Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА'

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНОЕ (НАДЗОРНОЕ) МЕРОПРИЯТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарев Александр Александрович, Мочалова Татьяна Александровна, Курушин Илья Андреевич

Статья посвящена актуальному вопросу осуществления общественного контроля в области пожарной безопасности, так как знание гражданскими лицами правил пожарной безопасности помогает предотвращать и предупреждать нарушение требований пожарной безопасности. Авторами проведено исследование практики осуществления общественного контроля в области пожарной безопасности торгового центра. На основе анализа нормативных правовых актов и собственных исследований предложен проверочный лист (чек-лист) для лиц, осуществляющих общественный контроль в области пожарной безопасности в торговых центрах, в основу которого положены действующие проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемые должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Показана необходимость подготовки и оценки готовности общественных контролеров к проведению общественного контроля пожарной безопасности торгового центра на практике сотрудниками государственного пожарного надзора. Предложена модель регулирования отношений между представителями общественного контроля и органами государственного пожарного надзора в целях соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в торговом центре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лазарев Александр Александрович, Мочалова Татьяна Александровна, Курушин Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROPOSALS FOR IMPROVING PUBLIC CONTROL OF FIRE SAFETY IN A SHOPPING CENTER

The article is devoted to the topical issue of public control in the field of fire safety, since the knowledge of fire safety rules by civilians helps to prevent and prevent violations of fire safety requirements. The authors conducted a study of the practice of public control in the field of fire safety of the shopping center. Based on the analysis of regulatory legal acts and our own research, a checklist (checklist) is proposed for persons exercising public control in the field of fire safety in shopping centers, which is based on existing checklists (lists of checklists, the answers to which indicate compliance with or non-compliance by the controlled person with mandatory requirements) used by officials of the state fire supervision bodies of the EMERCOM of Russia in the implementation of federal state fire supervision. The necessity of training and assessing the readiness of public controllers to conduct public control of the fire safety of a shopping center in practice by employees of the state fire supervision is shown. A model for regulating relations between representatives of public control and state fire authorities in order to comply with the mandatory fire safety requirements in a shopping center is proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА»

УДК 614.842.847

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА

А. А. ЛАЗАРЕВ, Т. А. МОЧАЛОВА, И. А. КУРУШИН

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: kgn@edufire37.ru

Статья посвящена актуальному вопросу осуществления общественного контроля в области пожарной безопасности, так как знание гражданскими лицами правил пожарной безопасности помогает предотвращать и предупреждать нарушение требований пожарной безопасности.

Авторами проведено исследование практики осуществления общественного контроля в области пожарной безопасности торгового центра. На основе анализа нормативных правовых актов и собственных исследований предложен проверочный лист (чек-лист) для лиц, осуществляющих общественный контроль в области пожарной безопасности в торговых центрах, в основу которого положены действующие проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемые должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Показана необходимость подготовки и оценки готовности общественных контролеров к проведению общественного контроля пожарной безопасности торгового центра на практике сотрудниками государственного пожарного надзора.

Предложена модель регулирования отношений между представителями общественного контроля и органами государственного пожарного надзора в целях соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в торговом центре.

Ключевые слова: общественный контроль, контрольное (надзорное) мероприятие, государственный пожарный надзор, пожарная безопасность, проверочный лист.

DEVELOPMENT OF PROPOSALS FOR IMPROVING PUBLIC CONTROL OF FIRE SAFETY IN A SHOPPING CENTER

A. A. LAZAREV, T. A. MOCHALOVA, I. A. KURUSHIN

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo E-mail: kgn@edufire37.ru

The article is devoted to the topical issue of public control in the field of fire safety, since the knowledge of fire safety rules by civilians helps to prevent and prevent violations of fire safety requirements. The authors conducted a study of the practice of public control in the field of fire safety of the shopping center. Based on the analysis of regulatory legal acts and our own research, a checklist (checklist) is proposed for persons exercising public control in the field of fire safety in shopping centers, which is based on existing checklists (lists of checklists, the answers to which indicate compliance with or non-compliance by the controlled person with mandatory requirements) used by officials of the state fire supervision bodies of the EMERCOM of Russia in the implementation of federal state fire supervision. The necessity of training and assessing the readiness of public controllers to conduct public control of the fire safety of a shopping center in practice by employees of the state fire supervision is shown. A model for regulating relations between representatives of public control and state fire authorities in order to comply with the mandatory fire safety requirements in a shopping center is proposed.

Key words: public control, control (supervisory) measure, state fire supervision, fire safety, checklist.

