Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА С УЧЕТОМ СПРОСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА'

РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА С УЧЕТОМ СПРОСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ВЫПУСКНИК ВУЗА / ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплянский Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена актуальной проблеме повышения конкурентоспособности выпускников вуза. Стратегические ориентиры инновационного развития России определяют основные направления модернизации системы высшего образования, в том числе и на региональном уровне, что актуализировало проблему научного обоснования целевых, теоретико-методологических, содержательных, технологических и организационно-педагогических аспектов подготовки конкурентоспособных выпускников вуза, учёт потребности социально-экономического развития конкретного региона, специфики регионального рынка труда, взаимодействие высшего образования и работодателей. Цель исследования заключалась в разработке педагогической модели формирование конкурентоспособности выпускников вуза и её реализации в специально организованной профессионально-образовательной среде и научно-образовательном процессе вуза, учитывающих специфику регионального рынка труда. В результате исследования разработана и экспериментально проверена педагогическая модель формирования конкурентоспособности выпускников вуза, раскрывающая содержательно-смысловое наполнение концепции, представляющая собой единство взаимосвязанных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального и оценочно-диагностического, раскрывающая представление об организации и осуществлении формирования конкурентоспособности выпускников вуза в процессе их подготовки с учётом специфики регионального рынка труда. Сделаны выводы о том, что формирование конкурентоспособности выпускников вуза протекает на протяжении всего периода обучения, включающего в себя профессиональную и личностную подготовку будущих специалистов и определяющим образом зависит от состояния, в котором находиться рынок труда региона и от требований работодателей, предъявляемых к специалистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A PEDAGOGICAL MODEL FOR THE FORMATION OF THE COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES, TAKING INTO ACCOUNT THE DEMAND IN THE REGIONAL LABOR MARKET

The article is devoted to the actual problem of increasing the competitiveness of university graduates. Strategic guidelines for the innovative development of Russia determine the main directions of modernization of the higher education system, including at the regional level, which actualized the problem of scientific substantiation of target, theoretical and methodological, substantive, technological, organizational and pedagogical aspects of training competitive university graduates, taking into account the needs of socio-economic development of a particular region, the specifics of the regional labor market, interaction of higher education and employers. The purpose of the study was to develop a pedagogical model for the formation of the competitiveness of university graduates and its implementation in a specially organized professional and educational environment and the scientific and educational process of the university, taking into account the specifics of the regional labor market. As a result of the research, a pedagogical model of the formation of the competitiveness of university graduates was developed and experimentally tested, revealing the content and semantic content of the concept, which is a unity of interrelated blocks: target, theoretical and methodological, substantive, procedural and evaluative-diagnostic, revealing the idea of the organization and implementation of the formation of the competitiveness of university graduates in the process of their training, taking into account the specifics of the regional labor market. The conclusions are made that the formation of the competitiveness of university graduates proceeds throughout the entire period of training, which includes professional and personal training of future specialists and depends in a decisive way on the state in which the labor market of the region is located and on the requirements of employers for specialists.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА С УЧЕТОМ СПРОСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА»

Разработка педагогической модели формирования конкурентоспособности выпускников вуза с учетом спроса на региональном рынке труда

