Научная статья на тему 'Разработка профессионально-прикладной физической подготовки студентов-горняков и методика оценки их состояния в процессе трудовой деятельности'

Разработка профессионально-прикладной физической подготовки студентов-горняков и методика оценки их состояния в процессе трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка профессионально-прикладной физической подготовки студентов-горняков и методика оценки их состояния в процессе трудовой деятельности»

© В.М. Фатькин, 2008

В.М. Фатькин

ОБОСНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ -ГОРНЯКОВ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИХ СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

о 2007 года состояние здоровья россиян катастрофически

ухудшалась. По продолжительности жизни в мире среди

женщин мы находимся на 109 месте (средняя продолжительность 64 года), среди мужчин на 128 месте (средней возраст 58-59 лет). Из-за алкогольных и хронических отравлений в 90-е годы погибало ежегодно около 1 млн человек. По темпам заболеваемости СПИДом мы перегнали многие Африканские страны, число официально зарегистрированных больных превысило 360 тысяч человек, официальная цифра зарегистрированных наркоманов превысило 500 тысяч человек, больных алкоголизмом примерно 2,3 миллиона. Лишь в 2007 году наступило некоторое замедление темпов ухудшения некоторых показателей. Но все-таки смертность превышает рождаемость. Пик снижения рождаемости пришелся на 1999 год - 1,21 млн человек, т.е. число детей рожденных одной женщиной сократился до 1,17. такого не было даже в военные годы. В 2006 году коэффициент рождаемости увеличился до 1,35. Но произошло это не за счет роста рождаемости детей, а за счет увеличения женщин репродуктивного возраста - эхо всплеска рождаемости середины 1980-х годов. Население Р.Ф. на ноябрь 2007 г. составило 142 млн.

Ежегодная убыль населения с 1992 года составляла 700 тысяч человек, в 2007 году 410 тысяч человек. Смертность российских мужчин трудоспособного возраста в 10 раз больше показателей развитых стран. Женская смертность в России в 4 раза выше, чем в развитых странах. В настоящее время говорят об увеличении продолжительности жизни у мужчин на 0,8 года и некоторой стабилизации остальных показателей здоровья, но быстро такие показатели не восстанавливаются, теперь речь идет о 15-20 годах, которые по-

241

требуются для существенного улучшения положения со средней продолжительностью жизни.

Таблица 1

Распределение студентов по группам физкультуры

Всего студентов Основная группа Подготовительная группа ЛФК

1 курс 1014 588 390 41

2 курс 1030 727 234 69

3 курс 946 651 265 30

4 курс 941 661 255 25

Всего: 3936 2627 1144 165

Статистически достоверно увеличение за 2007 год нервно - психических заболеваний, особенно среди молодежи.

На первом месте среди заболеваний стоят заболевания зрения, косно - мышечной системы (сколиоз плоскостопие, остеохондроз). На втором - посттравматические заболевания (переломы, сотрясения мозга). На третьем - желудочно-ки-шечные (гастрит).

Далее сердечно-сосудистые (вегетососудистая дистония, пролапс митрального клапана, аритмия). Причем заболевание сердечно-сосудистые и органов дыхания увеличились. После занятий на кафедре физического воспитания в течение 2-х лет количество студентов, занимающихся в группе ЛФК уменьшилось на 55-60 %, что связано с уменьшением таких заболеваний как вегетососуди-стая дистония и пролапс митрального клапана. Картина общего физического состояния студентов следующая (табл. 2).

Учеными доказано что внедрение ППФП ведет к сокращению сроков адаптации к профессии, снижению заболеваемости в среднем на 12 %, снижению травматизма на 7 %, повышению производительности труда на 5 % (С .А. Полиевский, 1989 г.).

Лишь в 2007 году наметился положительный сдвиг, более активно стали заниматься физкультурой девушки (табл. 1).