© Лазарев А. А., Мочалова Т. А., Курушин И. А., 2023

111

Основной задачей каждого демократического государства является обеспечение конституционных прав и свобод его граждан. С целью контроля добросовестного и эффективного выполнения властью своих обязанностей, недопущения применения ею насилия, необходима обратная связь со стороны общества. Общество имеет возможность контролировать власть на этапах принятия решений, их реализации, оценки полученных результатов, посредством общественного контроля.

Само понятие общественного контроля, а также его цели, задачи, принципы, формы, субъекты, порядок взаимодействия субъектов общественного контроля с органами государственной власти и органами местного само-

1

управления определены законодательно .

В настоящее время общественный контроль осуществляется в различных сферах жизнедеятельности государства: здравоохранения и образования, правоохранительной, избирательной и экологической сферах и т.д. В него вовлечены как субъекты, опосредованные государством, так и граждане, и их объединения.

Изучению проблем развития института общественного контроля посвящено много научных исследований.

Автор работы [1] исследует общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования института общественного контроля в Российской Федерации в области обеспечения безопасности государства. Автор отмечает ряд проблем законодательного характера, среди которых отсутствие отдельного федерального закона, посвященного основам общественного контроля в области обеспечения безопасности государства; отсутствие в действующем российском законодательстве четкого определения понятия «деятельности в области обеспечения безопасности государства». Выявлена также проблема организации и осуществления общественного контроля в области обеспечения безопасности государства без нарушения действующего законодательства о государственной тайне.

Авторы исследований [2, 3] изучают проблемы, возникающие при осуществлении общественного контроля органов внутренних дел. Отмечается, что общественный контроль органов внутренних дел неразрывно связан с развитием института общественных советов, как на федеральном, так и на региональном уровне, и их функционирование как подлинно

1

' Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

независимых по отношению к органам власти структур. Статья [4] посвящена ряду особенностей взаимодействия общественных формирований с представителями администрации исправительных учреждений. Авторы указывают на несовершенство законодательства в части участия заинтересованных лиц в общественных наблюдательных комиссиях, что может нести потенциальную угрозу режиму и безопасности функционирования исправительных учреждений в осуществлении контрольных полномочий.

Ряд авторов рассматривают роль общественного экологического контроля в обеспечении эффективной защиты конституционного права граждан как на благоприятную окружающую среду, так и на получение достоверной информации о ее состоянии. Например, авторы работы [5] выявляют ряд проблемных аспектов правового регулирования общественного экологического контроля. В частности, в законодательстве отсутствует детальный перечень субъектов осуществления общественного экологического контроля, не урегулирован порядок реакции органов власти на результаты общественного экологического контроля; к гражданам, изъявившим желание стать общественными инспекторами по охране окружающей среды, не предъявляется требований о наличии специального образования (природоохранного, юридического, экологического), что существенным образом влияет на качество их работы. Авторы работы [6] предлагают повысить эффективность деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды путем создания специализированных учебных курсов, которые потенциальные добровольцы должны будут освоить в обязательном порядке, а также пройти специализированные стажировки, направленные на более полное изучение системы законодательных актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Организации, осуществляющие общественный экологический контроль, проводят активную деятельность, благодаря которой государственные надзорные органы получают объективную картину по загрязнениям водных объектов участков добычи россыпного золота на территории Сибири и Дальнего Востока [7]. При этом авторами отмечаются следующие основные проблемы, с которыми сталкиваются общественные организации: отсутствие в открытом доступе данных на сайтах территориальных органов Росприроднадзора; длительное время с момента обращения до утверждения внеплановой проверки или рейдового мероприятия; противоречия недропользовательского и природоохранного законодательств

(законодательство о недрах не учитывает необходимость сохранения природных ресурсов и экосистем, что противоречит природоохранным нормам).

В научной литературе практически отсутствуют исследования в области осуществления общественного контроля пожарной безопасности. Данный вопрос, тем не менее, является актуальным на сегодняшний день, так как знание лицами, осуществляющими общественный контроль, правил пожарной безопасности помогает предотвращать и предупреждать нарушение обязательных требований пожарной безопасности на объектах массового пребывания людей. Осуществление общественного контроля - это важная роль в буднях активного гражданина (общественника), так как гражданин заинтересован в том, чтобы в местах массового пребывания людей происходило меньше несчастных случаев и происшествий. Общественники действуют от чистого сердца, в рамках презумпции добросовестности исполняют свой гражданский долг перед государством.

Целями совершенствования общественного контроля в области пожарной безопасности являются обеспечение реализации прав человека (права на жизнь, права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интере-сов2) и обеспечение учета общественного мнения.