Коноплянский Дмитрий Алексеевич,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, базовая кафедра в г. Ленинске-Кузнецком, ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» E-mail: lktgasu@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме повышения конкурентоспособности выпускников вуза. Стратегические ориентиры инновационного развития России определяют основные направления модернизации системы высшего образования, в том числе и на региональном уровне, что актуализировало проблему научного обоснования целевых, теоретико-методологических, содержательных, технологических и организационно-педагогических аспектов подготовки конкурентоспособных выпускников вуза, учёт потребности социально-экономического развития конкретного региона, специфики регионального рынка труда, взаимодействие высшего образования и работодателей. Цель исследования заключалась в разработке педагогической модели формирование конкурентоспособности выпускников вуза и её реализации в специально организованной профессионально-образовательной среде и научно-образовательном процессе вуза, учитывающих специфику регионального рынка труда. В результате исследования разработана и экспериментально проверена педагогическая модель формирования конкурентоспособности выпускников вуза, раскрывающая содержательно-смысловое наполнение концепции, представляющая собой единство взаимосвязанных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального и оценочно-диагностического, раскрывающая представление об организации и осуществлении формирования конкурентоспособности выпускников вуза в процессе их подготовки с учётом специфики регионального рынка труда. Сделаны выводы о том, что формирование конкурентоспособности выпускников вуза протекает на протяжении всего периода обучения, включающего в себя профессиональную и личностную подготовку будущих специалистов и определяющим образом зависит от состояния, в котором находиться рынок труда региона и от требований работодателей, предъявляемых к специалистам.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка специалистов, выпускник вуза, формирование конкурентоспособности, педагогическая модель, региональный рынок труда.

Современное состояние российской экономики характеризуется интенсификацией процессов интернационализации, транснационализации и интеграции. Поэтому одной из главных задач высшей школы является обеспечение потребностей отраслей экономики в подготовке конкурентоспособных выпускников вуза - будущих специалистов [1, с. 39].

Актуальность проблемы исследования конкурентоспособности выпускников вуза также обусловлена насущными потребностями экономики региона. Таким образом, направленность научно-образовательного процесса вуза на формирование конкурентоспособности выпускников вуза является стратегической задачей развития системы высшего образования в регионе. Это связано с тем, что формирование и развитие конкурентоспособности личности является выходом из ситуации, сложившейся с трудоустройством выпускников вузов на региональном рынке труда [2; 3].

Стратегические ориентиры инновационного развития России определяют основные направления модернизации системы высшего образования, в том числе и на региональном уровне, что актуализировало проблему научного обоснования целевых, теоретико-методологических, содержательных, технологических и организационно-педагогических аспектов подготовки конкурентоспособных выпускников вуза, учёт потребности социально-экономического развития конкретного региона, специфики регионального рынка труда, взаимодействие высшего образования и работодателей [4; 5].

Анализ исследований в области подготовки кадров позволяет сделать вывод, что основу для определения направлений деятельности по формированию конкурентоспособности выпускников вуза, составляют показатели, характеризующие региональные особенности рынка труда, учитывающие его потребности в квалифицированных кадрах [6;7]. При разработке регионального аспекта процесса формирования конкурентоспособности выпускников вуза выделена и учитывалась социально-экономическая (наличие приоритетных отраслей региона, составляющих его специализацию, их место и роль в социально-экономическом развитии региона; экономическую активность населения; монопрофильность специализации экономики региона; экономически полезные предприятия; сильные и слабые стороны хозяйственного комплекса региона; анализ ориентиров и альтернатив развития регионального рынка труда, уникальность социально-экономической ситуации региона, эффективность использования трудового

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

потенциала, экономическая дифференциация региона и др.) и социокультурная (особенности трудового поведения и образа жизни в регионе, потребности личности, традиционная востребованность и престижность определенных направлений подготовки специалистов и др.) специфика регионального рынка труда [8; 9].

В контексте возрастающих требований к подготовке будущих специалистов, особую значимость приобретает разработка теоретико-методологических основ и научно-педагогического обеспечения формирования конкурентоспособности выпускников вуза с учетом специфики регионального рынка труда [10]. Суть, которых состоит в формировании готовности выпускников вуза успешно жить и действовать в изменяющихся социально-экономических и социокультурных условиях, планировать собственное развитие с учетом ограничений и последствий принимаемых решений в будущей профессиональной деятельности.

Современная теория и практика формирования конкурентоспособности выпускников вуза предполагает переход от анализа потребностей федерального рынка труда к анализу регионального рынка труда, включая потребности работодателей в кадрах [11].

