Научная статья на тему 'Профессиональные стандарты в атомной энергетике: понятие, система, перспективы'

Профессиональные стандарты в атомной энергетике: понятие, система, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ATOMIC ENERGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА / THE QUALIFICATIONS OF THE EMPLOYEE / УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИЙ / LEVELS OF QUALIFICATIONS / ОБОБЩЕННАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / GENERALIZED LABOR FUNCTION / ТРУДОВОЕ ДЕЙСТВИЕ / LABOUR ACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абросимова Наталья Викторовна

В статье исследуется понятийно-категориальный аппарат профессионального стандарта и его ключевые характеристики, раскрываются основные направления деятельности по разработке, утверждению и применению профессиональных стандартов в атомной энергетике, рассматриваются вопросы систематизации действующих профессиональных стандартов в атомной отрасли, а также дается неоднозначная оценка перспективам применения профессиональных стандартов в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абросимова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Standards in Nuclear Power Engineering: the Concept, System, Prospects

The article considers the conceptual-categorial apparatus of a professional standard, and its key features, describes the major directions of activity on development, approval and application of professional standards in nuclear energy, the issues of systematization of existing professional standards in the nuclear industry, and also provides a mixed assessment of the prospects of application of professional standards in practice.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стандарты в атомной энергетике: понятие, система, перспективы»

_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС

УДК 621.039:006.1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2014 г. Н.В. Абросимова

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного

университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.

В статье исследуется понятийно-категориальный аппарат профессионального стандарта и его ключевые характеристики, раскрываются основные направления деятельности по разработке, утверждению и применению профессиональных стандартов в атомной энергетике, рассматриваются вопросы систематизации действующих профессиональных стандартов в атомной отрасли, а также дается неоднозначная оценка перспективам применения профессиональных стандартов в практической деятельности.

Ключевые слова: атомная энергетика, профессиональный стандарт, квалификация работника, уровни квалификаций, обобщенная трудовая функция, трудовое действие.

Поступила в редакцию 09.04.2014 г.

Еще несколько веков назад так называемые первые профессиональные стандарты были у всех на виду в буквальном смысле: над мастерской сапожника висел сапог, над пекарней - калач и т.д.

Времена меняются, под влиянием научно-технического прогресса требования к профессиям стали предъявляться с позиций, диктуемых работодателями. Современные приоритеты сводятся к наличию у специалиста, трудоустраивающегося в организации, таких квалификационных характеристик, при наличии которых он сразу способен приступить к работе, без дополнительного обучения или вынужденного наставничества.

Ранее работодатели в процессе трудоустройства потенциальных работников руководствовались квалификационными справочниками (ЕТКС и ЕКС). Однако описание профессий в них было чрезвычайно куцым, и не давало полного представления о том, что должен знать и уметь человек, чтобы считаться профессионалом. Кроме того, деление одной профессии на множество подвидов привело к существованию в общей сложности свыше 7,5 тыс. профессий, из них: 5 тыс. - профессий рабочих и 2,5 тыс. - должностей служащих. Для сравнения в Европе их, например, 600-700.

Таким образом, назрела насущная потребность, во-первых, «укрупнить» существующие профессии с учетом запроса работодателей, во-вторых, провести ревизию невостребованных профессий, и, в-третьих, подвергнуть правовому регулированию вновь появившиеся профессии, сформировавшиеся под влиянием современного уровня развития науки и техники.

Для того, чтобы решить такую непростую задачу необходимо было на законодательном уровне разработать понятийно-категориальный аппарат и определить ключевые направления деятельности, связанной с разработкой, утверждением и применением профессиональных стандартов.

Термин «профессиональный стандарт» появился в российской правовой системе относительно недавно. Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 Трудовой кодекс

©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2014

Российской Федерации был дополнен статьей 195.1, которая установила, что профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Под квалификацией работника при этом стали понимать уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в период до 2015 года должно быть разработано и утверждено не менее 800 профессиональных стандартов.

Правовую основу деятельности по разработке и утверждению профессиональных стандартов составляют:

1) Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;

2) План разработки профессиональных стандартов на 2012 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р;

3) План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 № 565.

