Научная статья на тему 'Методика самостоятельных занятий физической культурой и спортом студентов горного университета'

Методика самостоятельных занятий физической культурой и спортом студентов горного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / TRAINING OF STUDENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА / PHYSICAL DEVELOPMENT OF BODY / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатькин Владимир Михайлович

Представлены рекомендации организационно-методического характера по борьбе с недостаточной двигательной активностью студентов по борьбе с гиподинамией в свободное от учебных занятий время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатькин Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE FOR SELF-SUFFICIENT ACTIVITY IN GYMNASTICS AND ATHLETICS FOR MINING UNIVERSITY STUDENTS

This article presents the recommendations of the organizational methodological guidance on struggle with a lack of physical activity of students on the fight against physical inactivity in free from the training time.

Текст научной работы на тему «Методика самостоятельных занятий физической культурой и спортом студентов горного университета»

© В.М. Фатькин, 2014

УДК 796.011.3 В.М. Фатькин

МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ СТУДЕНТОВ ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Представлены рекомендации организационно-методического характера по борьбе с недостаточной двигательной активностью студентов - по борьбе с гиподинамией в свободное от учебных занятий время.

Ключевые слова: подготовка студентов, физическое развитие организма, физическое воспитание.

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества подготовки студентов является их активная учебно-познавательная деятельность. Этот важный процесс имеет ряд объективно существующих противоречий между большим объемом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение; между многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и его желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя, и между стремлением к самостоятельности в получении знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ и т.п.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на пси-ха-физическом состоянии студентов. Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это -время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные,

общекультурные, политические и др. вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда и общественно-политической деятельности.

Тем не менее, у них возникают определенные трудности, так как высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов-первокурсников, выявившие основные причины вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обучения - необходимость организации самостоятельной работы, изменение контроля за успеваемостью, изменение опросной системы, необходимость конспектирования лекций, сложность лабораторных и практических занятий и др.

Серьезным испытанием для организма является и информационная перегрузка, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.

Длительная напряженная умственная работа снижает возможности

организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое нарастает, особенно при непонимании значения выполняемой работы или неудовлетворенности ее результатом.

При систематическом перенапряжении нервной системы может возникнуть переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздраженность, снижение аппетита, головокружение и головная боль. Объективными причинами переутомления являются: снижение веса, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение иммунитета и т.п.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственно работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения рекомендуются обычно следующие:

• Систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

• Ритмичная и систематичная организация умственного труда;

• Постоянное поддержание эмоции интереса;

• Совершенствование межличностных отношений между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

• Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

• Отказ от алкоголя, курения, наркотиков и др.

• Воспитание потребности в постоянных занятиях физическими упражнениями, спортом, поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

• Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы, своевременной корректировки и устранения этих отклонений различными средствами.

В Московском государственном горном университете большое значение предается самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, спортивному досугу студентов.

В общежитиях МГГУ построены баскетбольные, волейбольные, мини-футбольные площадки, гимнастические городки. Существует два современных тренажерных зала.

Круглый год проходит Спартакиада общежитий по игровым видам спорта, настольному теннису. Студенты занимаются оздоровительным бегом, привлекаются и соревнованием по стрельбе, лыжными гонками, различными эстафетами, пробегом. Студенты участвуют в региональных и всероссийских соревнованиях. Все эти спортивные мероприятия позволяют укрепить здоровье студентов, прививают привычку к здоровому образу жизни, позволяют эмоционально проводить досуг, отвлекают от вредных привычек и пустого времяпрепровождения.

Более 25% студентов занимаются в секциях, регулярно тренируются как с тренерами, так и самостоятельно.

Лучшие спортсмены поощряются премиями, путевками в санаторий-профилакторий и оздоровительные лагеря.