Основной задачей в работе нашей кафедры мы считаем укрепление здоровья студентов и сотрудников МГГУ средствами физкультуры, развитие физических качеств, закаливание и профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП) (табл. 2). Совершенствовать ППФП возможно лишь на основе общего укрепления здоровья. Лучшее развитие какого-либо профессионального значимого физического и психологического

242

Таблица 2

Состояние здоровья в баллах

5п

4-'

3-' 2-' 1

Л}

1 кдо

2 к\рс

¿С

|1

3 к\рс

4 к\рс

качеств происходит при условии одновременного развития других качеств. Как показали результаты профессиограмм для подземных специальностей ТПУ, СП, ТБ, ТПР, ГМП,ГФ, труд инженера, горного мастера относится к одной из самых тя-желых категорий труда. Он характеризуется большим объёмом двигательной активности, ходьбы по измененному рельефу, в гору, под гору, причем на расстояния от 8 до 12 км и более за смену. Работа связана с большой стрессовой нагрузкой, опасностью, ответственностью за жизнь подчиненных. Работа происходит в тяжелых санитарно - гигиенических условиях, пыль, недостаточная видимость, загазованность, сильный шум, с частым изменением рабочих поз в неблагоприятных микроклиматических условиях, требуется часто значительные физические условия при ремонте горной техники, её установки в шахте, тоннелях, рудниках. Инженеры-горняки и особенно горнорабочие страдают заболеваниями, в первую очередь силикозом лёгких, пневмокониозом, заболеваниями суставов, виброболезнью и т.д. зачастую в течение нескольких часов пульс шахтера может составлять 100-120 ударов в минуту и более. Неумение правильно дышать и слаборазвитая дыхательная система иногда вынуждает горняков снимать респираторы, что ускоряет развитие силикоза лёгких и пневмокониоза. Для более объективной оценки значимости профессионально важных качеств горняков использовался метод экспертных оценок. В качестве экспертов привлекались преподаватели и сотрудники, работавшие на различных должностях на шахтах и строительстве подземных сооружений. Всего было опрошено 38 экспертов.

243

В результате изучения условий труда и опроса экспертов было отобрано 9 дифференциальных и 16 единичных показателей, определяющих профессионально важные качества специалиста горного профиля. При этом отобранные показатели рассматривались не как произвольный набор, а как некая классификационная система имеющая иерархическую структуру.

Каждому эксперту предлагалось определить значимость перечисленных в анкете шестнадцати показателей отдельных качеств. Показателю, который является, по мнению эксперта наиболее значимым в профессиональной деятельности присваивался ранг 1. Далее 2, 3, 4 и т.д. С помощью математической обработки результатов опроса были определены средневзвешенные значения рангов. Все показатели в зависимости от величины весомости были разделены на главные основные и вспомогательные. По результатам ранжирования главными и основными профессионально важными качествами специалиста горного предприятия являются:

- физические - общая выносливость (ранг 1,81), ловкость (4,9), динамическая сила (6,0), силовая выносливость (8,2), устойчивость к к неблагоприятным воздействиям производства (9,3), быстрота движений (10,25), взрывная сила (11,92);

- психические и психомоторные - скорость реакции (3,2), волевые качества (2,2), переключение и распределение внимания (3,8), оперативность мышления (7,0), концентрация и устойчивость внимания (12,2), пространственная ориентировка (14,1).

Данные анализа результатов расчётов категории тяжести труда специалистов горного профиля и математическая обработка результатов опроса экспертов подтверждают достоверность ранжирования профессионально-значимых качеств, проведённых методом экспертных оценок Kendall,, 1955.

Согласованность мнений экспертов (формула Конкордации)

где коэффициент конкордациии (общий коэффициент ранговой корреляции); т - число экспертов; 8 - сумма квадратов разностей (отклонений); X! - ранг _)-го фактора.

Мы рекомендуем развитие общей выносливости в сочетании с закаливающими мероприятиями проходящими в форме круглого-

W = ' 3 , m (n П)

244

дичных занятий на свежем воздухе. Это прежде всего бег на 5-10 км (темп 5-6 мин/км), лыжная прогулка на 1,5-2 часа, различные спортивные игры на воздухе, в лесу, на площадках в общежитии как с тренером так и самостоятельно.