Задачи:

- формирование и развитие у граждан правосознания (в области соблюдения обязательных требований пожарной безопасности);

- повышение уровня доверия граждан органам государственной власти;

- способствование недопущению, а также разрешению социальных конфликтов;

- реализация инициатив граждан, направленных на защиту гражданских прав и свобод;

- обеспечение транспарентности и повышение эффективности деятельности государственных органов;

- формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

В качестве объекта осуществления общественного контроля соблюдения обязательных требований пожарной безопасности нами были выбраны торговые центры (далее -ТЦ), так как они являются местами с массовым пребыванием людей и вход на данные объекты доступен гражданам.

Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые разработана модель регулирования отношений между представителями общественного контроля и органами государственного пожарного надзора в целях соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в торговом центре.

Ответственность за содержание ТЦ в надлежащем состоянии и обеспечение безопасности находящихся в нем людей лежит на руководителе или обладателе данного объекта на законных основаниях. Законодательно определены права и обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности . Исходя из этого, именно руководитель организации, как никто другой, заинтересован в недопущении нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты.

В свою очередь, задачей общественников является указание собственнику на нарушения обязательных требований пожарной безопасности, подлежащих устранению.

С учетом изложенного, нами разработан проверочный лист (чек-лист) для лиц, осуществляющих общественный контроль в области пожарной безопасности в торговых центрах (табл.). В его основу положены действующие проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемые должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденные Приказом МЧС России4.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).

3 Федеральный закон от 21.12.1994 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

4 Приказ МЧС России от 09.02.2022 № 78 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора».

Таблица. Список вопросов для общественного контроля пожарной безопасности торгового центра

п/п

Контрольные вопросы

Определяющий требования ПБ, нормативно-правовой акт

Ответы

CD X

X

CD

CD X

Примечание

Внешняя и прилегающая территория к торговому центру

Расчищены, исправны ли подъездные пути к ТЦ, наружным пожарным гидрантам, расположенным вблизи ТЦ (не заблокирован ли или не перекрыт проезд, очищены дороги от снега, не мешают ли деревья, рекламные баннеры, торговые палатки и т.п. для подъезда пожарной техники к зданию для установки пожарных лестниц, очищены или нет пожарные гидранты); имеются ли на люках гидранта/ов специальные условные обозначения, имеется ли конус красного цвета на люке пожарного гидранта, который сможет привлечь внимание._

Имеется или нет на видном месте на здании знак/ки пожарной безопасности «Пожарный гидрант», указывающая направление движения к источникам противопожарного водоснабжения:

п. 71 Правил

п. 48 Правил

В здании торгового центра

Не загромождены ли пути эвакуации и подходы к дверям эвакуационных выходов мебелью, навалами досок, коробок, мусора, других предметов? Нет ли на дверях эвакуационных выходов, запоров и замков, препятствующих их свободному открыванию?

п.п. «ж» п. 16, п. 27 Правил

Имеются ли в ТЦ огнетушители на видных местах, не препятствуют ли они безопасной эвакуации людей, а также имеют ли они подставки или крепление, чтобы исключить вероятность опрокидывания или падения?

п. 409 Правил

Имеются ли в ТЦ на видных местах планы эвакуации? Указана ли на них информация

п. 200 Приложения к Приказу6

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»

№ п/п Контрольные вопросы Определяющий требования ПБ, нормативно-правовой акт Ответы Примечание

го 1-CD X неприменимо

о настоящем месте нахождения (для ориентира), направлении эвакуационного/ых пути/ей и выхода/ов? Отображена ли на плане эвакуации информация о месте расположения ручной кнопки оповещения о пожаре, пожарного оборудования, аптечки? (далее - Приказ № 1190); п. 3.22 ГОСТ 34428-20187

6. Выполнены ли в фотолюминесцентном исполнении следующие виды табличек, схем, знаков,указателей: - знаки пожарной безопасности (Пожарный кран, Огнетушитель и т.п.); - эвакуационные знаки, в том числе для инвалидов-колясочников (Указатель выхода, направление к эвакуационному выходу направо, направление к эвакуационному выходу по лестнице вверх, пункт (место) сбора и т.п.); - знаки медицинского и санитарного назначения; - таблички с обозначением этажа, способа открывания механизма дверей и т.п.; - напольные указатели направления движения к эвакуационным выходам; - инструкции по действиям в случае пожара. Приказ № 318, специальные технические условия

7. Оборудовано ли здание торгового центра автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожаротушения? Постановление Правительства8

8. Соблюдено ли требование о том, что все двери, расположенные на путях эвакуации, и все двери эвакуационных выходов должны открываться по направлению выхода из здания? ч. 1-2 ст. 53 Федерального закона9; п. 4.2.22 СП 1.13130.202010

9. Размещены ли на видных местах в ТЦ знаки «Курение и пользование открытым огнем запрещено»? Не допущено ли курение в общественных местах? Имеются ли специальные знаки ст. 12 ФЗ11 п. 11 Правил

6 Приказ от 13 февраля 2023 года № 318 (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии) «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г.№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»».