Часто при подборе методики оздоровительной физической тренировки наблюдаются следующие типичные ошибки:

• Неправильный выбор средств для занятий, в результате чего воздействие оказывается только на отдельные органы и системы организма (например, занятия только оздоровительным бегом, только атлетической гимнастикой и пр.);

• Нерациональное сочетание упражнений различной направленности при комплексной тренировке (например, одновременное развитие силы, скоростной и общей выносливости в одном занятии, сочетание нагрузки на выносливость с импульсивным закаливанием и т.д.);

• Несистематическое применение отдельных средств физической подготовки;

• Недостаточная или, наоборот, чрезмерная доза физических нагрузок (уровень нагрузки не соответствует состоянию здоровья);

• Занятия физическими упражнениями без соответствующей разминки;

• Несоблюдение целого ряда гигиенических требований, особенно при занятиях на свежем воздухе.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкуль-турно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебных программ, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др.

Субъективные факторы - личностная значимость, удовлетворение, духовное обогащение в связи с формированием методов, побуждающих студентов к самостоятельным занятиям и др.

Конкретная направленность и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. При этом можно видеть гигиеническую, оздоровительно-восстановительная,

общеподготовно-прикладную и лечебную направленности:

• Гигиеническая - предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья;

• Оздоровительно-восстановительная - предусматривает использование средств физической культуры после окончания учебного дня, в выходные дни, в период экзаменационной сессии и каникул в целях восстановления организма и профилактики переутомления;

• Общеподготовительная - обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течении длительного периода на необходимом для активной жизнедеятельности уровне;

• Спортивная - имеет целью повышение спортивного мастерства занимающихся, участие в спортивных соревнованиях, достижение определенных спортивных результатов;

• Профессионально-прикладная - предусматривает использование средств физической культуры и спорта в системе научной организации труда, для подготовки к профессиональной деятельности с учетом получаемой специальности и обеспечения высокой работоспособности;

• Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливания и других гигиенических мероприятий в общей системе лечебных мер по восстановлению здоровья и определенных функций организма, изменившихся в результате заболеваний и травм, а также в профилактике различных заболеваний.

Организационные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их задачами.

Основными из них являются:

1. Содействие правильному физическому развитию организма и устой-

чивости его против неблагоприятных условий внешней среды, укреплению здоровья, формированию правильной осанки, воспитанию навыков и привычек соблюдения личной гигиены.

Содержание этой задачи вытекает из сущности физического воспитания и представляет собой ряд тесно связанных между собой положений, которые могут выступать как самостоятельные частные задачи.

Например, своевременно содействуя нормальному, морфофункцио-нальному развитию органов и систем организма посредством выполнения физических упражнений и добиваясь хорошей его приспособляемости к различным влияниям окружающей среды и неблагоприятным факторам обучения (длительное сидение и пр.), используя естественные силы природы в целях закаливания и пр., добиться полноценного здоровья и т.д.

2. Достижение определенного уровня физической подготовленности (сила, гибкость, выносливость и пр.), необходимого для успешного выполнения требований кафедры физ-воспитания (зачетные нормативы) и нормальной жизнедеятельности в условиях обучения в техническом вузе.

3. Совершенствование двигательных умений и навыков в видах спорта, вызывающих наибольший интерес у студентов.

4. Воспитание в себе устойчивого интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом. Как и всякое воспитание, этот процесс длительный и проходящий несколько фаз: от естественного стремления студента к двигательной деятельности, что обусловлено спецификой обучения (4-5 «пар» в день) до осмысленных и целеустремленных самостоятельных занятий избранными физическими упражнениями и спортом. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе

этих занятий, постепенно переходят в привычку заниматься систематически, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся и в будущем.