Развитию ловкости в первую очередь способствуют занятия игровыми видами спорта, особенно футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика. Динамическая сила развивается на занятиях в тренажерном зале, штангой, гирями, в единоборствах (борьба, бокс и т.п.). Быстрота движения развивается на занятиях по легкой атлетике (спринт), различных играх, спортивных эстафетах. Скорость реакции вырабатывается прежде всего на занятиях настольным теннисом, боксом, спортивными играми и т.д.

Волевые качества, смелость, развиваются на занятиях бок-сом, гимнастикой, легкой атлетикой, штангой, борьбой, горным туризмом. Спортивное ориентирование также очень важный прикладной вид спорта для горняков, особенно маркшейдеров, проходчиков, технологов. Горный туризм и скалолазание способствуют выработки как смелости, воли, целеустремленности, так и высокой функциональной подготовки систем организма. Все вышеперечисленные спортивные виды успешно функционируют в МГГУ.

Чисто прикладными навыками, которые помогают в работе, являются: лазание по канату, по наклонной плоскости вверх и вниз, на четвереньках, с грузом, с преодолением препятствий, различные прыжки, ходьба в полуприседе, в приседе, бег по пересеченной местности, по сыпучему писку, воде и т. д.

На кафедре физвоспитания для студентов подземных специальностей разработана эстафета ППФП, которая включает в себя 5 этапов, количество участников - 3 человека.

1 этап ходьба в приседе 2 по 20 м. - 1 чел.

2 этап челночный бег 4 по 20 м. - 1 чел.

3 этап перенос партнера в тройках 2 по 20 м - 3 чел.

4 этап ходьба на руках (со сменой партнера) 2 по 20 м. - 1

чел.

5 этап ведение мяча с попаданием в цель 2 по 20 м. - 1 чел.

Время эстафеты:

Удовлетворительно - 75 сек.

Хорошо - 70 сек.

Отлично - 65 сек.

В процессе физического воспитания студентов горных вузов необходимо особо обратить внимание на совершенствование

245

деятельности дыхательного аппарата. Многие не умеют правильно дышать: делают слабый короткий выдох, вследствие чего в легких увеличивается количество остаточного воздуха. Многие дышат через рот. Ограничивая вентиляцию легких. Воздух же, попадая через нос, согревается, увлажняется и очищается, что очень важно для шахтеров, работающих в запыленной среде.

Развитие дыхательного аппарата способствует дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, дыхание по К.П. Бутейко, что важно для работающих под землей, где порой умение надолго задерживать дыхание жизненно важно. Уменьшение заболеваний на 3 курсе объясняется снижением сердечно - сосудистых заболеваний и заболеваний органов дыхания, в следствии оздоровительно эффекта занятий физкультурой на 1-3 курсах. Рост заболеваемости на 4 курсе объясняется ростом в основном заболеваний органов пищеварения, а так же ухудшением оздоровительного эффекта физкультуры. Посещаемость на 4 курсе значительно хуже чем на 1-3 курсах. Многие студенты вынуждены подрабатывать, заводят семьи и т.д.

У студентов, занимающихся в секциях на протяжении 5 лет обучение такого увеличения заболеваемости не наблюдается.

Как видно из табл. 2 состояние здоровья студентов 4 курса снижается, тогда как учебные нагрузки растут. Студенты проходят серьезную производственную практику. Результаты тестирования уровня тревожности по тесту Спирбергера-Ханика у студентов 4 курса показывают более выраженный уровень среднего показателя тревожности у неуспешных (имеющих более низкий средний балл и не занимающихся спортом), чем у успешных студентов (41,2 % и 15 % соответственно).

Обследование с помощью стандартизованного многофакторного опросника личности (СМОЛ) показывает более выраженный уровень оптимизма у регулярно занимающихся физкультурой и спортом.