7 ГОСТ 34428-2018 Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия. 21.12.2021

8 Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (документ не вступил в силу).

9 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

11 Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Ответы Примечание

№ п/п Контрольные вопросы Определяющий требования ПБ, нормативно-правовой акт го 1-CD X неприменимо

для обозначения мест отведенных для курения («Место курения»)? Оборудованы ли места для курения мусорными контейнерами?

10. Созданы ли условия для защиты и эвакуации при пожаре маломобильных групп населения и других физических лиц (обеспечено ли функционирование систем про-тиводымной защиты безопасных зон, исправны ли противопожарные преграды (перегородки), обеспечены ли безопасные зоны соответствующими средствами индивидуальной защиты и связи с помещением пожарного поста)? п. 47 Правил

При разработке чек-листа в области пожарной безопасности для общественного контроля, было проведено исследование во взаимодействии с общественниками в торговом центре г. Ульяновска.

На первом этапе исследования общественники осуществляли общественный контроль пожарной безопасности ТЦ без взаимодействия с контролируемым лицом с использованием проверочного листа, утвержденного Приказом МЧС России4. По итогам контроля в ходе беседы с общественниками нами было установлено, что лицам, не имеющим профильного образования в области пожарной безопасности, сложно воспринимать пожарно-техническую терминологию и полноценно оценивать соблюдение обязательных требований пожарной безопасности в ТЦ. Общественники допускали ошибки, а также не смогли оценить ряд пунктов, так как не поняли их смысла.

На втором этапе исследования при осуществлении общественного контроля пожарной безопасности ТЦ без взаимодействия с контролируемым лицом общественниками был использован предложенный нами чек-лист. В результате в ходе проверки общественники смогли самостоятельно разобраться в терминологии и успешно осуществить надзорные мероприятия общественного контроля в области пожарной безопасности, не допустив при этом ошибок.

Очевидно, чтобы обеспечить и настроить работу с группой общественного контроля, необходимо непосредственное участие специалиста по пожарной безопасности с данной группой лиц. При непосредственном контакте появляется возможность дать разъяснения по ходу контрольных (надзорных) мероприятий. С целью достижения целей и задач по совершенствованию общественного контроля в области пожарной безопасности необходимо разработать модель взаимодействия органов государственного пожарного надзора (далее -ОГПН) с общественниками.

1 июля 2021 года в связи с изменением законодательства12,13,14 существенным образом изменились как методы и практики надзорной деятельности ОГПН, так и профилактической работы. Последняя стала более подробно регламентирована законодательством.

12 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

13 Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

14 Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415».

Рисунок. Модель рассмотрения обращения представителя общественного контроля

по ТЦ в ОГПН с учетом ОЗЦ

Учитывая данные изменения и основываясь на анализе нормативных правовых актов, нами разработана модель рассмотрения ОГПН обращений с учетом охраняемых законом ценностей (далее - ОЗЦ). Указанная модель представлена на рисунке.

Таким образом, реализация описанного в статье алгоритма проведения общественного контроля пожарной безопасности торгового центра, а также использование разработанного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чек-листа позволят усовершенствовать деятельность ОГПН в соответствии с требованиями действующего законодательства. Результаты исследования показывают необходимость оценки готовности общественников к проведению общественного контроля пожарной безопасности ТЦ на практике. Сложные пожарно-технические вопросы требуют более детального изучения общественниками с подробными разъяснениями сотрудниками ГПН.

Список литературы

1. Гончаров В. В. Деятельность в области обеспечения безопасности государства как объект общественного контроля в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2020. Т. 10. № 1. С. 13-20.

2. Матвеева Е. В., Митин А. А. Обеспечение общественного контроля в деятельности органов внутренних дел (на примере Кемеровской области) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24. № 1. С.65-72.

3. Шушалыкова Е. Ю., Мурзина Е. А. Общественный контроль в органах внутренних дел (на материалах УМВД России по республике Марий Эл) // Инновационные технологии управления и права. 2015. № 2 (12). С. 57-59.

4. Александров А. С., Баров Ю. А. Обеспечение режима и безопасности в исправительном учреждении при взаимодействии с субъектами общественного контроля: постановка проблемы // Вестник Кузбасского института. 2017. № 1 (30). С. 15-20.