Выполнение физических упражнений и двигательных действий, использующихся в самостоятельных занятиях, предполагает обязательное соблюдение следующих основных принципов:

1. Принцип специализации и направленности к овладению более сложными по технике движениями. В связи с этим программа занятий должна составляться с учетом ближней и дальней перспективы. А специализация предполагает включение в программу занятий упражнений, в которых с учетом индивидуальных наклонностей намечаются наибольшие успехи каждого занимающегося. То есть, попросту говоря, студент должен выбрать упражнения, которые ему наиболее подходят по его предыдущей координационной деятельности и вызывают желание постоянно ими заниматься.

2. Единство общей и специальной подготовки. Этот пинцип реализуется как сочетание педагогических воздействий, обеспечивающих в единстве процес воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма средствами физического воспитания (упражнениями, в том числе из различных видов спорта) и специализированную подготовку с целью развития каких-либо физических качеств (сила, гибкость, выносливость и др.) или овладение технически сложными элементами выбранного вида спорта.

При этом важное значение имеет умение соблюдать оптимальное соотношение этих компонентов.

3. Непрерывность процесса занятий физическими упражнениями вытекает из необходимости постоянного

и систематического повторения физических упражнений. Только на этой основе следует строить планы дальнейшего освоения технически сложных действий, их совершенствования и разумного увеличения нагрузок. В результате систематических занятий наступает состояние тренированности, как следствие приспособления организма к нагрузкам.

4. Единство постепенности возрастания нагрузок и стремление к оптимальным («разумным») нагрузкам. Как известно, нагрузка - это мера воздействия физических упражнений на организм занимающегося. При этом компоненты, определяющие ее направленность и величину воздействия, следующие:

• Характер физических упражнений и двигательных действий - упражнения общего воздействия (в работе учавствует более 2/3 общего объема мышц), частичного (от 1/3 до 2/3);

• Интенсивность упражнений -количество двигательных действий в единицу времени;

• Продолжительность отдельных упражнений;

• Продолжительность и характер интервалов отдыха. При этом следует выделить полные интервалы (полное восстановление к следующему подходу - попытке), неполные интервалы (1,5 - 2-кратное превышение времени полного восстановления);

• Количество повторений упражнений.

5. Волнообразность и вариативность нагрузок. Этот принцип предполагает обязательное соблюдение волнообразного сочетания объема и интенсивности нагрузок, в зависимости от физического развития и подготовленности студентов, их индивидуальных особенностей и периода продолжительных занятий физическими упражнениями.

Вариативность нагрузок означает оптимальное использование всего ар-

сенала средств физического воспитания и спорта, различных по задачам и воздействию на организм.

6. Цикличность занятий физическими упражнениями предполагает систематическое повторение законченных структурных элементов - отдельных занятий, микроциклов (от 2-3 до 7-10 дней), мезоциклов (от 3 до 5-6 недель), периодов (от 2-3 недель до 5-6 месяцев) и макроциклов (от 3-4 до 12 и более месяцев). В «переводе» на «студенческую» жизнь, это занятия физическими упражнениями во время семестра, в экзаменационную сессию, зимние и летние каникулы.

7. Единство и взаимосвязь структур физической и двигательной подготовленности и дальнейшей профессиональной деятельности студентов по избранной специальности. Данный принцип полностью соответствует задачам профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров-горняков, которым необходимо сохранять на долгте годы высокий уровень работоспособности в трудных условиях шахты, крепкое здоровье и физическую подготовленность.

Одним из основных средств физического воспитания, решающих задачи содействия правильному физическому развитию организма и устойчивости его против неблагоприятных условий внешней среды и трудностей связанных с обучением в техническом вузе является гигиеническая гимнастика, благотворно действующая на организм и оказывающая большое оздоровительное и воспитательное влияние.

Любые занятия гигиенической гимнастикой должны проводиться при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий. Помещение должно быть чистым, хорошо проветренным с соответствующими температурными условиями. Можно заниматься утром, днем и вечером,

при этом подбор упражнений для комплексов должен иметь различную гигиеническую направленность.

Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимальной работоспособности организма после сна; днем аналогичные упражнения выполняются для предупреждения или снятия утомления и противодействия влиянию длительного пребывания за столом и пр.; вечерние занятия способствуют снятию дневного напряжения, благотворно влияют на ночной сон.

Во всех случаях эти занятия целесообразно сочетать с закаливающими процедурами.

Содержание комплексов и последовательность расположения в нем общеразвивающих упражнений, их дозировка, зависят от возраста, физического развития и подготовленности студентов. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы организма. Представляем примерную схему подбора:

• Потягивание

• Ходьба (можно на месте)

• Упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса;

• Упражнения для мышц туловища, живота;

• Упражнения для мышц ног (приседания, подпрыгивания и пр.)

• Упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперед, в сторону);

• Упражнения силового характера;

• Упражнения на расслабление;

• Дыхательные упражнения.

Во время выполнения следует избегать упражнений, связанных с на-туживанием.

Комплексы упражнений утренней гимнастики следует менять, в зависимости от падения интереса (привыкания) примерно через месяц занятий. Менять следует и исходные положения

рук, ног, туловища, а также темп, ритм и продолжительность выполнения.

Эффективность утренней зарядки возрастает, если включаются упражнения с предметами: гантелями (соответствующего веса), гимнастической палкой, скакалкой и пр.

Утренняя гимнастика не только пробуждает организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект, при условии ее регулярного выполнения и постепенного возрастания нагрузки.

Приводим несколько примерных комплексов упражнений утренней гимнастики:

1. Исходное положение (И.П.) основная стойка (О.С.) руки внизу - впереди, пальцы в «замок». Потянуться, руки вверх - назад, ладони наружу. И.П. Повторять 6 - 8 раз.

2. И.П. - О.С. Ходьба на месте 30 - 60 с.

3. И.П. - О.С., руки в стороны. Круговые движения руками вперед, назад с постепенным увеличением амплитуды - по 4-6 раз.

4. И.П. стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны, вперед, назад по 6-8 раз.

5. И.П. - выпад левой, кисти на левом колене. Пружинящие приседания - 8-12 раз. То же - выпад правой.

6. И.П. - стойка ноги врозь, руки на поясе. Поворот направо, правая рука в сторону, то же налево по 812 раз.

7. И.П. - О.С. махом вперед согнуть правую ногу у груди и обхватив, прижать. То же, левую - по 8-12 раз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. И.П. - стойка, держась впереди за опору. Мах правой ногой влево -вперед (замах) и мах в сторону, по возможности выше. То же - левой по 10-15 раз.

9. И.П. - стойка ноги врозь. Руки медленно вверх - вдох, руки расслаблено вниз с полунаклоном вперед -выдох - 8-10 раз.

Чтобы разнообразить занятия гигиенической гимнастикой предлагаем следующую схему изменений упражнений:

1. Упражнения для рук и плечевого пояса: маховые и круговые движения руками, сгибание и разгибание рук, одновременные и последовательные движения руками из различных исходных положений (стоя, лежа, сидя, в висах и упорах).

2. Упражнения для туловища: наклоны вперед, назад, в стороны из различных исходных положений, с различными движениями рук, дополнительные движения туловищем (пружинящие) вперед, в стороны; круговые движения туловищем, из положения лежа различные прогибания, из положения лежа на спине поднимание туловища и пр.

3. Упражнения для ног: медленные и быстрые махи прямой и согнутой ногой из различных исходных положений в различных направлениях; приседания, выпады вперед, в стороны, пружинящие движения в выпадах; прыжки вверх и в движении; упражнения в равновесии и пр.

4. Упражнения для всего тела: различные сочетания движений ногами, руками, туловищем во всех направлениях с изменением исходного положения.

5. Упражнения с гимнастической палкой: с симметричными положениями палки (вниз, вверх, вперед, назад, за голову, на грудь); в различных стойках наклоны с палкой вперед, в стороны; вкручивание и выкручивание палки, перемахи ногой через палку вперед и назад; прыжки через палку, не отпуская рук и пр.

