Разработка профессиональных проб по 3й-моделированию для старших классов
Можаров Максим Сергеевич,
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и общетехнических дисциплин, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета E-mail: [email protected]
Читайло Кристина Сергеевна
магистрант, кафедра информатики и общетехнических дисциплин, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье раскрыта актуальность профориентационной работы со школьниками. Раскрыто определение профессиональной пробы, ее особенности, формы и этапы проведения. Разработаны и представлены примеры инновационных направлений профориентационной деятельности. С учетом «Атласа Новых Профессий» описана актуальность проведения профессиональных проб по 3D-моделированию. Раскрыт потенциал проведения профессиональной пробы по 3D-моделированию по сценарию соревнований Junior Skills. Описан выбор подходящего программного обеспечения для проведения практического этапа пробы. Дана характеристика системы автоматизированного проектирования Компас^, как программного средства, на основе которого может быть проведена профессиональная данная проба.
В качестве одного из инструментов подготовки школьников к профессиональной пробе по 3D моделированию описано использование средств дистанционных технологий, таких как программа для организации видеоконференций «Zoom» и мобильное приложение «3D train». Описан результат проведения профессиональной пробы по 3D моделированию, сформулированы требования к организации и проведению профессиональных проб.
Ключевые слова: профессиональные пробы, профориентаци-онная деятельность, 3D-моделирование.
Введение
В последние годы одним из ключевых направлений развития Российского образования является курс, обращенный в сторону увеличения объема и качества проводимых профориентационных работ в общеобразовательных школах, а также оценивания полученных по итогу результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт отмечает важность умения ориентироваться сегодня в мире профессий, как фундаментальных, так и совершенно новых, а также тех профессий, которым только предстоит появиться, Не менее значимым представляется понимать экономическую и социальную важность той или иной профессиональной деятельности.
Молодым людям зачастую бывает довольно трудно сделать выбор в пользу той или иной профессии, т.к. далеко не каждый старшеклассник понимает карьера какого специалиста для него будет максимально благоприятна в будущем. Желание выбрать тут или иную специальность может быть продиктовано родителями, друзьями, различными медиасредствами или «модой» на те или иные профессии, хотя истинные желания и склонности школьника к определенной профессии могут относиться к совершенно другим сферам. В подобной ситуации ученику бывает довольно трудно определиться с выбором специальности.
Выбор подходящей профессии по праву можно считать трудным, но определенно важным процессом, поэтому необходимо дать учащемуся возможную помощь и поддержку в этом вопросе. Результатом профессионального самоопределения должно стать сформированное положительное представление себя, как субъекта профессиональной деятельности. Подспорьем в решении проблемы выбора профессии может являться проведение профориентационных работ для старшеклассников, в частности - профессиональных проб.
сз о со "О
Изложение основного материала статьи
Одним из видов профориентационной работы среди школьников можно выделить профессиональные пробы.
Профессиональную пробу можно рассматривать как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся. Задачей для испытуемого является практическая проверка своих личностных качеств. В результате выполнения профессиональных проб учащиеся должны знать:
Ш А
—I О
сз т; о m О от
З
ы о со
- содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
- технологию выполнения профессиональной пробы;
- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять простейшие операции;
- пользоваться инструментом, материалом, документацией;
- выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
В ходе профессиональных проб для учащихся:
- даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
- моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
- определяется уровень их готовности к выполнению проб;
- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб. [1] Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная проба:
- дает возможность формировать у старшеклассников набор знаний и умений в рамках определенной профессиональной компетенции;
- формирует комфортную среду для получения практического опыта в профессии;
- оказывает влияние на развитие креативных способностей школьников. Профессиональная проба является практико-
ориентированным по форме и личностно-ориентированным по смыслу проектом, который может иметь как положительный так и отрицательный результат ее прохождения, что, в свою очередь, является абсолютной нормой, т.к. успешность решения профессиональной задачи школьником будет подтверждением его знаний и способностей в данной сфере. Не получив успешного результата в одной профессиональной пробе, учащийся может попробовать себя в другой профессиональной сфере, тем самым получив возможность выбора для себя той профессии, которая «ближе».
К подготовке профессиональной пробы стоит подходить с расчетом, что ее проведение будет ° сопровождаться максимально возможным погру-" жением обучающегося в реальный профессио-^ нальный или профессионально-образовательный ^ процесс, что будет вызывать у испытуемого ощу-Ц щение реальной профессиональной ситуации,
в которой от него требуется самостоятельное профессиональное решение возникающей проблемы. Иначе говоря, обеспечивая как можно более полное погружение, профессиональная проба превращается в процесс имитации профессиональной деятельности.
