Научная статья на тему 'Разработка образовательных программ по подготовке специалистов к работе с семьей'

Разработка образовательных программ по подготовке специалистов к работе с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка образовательных программ по подготовке специалистов к работе с семьей»

ОБРАЗОВАНИЕ И СЕМЬЯ

Год семьи

И. А. Хоменко,

заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Семья — одна из основных категорий современного социально-гуманитарного

знания. Феномен семьи сегодня активно рассматривается в самых разных его областях (философия, антропология, социология, педагогика, психология и др.). Знаменательно и то, что к проблемам семьи обращаются политология, история, культурология, экономика, юриспруденция, филология, искусствоведение и медицина. Каждая из этих областей знания видит феномен семьи со своей стороны и исследует его как в теории, так и в практике.

Этот активный интерес к рассматриваемому феномену подтверждается анализом диссертационных исследований.

На запрос «семья* семей*» электронный каталог диссертаций (источник: http://rulib. com/) выдает около тысячи названий научных работ, защищенных в период с 1995 по 2006 г. Анализ научных областей, в которых выполнены эти исследования, в количественном выражении распределяется следующим образом: педагогика — 381 работа; психология — 220; социология — 182; юриспруденция — 124; экономика — 49; филология — 45; философия — 39; культурология — 22; политология — 9; искусствоведение — 2.

Из тысячи диссертаций данного периода, посвященных семье, доля докторских исследований (в разных областях) составила около 4% (41 работа). При этом в 2006 г. из 77 не было защищено ни одной работы докторского уровня; в 2005 г. — 1, в 2004 г. — 9, в 2003 г. — 4, 2002 г. — 7, в 2001 и

2000 г.— по 3, в 1999 г. — 1, в 1998 г. — 3, в 1997 г. — 5, в 1996 и 1995 г. — по одной.

Доля докторских диссертаций, защищенных в этот период по педагогическим специальностям, составила около 20% (8 работ из 41), по психологии — 2,4% (1 работа). В остальных работах семья представлена как исторический, этнокультурный, юридический, политический и философский феномен.

Из анализа работ очевидно, что феномен семьи относится к междисциплинарным и значимым феноменам для многих сфер социальной жизни и деятельности человека. Можно предположить, что это должно находить отражение и в подготовке студентов по самым разным специальностям.

Кроме того, как считал Б. Г. Ананьев, одной из значимых характеристик личности является её положение в структуре семейных отношений, поэтому для молодых людей, обучающихся в вузе, знакомство с основами «семейных» наук, является особенно актуальным. Юноши и девушки, поступающие в вуз, находятся в том возрасте, когда становятся значимыми проблемы поиска и выбора брачного партнера, создания семьи, рождения ребенка. Этот процесс во многом протекает стихийно — он не подкрепляется минимально необходимыми знаниями и опирается в основном на жизненный опыт, на традиции семьи, на интуицию, на метод проб и ошибок. Однако в содержании высшего профессионального образования практически не отражена социальная и личностная значимость знаний по

проблеме семьи и семейного воспитания; не обозначена необходимость подготовки молодого специалиста как субъекта семейных отношений.

Обратимся к анализу государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, разработанных в последние годы.

В примерных учебных планах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, дисциплины семейной тематики отсутствуют даже в таких специальностях, как, например, «Педагогика и методика начального образования» (031200) «Сурдопедагогика» (031600), «Специальная дошкольная педагогика и психология» (032000). А ведь эти специалисты напрямую общаются с семьей! Помощь семьи при обучении проблемного ребенка и сотрудничество с семьёй любого ребенка крайне необходима. В программах подготовки бакалавров по направлению «521000 — Психология» аналогичные курсы также не предусмотрены, хотя психолог никогда не работает с клиентом без учета контекста его жизнедеятельности и характера его взаимоотношений с близкими.