6. Упражнения с короткой скакалкой: прыжки, вращая скакалку вперед, назад, сбоку; то же с промежуточными прыжками; прыжки на одной, со сменой, на одну, другая вперед, в положении глубокого при-

седа; скрестно руками, ногами, с поворотом кругом, с двойным, тройным вращением; два прыжка за один поворот скакалки; бег в различном темпе в сочетании с прыжками со скакалкой.

В заключение необходимо отметить, что в начальном периоде занятий количество упражнений гигиенической гимнастики и количество их повторений должно быть минимальным (см. «принципы проведения занятий физическими упражнениями»), с последующим их постепенным увеличением.

И последнее. Для того чтобы начать заниматься гимнастикой по утрам, необходимо сначала «уговорить» себя, попробовать встать на 15 минут раньше обычного, заставить себя позаниматься неделю, месяц, а затем оценить эффект от занятий по своему состоянию. Для занятий же гигиенической гимнастикой в режиме учебного дня необходимо как осмысленное сознание цели и задач, так и определенные волевые усилия, особенно на начальном этапе.

Несколько слов необходимо сказать и о закаливающих процедурах, лучшим временем для которых является момент окончания утренней гимнастики.

Вследствие большой теплопроводности вода является наиболее эффективным средством закаливания, т.к. оказывает механическое воздействие на ткани тела и кожу, что, в свою очередь, способствует улучшению лим-фо- и кровообращения. В первый момент принятия процедуры, вследствие резкого сужения сосудов кожи, кровь устремляется к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной. При этом возникает чувство замерзания. Вслед за этой фазой наступает другая, организм начинает вырабатывать тепло, кровеносные сосуды кожи расширяются, кровь приливает к коже, ощущение холода сменяется

приятным чувством теплоты. Такое сужение сосудов кожи с последующим их расширением является своеобразной гимнастикой для них, которая и совершенствует сосудистую деятельность при холодовых влияниях.

Чрезмерного охлаждения следует избегать, т.к. при этом кровеносные сосуды кожи остаются расширенными, происходит замедление кровотока с последующим застоем и появлением вторичного озноба. Эти симптомы указывают на излишние потери тепла, поэтому в случае их появления, водную процедуру следует прекратить и провести согревающие мероприятия в виде энергичных движений, растирания тела и утепления одеждой.

Закаливание водой рекомендуется начинать с обтираний. Это наиболее «мягкая» водная процедура, осуществляемая с помощью губки или полотенца, смоченных в воде. Обтирать сначала следует верхнюю половину тела, затем насухо ее вытереть и растереть сухим полотенцем до красноты; то же проделать с нижней половиной тела. Конечности растираются от пальцев к телу, туловище - круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжительность процедуры - 4-5 мин.

Обливание действует более сильно, ток как эффект разряжения усиливается давлением водной струи. Начинать обливание следует водой температуры 30 °С, постепенно доводя ее до 15 °С и ниже. Длительность

процедуры с последующим растиранием тела - 3-4 мин.

Еще более охлаждающее действие оказывает холодный душ. Механическое воздействие напора воды при этом увеличивается. Температура воды в начале закаливания должна быть около 30-32 °С, продолжительность - не более 1 мин. Далее температуру следует снижать примерно на 1 °С через каждые 3-4 дня, а продолжительность увеличивать до 2 мин. В дальнейшем можно принимать переменный душ, чередуя 2-3 раза в течении 2-3 мин. воду температуры 3035 °С с водой температуры 15-20 °С. Если после такого душа возникает перевозбуждение, раздражительность, необходимо прекратить его применение и перейти на более «щадящий» режим приема водных процедур.

При организации закаливающих процедур необходимо помнить, что успех возможен лишь в том случае, если они проводятся систематически, непрерывно, длительное время. Нежелательны пропуски даже в 2-3 дня, а если перерыв длится 2-3 недели, то закаливание придется начинать с менее эффективных воздействий - обтирания, обливания и т.д.