Региональный рынок труда вносит принципиальные изменения в систему взаимоотношений сфер образования и производства и предъявляет новые требования к выпускникам вуза [12]. Поэтому современный студент, мотивированный к карьерному росту, должен с помощью адекватных методов, средств деятельности накапливать определённую совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, чтобы соответствовать вызовам современного рынка труда и конкурировать на нём.

Концептуальное обоснование становления и развития конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений позволило разработать Модель, включающую субъектов взаимодействия: студентов, преподавателей и работодателей. Учитывая то, что формирование конкурентоспособности выпускников вуза представляет собой сложный и многокомпонентный процесс, нами был сформирован один из методов по организации исследования - моделирование.

Именно моделирование предоставило практическую возможность определить системную основу исследуемой области и выявить основные аспекты теоретико-экспериментального поиска. Моделирование - один из теоретических способов научного исследования, характеризующийся как воспроизведение особенностей объекта, специально созданного для его изучения.

Для построения Модели нами использовался ° метод педагогического моделирования (А.И. Бо-" гатырев, А.И. Дахин, Е.А. Лодатко, А.В. Цыганов, g Е.А. Ясвин и другие) [13], позволивший адекват-^ но описать процесс формирования конкуренто-Ü способности выпускников вуза как систему ком-

понентов, включающих образовательные и воспитательные цели, образовательные технологии, организационно-педагогические условия и педагогический инструментарий, необходимые для реализации этих целей, установить взаимосвязь между управляемым объектом и объектом управления через систему стратегических решений и обратной связи.

В нашем исследовании оригиналом выступает процесс формирования конкурентоспособности молодых специалистов, включенный в целостный образовательный процесс, осуществляемый в специально организованной профессионально-образовательной среде вуза. Мы полагали, что разработка педагогической модели нужна с целью того, чтобы определить устройство конкретной системы, ее структуры и содержания, основных функций, а также необходимое обеспечение её реализации. Знание этого позволило управлять этим процессом в условиях высшей школы, предвидеть как прямые, так и косвенные следствия реализации заранее заданных форм и методов, приёмов и средств воздействия.

Сформированная в исследовании педагогическая модель четко ориентирована на конкретную цель - формирование конкурентоспособности выпускников вуза в специально организованных профессионально-образовательной среде и воспитательно-образовательном процессе вуза. Нетрудно заметить, что данная цель согласуется с целью самого исследования.

Данная цель реализовывалась через спектр задач, которые представляли собой комплекс образовательных, воспитательных и развивающих функций. Важнейшая цель Модели, как мы можем считать, содержит свою конкретизацию в таких задачах;

1) выявить начальную степень разработанности умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза;

2) разработать содержание и векторы по работе субъектов процесса развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза (реализации педагогической модели);

3) корректировать и регламентировать ход де-тяельности по формированию умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза;

4) проанализировать эффекивность развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза.

В процессе исследования нами была разработана программа эксперимента по реализации педагогической модели формирования конкурентоспособности выпускников вуза с учетом специфики регионального рынка труда. Педагогический эксперимент осуществлялся с 2009 по 2021 годы на базе ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» (ТГАСУ), его филиалов в г. Ленинске-Кузнецком и г. Новокузнецке Кемеровской области со студен-

тами, обучающимися по направлениям подготовки «Строительство», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Нефтегазовое дело», «Техносферная безопасность», «Менеджмент», «Экономика».

На разных этапах в исследовании и педагогическом эксперименте участвовало 2194 студента, 33 работника административно-управленческого персонала, 178 преподавателей вузов и 87 работодателей из Кемеровской и Томской областей. Педагогический эксперимент имел этапный характер и включал констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для оценки и проведения сравнительного анализа результатов формирующего этапа эмпирического исследования была сформирована экспериментальная группа (ЭГ, 254 чел.), в которой осуществлялось экспериментальное обучение в контексте формирования конкурентоспособности выпускников вуза с учётом специфики регионального рынка труда. На разных этапах и по окончанию формирующего этапа эксперимента, проводился мониторинг сформированности различных компонентов, показателей знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых конкурентоспособным выпускникам вуза.