Кроме того, любому психологу важно уметь разбираться и со своими личными проблемами (к их числу относятся и семейные проблемы), так как шлейф некомпетентности в этой сфере накладывает заметный отпечаток на его профессиональную деятельность, на его решения и консультативную помощь по проблемам семьи.

В рекомендациях по проектированию программ учебной дисциплины «Педагогика и психология», рассчитанной на студентов непедагогических специальностей (экономистов, юристов, медиков и т. д.), упоминаний о теме «Психология и педагогика семьи» не содержится вовсе, хотя эти специалисты в той или иной мере обязательно сталкиваются с членами семьи — проектируют политические и экономические стратегии развития микро- и макросистем, в которых должна быть учтена семья как социально-экономический институт; решают имущественные и иные конфликты семейного характера; обращаются за помощью к

семье в случаях кризисного состояния своих пациентов или клиентов и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на несомненную актуальность темы, ее представленность (и разработанность) в современных образовательных программах высшей школы пока явно недостаточна. Именно это даёт основание оценивать расширение спектра компетенций специалистов в высшем профессиональном образовании как актуальную научную и практическую проблему.

Рассмотрим возможные пути повышения компетентности специалистов в области педагогики и психологии семьи. Эти пути связаны и с созданием специальных образовательных программ по проблеме семьи и семейного воспитания, и с разработкой отдельных курсов и тренингов, и с организацией постдипломного образования, и со стимулированием самообразования в этой сфере.

Подчеркнем: ориентация на самостоятельное пополнение знаний о семье, её субъектах, проблемах, связанных с семьёй, возникает только тогда, когда в содержании основной профессиональной подготовки студент увидит значимость влияния семьи и внутрисемейных отношений на весь процесс развития и становления человека как субъекта истории, своего жизненного пути, как субъекта деятельности. К сожалению, сегодня этого понимания у многих профессионалов нет, от чего их деятельность порой оказывается не только неуспешной, но и обремененной конфликтами и проблемами, связанными с семьёй. По отзывам многих выпускников педагогических вузов, «работа с семьей» является для них самым сложным участком профессиональной деятельности, а их одиночество в личной жизни и неспособность создать полноценную семью все больше становится социально значимой проблемой.

Каким образом вуз может изменить систему подготовки молодых специалистов, отвечающих процессам цивилизационного развития, экономики и культуры эпохи постмодерна?

На наш взгляд, можно говорить, по крайней мере, о двух возможных путях.

Путь первый: создание учебно-методических комплексов с «сильной» ориентацией на смысложизненные ценности студента, его индивидуальные цели и личные потребности. Содержание гуманитарных учебных дисциплин должно базироваться на экзистенциально-гуманистическом подходе, что предполагает актуализацию рефлексии студента, его умения делать выбор в разных сферах, проектировать не только профессиональную деятельность, но и свою жизнь в целом. Понятно, что без специальных знаний о природе человеческих отношений, о семье в поли-культурном обществе, о способах построения семейной жизни самостоятельно создать грамотный и успешный «авторский проект» (свою жизнь) довольно трудно. Поэтому в разрабатываемых учебных курсах целесообразно было бы предусмотреть темы и задания, обращающие студента к опыту своей семьи, своего детства, своего ближайшего окружения и своих жизненных перспектив. Сегодня, когда многие молодые люди (преимущественно девушки) делают мучительный выбор между семьей и карьерой, такое моделирование помогло бы им выработать собственную позицию в данном вопросе еще в стенах вуза.

Учебных курсов, в которых могла бы быть отражена семейная тематика, предостаточно, так как именно семья является уникальным и междисциплинарным объектом познания (историческим, философским, экономическим и т. д.).

Путь второй: создание специального, автономного в рамках вуза, направления подготовки молодых специалистов в области семейной педагогики и психологии (своеобразной «специализации» на уровне бакалавриата (профиль) и/или магистратуры).