Наконец тесты на концентрацию внимания (кольца Ландольта) показывают лучшую концентрацию внимания и лучшую скорость считывания информации. У занимающихся физкультурой и спортом в секциях бокса, настольного тенниса скорость

246

Таблица 3

Оценка уровня ППФП

Баллы Бег, мин. Челночный бег, сек Силовая выносливость, раз Ходьба в приседе на 20 м/сек Приседание, с собств. Весом (М),пистолетик (Ж) Гарвардский степ — тест, баллы Задержка дыхания на выдохе (сек)

М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж

5 км. 2 км. Подтяг Пресс.

1 >30 >14 >24 >27 <3 <15 >9 >11 <2 <2 <50 <45 >30 >20

2 27-29 12.514 2324 26-27 3-5 15-25 98.6 1110.5 2-4 2-3 5055 4550 30-35 2025

3 25-27 11.512.5 2223 25-26 5-7 25-30 8.68.1 10.410 5-7 4-5 5660 5155 36-40 2630

4 23-25 10.511.5 2122 24-25 7-9 30-35 87.6 9.5-9 8-10 6-7 6165 5660 41-45 3135

5 22-23 1011.5 2021 23-24 1012 35-40 7.57 8.98.4 11-13 8-9 6670 6165 46-50 3640

6 21-22 9.5-10 1920 22-23 1214 40-43 6.96 8.37.8 14-16 9-10 7180 6670 51-55 4145-

7 <20 <9 <19 <22 <14 >43 <6 <7.8 >16 >10 >80 >70 >55 45

Уровень ППФП определяется по среднему количеству баллов.

5 5,0 и более - очень высокий

4 4,0 - 4,9 - высокий

3 3,9 - 3 - средний

2 2 2,9 - 2,0 - низкий 4

—I

1 1,9 - 1,0 - очень низкий

Таблица 4

Ранжирование профессионально - значимых физических качеств инженеров - горняков

12

10

ранг 6

2 3 4 5 6 7 физические качества

8 9

□ общая выносливость - 1,88 (главный)

□ ловкость - 4,95 (главный)

□ динамическая сила - 6,0 (основной) 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ силовая выносливость - 8,27 4 (основной)

□ устойчивость к параметрам 5 микроклимата - 9,2 (основной)

□ взрывная сила - 10,1 (основной) 6

□ устойчивость к неблагоприятным 7 факторам пр-ва - 10,8 (основной)

□ быстрота движения 8 (вспомогательный)

□ гибкость - 11,8 (вспомогательный) 9

8

4

2

0

1

Таблица 5

Ранжирование профессионально - значимыш психических качеств инженеров - горняков

1 2 3 4 5 6 7 8 9 психофизиологические качества

□ скорость реакции - 2,28 (главный)

■ концентрация внимания - 3,1

(главный)

□ переключение внимания - 3,8

(главный)

□ оперативность мышления - 6,95

(основной)

■ пространственная орентировка -

12,2 (основной)

□ психическая уравновешенность -

12,8 (основной)

■ волевые качества - 13,4

(основной)

□ глазомер - 14,8 (вспомогательный)

■ темперамент - 15,6

(вспомогательный)

1

2

3

4

5

6

7

8 9

Приложение 1

Глазная патология

□ 4 курс

□ 3 курс

□ 2 курс

□ 1 курс

Хирургическая патология

□ 4 курс

□ 3 курс

□ 2 курс

□ 1 курс

250

Приложение 2 Заболевание органов пищеварения

у

□ 4 курс

□ 3 курс

□ 2 курс

□ 1 курс

10

20

30

40

4

1

0

ЛОР заболевания

□ 4 курс

□ 3 курс

□ 2 курс

□ 1 курс

251

Приложение 3 Сердечно - сосудистые заболевания

□ 4 курс

□ 3 курс

□ 2 курс

□ 1 курс

Процент заболевания по курсам в МГГУ

□ 1 курс

□ 2 курс

□ 3 курс

□ 4 курс

0% 20% 40% 60% 80% 100%

252

считывания информации 1,54 бит/сек, по сравнению с не занимающимся физкультурой и профессионально - прикладной физической подготовкой 1,08 бит/сек.