По данным ВЦИОМ 2021 года, 84% работодателей не в полной мере устраивает уровень подготовки выпускников вузов, а 61% молодых специалистов испытывает трудности при трудоустройстве. Аналогичные результаты получены нами при опросе работодателей и выпускников вузов Кемеровской и Томской областей. Проведённый нами в ходе констатирующего этапа эксперимента опрос студентов первого курса показал, что 37% из опрошенных студентов-первокурсников плохо представляют свою будущую профессиональную деятельность и состояние рынка труда, 77% имеет слабое представление о конкурентоспособности, путях её формирования в процессе обучения в вузе и поэтому затрудняются связать успешность будущей профессиональной деятельности со своей конкурентоспособностью. У 66% преподавателей вузов присутствует явная недооценка значимости формирования конкурентоспособности выпускников вуза в процессе их подготовки, более 30% затрудняются назвать факторы и выделить организационно-педагогические условия, способствующие формированию конкурентоспособности выпускников вуза.

В проводимом нами исследовании педагогическая модель рассматривается как системная совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов, которые в ходе их практической реализации формируют профессионально-образовательную среду вуза, обеспечивая, тем самым, субъектно-личностное развитие студентов.

Переходя к определению и обоснованию блоков и компонентов педагогической модели формирования конкурентоспособности выпускников вуза, мы обратили внимание на следующие аспекты: блоки модели развития умения держать кон-

куренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза; планирование на прикладном уровне развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза (т.е. стратегический анализ, стратегическое видение и партнерство); общее определение эффективного представления выпускников в условиях современного рынка труда.

При практической разработке педагогической модели формирования конкурентоспособности мы следовали из общетеоретических основ процесса моделирования и структурирования педагогических систем:

- модель должна отражать характеристики, которые непосредственным и положительным образом оказывают воздействие на рост качества учебной и внеучебной деятельности студентов;

- структурно-содержательный компонент проектируемой модели должен дать практическую возможность регулярного контроля достижений обучающихся на отдельных этапах деятельности по формированию конкурентоспособности;

- разрабатываемая модель должна учитывать возможность своевременной коррекции исследуемого процесса с целью более эффективного достижения желаемого результата. Построение педагогической модели в три

этапа:

- на первом этапе нами было разработано: структурное содержание модели формирования конкурентоспособности выпускников вуза; изучен, подвергнут анализу и обобщению теоретический и практический опыт формирования конкурентоспособности выпускников вуза в разных по профилю вузах;

- на втором этапе составлена программа экспериментального исследования, организована профессионально-образовательная среда вуза в соответствии с разработанной программой, внесены в программу изменения с поэтапной корректировкой, уточнена первоначальная гипотеза исследования, которая положена в основу педагогической модели формирования конкурентоспособности выпускников вуза;

- третий этап был завершен созданием окончательного варианта педагогической модели формирования конкурентоспособности выпускников вуза, являющейся концептуальной, структурно-содержательной динамичной структурой.

В нашем исследовании организационное и содержательно-смысловое наполнение формирования конкурентоспособности выпускников вуза раскрыто в форме педагогической модели, которая включает целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный аспекты и реализуется в научно-образовательном процессе, осуществляемом в специально созданных организационно-педагогических условиях, учитывающих специфику регионального рынка труда.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

В ходе разработки и реализации педагогической модели, были выделены блоки (компоненты) модели, которые включали содержание, формы, методы, приёмы и средства экспериментальной работы.

В течение нашей работы, принципы разработки и реализации педагогической модели, были выявлены исходя из того, что практическое осуществление педагогической модели развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза, вероятна при формировании ее именно как системы, являющую собой набор элементов, взаимосвязанных и взаимо-детерминированных подсистем, которые находятся в некоторых отношениях и связях между собой и тем самым образующих, соответственно, целостность и единство: системности; комплексности; открытости; постепенности и последовательности; согласованности действий; организации развивающей практико-ориентированной образовательной среды; государственно-частного партнерства; развития; прогностичности.

