ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №3(8), С. 82-85
_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК 621.039:006.1
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
© 2013 г. В.А. Руденко, Н.Н. Подрезов, Г.А. Доблер, Н.В. Абросимова
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного
университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
Поступила в редакцию 05.10.2013 г.
В статье раскрываются основные направления актуализации действующих профессиональных стандартов, исследуются вопросы модернизации внутренней структуры и содержания ранее разработанных и утвержденных профессиональных стандартов, дается неоднозначная оценка механизма правового регулирования уровневого образования и Национальной рамки квалификаций, необходимость отражения которого продиктована совершенствованием современного законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: атомная энергетика, макет профессионального стандарта, актуализация профессионального стандарта, компетенция, уровни квалификаций, обобщенная трудовая функция, трудовое действие.
Необходимость актуализации действующих профессиональных стандартов продиктована, прежде всего, изменением государственных приоритетов в системе правовой регламентации их разработки, утверждения и применения. В частности, в апреле 2013 года были изданы приказы Министерства труда и социального развития РФ, регламентирующие новые подходы в определении макета профессионального стандарта с учетом утвержденных уровней квалификации.
Разработка ныне действующих профессиональных стандартов в свое время была вызвана изменением технологии управления производством, возрастанием роли научно-технического прогресса в производственной деятельности, повышением требований к уровню квалификации и компетенциям работников, а также изменением содержания труда. Однако, в настоящее время, в связи с изменением действующего законодательства Российской Федерации, назрела насущная необходимость пересмотра их правового статуса.
Активное участие в разработке новых профессиональных стандартов и их актуализации принимает федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) и его филиалы, в частности, Волгодонский инженерно-технический институт.
В настоящее время ведется работа по актуализации следующих профессиональных стандартов:
1) Специалист в области теплоэнергетики.
2) Специалист в области электроэнергетики.
3) Специалист в области тепловой автоматики и измерений.
4) Специалист в области радиационной безопасности атомной станции.
5) Специалист по обращению с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом.
6) Физик.
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013
7) Химик.
Актуализация действующих профессиональных стандартов не ставит своей целью их полную переработку, так как содержательный аспект трудовых функций и умений во многом отвечает требованиям действительности. Вместе с тем, в указанных стандартах с учетом новых требований, не выделены обобщенные трудовые функции, не отражены уровни квалификаций в соответствии с национальной рамкой квалификации и уровни образования согласно новому Закону об образовании.
В этой связи, представляется крайне необходимым, выработать единые требования к актуализации действующих профессиональных стандартов, унифицировать указанные требования для всех разработчиков и создать механизм системного подхода к отражению переработанной информации с учетом современных нормативных требований.
Несомненно, что у разработчиков профессиональных стандартов накопился определенный опыт по их созданию и представлению в Экспертном совете при Минтруде, поэтому при актуализации действующих профессиональных стандартов учитывается специфика единообразного отражения новых требований. Так, трудовые действия и умения должны корреспондировать друг другу, но, ни в коей мере, не дублировать содержательный контент. Если речь идет об умении специалиста в области электроэнергетики «выявлять и устранять неисправности в работе обслуживаемого оборудования», то трудовое действие будет выглядеть следующим образом: «организует осмотр электрооборудования, ликвидацию дефектов и повреждений».
Схематично соотношение обобщенной трудовой функции, трудовой функции и трудовых действий специалиста в области электроэнергетики представлено на рисунке 1.
Трудовые действия
1. Обеспечивает пожарную, радиационную и техническую безопасность при эксплуатации электрооборудования.
2. Организует техническое обслуживание и ремонт электротехнического оборудования и устройств главной схемы электрических соединений.
3. Выполняет работы по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту электротехнического оборудования и устройств главной схемы электрических соединений.
4. Организует выполнение сменных производственных заданий.
5. Выполняет режимные переключения.
6. Осуществляет использование основных измерительных приборов для контроля показателей.
7. Осуществляет техническое регулирование и контроль обслуживаемого электротехнического оборудования.
