Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-горняков'

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-горняков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-горняков»

,— Коротко об авторах-

Филин А.Э. - доцент, кандидат технических наук, Рыбкина А. С. -

Московский государственный горный университет.

- © В.М. Фатькин, 2006

УДК 378:622

В.М. Фатькин

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ГОРНЯКОВ

Занятия физкультурой и спортом в высших учебных заведениях в значительной степени содействует подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Коллектив кафедры физвоспитания МГГУ всегда серьёзно работал как в области достижения высоких спортивных результатов, так и в области массового оздоровления студентов, их профессионально-прикладной физической подготовки к будущей производственной деятельности.

Особенно хорошо развивались в МГГУ такие важные профессионально-прикладные виды спорта как бокс, легкая атлетика, спортивные игры, другие единоборства, альпинизм, скалолазание. Студенты-боксёры МГГУ являются многократ-

213

ными чемпионами первенства вузов г. Москвы, чемпионами России среди вузов 2005 года, победителями первенств Европы и мира среди молодёжи, а студент факультета ГМ Марат Храчёв стал бронзовым призёром Олимпийских игр в Афинах. Этих результатов наши боксёры добились под руководством заведующего кафедрой физвоспитания, профессора З.М. Хусяйнова, профессора А.И. Гаракяна.

Высоких достижений добиваются также настольные теннисисты МГГУ, волейболистки, легкоатлеты, становящиеся чемпионами вузов г. Москвы, призёрами всероссийских соревнований, выполняющими нормативы мастеров и кандидатов в мастера спорта России.

Коллектив кафедры физвоспитания МГГУ, который представляет содружество опытных и молодых преподавателей, всегда серьёзно работал над внедрением профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в учебный процесс.

Пионером в этой области среди горняков является доцент кафедры физвоспитания, старейший работник нашего университета Н.Н. Шабалкин. Его работы в дальнейшем развил и внедрил в учебный процесс профессор кафедры физвоспитания Ю.А. Сабиров. Новый вклад в развитие ППФП горняков внёс доцент Санкт-Петербургского Горного Университета Г.В. Руденко. Интерес представляют также работы С.А. Полиевского и Р.Т. Раевского в области ППФП молодёжи.

Выпускник горного вуза должен знать наиболее рациональные средства ППФП, уметь организовывать и проводить занятия физическими упражнениями, знать основные оздоровительный методики.

Учёными доказано что внедрение ППФП ведёт к сокращению сроков адаптации к профессии, снижению заболеваемости в среднем на 32 %, снижению травматизма на 7 %, повышению производительности труда на 5 % (С.А. По-лиевский, 1989 г.)

Президент России и правительство в последние годы уделяет развитию физкультуры и спорта всё большее внимание. Так на развитие физкультуры и спорта до 2012 года выделено 147 млрд рублей, это значительная сумма. Пре-

214

дусматривается развитие массовой физкультуры, строительство недорогих физкультурно-оздоровительных центров, оснащённых игровыми, тренажёрными залами, бассейнами, саунами и другими средствами восстановления здоровья.

К сожалению наблюдения последних 10 лет говорит о том, что уровень здоровья абитуриентов МГГУ постоянно снижается. Это связано как с ухудшением экологии, особенно в Москве, так и со сложными социальными проблемами в России. Растёт число сердечно-сосудистых и бронхо-лёгочных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Снижается и уровень физических качеств, меньше абитуриентов стало заниматься в спортивных секциях, чем 15 лет назад.

Основной задачей в работе нашей кафедры мы считаем укрепление здоровья студентов и сотрудников МГГУ средствами физкультуры, развитие физических качеств, закаливания и профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП). Совершенствовать ППФП возможно лишь на основе общего укрепления здоровья. Лучшее развитие какого-либо профессионально значимого физического и психического качества происходит при условии одновременного развития других качеств. Как показало анкетирование студентов, аспирантов и сотрудников МГГУ, наиболее профессионально значимым качеством инженеров и рабочих-горняков является общая выносливость. Как показали результаты профессиограмм для подземных специальностей ТПУ, СП, ТБ, ТПР, ГМП, ГФ, труд инженера, горного мастера относится к одной из самых тяжёлых категорий труда. Он характеризуется большим объёмом двигательной активности, ходьба по измененному рельефу, в гору, под гору, причём на расстояния от 8 до 12 км и более за смену. Работа связана с большой стрессовой нагрузкой, опасностью, ответственностью за жизнь подчинённых. Работа происходит в тяжёлых санитарно-гигиенических условиях, пыль, недостаточная видимость, загазованность, сильный шум, с частым изменением рабочих поз в неблагоприятных микроклиматических условиях, требуются час-