Организационно-педагогические условия проведения профессиональных проб сегодня претерпевают изменения, связанные с внедрением инновационной, системной и технологической составляющей, что выражается в создании активных механизмов сетевого сотрудничества, направленных на привлечение к проведению профессиональной пробы организаций среднего профессионального и высшего образования, а также предприятий -потенциальных работодателей.
Так же одним из преимуществ подобного подхода является детальная технологическая проработанность всех процедур организации и реализации профессиональных проб.
Профессиональная проба подразумевает создание таких условий ее проведения, какие являются достаточными для того, чтобы сформировать у молодых людей устойчивую мотивацию к определенной профессиональной деятельности.
Для достижение подобной цели можно определить ее составляющие, которые так же могут выступать и критериями для оценки успешности прохождения профессиональной пробы:
- успешное решение профессиональной задачи (в чем, собственно, и заключается смысл профессиональной пробы);
- получение удовлетворения, как от самого рабочего процесса, так и от того, как сам человек ощущает себя, выполняя данную работу;
- выявление того лучшего, что есть в профессии, и того лучшего в школьнике, что будет действовать и расти в нем, если он выберет эту профессию.
Профессиональная пробы как метод профориентации имеет свои особенности, к которым относят следующие:
- каждый этап профессиональной пробы включает в себя диагностику специальных и профессионально важных качеств;
- конечным результатом на каждом этапе профессиональной пробы является получение определенного завершенного продукта профессиональной деятельности;
- профессиональная проба ориентирована на формирование четких представлений о деятельности определенной профессии;
- характер профессиональной пробы направлен на развитие определенных склонностей и способностей школьника, что достигается путем усложнения практических задач целесообразно уровню подготовки испытуемого;
- профессиональная проба содержит элементы творческой и самостоятельной деятельности учащихся;
- профессиональная проба является системообразующим фактором, отражающим готов-
ность учащегося к осознанному дальнейшему выбору специальности.
В содержании профессиональной пробы можно выделить подготовительный и практический этапы.
На подготовительном этапе определяется уровень готовности испытуемых к выполнению пробы путем аккумуляции информации о школьниках: их знания, умения и навыки, которые пригодятся для выполнения пробы, так же на данном этапе происходит первичное «погружение» в специфику профессии через просмотр фильмов, общение со специалистами и посещение предприятий данной профессиональной сферы.
На практическом этапе от испытуемых требуется решение теоретических и практических профессиональных заданий, моделирующих основную деятельность профессии. Подобные задания требуют владения начальными профессиональными умениями.
Задания выполняются на трех уровнях сложности. Первый уровень сложности самый простой, исполнительский. Задания второго уровня сложности содержат элементы творческого характера, предусматривают внесение в изготавливаемый продукт новизны и оригинальности. Задания третьего уровня сложности предполагают самостоятельную деятельность школьников - планирование, постановку промежуточных и конечных целей, принятие решения, анализ и самооценку результатов деятельности. Таким образом, третий уровень сложности предполагает самостоятельный поиск выхода из проблемной ситуации. На первых двух уровнях сложности работа обучающихся сопровождается консультированием, помощью в решении затруднительных вопросов со стороны преподавателя или консультанта-профессионала. Обучающиеся пользуются справочной литературой, вспомогательными дидактическими материалами (схемами, таблицами, чертежами, рисунками и др.).
В ходе выполнения профессиональных проб педагог выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем знаний, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий.
Многие средние образовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии) открыли и продолжают открывать инженерные классы по собственной инициативе или в рамках проекта «Реиндустриа-лизация» [2]
Одним из приоритетных предметов, в проведении которого заинтересованы школы - это «3D-пе-чать и 3D-моделирование». Определяется это разными причинами: и упомянутое выше открытие инженерных классов, и проведение олимпиад <^ипюгёкН&», в которых есть соответствующая секция [3].
Если актуальность введения предмета «3D-пе-чать и 3D-моделирование» были определены в прошлых абзацах, то в дальнейшем необходимо определить чем обусловлена актуальность проведения профессиональных проб по 3D-моделиро-ванию.
Современный мир меняется настолько быстро, что шанс выбрать «устаревающую» профессии все время растет. Обратимся к «Атласу Новых Профессий» (версия 3.0 от 2020 года) - разработке российского инновационного центра Сколково.