Ведущими закономерностями практического осуществления модели развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускаю -щихся из вуза, были выделены:

- оптимальность осуществления модели развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза имеет место при развитии ее именно на базе системы, по своей сущности является группой компонентов, которые находятся в определенных связях меду собой, и представляющих соответственно общность и единство;

- эффективное осуществление педагогической модели развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза, осуществляется во взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистемах профессионально-образовательного пространства учебной организации только на базе субъектной активности практически всех участников воспитательно-образовательного процесса вуза (преподаватели, студенты, работодатели);

- результативное формирование конкурентоспособности выпускников вуза зависит от того, насколько педагогическая модель соответствует сущности конкурентоспособной личности, задействует её основные характеристики в воспитательно-образовательном процессе вуза, способствует развитию индивидуальных и профессиональных качеств, способствующих конкуренции, и преимуществ молодых специалистов, вышедших из вуза, в течение их профессиональной подготовки;

- информационное содержание и ведущие векторы деятельности субъектов педагогической модели развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза являют собой постоянный процесс работы системного комплекса модели, основывающегося на постепенном росте объема при-

обретаемых профессиональных и личностных знаний, умений и навыков, а также компетенций и реализуется в полипарадигмальном подходе;

- педагогическая модель развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза, имеет деятельностный профессионально-ориентированную направленность, должна наиболее точно отвечать потенциалу на их предстоящем профессиональном поприще и осуществляется в личностно-ориентированном и деятельностном подходах.

- педагогическая модель развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза, имеет личностно-ориентированную субъект-субъектную направленность, что и устанавливает поиск и применение необходимого формата отношений и взаимодействия между всеми участниками деятельности.

Таким образом, основываясь на выше изученных положениях можно сделать соответствующих вывод, что педагогическая модель обладает системным характером, отображает ведущие концептуальные идеи, определяется содержанием, структурой инварианта и включает в себя пять базовых блока.

Целевой блок являлся в определенном роде системообразующим компонентом модели, который включает в себя две взаимосвязанные части:

- стратегический вектор, который подразумевает социальный заказ на конкурентоспособных выпускников и который имеет в основе необходимые требования работодателей;

- оперативный вектор, который включает соответствие подготовки будущих специалистов требованиям ФГОС, по причине того, что требования работодателей к молодым специалистам, вышедшим из вуза, характеризуются, как правило, сферой личностных, мотивационных и информационных компонентов. Теоретико-методологический блок отражает методологию полипарадигмальности, методологические подходы к формированию конкурентоспособности выпускников вуза, закономерности и принципы его осуществления, а также реализации педагогической модели. В основе педагогической модели нами были положены концептуальные идеи системного, стратегического, си-нергетического, компетентностного, личностно-деятельностного и средового подходов, что позволило выявить педагогические закономерности и установить принципы формирования конкурентоспособности выпускников вуза и реализации модели на практике.

Содержательный блок педагогической модели отражается в сущности и векторах работы субъектов развития умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза; в базовых показателях ключевых компетенций и включал в себя комплекс соответствующих им способностей, свойств и компетенций личности,

а также практического опыта в решении профессиональных задач.

Данный блок модели предполагал разработку содержательного наполнения дисциплин инвариантной части учебного плана и дисциплин вариативной части учебного плана (дисциплины по выбору, учебные курсы «Введение в специальность», «Планирование и управление карьерой», «Стратегия профессионального роста», «Моя профессиональная карьера», «Факторы успешного трудоустройства по специальности» и другие), а также сквозных тем, интегрального содержания, раскрывающих с различных позиций субъектно-личностные, организационно-деятельностные и социально-коммуникативные компетенции выпускников вуза.