Для методического обеспечения деятельности по разработке профессиональных стандартов были подготовлены следующие документы:

а) Макет профессионального стандарта, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 147н;

б) Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н;

в) Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 № 170н.

Необходимо отметить, что атомная отрасль, одна из немногих, где профессиональные стандарты, как нигде, востребованы. Именно профессиональные стандарты в итоге будут влиять на государственные образовательные стандарты подготовки специалистов для предприятий атомной энергетики. В настоящее время выпускники технических вузов, получив дипломы, зачастую, не владеют необходимыми навыками и знаниями для выполнения своих обязанностей и, в целом, для успешной карьеры. Дело в том, что в высшей школе до недавнего времени большое внимание уделялось теоретической подготовке в ущерб практическому обучению, например, через деловые игры, практикумы и др.

Такая ситуация побудила законодательные органы Российской Федерации, работодателей, научную общественность переосмыслить фундаментальные методологические подходы к сущности и содержанию образовательного процесса в российской высшей школе, в том числе и к выпускникам инженерно-технических вузов [1]. В частности, речь идет о перестройке системы подготовки специалистов для работы в атомной промышленности.

В утвержденной Правительством Российской Федерации Программе создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» на 2009-2017 годы отмечается, что существенная роль в создании современной экономики инновационного типа отводится атомной отрасли. Именно она должна стать «локомотивом» отрасли высоких технологий российской

экономики с целью обеспечения расширенного воспроизводства продукции атомной промышленности на основе развития ядерного оружейного, ядерного энергетического и научно-технологического комплексов, а также комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, повышения международной конкурентоспособности и совершенствования потенциала государственного управления.

Как видно, подготовка кадров в России должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий, строительства ядерных объектов и ввода их в эксплуатацию. Масштабный ввод атомных электростанций и других ядерных объектов опасен без тщательной проработки и реализации кадровой политики.

Следует отметить, что подобная ситуация складывается не только в России. В течение последних 20 лет более чем в 100 странах мира идет работа в области создания и внедрения национальных квалификационных структур и стандартов (НКС), национальных систем квалификаций (NQF). Лишь пять из них, в том числе Россия, осуществляют разработку НКС, NQF самостоятельно, для всех остальных Всемирным банком и Европейским союзом в рамках ряда программ, выделяются «донорские материалы и средства».

Интересной в этой связи представляется взаимосвязь таких международно-правовых категорий, как национальная рамка квалификаций, национальная система квалификаций и отраслевая рамка квалификаций, под которыми понимают:

- Национальная рамка квалификаций - организованные в единую структуру описания квалификаций, признаваемые на национальном и международном уровнях, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и других сертификатов об образовании.

- Национальная система квалификаций - инструмент повышения качества профессионального образования и его значимости для рынка труда, призванный обеспечить официальное признание результатов обучения независимо от места обучения, будь то учебное заведение или рабочее место (рынок квалификаций, а не рынок дипломов).

- Отраслевая рамка квалификаций предназначена для объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан и позволяет, в частности, разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов.

В России разработка профессиональных стандартов, в том числе, применительно к атомной энергетике, несомненно, должна учитывать национальные традиции, но все-таки, с опорой на международно-правовой опыт.

Для того чтобы учесть интересы работодателей в атомной отрасли должны быть разработаны и внедрены такие профессиональные стандарты, которые смогли бы учесть не только ключевые характеристики конкретной профессии, но и иные компетенции, рассматриваемые как крайне желательные и необходимые, например, коммуникабельность, лидерство, работа в команде, психология делового общения, специфика национальных культур и др.

Важно отметить, что любой профессиональный стандарт в целях унификации и единообразия правоприменения облекается в специальную форму - макет, учитывающую конкретный вид экономической деятельности, функциональную карту вида профессиональной деятельности, характеристику обобщенных трудовых функций, трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний с учетом дополнительных характеристик (возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к

работе). При этом, обобщенных трудовых функций в рамках конкретного профессионального стандарта может быть две и более, соответственно трудовые функции должны отражать назначение обобщенной трудовой функции, а трудовые действия, необходимые умения и знания - характеристику определенной трудовой функции. Кроме того, уровень квалификации, предусмотренный профессиональным стандартом, с максимальной точностью должен соответствовать объему полномочий и ответственности определенного вида деятельности, а также характеру умений и знаний, основным путям достижения данного уровня квалификации.