5. Коновалов А. А., Шаговик И. Ю. К вопросу о роли общественного экологического контроля в реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии // Эпомен. 2022. № 68. С. 181-186.

6. Косиненко Н. Н., Федонькин Ю. Н. К вопросу деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды // Эпомен. 2021. № 63. С. 133-139.

7. Колпакова О. П., Пистер Д. Ю., Брехунов А. С. Взаимодействие общественных организаций с государственным экологическим надзором // Всероссийская (национальная) научно-практическая конференция «Актуальные вопросы землеустройства, геодезии и природообустройства», посвященная 15-летию Института землеустройства, кадастров и мелиорации. ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова». Улан-Удэ, 2020. С. 101-105.

References

1. Goncharov V. V. Deyatel'nost' v oblasti obespecheniya bezopasnosti gosudarstva kak ob"yekt obshchestvennogo kontrolya v rossiyskoy federatsii: konstitutsionno-pravovoy analiz [Activities in the field of ensuring state security as an object of public control in the Russian Federation: constitutional and legal analysis]. Vestnik Grod-

nenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 4. Pravovedeniye, 2020, vol. 10, issue 1, pp. 13-20.

2. Matveyeva Ye. V., Mitin A. A. Obespecheniye obshchestvennogo kontrolya v deyatel'nosti organov vnutrennikh del (na primere Kemerovskoy oblasti) [Ensuring public control in the activities of internal affairs bodies (on the example of the Kemerovo region)]. Vestnik Za-baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, vol. 24, issue 1, pp. 65-72.

3. Shushalykova Ye. Yu., Murzina Ye. A. Obshchestvennyy kontrol' v organakh vnutrennikh del (na materialakh UMVD Rossii po respublike Mariy El) [Public control in the internal affairs bodies (based on the materials of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Republic of Mari El)]. Innovatsionnyye tekhnologii upravleniya i prava, 2015, vol. 2 (12), pp. 57-59.

4. Aleksandrov A. S., Barov Yu. A. Obespecheniye rezhima i bezopasnosti v ispravi-tel'nom uchrezhdenii pri vzaimodeystvii s sub"yektami obshchestvennogo kontrolya: post-anovka problemy [Ensuring Regime and Security in a Correctional Institution in the Interaction with the Subjects of Public Control: Statement of the Problem]. Vestnik Kuzbasskogo instituta, 2017, vol. 1 (30), pp. 15-20.

5. Konovalov A. A., Shagovik I. Yu. K vo-prosu o roli obshchestvennogo ekologicheskogo kontrolya v realizatsii konstitutsionnykh prav gra-zhdan na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu i dostovernuyu informatsiyu o yeye sos-toyanii [On the issue of the role of public environmental control in the implementation of the constitutional rights of citizens to a favorable environment and reliable information about its state]. Epomen, 2022, issue 68, pp. 181-186.

6. Kosinenko N. N., Fedon'kin Yu. N. K voprosu deyatel'nosti obshchestvennykh in-spektorov po okhrane okruzhayushchey sredy [On the issue of activities of public inspectors for environmental protection]. Epomen, 2021, issue 63, pp. 133-139.

7. Kolpakova O. P., Pister D. Yu., Brekhunov A. S. Vzaimodeystviye obshchestvennykh organizatsiy s gosudarstvennym ekologicheskim nadzorom [Interaction of public organizations with state environmental supervision]. Vserossiyskaya (natsional'naya) nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Aktual'nyye vo-prosy zemleustroystva, geodezii i prirodoo-bustroystva», posvyashchennaya 15-letiyu Instituta zemleustroystva, kadastrov i melioratsii. FGBOU VO «Buryatskaya gosudarstvennaya sel'skokhozyaystvennaya akademiya imeni V. R. Filippova», Ulan-Ude, 2020, pp. 101-105.

Лазарев Александр Александрович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

кандидат педагогических наук, кандидат технических наук, начальник кафедры, доцент E-mail: kgn@edufire37.ru Lazarev Alexander Alexandrovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of pedagogical sciences, candidate of technical science, head of department, associate professor E-mail: kgn@edufire37.ru

Мочалова Татьяна Александровна

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

кандидат биологических наук, заместитель начальника кафедры, доцент E-mail: tatianamochalova_2507@mail.ru Mochalova Tatjana Aleksandrovna

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of biological sciences, deputy head of department, associate professor E-mail: tatianamochalova_2507@mail.ru

Курушин Илья Андреевич

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

студент

E-mail: vip007073@gmail.com Kurushin Ilya Andreevich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy

of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies

and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

Student

E-mail: vip007073@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.