Таким образом, ощущение бодрости и хорошего настроения, возникающее после принятия водных процедур, вызывает желание повторять их регулярно, т.е. появляется привычка, что очень важно для здорового образа жизни.

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. - М.: Химия, 1993. -400 с.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

4. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для учащихся педологических училищ. - М.: Просвещение, 1988.

5. Виленский М.Л. Физическая культура в научной организации труда студентов. - М.: Прометей, 1994.

6. Вайнбаум Я. Т. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение, 1986.

7. Волков В.М., Мильвер Е.Г. Человек и бег. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

8. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. В.М. Смолевского. - Изд. 3-е, пере-раб., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

9. Глухо в В. И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. -Киев: Здоровье, 1989.

10. Гущо Ю.П. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия. - М.: ЕМП Кольцо, 1993.

11. Дукальская А.В. Современное представление о развитии физических качеств волейболистов. - Ростов-на-Дону, 1995.

12. Зюзько И.Г., Шаниязов A.M. Теория и методика спорта высших достижений. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. - Ашхабад, 1989.

13. Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. - Киев: Здоровье, 1988.

14. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: Аспект Пресс, 1995.

15. Каменский М.И. Питание. Здоровье. Двигательная активность. - Киев: Наукова думка, 1990.

16. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 3.

17. Метцлер П. Теннис. Секреты мастеров. - М.: Гранд-Фаир, 2002

18. Михайлов В.В. Путь к физическому совершенствованию. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

19. Останенко А.Н., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. Легкая атлетика. - М.: Высшая школа, 1979.

20. ПолиевскийС.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

21. Разумов А.Н., Пономаренко В.А., Пискунов В.А. Здоровье здорового человека. - М.: Медицина, 1996.

22. Саноян Г.Г. Физическая культура в режиме дня трудящихся. - М.: Физкультура и спорт, 1979.

23. Спортивные игры. Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. В.Д. Ковалева). - М.: Просвещение, 1988.

24. Старшинов В.И. Хоккейная школа. -М.: Физкультура и спорт, 1974.

25. Тезисы всесоюзной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни». - М., 1990.

26. Шенкман С.Б. Наш друг - бег. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

Фатькин Владимир Михайлович - доцент, МГИ НИТУ «МИСиС», e-mail: ud@msmu.ru.

UDC 796.011.3

procedure for self-sufficient activity in gymnastics and athletics for mining university students

Fatkin V.M., Assistant Professor,

Moscow Mining Institute, National University of Science and Technology «MISiS», e-mail: ud@msmu.ru.

This article presents the recommendations of the organizational - methodological guidance on struggle with a lack of physical activity of students - on the fight against physical inactivity in free from the training time.

Key words: training of students, physical development of body, physical education

references

1. Bal'sevich V.K. Fizicheskaja kul'tura dlja vseh i dlja kazhdogo (Physical culture for all and everyone), Moscow, Fizkul'tura i sport, 1988, 208 p.

2. Belov V.I. Jenciklopedija zdorov'ja. Molodost' do sta let (Health encyclopedia. Youthful up to the age of 100 years), Moscow, Himija, 1993, 400 p.

3. Brehman I.I. Valeologija - nauka o zdorov'e (Valeology is a science on health), Moscow, Fizkul'tura i sport, 1990.

4. Butin I.M. Lyzhnyj sport. Uchebnoe posobie dlja uchashhihsja pedogogicheskih uchilishh (Skiing. Educational aid for normal schools), Moscow, Prosveshhenie, 1988.

5. Vilenskij M.L. Fizicheskaja kul'tura v nauchnoj organizacii truda studentov (Physical culture in scientific job engineering for students), Moscow, Prometej, 1994.

