Научная статья на тему 'Непрерывное многоуровневое образование лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Непрерывное многоуровневое образование лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство / социализация / непрерывное многоуровневое образование / инклюзия / education space / socializing / continuous multilevel education / inclusion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинина Светлана Михайловна

В статье рассматривается проблема интеграции детей с нарушениями развития в современное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of integration of children with development disorder into modern education space.

Текст научной работы на тему «Непрерывное многоуровневое образование лиц с ограниченными возможностями здоровья»

НЕПРЕРЫВНОЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

С. М. Малинина

В статье рассматривается проблема интеграции детей с нарушениями развития в современное образовательное пространство.

The article is devoted to the problem of integration of children with development disorder into modern education space.

Ключевые слова: образовательное пространство, социализация, непрерывное многоуровневое образование, инклюзия.

Key words: education space, socializing, continuous multilevel education, inclusion.

Одной из наиболее острых проблем современного образования остаются вопросы социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Количество учащихся в России, которые по различным причинам не в состоянии социально адаптироваться в образовательной среде, составляет от 20 до 30 % всего числа обучающихся. Подобное явление характерно также для мировой системы образования. Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрой адекватной адаптации в условиях постоянно растущего потока информации. К этому добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья детей, нарушением развития психических процессов, плохой экологией и окружающей средой. В создавшихся условиях проблема доступности образовательной среды становится актуальной. Возрастает интерес к разработке инновационных образовательных систем в общем и специальном образовании.

В современном образовательном пространстве разработана гибкая система интернальной и экстернальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. В зависимости от состояния здоровья ребёнка и уровня его развития применяются частичная, полная, комбинированная формы. Активно действует система комплексной реабилитации. Благодаря этому дети с ограниченными возможностями здоровья успешно преодолевают все ступени обучения. Завершая школьный курс, учащиеся сталкиваются с проблемой получения дальнейшего образования. Ограничения возможностей здоровья выпускников затрудняют процесс выбора профессии. Встаёт насущный вопрос разработки адекватной системы мно-гоуровнего инклюзивного образования в средних и высших учебных заведениях, создания специальной коррекционно-развивающей среды, внедрения специальных образовательных технологий. Появление новых моделей организации коррекционно-педагогического процесса предоставляет широкие возможности для введения современных педагогических инноваций в систему среднего и высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

39

Во Владимирском государственном университете им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых разработана и апробирована модель непрерывного многоуровневого инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучение студентов с особыми образовательными потребностями осуществляется на базе Центра профессионального образования инвалидов и кафедры «Психология личности и специальная педагогика», которые тесно сотрудничают. Индивидуальная профессиональная траектория в системе «школа - колледж - вуз» в соответствии с этой моделью формируется из довузовской профориентационной работы, вузовской профориентации и гарантированного послевузовского трудоустройства. Довузовская профориентация проводится в старших классах средних общеобразовательных школ и специальных (коррекционных) школ. Она представляет собой работу с детьми и их родителями по ориентации школьника на определённую дефектологическую специальность, из целенаправленного информирования выпускников о сдаче ЕГЭ по профильным дисциплинам, взаимодействия преподавателей вуза с учителями школ, проведения городских олимпиад, организации кружков, факультативов. Такая система содействует формированию профессиональных ориентиров учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их склонностей, самоопределению в выборе будущей профессии.

Профессиональное образование в комплексе «колледж - вуз» обеспечивается непрерывными и преемственными ступенями: средним (колледж), высшим (бакалавриат, магистратура). Среднее профессиональное образование студенты получают в колледжах различного профиля. Колледж играет роль связующего звена между школьным образованием и вузовским профессиональным. Происходит процесс поэтапного перехода от одного к другому. После завершения обучения выпускники колледжа могут получить высшее профессиональное образование во Владимирском государственном университете им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Степень бакалавра присваивается выпускникам, прошедшим полную четырёхлетнюю программу высшего образования. При продолжении учёбы ещё на один год студенты получают диплом специалиста, а ещё через год - степень магистра.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья обучаются с помощью современных образовательных технологий (и дистанционных в том числе). Это электронные курсы, включающие в себя видеолекции, кейсы, учебно-практические пособия, мультимедиа-учебники. При работе с такими технологиями возрастает роль преподавателя-тьютора. Сдача экзамена возможна в адаптивном режиме. Гарантированное послевузовское трудоустройство планируется на основе проведения маркетинговых исследований рынка труда, взаимодействия с территориальными органами власти, потенциальными работодателями.

Большое влияние на процесс социально-психологической адаптации студентов-выпускников оказывает семья, с которой проводится большая профилактическая работа. Отсутствие контроля и помощи со стороны семьи

40

способствует формированию пассивной личности студента с ограниченными возможностями здоровья, что усложняет адаптацию в социальнопсихологическом плане в микросоциальных структурах и в обществе в целом. В этой связи помощь со стороны специалистов, общественных организаций, государства является составной частью любой программы. Успешность развития взаимодействия вуза и семьи в значительной мере определяется профессионализмом специалистов. Они, руководствуясь основными

принципами, формируют сотруднические отношения между педагогами, студентами с ограниченными возможностями здоровья и их семьями.

Определив цели и задачи работы с семьёй, образовательному учреждению необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества специалистов с родителями. Таким образом, только работая в тесном контакте можно достичь значительных результатов.

Список литературы

1. Коноплёва А. Н., Лещинская Т. Л. Теория и практика интегрированного обучения // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 8-14.

2. Малафеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. -

1996. - № 1. - С. 3-9.

3. Назарова Н. М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

4. Шипицина Л. М. Навстречу друг другу: пути интеграции. - СПб.: КАРО, 2002. - 259 с.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.