В Атласе новых профессий представлена информация о том, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Атлас дает представление о 27 отраслях - от добычи полезных ископаемых до медиа и развлечений. Изучив данный информационный источник, можно смело утверждать, что определенная часть новых профессий будет так или иначе связана с 3D-моделированием и 3D-печатью. Специалисты Сколково прогнозируют появление таких специалистов как «инженер 3D-печати в строительстве», «оператор станка на основе аддитивных технологий», «цифровой ремесленник», «программист электронных рецептов одежды», «ит-геолог» и т.д. Каждый из перечисленных специалистов, должен владеть навыком 3D-моделирования. Таким образом, можно утверждать, что проведение сегодня профессиональных проб по 3D-моделированию является актуальным направлением в профориентации школьников.
Выяснив, для чего проводится профессиональная проба по 3D-моделированию, логично перейти к вопросу как выбрать форму и методы проведения профессиональной пробы. Рассмотрим это подробнее.
Необходимость внедрения инновационных направлений в профессионализацию учащихся обуславливается следующим противоречием: для модернизации экономики страны требуется подготовка высококвалифицированных кадров, однако подходы в традиционной профориентационной работе в своем большинстве все чаше признаются устаревшими.
Если изучать влияние современной общественной практики на процесс профессионализации, то заметны тенденции, во-первых, концептуальной вариативности системы профориентации, во-вторых, усложнения структуры этой системы за счет включения в нее международного экспертного сообщества, в-третьих, значительного омоложения начального этапа профессионализации через введение системы профессиональных проб.
Одной из инновационных форм профессиональной ориентации является общероссийская система профессиональных соревнований школьников JuniorSkills - ответвление международного чемпионатного движения для развития личности в профессиональной среде WorldSkills.
Движение JuniorSkills является профессиональной пробой высшего уровня, так как представляет собой моделирующую деятельность с элементами конкретных профессиональных действий в условиях конкретного профессионального контекста. [4]
Важным опытом для участников JuniorSkills является возможность максимального погруже-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ния в условия профессиональной деятельности, включающие не только традиционные рабочие профессии и специальности, но и различные высокотехнологичные направления деятельности -аэрокосмическая инженерия, мобильная робототехника, прототипирование, нейротехнологии. JuniorSkills проверяет в основном hardskills - так называемые «твердые навыки», которые характеризуются измеряемостью, алгоритмизацией. Данное движение является более прагматичным, конкретным, решающим насущные тактические задачи кадрового обеспечения реального сектора экономики.
Проанализировав успешность движения JuniorSkills, можно сделать вывод, что формат проведения профессиональных проб по 3D-моде-лированию по типу данных соревнований будет является положительным опытом инновационной профориентационной работы.
Профессиональная проба по 3D-моделирова-нию предполагает практический этап ее проведения, на котором школьникам предлагается создать 3D-модель определенного объекта. Учитывая стремление подвести формат проведения подобной пробы к стандартам Junior Skills, следует отметить, что программное обеспечение для 3D-моде-лирования должно быть подобрано максимально похожим на то, которое используется на соревнованиях JuniorSkills в компетенции Инженерный дизайн (CAD). Задание Junior Skills включает эскизный дизайн-проект объекта и состоит из нескольких модулей, каждый из которых оценивается отдельно: 3D-моделирование, визуализация, создание прототипа, разработка технической документации, презентация проекта.
В результате анализа программных продуктов, подходящих для проведения профессиональных проб по 3D-моделированию, нами были определены наиболее предпочтительные варианты.
На соревнования Junior Skills в компетенции Инженерный дизайн (CAD) выполнение профессионального задания, т.е. создание 3D-модели, происходит на системах автоматизированного проектирования: Autodesk Inventor, но также возможно создание 3d модели в САПР: KOMnAC-3D, SolidWorks и пр.
Исходя из наличия бесплатной лицензии, минимальных системных требований, для проведения профессиональной пробы по 3D-моделированию можно сделать выбор в пользу САПР Компас-3D.
Компас-3D - система трёхмерного моделирования, ставшая стандартом для тысяч предприятий, благодаря удачному сочетанию простоты освоения и легкости работы с мощными функциональными возможностями твердотельного и поверхностного моделирования. Параметрическая технология позволяет быстро получать модели типовых ° изделий на основе однажды спроектированного " прототипа. Ключевой особенностью КОМПАСА g является использование собственного математического ядра и параметрических технологий, раз-Ü работанных специалистами АСКОН.
В условиях современных требований к организации учебного процесса, важно отразить актуальность использования средств информационно-коммуникационных технологий. Особенно актуально это в условиях массового перехода на дистанционное обучения в связи со сложившейся в 2019-2020 учебном году ситуацией - пандемией Covid-19.
На сегодняшний день разнообразие ИКТ позволяет организовать дистанционную работу не только учителям предметникам для проведения своих уроков, но и использовать современный цифровые средства для профориентационной работы в формате профессиональной пробы.
