Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство профилактики профзаболеваний и производственного травматизма горняков'

Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство профилактики профзаболеваний и производственного травматизма горняков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатькин В. М.

Разработаны тесты для оценки физических и психофизиологических качеств студентов-горняков, а также разработаны оздоровительные комплексы, упражнения, виды спорта и гигиенические мероприятия профессионально-прикладной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство профилактики профзаболеваний и производственного травматизма горняков»

УДК 377.44 В.М. Фатькин

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ГОРНЯКОВ

Разработаны тесты для оценки физических и психофизиологических качеств студентов-горняков, а также разработаны оздоровительные комплексы, упражнения, виды спорта и гигиенические мероприятия профессиональноприкладной физической культуры.

Ключевые слова: горная промышленность, физическая подготовка, производственная деятельность, физкультурные группы.

Занятия физкультурой и спортом в высших учебных заведениях в значительной степени содействует подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Коллектив кафедры физвоспитания МГГУ всегда серьёзно работал как в области достижения высоких спортивных результатов, так и в области массового оздоровления студентов, их профессионально-прикладной физической подготовки к будущей производственной деятельности.

Особенно надо отметить высокие достижения боксёров нашего университета. Студенты-боксёры МГГУ являются многократными чемпионами первенства вузов г. Москвы, чемпионами России среди вузов 2005 года, победителями первенств Европы и мира среди молодёжи, а студент факультета ГМ Марат Храчёв стал бронзовым призёром Олимпийских игр в Афинах. Этих результатов наши боксёры добились под руководством заведующего кафедры физвоспи-тания профессора З.М. Хусяйнова, профессора А.И. Гаракяна.

Студент специальности ТПУ И. Стогов стал чемпионом мира по академической гребле 2005 года. Высоких достижений добиваются также настольные теннисисты МГГУ, волейболистки, легкоатлеты, становящиеся чемпионами вузов г. Москвы, призёрами всероссийских соревнований, выполняющими нормативы мастеров и кандидатов в мастера спорта России.

Все эти соревнования были бы невозможны без помощи ректора и администрации университета. Университет располагает хорошей спортивной базой, в прошлом году были закуплены новые

тренажёры, оборудован тренажёрный зал в общежитии, полностью произведён ремонт спортивного комплекса. Студенты и сотрудники МГГУ с большим удовольствием ежедневно занимаются спортом и физкультурой с 8 утра до 10 вечера.

Всё же главная задача всей системы физвоспитания - это всемерно способствовать укреплению здоровья, быть надёжным средством профилактики профессиональных заболеваний, повышать работоспособность и производительность труда, формировать важные физические, психические и нравственные качества. Коллектив кафедры физвоспитания МГГУ, который представляет содружество опытных и молодых преподавателей, средний возраст сотрудников кафедры 48 лет, всегда серьёзно работал над внедрением профессионально-приклад-ной физической подготовки (ППФП) в учебный процесс.

Пионером в этой области среди горняков является доцент кафедры физвоспитания, старейший работник нашего университета Н.Н. Шабалкин. Его работы в дальнейшем развил и внедрил в учебный процесс профессор кафедры физвоспитания Ю.А. Сабиров. Новый вклад в развитие ППФП горняков внёс доцент Санкт-Петербургского Горного Университета Г.В. Руденко. Интерес представляют также работы С.А. Полиевского и Р.Т. Раевского в области ППФП молодёжи.

Выпускник горного вуза должен знать наиболее рациональные средства ППФП, уметь организовывать и проводить занятия физическими упражнениями, знать основные оздоровительный методики.

Учёными доказано что внедрение ППФП ведёт к сокращению сроков адаптации к профессии, снижению заболеваемости в среднем на 32%, снижению травматизма на 7%, повышению производительности труда на 5% (С.А. Полиевский, 1989 г.)

Президент России и правительство в последние годы уделяет развитию физкультуры и спорта всё большее внимание. Так на развитие физкультуры и спорта до 2012 года выделено 147миллиардов рублей, это значительная сумма. Предусматривается развитие массовой физкультуры, строительство недорогих физкультурнооздоровительных центров, оснащённых игровыми, тренажёрными залами, бассейнами, саунами и другими средствами восстановления здоровья.