215

то значительные физические усилия при ремонте горной техники, её установки в шахте, тоннелях, рудниках. Инженеры-горняки и особенно горнорабочие страдают заболеваниями, в первую очередь силикозом лёгких, пневмоко-ниозом, заболеваниями суставов, виброболезнью и т.д. зачастую в течение нескольких часов пульс шахтёра может составлять 100-120 ударов в минуту и более. Неумение правильно дышать и слабо-развитая дыхательная система иногда вынуждает горняков снимать респиратор, что ускоряет развитие силикоза лёгких и пневмокониоза. Для более объективной оценки значимости профессионально важных качеств горняков использовался метод экспертных оценок. В качестве экспертов привлекались преподаватели и сотрудники, работавшие на различных должностях на шахтах и строительстве подземных сооружений. Всего было опрошено 38 экспертов.

В результате изучения условий труда и опроса экспертов было отобрано 9 дифференциальных и 16 единичных показателей, определяющих профессионально важные качества специалиста горного профиля. При этом отобранные показатели рассматривались не как произвольный набор, а как некая классификационная система, имеющая иерархическую структуру. Каждому эксперту предлагалось определить значимость перечисленных в анкете шестнадцати показателей отдельных качеств. Показателю, который является по мнению эксперта наиболее значимым в профессиональной деятельности присваивался ранг 1. Далее 2, 3, 4 и т.д. С помощью математической обработки результатов опроса были определены средневзвешенные значения рангов. Все показатели в зависимости от величины весомости были разделены на главные, основные и вспомогательные. По результатам ранжирования главными и основными профессионально важными качествами специалиста горного предприятия являются:

- физические - общая выносливость (ранг 1,81), ловкость (4,9), динамическая сила (6,0), силовая выносливость (8,2), устойчивость к неблагоприятным воздействиям производства (9,3), быстрота движений (10,25), взрывная сила (11,92);

216

- психические и психомоторные - скорость реакции (2,2), волевые качества (2,2), переключение и распределение внимания (3,8), оперативность мышления (7,0), концентрация и устойчивость внимания (12,2), пространственная ориентировка (14,1).

Данные анализа результатов расчётов категории тяжести труда специалистов горного профиля и математическая обработка результатов опроса экспертов подтверждают достоверность ранжирования профессионально-значимых качеств, проведённых методом экспертных оценок Kendall, 1955.

Согласованность мнений экспертов (формула Конкорда-

ции)

m2(n3 - n)

где W - коэффициент конкордации (общий коэффициент ранговой корреляции); т - число экспертов; п - число показателей; Б - сумма квадратов разностей (отклонений); XI - ранг ]-го фактора.

Мы рекомендуем развитие общей выносливости в сочетании с закаливающими мероприятиями проходящими в форме круглогодичных занятий на свежем воздухе. Это прежде всего бег на 5-10 км (темп 5-6 мин/км), лыжная прогулка на 1,5-2 часа, различные спортивные игры на воздухе, в лесу, на площадках в общежитии как с тренером так и самостоятельно

Развитию ловкости в первую очередь способствуют занятия игровыми видами спорта, особенно футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика.

Динамическая сила развивается на занятиях в тренажёрном зале, штангой, гирями, в единоборствах (борьба, бокс и т.п.).

217

Быстрота движений развивается на занятиях по лёгкой атлетике (спринт), различных играх, спортивных эстафетах.

Скорость реакции вырабатывается прежде всего на занятиях настольным теннисом, теннисом, боксом, играми и т. д.

Волевые качества, смелость, развиваются на занятиях боксом, гимнастикой, лёгкой атлетикой, штангой, борьбой.

Спортивное ориентирование также очень важный прикладной вид спорта для горняков, особенно маркшейдеров, проходчиков, технологов. Горный туризм и скалолазание способствуют выработке как смелости, воли, целеустремленности, так и высокой функциональной подготовки систем организма. Все вышеперечисленные спортивные виды успешно функционируют в МГГУ.