6. Vajnbaum Ja.T. Gigiena fizicheskogo vospitanija (Hygiene of physical education), Moscow, Prosveshhenie, 1986.

7. Volkov V.M., Mil'ver E.G. Chelovek i beg (A person and running), Moscow, Fizkul'tura i sport, 1987.

8. Gimnastika i metodika prepodavanija. Uchebnik dlja institutov fizicheskoj kul'tury. Pod red. V.M. Smolevskogo. Izd. 3-e, pererab., dop. (Gymnastics and the teaching methodology. Textbook for physical culture institutes, Smolevskiy V.M. (Ed.), 3-rd edition), Moscow, Fizkul'tura i sport, 1987.

9. Gluhov V.I. Fizicheskaja kul'tura v formirovanii zdorovogo obraza zhizni (Physical culture in building healthy life-style ), Kiev, Zdorov'e, 1989.

10. Gushho Ju.P. Vvedenie v jenciklopediju zdorov'ja i dolgoletija (Introduction to the health and longevity encyclopedia), Moscow, EMP Kol'co, 1993.

11. Dukal'skaja A.V. Sovremennoe predstavlenie o razvitii fizicheskih kachestv volejbolistov (Modern ideas on the development of physical qualities of volleyball players), Rostov-na-Donu, 1995.

12. 3juz'ko I.G., Shanijazov A.M. Teorija i metodika sporta vysshih dostizhenij. Uchebnoe posobie dlja studentov institutov fizicheskoj kul'tury (Theory and procedure of Olympic sports. Educational aid for students of institutes of physical culture), Ashgabat, 1989.

13. Ivashhenko L.Ja., Strapko N.P. Samostojatel'nye zanjatija fizicheskimi uprazhnenijami (Self-sufficient physical exercises), Kiev, Zdorov'e, 1988.

14. Il'inich V.I. Studencheskij sport i zhizn' (Sports and life of students), Moscow, Aspekt Press, 1995.

15. Kamenskij M.I. Pitanie. Zdorov'e. Dvigatel'naja aktivnost' (Nutrition. Health. Physical activity), Kiev, Naukova dumka, 1990.

16. Korenberg V.B. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 1997, no 3.

17. Metcler P. Tennis. Sekrety masterov (Tennis. Mastery secrets), Moscow, Grand-Fair, 2002

18. Mihajlov V.V. Put' k fizicheskomu sovershenstvovaniju (Pathway to physical perfection), Moscow, Fizkul'tura i sport, 1989.

19. Ostanenko A.N., Seliverstov B.I., Chistjakov Ju.N. Legkaja atletika (Athletics), Moscow, Vysshaja shkola, 1979.

20. Polievskij S.A., Starceva I.D. Fizkul'tura i professija (Physical culture and occupation), Moscow, Fizkul'tura i sport, 1988.

21. Razumov A.N., Ponomarenko V.A., Piskunov V.A. Zdorov'e zdorovogo cheloveka (Health of a healthy man), Moscow, Medicina, 1996.

22. Sanojan G.G. Fizicheskaja kul'tura v rezhime dnja trudjashhihsja (Physical culture in day regimen of working population), Moscow, Fizkul'tura i sport, 1979.

23. Sportivnye igry. Uchebnik dlja studentov pedagogicheskih institutov. Pod red. V.D. Kovaleva (Sport games. Textbook for students of pedagogical institutes. Kovalev V.D. (Ed.)), Moscow, Prosveshhenie, 1988.

24. Starshinov V.I. Hokkejnaja shkola (Hockey school), Moscow, Fizkul'tura i sport, 1974.

25. Tezisy vsesojuznoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Fizicheskaja kul'tura i zdorovyj obraz zhizni» (Abstracts of All-Union Scientific-Practical Conference on Physical Culture and Healthy Life-Style), Moscow, 1990.

26. Shenkman S.B. Nash drug beg (Our friend, running), Moscow, Fizkul'tura i sport, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.