касается также и области профессиональной деятельности. Одним из серьезных шагов в этом направлении является разработка стандартов на профессии, инициированная указом Президента РФ №597 от 7.05.2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в пунктах 1.б-г которого, в частности, сказано:
- подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
- утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;
- разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
В течение 2013 года государственными органами власти были изданы необходимые распорядительные и методические документы, и с середины года работа над профессиональными стандартами была начата. На 2013 год намечено разработать и утвердить около 400 стандартов.
В рамках данного проекта Волгодонскому инженерно-техническому институту НИЯУ МИФИ (ВИТИ НИЯУ МИФИ) поручена разработка 7 стандартов на профессии в области ядерной энергетики. Работы выполняются подразделением института НИИ Атомного энергетического машиностроения (НИИ АЭМ).
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013
РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВИТИ НИЯУ МИФИ 101
Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
Здесь слово «многофункциональный» имеет существенный смысл, поскольку профессиональный стандарт решает сразу несколько задач.
Во-первых, он может быть использован в качестве основы при оценке профессионального уровня работника в рамках аттестации персонала, для определения направлений совершенствования профессиональных и личностных компетенций работников. Если последние не соответствуют каким-либо требованиям стандарта, они должны пройти соответствующую профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации. С другой стороны, при наличии стандарта работник точно знает требования, которые может предъявить к нему работодатель.
Во-вторых, поскольку профстандарт является профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители, то компании могут использовать его как основу для создания своих внутренних, корпоративных стандартов. При этом они могут уточнять или расширять виды трудовой деятельности и функции работников с учетом особенностей организации.
В-третьих, так как стандарт формализует требования, предъявляемые к сотруднику, работодатели могут использовать его при подборе, найме работников, расстановке и использовании кадров (продвижение, карьерный рост, кадровый резерв, увольнение), а также при определении степени их ответственности.
В-четвертых, профессиональные стандарты существенно облегчают взаимодействие системы профессионального образования и бизнеса. В недалеком прошлом образование часто обвиняли в том, что оно готовит не тех специалистов, которые нужны работодателю. Причина заключалась в том, что образовательные стандарты были зачастую оторваны от требований рынка труда. Наличие профессиональных стандартов позволит на их базе создавать стандарты профессионального образования, ориентированные на требования работодателей, что позволит точнее определить требования к будущим выпускникам. Благодаря своей структуре профессиональный стандарт, состоящий из описания трудовых функций, выполняемых работником, может быть прозрачно и непротиворечиво спроецирован на образовательный стандарт третьего поколения; при этом каждая трудовая функция профессионального стандарта становится дидактической единицей - модулем образовательного стандарта.
Ну и, наконец, в настоящее время остро стоит вопрос о сертификации профессиональных квалификаций и, соответственно, разработке диагностических материалов, что невозможно сделать без опоры на формализованные требования, содержащиеся в профессиональных стандартах.
В основу разработки профессионального стандарта современные методики закладывают метод функционального анализа, предполагающий «инвентаризацию» определенной области профессиональной деятельности с использованием иерархического подхода. Это означает, что сначала определяется вид профессиональной деятельности и формулируется его цель. Затем, углубляясь в анализ вида деятельности, в нем выделяются обобщенные трудовые функции - крупные функциональные блоки, из которых состоит данный вид деятельности. Далее, обобщенные трудовые функции расчленяются на более мелкие трудовые функции. И, наконец, на последнем уровне трудовые функции представляются набором трудовых действий, описывающих процесс взаимодействия работника с предметом труда. Кроме описания трудовых функций и действий, в новом профессиональном стандарте должны
быть определены необходимые для их выполнения компетенции (знаний, умений, уровня самостоятельности).
Таким образом, профессиональный стандарт содержит описание вида трудовой деятельности, ключевыми моментами которого является следующая информация:
- вид трудовой деятельности;
- квалификационный уровень;
- возможные наименования должностей;
- обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности;
- возможные места работы;
- условия труда;
- требования к профессиональному образованию и обучению работника;
- необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию;
- требования к практическому опыту работы;
- особые условия допуска к работе.
