DOI: 10.37657^^^^2021.21.23.004 УДК 614.849
Е.А. ХРЫКИН, ст. науч. сотр.; И.Ф. ЗЕНКОВА, канд. техн. наук, ст. науч. сотр.; И.О. ВИНОГРАДОВА, ст. науч. сотр.; М.А. ШАРАПОВ, науч. сотр. (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
ФОРМЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ЛИСТОВ И ПОРЯДОК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
В статье рассмотрены требования к разработке и содержанию проектов форм проверочных листов, их утверждению, применению, в том числе обязательному, а также основания для актуализации проверочных листов.
Проведен анализ соответствия указанных требований принятой концепции проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.
Подготовлен вывод о возможности актуализации форм проверочных листов для применения при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Ключевые слова: федеральный государственный пожарный надзор, проверочные листы, О^код
Введение
I ринятие новой концепции проведения государственного контроля (над-1зора) и муниципального контроля в Российской Федерации [1] сопровождается активным развитием нормативно-правового обеспечения деятельности контрольных (надзорных) органов во всех сферах деятельности общества.
В области пожарной безопасности осуществление федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) регламентируется рядом законодательных и иных нормативных правовых актов, перечень которых размещен на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом органы государственного пожарного надзора (ОГПН) в целях организации деятельности руководствуются определенными требованиями и нормами.
Изложение основного материала исследования
Основные принципы осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля определены положениями действующей редакции Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2] и включают в себя реализацию таких направлений, как профилактика нарушений обязательных требований, а также оценка соблюдения обязательных требований гражданами и организациями.
В настоящее время при формировании законодательных и иных нормативных правовых норм все чаще стоит задача разработки универсального инструментария с возможностью его использования различными участниками правовых и общественных отношений, являющихся предметом нормативного регулирования. Анализ требований к проверочным листам, используемым при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, показал наличие признаков, позволяющих установить многофункциональных характер их применения.
П
ISSN 2686-8075 Актуальные вопросы пожарной безопасности 2021 № 4 (10) Current Fire Safety Issues
Прежде всего, проверочные листы должны содержать списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Проверочные листы формируются и утверждаются соответствующими контрольными (надзорными) органами в формате, допускающем их использование хозяйствующими субъектами для самообследования.
В области обеспечения пожарной безопасности целью деятельности ОГПН в пределах собственных полномочий является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Требования к разработке и актуализации форм проверочных листов, используемых должностными лицами ОГПН МЧС России, а также случаи обязательного применения проверочных листов установлены Правительством Российской Федерации [3], положения которого вступают в силу с 1 марта 2022 года.
Анализ показал, что ранее разработанные и утвержденные в установленном порядке формы проверочных листов, используемые при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности [4], подлежат переработке в соответствии с вновь установленными требованиями. Актуализированная форма проверочного листа должна включать: наименование вида федерального государственного надзора; наименование надзорного органа и реквизиты нормативного правового акта об утверждении формы проверочного листа;
список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении (несоблюдении) контролируемым лицом обязательных требований;
графы, предусматривающие ответы на контрольные вопросы («да», «нет», «неприменимо»), а также графу «примечание», подлежащую обязательному заполнению в случае заполнения графы «неприменимо»;
реквизиты нормативных правовых актов (с указанием структурных единиц этих актов), соотнесенные со списком контрольных вопросов:
идентификационные сведения гражданина или хозяйствующего субъекта, являющегося контролируемым лицом (фамилия, имя и отчество, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя или юридического лица, адрес регистрации гражданина или индивидуального предпринимателя, адрес юридического лица, его филиалов, представительств и т. д.).
Кроме того, проверочный лист должен содержать поля, предусматривающие внесение таких сведений, как вид контрольного (надзорного) мероприятия (далее - КНМ), дату заполнения проверочного листа, сведения об объекте, в отношении которого проводится КНМ, место проведения мероприятия и его учетный номер, реквизиты решения ОГПН о проведении КНМ, а также должность, фамилия и инициалы должностного лица, заполняющего проверочный лист.
Отличительной особенностью новой формы проверочного листа будет наличие расположенного в правом верхнем углу первой страницы ОК-кода, сформированного единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации [5]. ОК-код обеспечивает переход на страницу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащую запись о профилактическом или КНМ, в рамках которого составлен проверочный лист.
ISSN 2686-8075 2021 № 4 (10)
Применение проверочных листов обязательно при осуществлении в рамках ФГПН таких плановых контрольных (надзорных) мероприятий, как рейдовый осмотр и выездная проверка. В этих случаях проводится оценка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности согласно списку вопросов, приведенному в форме проверочного листа. Указанный список формируется на основе размещенного на официальном сайте МЧС России перечня документов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности. Следует отметить, что в проверочных листах отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче иных документов, имеющих разрешительный характер.
Основанием для актуализации форм проверочных листов являются изменение либо отмена обязательных требований пожарной безопасности.
Проверочные листы также могут быть использованы при обосновании алгоритма выбора требований пожарной безопасности для находящегося в эксплуатации объекта защиты [6].
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Порядок разработки, утверждения, применения и актуализации форм проверочных листов соответствует требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление ФГПН, а также отвечает Правилам формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий [5]. Это обеспечивает наличие достаточных условий для актуализации форм проверочных листов, применяемых должностными лицами ОГПН при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Список литературы
1. Перечень поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом Российской Федерации 27 февр. 2019 г. Пр-294. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от
31.07.2020 г. № 248-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июля 2020 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 июля 2020 г. (в ред. Федер. закона от 02.07.2021 г. № 359-ФЗ, Федер. закона от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов: постановление Правительства Рос. Федерации от
27.10.2021 г. № 1844.
4. Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности: приказ МЧС России от 17.02.2021 г. № 88.
5. Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 415: постановление Правительства Рос. Федерации от 16.04.2021 г. № 604.
ISSN 2686-8075 2021 № 4 (10)
6. Козырев Е.В., Сорокин В.А., Зенкова И.Ф. Анализ эффективности обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты // Актуальные проблемы безопасности в техносфере. 2021. № 3 (3). С. 62-66.
Материал поступил в редакцию 12.11.2021 г.
Доработанная версия - 01.12.2021 г.
Хрыкин Евгений Александрович - старший научный сотрудник; Зенкова Ирина Федоровна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник; Виноградова Ирина Олеговна - старший научный сотрудник; Шарапов Максим Александрович - научный сотрудник.
Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
E.A. Khrykin, I.F. Zenkova, I.O. Vinogradova, M.A. Sharapov
FORMS OF CHECKLISTS AND MANDATORY APPLICATION PROCEDURE DURING IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE FIRE SUPERVISION
The article discusses the requirements for elaboration and content of draft forms of checklists, as well as for their approval, application, including mandatory application, and also the justification for checklists updating.
There is carried out the analysis of compliance of requirements with the accepted concept of state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation.
There is drawn the conclusion on the possibility of updating the forms of checklists for use during implementation of planned control (supervisory) measures by officials of the state fire supervision.
Keywords: federal state fire supervision, checklists, QR code
Evgeny A. Khrykin - Senior Researcher; Irina F. Zenkova - Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher; Irina O. Vinogradova - Senior Researcher; Maxim A. Sharapov - Researcher.
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.
ISSN 2686-8075 2021 № 4 (10)