Процессуальный блок педагогической модели сформирован соответственно установленной совокупности требований, видов и способов организации деятельности по развитию умения держать конкуренцию у молодых специалистов, выпускающихся из вуза, определенным методам и средствам регулирования, процедурам анализа и оценки показателей главнейших компетенций. Вся совокупность методов была нами сгруппирована по основным направлениям педагогической деятельности, которые осуществлялись на протяжении всего процесса обучения: первоначальное обучение учащихся знаниям, умениям и навыкам решения задачь, непосредственно связанных с процессией, углубление, расширение и повышение у учащихся необходимых знаний, умений и навыков, методы, которые необходимо применять для регулирования и анализа знаний студентов на протяжении всей обучающей деятельности.

В целях формирования конкурентоспособности выпускников вуза нами были определены и использованы образовательные технологии, создающие ведущие требования личностного и компетентностного характера к подготовке будущего специалиста, очередность развития компетенций и конкурентоспособности выпускников вуза: игровые технологии; кейсовые технологии; технологии интерактивного обучения; модераци онные и проектные технологии; информационно-коммуникативные технологии; техники и методики осуществления учебно -производственной практики; технологии организации внеучебной деятель -ности студентов.

Оценочно-диагностический блок педагогической модели формирования конкурентоспособности выпускников вуза был отражен в разрезе педагогического мониторинга, суть которого нам виделась в получении и анализе необходимой информации по учебной и внеучебной, а также научно-исследовательской работе студентов, ее дальнейшей оценки.

Критериально-оценочный аппарат, включал результаты реализации педагогической модели: уровень сформированности конкурентоспособности. С целью подтверждения достоверности полученных результатов проведенного формирую-

щего эксперимента, направленного на повышение сформированности конкурентоспособности выпускников вуза, был использован Nкритерий Стьюдента для двух зависимых выборок. Осуществлялось сравнение двух рядов значений распределения уровней конкурентоспособности выпускников вуза экспериментальной группы до эксперимента и после него. Причём каждому представителю одной выборки испытуемых поставлен в соответствие представитель из другой выборки, то есть два ряда значений положительно коррелируют друг с другом.

На основе полученных результатов исследования мы произвели оценку сформированности уровня конкурентоспособности выпускников вуза (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика уровней сформированности конкурентоспособности выпускников вуза

Уровни сформированности конкурентоспособности Этапы ОЭР, группы студентов

констатирующий формирующий

Эгр, (%) (до эксперимента) Эгр, (%) (после эксперимента)

Высокий (желательный) 18,4 49,3

Средний (оптимальный) 34,0 37,6

Низкий (недостаточный) 47,6 13,1

^критерий Стьюдента 1,63 3,74

Из Таблицы 1 видно, что количество выпускников вуза экспериментальной группы (Эгр) с высоким уровнем сформированности конкурентоспособности возросло на 30,9%, а количество выпускников вуза с низким уровнем уменьшилось на 34,5%. В экспериментальной группе у большинства выпускников вуза зафиксировано преобладание высокого уровня конкурентоспособности.

Расчёт значений икритерия Стьюдента для двух зависимых выборок (до эксперимента и после эксперимента) позволил получить следующие результаты: до эксперимента показал, что 1эмп = 1,63 и соответственно после экспериментального воздействия 1эмп = 3,74. После экспериментального воздействия 1эмп находится в зоне значимости, так как 1эмпЯкрит на уровнях значимости (р=0,05) и (р=0,01) и определяет возможность принятия альтернативной гипотезы о достоверных различиях средних арифметических.

Достоверность отличий средних значений уровня сформированности конкурентоспособности выпускников вуза доказана на высоком уровне значимости, что подтверждает результативность экспериментального воздействия и реализации педагогической модели формирования конкурентоспособности выпускников вуза с учётом специфики регионального рынка труда.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

Результаты исследования показали, что разработанная и описанная педагогическая модель является концептуальной, структурной, содержательной, динамичной, так как наглядно изображает функциональность и динамичность пяти блоков, с помощью которых нам удалось получить различия между исходным и конечным состоянием уровня сформированности конкурентоспособности выпускников вуза.