К сожалению наблюдения последних 10 лет говорит о том, что уровень здоровья абитуриентов МГГУ постоянно снижается. Это связано как с ухудшением экологии, особенно в Москве, так и со сложными социальными проблемами в России. Растёт число сердечно-сосудистых и бронхо-лёгочных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Снижается и уровень физических качеств, меньше абитуриентов стало заниматься в спортивных секциях, чем 15 лет назад.

Основной задачей в работе нашей кафедры мы считаем укрепление здоровья студентов и сотрудников МГГУ средствами физкультуры, развитие физических качеств, закаливания и профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП). Совершенствовать ППФП возможно лишь на основе общего укрепления здоровья. Лучшее развитие какого-либо профессионально значимого физического и психологического качеств происходит при условии одновременного развития других качеств. Как показало анкетирование студентов, аспирантов и сотрудников МГГУ, наиболее профессионально значимым качеством инженеров и рабочих-горняков является общая выносливость. Как показали результаты профес-сиограмм для подземных специальностей ТПУ, СП, ТБ, ТПР, ГМП, ГФ, труд инженера, горного мастера относится к одной из самых тяжёлых категорий труда. Он характеризуется большим объёмом двигательной активности, ходьба по измененному рельефу, в гору, под гору, причём на расстояния от 8 до 12 км и более за смену. Работа связана с большой стрессовой нагрузкой, опасностью, ответственностью за жизнь подчинённых. Работа происходит в тяжёлых санитарно-гигиенических условиях, пыль, недостаточная видимость, загазованность, сильный шум, с частым изменением рабочих поз в неблагоприятных микроклиматических условиях, требуются часто значительные физические усилия при ремонте горной техники, её установки в шахте, тоннелях, рудниках. Инженеры-горняки и особенно горнорабочие страдают заболеваниями, в первую очередь силикозом лёгких, пневмокониозом, заболеваниями суставов, виброболезнью и т.д. зачастую в течении нескольких часов пульс шахтёра может составлять 100-120 ударов в минуту и более. Неумение правильно дышать и слаборазвитая дыхательная система иногда вынуждает горняков снимать респиратор, что ускоряет развитие силикоза лёгких и пневмокониоза. Для более объек-

тивной оценки значимости профессионально важных качеств горняков использовался метод экспертных оценок. В качестве экспертов привлекались преподаватели и сотрудники, работавшие на различных должностях на шахтах и строительстве подземных сооружений. Всего было опрошено 38 экспертов .

В результате изучения условий труда и опроса экспертов было отобрано 9 дифференциальных и 16 единичных показателей, определяющих профессионально важные качества специалиста горного профиля. При этом отобранные показатели рассматривались не как произвольный набор, а как некая классификационная система, имеющая иерархическую структуру. Каждому эксперту предлагалось определить значимость перечисленных в анкете шестнадцати показателей отдельных качеств. Показателю, который является по мнению эксперта наиболее значимым в профессиональной деятельности присваивался ранг 1. Далее 2, 3, 4 и т.д. С помощью математической обработки результатов опроса были определены средневзвешенные значения рангов. Все показатели в зависимости от величины весомости были разделены на главные, основные и вспомогательные. По результатам ранжирования главными и основными профессионально важными качествами специалиста горного предприятия являются:

- физические - общая выносливость (ранг 1,81), ловкость (4,9), динамическая сила (6,0), силовая выносливость (8,2), устойчивость к к неблагоприятным воздействиям производства (9,3), быстрота движений (10,25), взрывная сила (11,92);

- психические и психомоторные - скорость реакции (3,2), волевые качества (2,2), переключение и распределение внимания (3,8), оперативность мышления (7,0), концентрация и устойчивость внимания (12,2), пространственная ориентировка (14,1).

Данные анализа результатов расчётов категории тяжести труда специалистов горного профиля и математическая обработка результатов опроса экспертов подтверждают достоверность ранжирования профессионально-значимых качеств, проведённых методом экспертных оценок Kendall, 1955.

Согласованность мнений экспертов (формула Конкордации)

W :=-т12^------

m (п - п)

* :=!

j=1

т ( 1 ^ XI ХЧ-^m(п +1)

г=1 V 2

где W - коэффициент конкордации (общий коэффициент ранговой корреляции); т - число экспертов; п - число показателей; S - сумма квадратов разностей (отклонений); Xi - ранг j-го фактора

Мы рекомендуем развитие общей выносливости в сочетании с закаливающими мероприятиями проходящими в форме круглогодичных занятий на свежем воздухе. Это прежде всего бег на 5-10 км (темп 5-6 мин/км), лыжная прогулка на 1,5-2 часа, различные спортивные игры на воздухе, в лесу, на площадках в общежитии как с тренером так и самостоятельно

Развитию ловкости в первую очередь способствуют занятия игровыми видами спорта, особенно футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика.