Например, профессиональный стандарт специалиста в области электроэнергетики учитывает следующие характеристики для должности мастера (инженера):

1) вид профессиональной деятельности - эксплуатация электротехнического оборудования АЭС;

2) требования к образованию и обучению - среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена; высшее образование (бакалавр, специалист);

3) требования к опыту практической работы - без предъявления требований к стажу работы либо стаж работы в должности техника 1 -й категории не менее 3 -х лет;

4) особые условия допуска к работе - прохождение медицинского осмотра (отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья), а также прохождение проверки знаний, инструктажей, стажировки, дублирования и получение допуска к самостоятельной работе;

5) обобщенная трудовая функция - техническое обслуживание, ремонт и диагностика сложного электротехнического оборудования и устройств главной схемы электрических соединений;

6) трудовая функция - техническое обслуживание устройств релейной защиты автоматики и средств электрических измерений на микроэлектронной и микропроцессорной элементной базе;

7) трудовые действия - изучение работы устройств релейной защиты и электроавтоматики по записям аварийных режимов; проведение технического обслуживания и ремонта устройств релейной защиты и электроавтоматики в соответствии с графиком; организация устранения неисправностей и дефектов и др.;

8) необходимые умения - соблюдение требований техники безопасности на электроустановках, пожарной, радиационной и технической безопасности; применение средств индивидуальной защиты от поражения электрическим током; проверка отсутствия напряжения; устранение неисправностей в работе закрепленных устройств и др.;

9) необходимые знания - основные правила обеспечения эксплуатации АЭС; межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок; инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых на электроустановках; нормы и правила радиационной безопасности и др.;

10) уровень квалификации - 5 (пятый), предполагающий самостоятельную деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений; участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения; ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников либо подразделения.

Следует подчеркнуть, что основное отличие ЕТКС и ЕКС от профессиональных стандартов состоит в следующем, если первые принимались и вводились в действие на законодательном уровне соответствующими органами государственной власти, то последние приобретают формат нормативного документа при условии прохождения специальной процедуры разработки с непосредственным участием заинтересованных

лиц (объединений работодателей, работодателей, профессиональных сообществ, саморегулируемых организаций, образовательных учреждений и др.).

По этому принципу в разработке и обсуждении профессиональных стандартов для атомной энергетики традиционно участвуют Концерн Росэнергоатом, НИЯУ МИФИ, ЗАО «НИИ», НИКИЭТ, НТЦ ЯРБ, профсоюзы разных уровней и др.

Кроме того, обязательным этапом формирования проектов профессиональных стандартов является их общественное обсуждение путем:

- размещения проекта профессионального стандарта на сайте разработчика проекта профессионального стандарта и сайтах участников его разработки;

- организации специальных форумов в сети Интернет;

- проведения конференций, круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий;

- размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации.

Такой подход позволяет учесть мнение не только самих разработчиков, но и всех заинтересованных лиц прямо не задействованных в разработке проекта профессионального стандарта (работники, замещающие обсуждаемую должность, в настоящее время; работодатели, заинтересованные во введении данной должности в штатное расписание либо имеющие штат соответствующих работников; научные работники; студенты (будущие специалисты) и др.).

В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов в структуре Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации создан экспертный совет по профессиональным стандартам. Экспертный совет по итогам своей деятельности готовит мотивированное заключение о готовности проекта профессионального стандарта к утверждению либо о направлении его на доработку. Положительное решение экспертного совета ложится в основу утверждения профессионального стандарта приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Основными документами, используемыми при разработке профессионального стандарта, по-прежнему остаются ЕТКС и ЕКС, положения которых принимаются за основу формирования профессиональных компетенций по конкретной должности. Однако макет профессионального стандарта отражает максимум информации о системе квалификационных требований, отражающей объемы компетенций работников, которые необходимы и достаточны для качественного выполнения ими своих должностных обязанностей (трудовых функций).