Проведенный анализ представленных сведений позволил установить, что конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений определяющим образом зависит от состояния, в котором находиться рынок труда региона и от требований работодателей, предъявляемых к специалистам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Белых, И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза [Текст] / И.Л. Белых, М.И. Шилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010. - Вып. 4 (94). - С. 39-45.

2. Коноплянский, Д.А. Мониторинг эффективности формирования конкурентоспособности выпускника вуза: монография. / Д.А. Коноплянский. - М.: Издательство «Спутник +», 2016. -342 с.

3. Никулина, О.В. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов строительных специальностей на современном рынке труда / О.В. Никулина, С.Н. Сорокоумова // Приволжский научный журнал. - 2015. - № 2 (34). - С. 267-271.

4. Знарикова, В.Ю. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / В.Ю. Знарикова // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. Вып. 1 (12). - 2014. - С. 64-68.

5. Сафин, Р.С. Высшее учебное заведение и промышленное предприятие: готовность к взаимодействию / Р.С. Сафин // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 138-143.

6. Зайцева, А.И. Трансформация рынка труда и модернизация системы высшего образования региона//Российская экономика знаний: вклад региональных исследователей. - 2017. -С.190-195.

7. Костюкова, Т.А. Востребованность выпускников вуза на рынке труда как направление модернизации современного российского образования: материалы XVIII международной научно-методической конференции образования «Теория, история и практика образования в сфере культуры» [Текст]/ Т.Ф. Крякли-на, Г.И. Петрова//. - АлтГИК: Челябинск, 2018. С.209-212.

8. Адольф, В.А. Конкурентоспособность выпускника современного вуза [Текст]: монография /В. А. Адольф, А.В. Фоминых А.В. - Крас-

ноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2017. -280 с.

9. Коноплянский, Д.А. Специфика регионального рынка труда в процессе формирования конкурентоспособности выпускников вуза // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 479484. DOI: 10.25683/V0LBI.2021.56.377.

10. Ветрова, М.Г. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда [Текст]/ М.Г. Ветрова // Вестник Амурского государственного университета. - Вып. 48: Сер. Гуманитар. науки. -2010. - С. 108-112.

11. Шуткина, Ж.А. Теоретико-методологические основы моделирования конкурентоспособности будущих специалистов в условиях негосударственного вуза: монография / Ж.А. Шуткина. - Н. Новгород: НГЛУ, 2006. - 61 с.

12. Сергеев, Н.К. Регионализация как тенденция развития современного российского образования [Текст]/ Н.К. Сергеев, А.М. Коротков// Известия Вогоградского гос. пед. ун-та. 2019. № 5(138) С. 4-9.

13. Лодатко, Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов [Текст]: монография / Е.А. Лодатко. - Славянск: СГПУ, 2010. - 148 с.

DEVELOPMENT OF A PEDAGOGICAL MODEL FOR THE FORMATION OF THE COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES, TAKING INTO ACCOUNT THE DEMAND IN THE REGIONAL LABOR MARKET

Konoplyansky D.A.

Tomsk State University of Architecture and Building

The article is devoted to the actual problem of increasing the competitiveness of university graduates. Strategic guidelines for the innovative development of Russia determine the main directions of modernization of the higher education system, including at the regional level, which actualized the problem of scientific substantiation of target, theoretical and methodological, substantive, technological, organizational and pedagogical aspects of training competitive university graduates, taking into account the needs of socio-economic development of a particular region, the specifics of the regional labor market, interaction of higher education and employers. The purpose of the study was to develop a pedagogical model for the formation of the competitiveness of university graduates and its implementation in a specially organized professional and educational environment and the scientific and educational process of the university, taking into account the specifics of the regional labor market. As a result of the research, a pedagogical model of the formation of the competitiveness of university graduates was developed and experimentally tested, revealing the content and semantic content of the concept, which is a unity of interrelated blocks: target, theoretical and methodological, substantive, procedural and evaluative-diagnostic, revealing the idea of the organization and implementation of the formation of the competitiveness of university graduates in the process of their training, taking into account the specifics of the regional labor market. The conclusions are made that the formation of the competitiveness of university graduates proceeds throughout the entire period of training, which includes professional and personal training of future specialists and depends in a decisive way on the state in which the labor market of the region is located and on the requirements of employers for specialists.