8. Организует осмотр электрооборудования, инструмента, приспособлений, обеспечивает оценку технического состояния оборудования, ликвидацию дефектов и повреждений.
9. Организует сдачу в ремонт и приемку отремонтированного электрооборудования.
3.1.1. Трудовая функция
Техническое обслуживание и ремонт сложного и ответственного электротехнического оборудования и устройств главной схемы электрических соединений
3.1. Обобщенная трудовая функция
Техническое обслуживание, ремонт и диагностика сложного и ответственного электротехнического оборудования и устройств
Рис. 1. Схема соотношения элементов профстандарта
84
РУДЕНКО и др.
Важно помнить, что при описании трудовых действий, необходимо использовать оценочные характеристики, например, «организует сдачу в ремонт и приемку отремонтированного оборудования». Кроме того, употребление глаголов типа «проводить», «выполнять», «производить» и др. должно опираться, прежде всего, на смысловую нагрузку осуществляемого действия.
Как и при разработке профессиональных стандартов, их актуализация, то есть пересмотр, обновление, требует взвешенного подхода при анализе должностных инструкций, а также требований ЕТКС и ЕКС. Посредством детального изучения данных документов предстоит из умений, заложенных в действующие стандарты, выделить обобщенные трудовые функции и трудовые действия. Причем корреляция умений и трудовых действий должна быть обоснованной с точки зрения содержательной наполненности перерабатываемого профессионального стандарта.
Указанные в стандартах требования к уровню подготовки специалистов, с одной стороны, не должны иметь чрезвычайно жестких рамок, чтобы облегчить трудоустройство специалистов, а с другой стороны - замещение ведущих должностей, (например, старший мастер, ведущий инженер) не должно допускаться без предъявления требований к стажу работы, практически со студенческой скамьи.
Интересным представляется вопрос об унификации уровней квалификации в рамках сходных должностей как внутри отрасли атомной энергетики, так и в других отраслях экономики. Должность инженера, например, должна соответствовать 5-му уровню квалификации вне зависимости от конкретной производственной среды или в целом от отраслевой принадлежности, с перспективой карьерного роста на вышестоящие уровни - ведущего инженера, главного инженера и т.д.
Весьма важным, как и при создании профессиональных стандартов, является мнение экспертов, непосредственно осуществляющих либо контролирующих виды работ, заявленных в профессиональных стандартах, требующих актуализации. Актуализируемые профессиональные стандарты, в настоящее время, проходят процедуру обсуждения посредством проведения круглых столов с участием представителей ведущих специалистов работодателя (ОАО «Концерн Росэнергоатом), широкого круга общественных организаций (профсоюзы, Ядерное общество России), специалистов по заявленному спектру деятельности АЭС (в том числе, представителей учебно-тренировочных пунктов и центров), профильных учебных заведений и др.
В рамках актуализации профессиональных стандартов, проводится анкетирование специалистов, по интересующим разработчиков вопросам, что помогает сконцентрироваться на истинном трудовом потенциале конкретной профессии, отсекая невостребованные умения в той или иной области.
Процедура актуализации профессиональных стандартов сопровождается неизменным информированием общественности о ходе проведения работы, о поступающих замечаниях и их оценке при помощи средств массовой информации, интернет-ресурсов, вебинаров.
Завершающим этапом актуализации профессиональных стандартов является проведение экспертизы в профессиональном сообществе по соответствующим направлениям деятельности, одобрение профессиональных стандартов Экспертным советом при Минтруде России и оформление их в виде нормативного правового акта -приказа Минтруда России.
To the Question of Actualization of Functioning Professional Standards V.A. Roudenko, N.N. Podrezov, G.A. Dobler, N.V. Abrosimova
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 e-mail: [email protected]
Abstract - The article describes the main ways of actualization of functioning professional standards, it also examines the questions of modernization of internal structure and the content of professional standards which were designed and established earlier. The authors give complex estimation of judicial regulation mechanism of leveled education and National frame of qualification the necessity of which is caused by improving of modern Russian legislation.
Keywords: nuclear power engineering, professional standard model, professional standard actualization, competence, qualification levels, generalized labour function, labour functioning.