Для того чтобы учесть новые экономические условия, формирующие конкурентную среду и стимулирующие ускорение научно-технического прогресса, процесса вывода на рынок новых продуктов, техники и технологий, для разработанных и утвержденных профессиональных стандартов предусмотрен пятилетний срок действия.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации система профессиональных стандартов представляет собой информационную базу, сгруппированную по видам экономической деятельности и роду занятий в единый реестр, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В настоящее время в атомной энергетике процедуру разработки и согласования прошли следующие профессиональные стандарты: оператор транспортно-технологического оборудования реакторного отделения, слесарь по обслуживанию

оборудования электростанций, машинист котлов в атомной энергетике, машинист-обходчик турбинного оборудования, оператор реакторного отделения, переработчик радиоактивных отходов, специалист в области ядерной безопасности, инспектор в атомной энергетике, оператор хранилища отработанного ядерного топлива и др.

Особо следует подчеркнуть, что помимо, собственно, разработки новых профессиональных стандартов, разработчики столкнулись с необходимостью актуализации ранее утвержденных профессиональных стандартов, но утративших юридическую значимость в связи с совершенствованием их правового регулирования.

Актуализация действующих профессиональных стандартов не ставит своей целью их полную переработку, так как содержательный аспект трудовых функций и умений во многом отвечает требованиям действительности. Вместе с тем, в указанных стандартах с учетом новых требований, не выделены обобщенные трудовые функции, не отражены уровни квалификаций в соответствии с национальной рамкой квалификации и уровни образования согласно новому Закону об образовании.

В этой связи, представляется крайне необходимым, выработать единые требования к актуализации действующих профессиональных стандартов, унифицировать указанные требования для всех разработчиков и создать механизм системного подхода к отражению переработанной информации с учетом современных нормативных требований [2].

В перспективе профессиональные стандарты должны стать основой для:

- разработки в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;

- конкретизации требований работодателей к работникам при выполнении ими трудовой функции;

- необходимой частью решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций);

- тарификации должностей, отбора и подбора персонала, планирования карьеры;

- установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);

- проведения оценки квалификации, аттестации и сертификации работников-специалистов;

- важным фактором при увольнении - в случае если работник не отвечает профессиональным требованиям (для защиты интересов работника).

Подводя итог, можно сделать вывод, что действующие профессиональные стандарты в атомной энергетике отражают наиболее устойчивые и воспроизводимые функции и компетенции работников, которые характерны для обеспечения технологических процессов в организациях атомной промышленности, что предполагает возможность признания профессиональной компетентности работников (сертификации) и способствует их мобильности.

Со временем планируется дополнить описание профессий визуальным рядом -фотографиями с рабочего места, а также видеороликами, чтобы люди, достигшие определенных высот в профессии, рассказали о ней подрастающему поколению [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Даурина, В.Ф. Уровень знаний российских выпускников не соответствует требованиям рынка труда [Электронный ресурс] // Карьерист: сетевой журн. - 2013. - Режим доступа: URL: http://www.career-st.ru/news/519 - 03.04.2014.

2. Руденко, В.А. и др. К вопросу об актуализации действующих профессиональных стандартов [Текст] / В.А. Руденко, Н.Н. Подрезов, Г.А. Доблер, Н.В. Абросимова // Глобальная ядерная безопасность. - 2013. - №3(8). - С. 82-85.

3. Сафонов, А.Л. Специалист должен быть стандартным [Электронный ресурс] // Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент. - 2012. - № 838(9). - Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/03/06/sertifikat.html - 08.04.2014.

Professional Standards in Nuclear Power Engineering: the Concept,

System, Prospects

N.V. Abrosimova

Volgodonsk Engineering Technical Institute the Branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 e-mail: abnatvik@yandex.ru

Abstract - The article considers the conceptual-categorial apparatus of a professional standard, and its key features, describes the major directions of activity on development, approval and application of professional standards in nuclear energy, the issues of systematization of existing professional standards in the nuclear industry, and also provides a mixed assessment of the prospects of application of professional standards in practice.

Keywords: atomic energy, professional standard, the qualifications of the employee, the levels of qualifications, generalized labor function, labour action.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.