Чисто прикладными навыками, которые помогают в работе, являются: лазание по канату, по наклонной плоскости вверх и вниз, на четвереньках, с грузом, с преодолением препятствий, различные прыжки, ходьба в полуприседе, в приседе, бег по пересечённой местности, по сыпучему песку, воде и т.д.

В процессе физического воспитания студентов горных вузов необходимо особо обратить внимание на совершенствование деятельности дыхательного аппарата. Многие горняки не умеют правильно дышать: делают слабый короткий выдох, вследствие чего в лёгких увеличивается количество остаточного воздуха. Многие дышат через рот, ограничивая вентиляцию лёгких. Воздух же, попадая через нос, согревается, увлажняется и очищается, что очень важно для шахтёров, работающих в запылённой среде.

Развитию дыхательного аппарата способствует дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, дыхание по К.П. Бутейко, что важно для работающих под землёй, где порой умение надолго задерживать дыхание жизненно необходимо.

218

Большое значение следует придавать средствам вос-ста-новления здоровья, правильному питанию, закаливанию и гигиеническим мероприятиям.

Для горняков важны занятия спортом на воздухе, воздействие солнца, зимой желательно посещать солярий, чтобы восстановить синтез кальция в костях, обязательные циклические упражнения, особенно лыжный спорт, плавание, что способствует профилактике силикоза лёгких.

В питании следует избегать приёма жирной, тяжелоус-ваиваемой пищи, надо употреблять больше фруктов, овощей, орехов, сухофруктов, для профилактики сердечнососудистых заболеваний. Очень хорошо восстанавливает организм приём свежевыжатых соков, особенно морковного и яблочного, приём препаратов селена и йода. Особенно важно в северных районах России принимать препараты кремния в виде таблеток под названием «Долголет». Кремний участвует в проведении нервных импульсов, а также способствует укреплению костей, что важно в условиях полярной ночи. Большое значение в питании следует уделять употреблению воды. Обязательно надо пользоваться очистительными фильтрами типа «Барьер», «Родничок», которые поглощают до 90 % тяжёлых металлов и 100 % соединений хлора.

Все вышеприведенные мероприятия помогут избежать преждевременного старения, профессиональных заболеваний, производственного травматизма.

Вот что сказал старейший работник МГГУ, профессор кафедры ТПУ Ю.Н. Кузнецов: «Если бы не занятия спортом, вряд ли бы мне удалось избежать аварийных ситуаций в шахте, спорт и быстрая реакция просто спасли меня от верной смерти, причём неоднократно».

I. Ранжирование профессионально-значимых физических качеств инженеров горняков

1. Общая выносливость - 1,88 (главный).

2. Ловкость - 4,95 (главный).

3. Динамическая сила - 6,0 (основной).

219

4. Силовая выносливость - 8,27 (основной).

5. Устойчивость к параметрам микроклимата - 9,2 (основной).

6. Взрывная сила - 10,1 (основной).

7. Устойчивость к неблагоприятным факторам пр-ва -10,8 (основной).

8. Быстрота движения - 11,1 (вспомогательный).

9. Гибкость - 11,8 (вспомогательный).

II. Ранжирование профессионально-значимых психических качеств инженеров - горняков

1. Скорость реакции - 2,28 (главный).

2. Волевые качества - 3,1 (главный).

3. Переключение внимания - 3,8 (главный).

4. Оперативность мышления - 6,95 (основной).

5. Пространственная ориентировка - 12,2 (основной).

6. Психическая уравновешенность - 12,8 (основной).

7. Концентрация внимания - 13,4 (основной).

8. Глазомер -14,8 (вспомогательный).

9. Темперамент - 15,6 (вспомогательный).

III. Эстафета ППФП

Команда 8 человек (мужская)

1. Челночный бег 6х20 м.

2. Ходьба в приседе 2х20 м.

3. Перенос партнера 2+1 (2х20 м.)

4. Ходьба на руках 2х20 м. со сменой партнера

5. Ведение мяча попаданием в кольцо 2х25 м.

Суммарное время по эстафете: 70 сек. - отлично. 75 сек. - хорошо. 80 сек. - удовлетворительно.