После окончания учебного заведения оздоровительной физкультурой и спортом занимаются около 4,5-5 % выпускников. К сорока годам более половины инженеров - горняков имеют лишний вес, появляются нарушения в деятельности сердечнососудистой системы (начальными признаками гипертонии, увеличиваются заболевания желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и т.д.), что связано со стрессовой нагрузкой.

Мы рекомендуем выпускникам не снижать минимума двигательной активности, уделяя физкультуре не менее 2-х занятий в неделю в течение 1,5-2 часов. Доводя свой пульс по формуле 180 - возраст в течение 30 минут. Если нет такой возможности. То хотя бы ходить пешком не менее 5 км 3 раза в неделю. Очень хорошо оздорав-ливают занятия лыжным спортом, где сочетается закаливающий фактор. Чистый воздух, происходит мягкая нагрузка на сердечно - сосудистый аппарат. Если вы хотите начать оздоравливаться летом, то лучшего средства чем плавание не найти. Далее важно подключить езду на велосипеде по лесным тропинкам, роликовых коньках, а затем перейти к бегу трусцой, постепенно наращивая нагрузку. Обязателен контроль пульса, не превышая его более 120-130 уд/мин.

Руководство горных предприятий должно поощрять занимающихся спортом, как правило занимающиеся спортом болеют значительно реже, особенно ОРЗ заболеваниями. На кафедре физвоспи-тания МГГУ нами разработана большая система оценки двигательной активности.

Оценка выражается в диапазоне баллов от 1 до 7 . 1-2 - неудовлетворительная оценка 3-4 - удовлетворительная оценка 5-6 - хорошая оценка 7 и более - отлично.

Большое значение следует придавать средствам восстановления здоровья, правильному питанию, закаливанию и гигиеническим мероприятиям.

Для горняков важны занятия спортом на воздухе, воздействие солнца, зимой желательно посещать солярий, чтобы восстановить синтез кальция в костях, обязательные циклические упражнения, особенно лыжный спорт, плавание, что способствует профилактике силикоза лёгких.

253

В питании следует избегать приёма жирной, тяжелоусваивае-мой пищи, надо употреблять больше фруктов, овощей, орехов, сухофруктов, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Очень хорошо восстанавливает организм приём свежевыжатых соков, особенно морковного и яблочного, приём препаратов селена и йода. Особенно важно в северных районах России принимать препараты кремния в виде таблеток под названием «Долголет». Кремний участвует в проведении нервных импульсов, а также способствует укреплению костей, что важно в условиях полярной ночи. Большое значение в питании следует уделять употреблению воды. Обязательно надо пользоваться очистительными фильтрами типа «Барьер», «Родничок», которые поглощают до 90 % тяжёлых металлов и 100 % соединений хлора.

Все вышеприведенные мероприятия помогут избежать преждевременного старения, профессиональных заболеваний, производственного травматизма.

Вот что сказал старейший работник МГГУ, профессор кафедры ТПУ Ю.Н. Кузнецов: «Если бы не занятия спортом, вряд ли бы мне удалось избежать аварийных ситуаций в шахте, спорт и быстрая реакция просто спасли меня от верной смерти, причём неоднократно».

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шабалкин Н.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-горняков В.Ш. 1971.

2. Сабиров Ю.А. Методология профессионально-прикладной физической подготовки студентов-горняков. М. 1989.

3. Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. «Знание» М. 1987.

4. Оплавин С.М. Физкультура в жизни человека. М.: Знание. 1986.

5. Полиевский С.А. Физкультура и профессия. М., ФиС 1988.

6. Раевский С.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-политехников О., В.Ш. 1988.

7. Мартекс Р. Социальная психология и спорт. М., ФиС 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних учебных заведениях М., В.Ш. 1982.

9. Фатькин В:М. Оздоровительная физкультура в вузе М. 2005.

— Коротко об авторе -

Фатькин В.М. - кафедра физического воспитания и спорта, Московский государственный горный университет.

254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.