РГПУ им. А. И. Герцена пошел по второму пути, и три года назад на базе института детства была создана кафедра педагогики и психологии семьи, первая и пока единственная в России. В 2004 г. нами был открыт профиль подготовки бакалавров «Психология и педагогика домашнего обра-

зования». По окончании вуза выпускники могут работать в качестве домашних тьюторов или гувернеров (которые, кстати, сегодня очень востребованы на рынке труда, но не имеют специализированного образования).

Для подготовки специалистов в области семейного образования авторским коллективом кафедры на основе принципов междисциплинарности и вариативности был разработан пакет программ.

С точки зрения содержания программ подготовка ведется в двух направлениях: педагогика и психология семьи и социальное партнерство в образовании (работа с родителями в образовательном учреждении). Первое направление относится к внутрисемейным отношениям, второе — к отношениям семьи и социума.

Профильная подготовка начинается на III курсе и осуществляется по четырем основным направлениям:

— Педагогика (курсы: «История домашнего образования», «Семейная педагогика», «Технологии сотрудничества образовательного учреждения и семьи», «Подготовка ребенка к школе», «Основы социализации ребенка» и др.).

— Психология (курсы: «Психологические проблемы современной семьи», «Психологическая совместимость в браке» и др.).

— Культурология (курсы: «Культура домашнего педагога», «Организация досуга в семье», «Основы этикета», «Культурное пространство города» и др.).

— Информационные технологии (курсы «Информационные ресурсы в домашнем образовании», «Разработка дистанционных курсов для детей и родителей» и др.).

Большое количество часов отведено на различные факультативы и курсы по выбору, которые могут варьироваться в зависимости от контингента слушателей и актуальности тематики для конкретных социально-педагогических условий. Например, если в группе учатся студенты других регионов, тематика факультативов ориентирована на освоение ими культурного пространства Санкт-Петербурга или на нацио-

нальные особенности различных типов семей. Если нам известно, что по окончании учебы студенты будут работать в сельской местности (например, в прошлом году много ребят приехало учиться к нам из Ленинградской области), то им предлагаются факультативы, ориентированные на работу в дистанционном режиме, или темы, актуальные для патриархального семейного уклада (затрагивающие проблемы межпоко-ленного взаимодействия в больших семьях, жизнедеятельности семьи в небольших населенных пунктах и т. д.).

Особое внимание уделено профильной практике студентов. В детских садах они работали с реальными семьями и получили высокие отзывы как от педагогов, так и от родителей. Организация подобной практики — материал для отдельной статьи. Здесь же заметим только, что семей, выразивших желание пригласить к себе будущих специалистов, оказалось больше, чем самих студентов.

Специалист, освоивший такую образовательную программу, становится не просто домашним учителем. Его задача значительно шире: он умеет вместе с родителями ребёнка выстроить его образовательный маршрут, учитывая при этом не только индивидуальные особенности и склонности ребенка, но и возможности семьи, ресурсы окружающего культурно-образовательного пространства. Такому специалисту необходимы знания и умения, связанные с оказанием семье педагогической (в том числе дидактической) и психотерапевтической помощи. Кроме того, он должен иметь опыт организации семейного досуга, обладать общекультурной компетентностью, владеть навыками построения имиджа.

В 2006 г. нами была создана магистерская программа «Психолого-педагогиче-ское сопровождение семьи», которая оказалась востребованной студентами. В 2007 г. конкурс на нее (после года её реализации) был уже 2 человека на место. Объясняется это тем, что, вероятно, нам удалось найти оптимальное сочетание фундаментальности и прагматичности профессиональной подготовки, учесть ориентацию её содержания

на новое позиционирование, на новую роль и новый статус педагога.

С развитием новых форм образования (в частности, экстерната и дистанционного образования) роль педагога все больше становится не управляющей, а фасилитирую-щей (от англ. facilitate — «облегчать, помогать, способствовать»), что требует иной организации образовательного пространства вуза, создания новых моделей построения научно-исследовательской, учебнометодической и воспитательной работы.