Динамическая сила развивается на занятиях в тренажёрном зале, штангой, гирями, в единоборствах (борьба, бокс и т.п.).

Быстрота движений развивается на занятиях по лёгкой атлетике (спринт), различных играх, спортивных эстафетах.

Скорость реакции вырабатывается прежде всего на занятиях настольным теннисом, теннисом, боксом, играми и т.д.

Волевые качества, смелость, развиваются на занятиях боксом, гимнастикой, лёгкой атлетикой, штангой, борьбой.

Спортивное ориентирование также очень важный прикладной вид спорта для горняков, особенно маркшейдеров, проходчиков, технологов. Горный туризм и скалолазание способствуют выработке как смелости, воли, целеустремленности, так и высокой функциональной подготовки систем организма. Все вышеперечисленные спортивные виды успешно функционируют в МГГУ.

Чисто прикладными навыками, которые помогают в работе, являются: лазание по канату, по наклонной плоскости вверх и вниз, на четвереньках, с грузом, с преодолением препятствий, различные прыжки, ходьба в полуприседе, в приседе, бег по пересечённой местности, по сыпучему песку, воде и т.д.

В процессе физического воспитания студентов горных вузов необходимо особо обратить внимание на совершенствование деятельности дыхательного аппарата. Многие горняки не умеют правильно дышать:

делают слабый короткий выдох, вследствие чего в лёгких увеличивается количество остаточного воздуха. Многие дышат через рот, ограничивая вентиляцию лёгких. Воздух же, попадая через нос, согревается, увлажняется и очищается, что очень важно для шахтёров, работающих в запылённой среде.

Развитию дыхательного аппарата способствует дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, дыхание по К.П. Бутейко, что важно для работающих под землёй, где порой умение надолго задерживать дыхание жизненно необходимо.

1,88

6

8,27

10,8 11,1

Ранжирование профессионально - значимых физических качеств инженеров горняков

1 Общая выносливость - 1,88 (Главный)

2 Ловкость - 4,95 (Главный)

3 Динамическая сила - 6,0 (основной)

4 Силовая выносливость - 8,27 ( Основной )

5 Устойчивость к параметрам микроклимата - 9,2 ( основной )

6 Взрывная сила - 10,1 ( основной )

7 Устойчивость к неблагоприятным факторам пр-ва - 10,8 (основной )

8 Быстрота движения - 11,1 ( вспомогательный )

9 Гибкость - 11,8 ( вспомогательный )

Ранжирование профессионально - значимых психических качеств инженеров - горняков

1. Скорость реакции - 2,28 ( главный )

2. Волевые качества - 3,1 ( главный )

3. Переключение внимания - 3,8 ( главный )

4. Оперативность мышления - 6,95 ( основной )

5. Пространственная ориентировка - 12,2 ( основной )

6. Психическая уравновешенность - 12,8 ( основной )

7. Концентрация внимания - 13,4 ( основной )

8. Глазомер -14,8 ( вспомогательный )

9. Темперамент - 15,6 ( вспомогательный )

Большое значение следует придавать средствам восстаноления здоровья, правильному питанию, закаливанию и гигиеническим мероприятиям. Для горняков важны занятия спортом на воздухе, воздействие солнца, зимой желательно посещать солярий, чтобы восстановить синтез кальция в костях, обязательные циклические упражнения, особенно лыжный спорт, плавание, что способствует профилактике силикоза лёгких.

В питании следует избегать приёма жирной, тяжелоусваивае-мой пищи, надо употреблять больше фруктов, овощей, орехов, сухофруктов, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Очень хорошо восстанавливает организм приём свежевыжатых соков, особенно морковного и яблочного, приём препаратов селена и йода.

225226

Таблица 1

Тесты на физические качества

№ п/п Упражнение Отлично Хорошо Удовл.

1 Бег на дистанцию 5000м 20 мин. 20 мин. 30 сек. 25 мин.