Рассмотрим вариант проведения профессиональной пробы по 3D моделированию с использованием дистанционных технологий. Учитывая, что профессиональная проба состоит из двух этапов (подготовительного и практического) рассмотрим вариант проведения каждого из них в дистанционном формате.
На подготовительном этапе пробы выделяются несколько уроков на теоретическую подготовку школьников. Онлайн-уроки возможно проводить через ZOOM, который позволяет приглашать в конференцию целый класс.
Для закрепления теоретического материала ученикам можно предложить использовать мобильное приложение тренажер-викторину «3D train», о чем мы писали ранее. [5]
Практический этап профессиональной пробы так же возможно осуществить через ZOOM, отслеживая процесс выполнения задания через демонстрацию испытуемым экрана своего компьютера. Выполненные задания - файлы 3D моделей, могут высылаться эксперту на электронную почту для оценки.
Выводы
Несомненная актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях вызывает необходимость проведения профессиональных проб. Для обеспечения данных мероприятий разработаны методы и средства современных направлений профориентационной деятельности. На основании данных, полученных по материалам современных источников, описана актуальность проведения профессиональных проб по Эй-моделированию. В качестве оснований для проведения профессиональных проб по Эй-моделированию использовался сценарию соревнований JuniorSkills.
В результате описан выбор подходящего программного обеспечения для проведения практического этапа пробы. Дана характеристика системы автоматизированного проектирования Компас-Эй, как программного средства, на основе которого может быть проведена профессиональная данная проба.
В качестве одного из инструментов подготовки школьников к профессиональной пробе по 3D моделированию описано использование средств
дистанционных технологий, таких как программа
для организации видеоконференций «Zoom» и мобильное приложение «3D train».
Литература
1. Балахнина, Р.В. Профессиональные пробы как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся // Реализация инновационной политики в тюменской области Материалы IV, V межрегиональной научно-практической конференции. - М.: Издательство «Перо», 2017. С.7-11.
2. Бодрунов С.Д. Интеграция производства, науки и образования как основа реиндустриали-зации российской экономики // Современные проблемы развития: материалы теоретического семинара в ИМЭМО РАН. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - Вып. II. - Т. 2. - С. 151-162.
3. Свиридова Н.В. JuniorSkills как инновационное направление в ранней профессионализации школьников // Евразийский союз ученых. 2017. № 43. С. 31-35.
4. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.
5. Читайло К.С. Использование мобильных технологий при проведении подготовительного этапа профессиональной пробы // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2020. № 66. С. 19-23.
EVELOPMENT OF PROFESSIONAL PROFESSIONALS FOR 3D MODELING FOR HIGHER CLASSES
Mozharov M.S., Chitaylo K.S.
Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University
The article reveals the relevance of vocational guidance work with schoolchildren. The definition of a professional test, its features, forms and stages of its conduct are revealed. Developed and presented examples of innovative directions of career guidance activities. Taking into account the «Atlas of New Professions», the relevance of professional tests in 3D modeling is described. The potential of holding a professional trial in 3D modeling according to the scenario of the Junior Skills competition has been revealed. The selection of suitable software for the practical phase of the sample is described.
As one of the tools for preparing schoolchildren for a professional trial in 3D modeling, the use of remote technologies, such as the program for organizing video conferencing «Zoom» and the mobile application «3D train», is described. The result of a professional test for 3D modeling is described, the requirements for the organization and conduct of professional tests are formulated.
Keywords: professional tests, career guidance, 3D modeling. References
1 Balakhnina, R.V. Professional tests as a way of forming professional self-determination of students // Implementation of innovation policy in the Tyumen region Materials of the IV, V interregional scientific-practical conference. - Moscow: Publishing house "Pero", 2017. P. 7-11.
2 Bodrunov S. D. Integration of production, science and education as the basis for the reindustrialization of the Russian economy // Modern problems of development: materials of a theoretical seminar at IMEMO RAS. - Moscow: IMEMO RAN, 2016. - Issue. II. - V. 2. - P. 151-162.
3 Sviridova N.V. JuniorSkills as an innovative direction in the early professionalization of schoolchildren // Eurasian Union of Scientists. 2017. Issue. 43. P. 31-35.
4 Atlas of new professions 3.0. /ed. D. Varlamova, D. Sudakova. -Moscow: Intellectual Literature, 2020. - 456 p.
5 Chitailo K. S. The use of mobile technologies during the preparatory stage of the professional test// Information and communication technologies in teacher education. 2020. Issue. 66. P. 1923.