IV. Тест на силовую выносливость (мужчины)

1. Подтягивание на перекладине- 10-15 раз.

2. Подъем ног в висе на перекладине - 12-18 раз.

3. Жим гири 16 кг левая + правая рука - 10+10 раз.

220

4. Приседание с партнером раз на время за 60 с - 30 раз.

5. Выпрыгивание на время из низкого приседа за 60 с -40 раз.

Общее количество раз: 110-120 - отлично. 100-110 - хорошо. 90-100 - удовлетворительно.

Тесты профессионально-прикладной физической подготовки (мужчины)

Тесты на физические качества

Отлично Хорошо Удовл.

Бег на дистанцию 5000 м 20 мин. 22,5 мин. 25 мин.

Толчок штанги или гирь-50% от собственного веса 10 раз 8 раз 6 раз

Толчок штанги 80 % от собственного веса 70 % от собственного веса 60 % от собственного веса

Приседание со штангой 100 % от собственного веса 80 % от собственного веса 60 % от собственного веса

Жим штанги лежа 100 % от собственного веса 80 % от собственного веса 60 % от собст-венноговеса

Рывок штанги 60 % от собственного веса 50 % от собственного веса 40 % от собственного веса

Тройной прыжок с места 7 м. 6.75 м. 6.5 м.

Подтягивание на перекладине 13 раз 11 раз 9 раз

Тесты на специальные профессионально-прикладные навыки (мужчины)

Отлично Хорошо Удовл.

Ходьба в приседе на 40 м. 12 с 14 с 16.с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лазание по канату на 5 м. без помощи ног 6 с 7 с 8 с

Подъем ног до места хвата на перекладине 18 раз 14 раз 10 раз

221

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шабалкин Н.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-горняков. В.Ш. 1971 г.

2. Сабиров Ю.А. Методология профессионально-прикладной физической подготовки студентов-горняков. М. 1989.

3. Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание. 1987.

4. Оплавин С.М. Физкультура в жизни человека». - Л.: Знание. 1986.

5. Полиевский С.А. Физкультура и профессия. - М.: ФиС 1988.

6. Раевский С.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-политехников О., В.Ш. 1988.

7. Мартекс Р. Социальная психология и спорт» - М.: ФиС. 1979.

8. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних учебных заведениях - М.: В.Ш. 1982.

9. Фатькин В.М. Оздоровительная физкультура в вузе - М. 2005.

,— Коротко об авторах

Фатькин В.М. - кафедра физического воспитания и спорта, Московский государственный горный университет.

223

Оценки уровня ППФП

Б Бег, мин. Челночный Силовая вы- Ходьба в Приседания, Гарвард- Задержка ды-

а бег, сек. носливость, приседе на с партне- ский степ- хания на вы-

л раз 20 м, сек. ром собств. тест, бал- дохе(сек.)

л весом (М), лы

ы «пистоле-

тик» (Ж)

М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж

5 км 2 км Подтяг. Пресс

1 >30 >14 >24 >27 < 3 < 15 > 9 >11 < 2 < 2 <50 <45 < 30 < 20

2 27-29 12,5-14 23-24 26-27 3-5 15-25 9-8,6 11-10,5 2-4 2-3 50-55 45-50 30-35 20-25

3 25-27 11,5-12,5 22-23 25-26 5-7 25-30 8,6-8,1 10,4-10 5-7 4-5 56-60 51-55 36-40 26-30

4 23-25 10,5-11,5 21-22 24-25 7-9 30-35 8-7,6 9,5-9 8-10 6-7 61-65 56-60 41-45 31-35

5 22-23 10-11,5 20-21 23-24 10-12 35-40 7,5-7 8,9-8,4 11-13 8-9 66-70 61-65 46-50 36-40

6 21-22 9,5-10 19-20 22-23 12-14 40-43 6,9-6 8,3-7,8 14-16 9-10 71-80 66-70 51-55 41-45

7 <20 <9 <19 <22 >14 > 43 < 6 < 7,8 >16 >10 >80 >70 > 55 > 45

Уровень ППФП определяется по среднему количеству баллов. 5 5,0 и более - очень высокий

4 4,0 - 4,9 - высокий

3 3,9 - 3,0 - средний

2 2,9 - 2,0 - низкий

1 1,9 - 1,0 - очень низкий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.