Логика профессиональной подготовки, взятая за основу кафедрой педагогики и психологии семьи, предусматривает большую включенность студентов в конкретные социокультурные, общественные и педагогические проекты, в которых студенты максимально тесно контактируют с реальными потребителями образовательных услуг, работодателями, производителями

«образовательных» товаров, работниками культуры и искусства, представителями СМИ и т. д. Нередко наши студенты участвуют в проектировании учебных планов кафедры (определение тематики факультативов и курсов по выбору) и организации учебных и внеучебных мероприятий. Так, по инициативе студентов на занятия приглашались практики, работающие с детьми-инвалидами, приемными семьями, семьями мигрантов. Очень полезной оказались встречи с родителями, обучающими своих детей дома, директорами авторских школ, руководителями агентств по подбору домашнего персонала, правозащитниками, разработчиками тренингов по формированию толерантности (Бельгия) и даже ректором крупнейшего американского университета Лесли (Lesley University) г-жой М. Маккенна, посетившей Санкт-Петербург с частным визитом. Особое значение имеет связь кафедры с нашими выпускниками: регулярные встречи с ними на «Дне воспитателя» помогают студентам лучше увидеть возможности дальнейшего профессионального развития и эффективнее использовать те ресурсы, которые доступны им на этапе вузовской подготовки.

Однако специалист, ориентированный на работу с семьей, должен хорошо знать не только социальный контекст и основы разных наук, но и собственные ресурсы, так как в профессиональном общении и взаимодействии педагога с семьей ученика важны согласованность целей и способов их достижения, а также совпадение ценностных ориентаций обеих сторон. Только при этом условии можно говорить об эффективном образовательном со-трудничестве.

На реализацию этой задачи (самопонимания, «знакомства с собой») направлен мониторинг личностно-профессионального

развития студентов. С помощью тестов и анкет мы определяем индивидуальные особенности студентов (темперамент, акцентуации характера, способ поведения в конфликте и т. д.), стиль профессиональной деятельности и динамику их профессиональной позиции. Примечательно, что в процессе обучения у большинства студентов авторитарные и либеральные взгляды явно меняются на демократические и гуманистические. Осознавая свою ценность и свою ответственность, они становятся больше ориентированы на ценность любой человеческой личности и на уважение ее права выбора.

Новое содержание образовательной программы потребовало внимания к разработке и новых форм по ее освоению. При выполнении заданий студенты учатся анализировать видеопродукцию и кинофильмы; осваивают приёмы работы с разными информационными источниками — периодической печатью, Интернетом, литературой. Они проводят мини-исследования, анализируют свой детский и родительский опыт (те, кто уже обрёл новый — родительский — статус), приобретают умения общаться с людьми разных поколений.

Большое внимание уделяется анализу реальных педагогических проблем и конкретных ситуаций, возникающих в современных семьях: детского воровства, отсутствия у детей познавательной мотивации, трудностей в общении со сверстниками и взрослыми и др. Значительная часть времени отводится на отработку технологий со-

трудничества с родителями — информирования, просвещения, обучения и консультирования. На занятиях студенты учатся писать объявления и составлять памятки для детей и родителей, консультировать родителей с помощью дистанционных форм (электронная почта, форумы, чаты) и разрабатывать специальные анкеты для опроса членов семьи. Широко используются выездные занятия (в Русский и Этнографический музеи, в Музей политической истории, Галерею кукол и т. д.), на которых они знакомятся с существующими образовательными программами для детей и семьи. По итогам таких занятий студенты пишут эссе о своих впечатлениях и возможностях применения этих ресурсов в своей будущей профессиональной деятельности.

Все эти задания и формы работы ориентированы на развитие осознанности, «присутствия» будущего специалиста в процессе его обучения, обретение им позиции «здесь и сейчас», т. е. развитие экзистенциальных опор личности. Пока студент отчужден от результатов своего образования, от людей, с которыми он общается, все усилия преподавателей не принесут желаемого эффекта. Поэтому наше внимание сосредоточено на создании условий активизации позиции самого студента, инициировании его личностных стремлений.