Функциональный подход принципиально отличается от существовавшего ранее метода описания должностных обязанностей (должностных инструкций), который базировался на пооперационном описании трудовых задач (характерный пример -Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих - ЕТКС). Фактически, такой подход описывал не сами трудовые функции, а того, кто их выполняет. Главным недостатком этого метода было то, что он не отражал столь важных в современных условиях базовых/ключевых/общих компетенций, придающих гибкость и адаптивность стандарту в условиях быстроменяющегося рынка труда.
Тем не менее, практика показала, что исходная информация для разработки новых профессиональных стандартов в наиболее концентрированном виде содержится в печатных документах, имеющих стиль должностных инструкций (производственные, должностные инструкции, ЕТКС и другие квалификационные нормативные документы). Так, например, в ЕТКС по описанию работ, перечисленных в разделе «Характеристика работ», сложно выделить обобщенные функции, трудовые функции и трудовые действия, а также определить необходимые для них компетенции. Следовательно, к анализу вида профессиональной деятельности должны привлекаться эксперты в этой области и представители работодателей по данной профессии, что и предусмотрено методикой разработки стандартов.
Ниже, в качестве примера, приводится фрагмент проекта профессионального стандарта на рабочую профессию «Монтажник оборудования атомных электростанций», разрабатываемого ВИТИ НИЯУ МИФИ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Монтажник оборудования атомных электростанций_
(наименование профессионального стандарта)
Регистрационный номе
1. Общие сведения
Монтаж оборудования атомных электростанций
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:_
Выполнять монтаж реакторного оборудования и оборудования вспомогательных систем атомных электрических станций и связанных с ними конструкций._
РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТОВ ВИТИ НИЯУ МИФИ 103
Вид трудовой деятельности (группа занятий):
7129 Строители-монтажники и рабочие родственных профессий, не вошедшие в другие группы
(код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
40.10.43 Деятельность по обеспечению работоспособности атомных электростанций
(код ОКВЭД) (наименование вида экономической деятельности)
2. Описание трудовых функций, которые содержит профессиональный стандарт (функциональная карта вида трудовой деятельности)
Профессиональный стандарт содержит описание следующих трудовых функций:
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Проведение простых подготовительных работ при монтаже оборудования, металлоконструкций и трубопроводов АЭС 3 Контроль технической документации и комплектности оборудования А/01.3 3.2
Расконсервация и очистка оборудования А/02.3 3.1
Контроль состояния оборудования А/03.3 3.2
Предмонтажная подготовка оборудования А/04.3 3.1
В Проведение простых укрупнительных и монтажно-сборочных работ при монтаже оборудования, металлоконструкций и трубопроводов АЭС 3 Сборка и установка опорных конструкций, площадок под монтируемое оборудование, деталей крепления оборудования В/01.3 3.2
Укрупнительная сборка трубопроводов В/02.3 3.1
Проверка и гидравлические испытания смонтированного оборудования В/03.3 3.2
С Проведение сложных монтажных работ при монтаже технологических трубопроводов АЭС 4 Подготовительные работы С/01.4 4.1
Укрупнительно -сборочные работы С/02.4 4.2
Монтажно-сборочные работы С/03.4 4.2
Испытательные работы С/04.4 4.2
Б Проведение сложных монтажных работ при монтаже оборудования и металлоконструкций АЭС 4 Входной контроль, ревизия и предмонтажная подготовка оборудования Б/01.4 4.1
Укрупнительно-сборочные и монтажно-сборочные работы Б/02.4 4.2
Испытательные работы Б/03.4 4.2
The Development of Professional Standards of VETI NRNU «MEPhI»
V.A. Roudenko, GA. Belyh, Yu.N. Elzhov, N.V. Rezenkova, V.I. Solovyev
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenina St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 e-mail: [email protected]
Abstract - This article discloses the necessity of the normative documents development defining required employee qualified level in the sphere of nuclear power engineering. It shows the common principles of professional standards development.
The authors express the opinion that the implementation of professional standards in the sphere of nuclear power engineering will guarantee the high level of employees professional training at domestic nuclear power engineering units.
There is the fragment of the professional standard project "Nuclear Power Plant Equipment Fitter" which is being designed by VETI NRNU "MEPhI".
Keywords: competence, professional standard, professional training, labour activities, labour facilities.