Keywords: higher education, training of specialists, university graduate, formation of competitiveness, pedagogical model, regional labor market.

References

1. Belykh, I.L. Formation of competitiveness of a university graduate [Text] / I.L. Belykh, M.I. Shilova // Bulletin of the Tomsk State

Pedagogical University. - 2010. - Issue 4 (94). - pp. 39-45. (In Russ.)

2. Konoplyansky, D.A. Monitoring the effectiveness of forming the competitiveness of a university graduate: monograph. / D.A. Konoplyansky. - M.: Sputnik + Publishing House, 2016. -342 p. (In Russ.)

3. Nikulina, O.V. Development of professional competitiveness of students of construction specialties in the modern labor market / O.V. Nikulina, S.N. Sorokoumova // Volga Scientific Journal. -2015. - № 2 (34). - Pp. 267-271. (In Russ.)

4. Znarikova, V. Yu. Problems of interaction of the labor market and the market of educational services / V. Yu. Znarikova // International electronic journal. Sustainable development: science and practice. Issue. 1 (12). - 2014. - P. 64-68. (In Russ.)

5. Safin, R.S. Higher educational institution and industrial enterprise: readiness for interaction / R.S. Safin / / Higher education in Russia. - 2011. - No. 4. - pp. 138-143. (In Russ.)

6. Zaitseva, A.I. Transformation of the labor market and modernization of the higher education system in the region//The Russian knowledge economy: the contribution of regional researchers. -2017. - p. 190-195. (In Russ.)

7. Kostyukova, T.A. The demand for university graduates in the labor market as a direction of modernization of modern Russian education: materials of the XVIII scientific and methodological international conference of education "Theory, history and

practice of education in the field of culture" [Text]/ T. F. Kryak-lina, G.I. Petrova//. - AltGIK: Chelyabinsk, 2018. p. 209-212. (In Russ.)

8. Adolf, V.A. Competitiveness of a graduate of a modern university [Text]: monograph /V. A. Adolf, A.V. Fominykh - Krasnoyarsk: KSPU named after V.P. Astafyev, 2017. - 280 p. (In Russ.)

9. Konoplyansky, D.A. The specifics of the regional labor market in the process of forming the competitiveness of university graduates / / Business. Education. Right. 2021. No. 3 (56). pp. 479484. DOI: 10.25683 / VOLBI. 2021. 56. 377.

10. Vetrova, M.G. Competitiveness of graduates in the labor market [Text]/ M.G. Vetrova // Bulletin of the Amur State University. - Issue 48: Ser. Humanitar. nauki. - 2010. - p. 108-112. (In Russ.)

11. Shutkina, Zh.A. Theoretical and methodological foundations of modeling the competitiveness of future specialists in the conditions of a non-state university: monograph / Zh.A. Shutkina. -N. Novgorod: NGLU, 2006. - 61 p. (In Russ.)

12. Sergeev, N.K. Regionalization as a trend in the development of modern Russian education [Text]/ N.K. Sergeev, A.M. Korotk-ov// Izvestia of the Vogograd State Pedagogical University. unta. 2019. No. 5(138) p. 4-9. (In Russ.)

13. Lodatko, E.A. Modeling of pedagogical systems and processes [Text]: monograph / E.A. Lodatko. - Slavyansk: SSPU, 2010. -148 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.