Обязательной частью любого курса, по которому проходит обучение, является диагностический опрос студентов с помощью анонимной анкеты. В ней предлагается оценить содержание курса и организацию работы, формы проведения занятий и их содержательный компонент. Полученный диагностический материал помогает коллективу кафедры выстраивать свою работу более продуктивно, с ориентацией на запросы конкретных людей и определенный социальнопсихологический и образовательный контекст. Как показал анализ анкет, абсолютное большинство студентов отзываются о работе кафедры позитивно, что подтверждает целесообразность избранной учебно-методической стратегии в проектировании новых образовательных программ.

Многоплановость и вариативность процесса подготовки к профессиональной деятельности в сфере семейного образования и воспитания позволили нашим студентам найти работу и использовать свои компетенции в разных областях: все из них в настоящий момент работают там, где им хочется. Ориентация на личные интересы студентов и индивидуальные способности оказалась весьма продуктивным фактором: обучение по новым программам помогло им «найти себя». Это подтверждает идею о том, что человек, живущий в ситуации реального «совпадения с самим собой», способен развиваться более эффективно. Он способен к реальной конкуренции: опора на себя, свои ценности и ресурсы, делает его менее уязвимым для социальных и моральных потрясений и более успешным.

Основные проблемы, которые возникают в процессе подготовки специалистов такого профиля, состоят в следующем:

— Отсутствие современного учебно-методического комплекса. Сегодня учебная база, способная помочь студенту в освоении различных учебных курсов семейной тематики, крайне недостаточна: не хватает пособий, современных компьютерных и видеосредств обучения — из-за методологических и материальных проблем.

— Отсутствие научно обоснованной методологии для исследовательской работы с семьей при выполнении дипломных работ: размытость критериев оценивания выпускных работ, сложность в нахождении базы исследования, невозможность использования преимущественно количественных методов исследования. В этом плане требования к проведению формирующего эксперимента выглядят практически невыполнимыми. Однако совсем не вести исследовательскую работу в данном направлении было бы, на наш взгляд, не очень дальновидно: современная семья всё больше влияет на характер развития образовательной системы не только в России, но и за рубежом.

— Отсутствие законодательной базы для реального осуществления индивидуальной

профессиональной деятельности домашних педагогов (тьюторов, семейных педагогов и образовательных консультантов). Несмотря на широкую востребованность этих специалистов в разных сферах (общественной, культурной и образовательной), нормативного закрепления данной специальности пока нет.

— В 2007 г. в рамках реализации инновационной образовательной программы (грант Министерства образования и науки, который получил университет), на кафедре был разработан модуль «Технологии психологической помощи семье», включающий в себя 4 учебные дисциплины. Одна из них — «Дистанционные технологии помощи семье» не имеет аналогов ни по содержанию, ни по организации процесса обучения: студенты работают с преподавателем и, главное, «объектами изучения» в дистанционной форме. Основные трудности в этой работе заключаются в том, что технические возможности факультета (отсутствие учебных помещений) не позволяют изолировать студентов друг от друга и от преподавателя на время учебного занятия (для индивидуализации и большей эффективности обучения). Отсутствие необходимой множительной и видеотехники существенно снижает качество обучения, так как для выполнения некоторых оригинальных заданий требуется оперативно создать, размножить и обсудить учебный материал. Явно не хватает технической возможности для «нарезки» сюжетов из фильмов, мультипликационной и музыкальной продукции, чтобы показать всё богатство семейной тематики, отраженной в науке и искусстве.

Однако самая большая проблема сегодня заключается в том, что разработчики образовательных программ разного уровня до сих пор не осознали роль семейной проблематики в подготовке специалистов, работающих в разных сферах. И пока этого осознания не наступит, главным виновником в катастрофах и кризисах будет все тот же «человеческий фактор». А человек — это всегда «производная семьи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.