2 Толчок штанги или гирь - 50% от собственного веса 10 раз 8 раз 5 раз

3 Приседания со штангой 100% от собств. веса 80% от собств. веса 60% от собств. веса

4 Жим штанги лёжа 100% от собств. веса 80% от собств. веса 60% от собств. веса

5 Рывок штанги 60% от собств. веса 50% от собств. веса 40% от собств. веса

6 Тройной прыжок с места 7м 6,75м 6,5м

7 Подтягивание на перекладине 13 раз 11 раз 9 раз

Таблица 2

Тесты на специальные профессионально - прикладные навыки

№ п/п Упражнение Отлично Хорошо Удовл.

1 Ходьба в приседе на 40м 12 сек. 14 сек. 16 сек.

2 Лазание по канату на 5м без помощи ног 7 сек. 8 сек. 9 сек.

3 Подъём ног до места хвата на перекладине 18 раз 14 раз 10 раз

4 Задержка дыхания на выдохе 50 сек. 40 сек. 30 сек.

Таблица 3

Баллы Бег, мин. Челночный бег, сек. Силовая выносливость, раз Ходьба в приседе на 20 м, сек.

М Ж М Ж М Ж М Ж

5 км 2 км Подтяг. Пресс

1 >30 >14 >24 >27 <3 <15 >9 >11

2 27-29 12,5-14 23-24 26-27 3-5 15-25 9-8,6 11-10,5

3 25-27 11,5-12,5 22-23 25-26 5-7 25-30 8,6-8,1 10,4-10

4 23-25 10,5-11,5 21-22 24-25 7-9 30-35 8-7,6 9,5-9

5 22-23 10-11,5 20-21 23-24 10-12 35-40 7,5-7 8,9-8,4

6 21-22 9,5-10 19-20 22-23 12-14 40-43 6,9-6 8,3-7,8

7 <20 <9 <19 <22 >14 >43 <6 <7,8

Окончание таблицы 3

Баллы Приседания, с собств. весом (М), «пистолетик» (Ж) Гарвардский степ-тест, баллы Задержка дыхания на выдохе, сек.

М Ж М Ж М Ж

1 <2 <2 <50 <45 >30 >20

2 2-4 2-3 50-55 45-50 30-35 20-25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 5-7 4-5 56-60 51-55 36-40 26-30

4 8-10 6-7 61-65 56-60 41-45 31-35

5 11-13 8-9 66-70 61-65 46-50 36-40

6 14-16 9-10 71-80 66-70 51-55 41-45

7 >16 >10 >80 >70 >55 >45

Особенно важно в северных районах России принимать препараты кремния в виде таблеток под названием «Долголет». Кремний участвует в проведении нервных импульсов, а также способствует укреплению костей, что важно в условиях полярной ночи. Большое значение в питании следует уделять употреблению воды. Обязательно надо пользоваться очистительными фильтрами типа «Барьер», «Родничок», которые поглощают до 90% тяжёлых металлов и 100% соединений хлора.

Все вышеприведенные мероприятия помогут избежать преждевременного старения, профессиональных заболеваний, производственного травматизма. Вот что сказал старейший работник МГГУ, профессор кафедры ТПУ Ю.Н. Кузнецов: «Если бы не занятия спортом, вряд ли бы мне удалось избежать аварийных ситуаций в шахте, спорт и быстрая реакция просто спасли меня от верной смерти, причём неоднократно».

Тесты профессионально - прикладной физической подготовки для мужчин (табл. 1, 2, 3).

Уровень ППФП определяется по среднему количеству баллов.

5 5,0 и более - очень высокий,

4 4,0 - 4,9 - высокий,

3 3,9 - 3,0 - средний,

2 2,9 - 2,0 - низкий,

1 1,9 - 1,0 - очень низкий.

------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Шабалкин Н.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка сту-дентов-горняков В.Ш. 1971 г.

2. Сабиров Ю.А. Методология профессионально-прикладной физической подготовки студентов-горняков. М. 1989 г.

3.Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание 1987.

4.Оплавин С.М. Физкультура в жизни человека. - М.: Знание. 1986.

5.Полиевский С.А. Физкультура и профессия. - М.: ФиС. 1988.

6.Раевский С.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка сту-дентов-политехников О., В.Ш. 1988.

7.МартексР. Социальная психология и спорт. - М.: ФиС 1979.

8.Кабачков В.А. Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних учебных заведениях. - М.: В.Ш. 1982.

9.Фатькин В.М. Оздоровительная физкультура в вузе. М. 2005. шгд=1

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ ------------------------------------------

Фатькин В.М. - кафедра физического воспитания и спорта, Московский государственный горный университет, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.