НЕПРЕРЫВНОЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
С. М. Малинина
В статье рассматривается проблема интеграции детей с нарушениями развития в современное образовательное пространство.
The article is devoted to the problem of integration of children with development disorder into modern education space.
Ключевые слова: образовательное пространство, социализация, непрерывное многоуровневое образование, инклюзия.
Key words: education space, socializing, continuous multilevel education, inclusion.
Одной из наиболее острых проблем современного образования остаются вопросы социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Количество учащихся в России, которые по различным причинам не в состоянии социально адаптироваться в образовательной среде, составляет от 20 до 30 % всего числа обучающихся. Подобное явление характерно также для мировой системы образования. Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрой адекватной адаптации в условиях постоянно растущего потока информации. К этому добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья детей, нарушением развития психических процессов, плохой экологией и окружающей средой. В создавшихся условиях проблема доступности образовательной среды становится актуальной. Возрастает интерес к разработке инновационных образовательных систем в общем и специальном образовании.
В современном образовательном пространстве разработана гибкая система интернальной и экстернальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. В зависимости от состояния здоровья ребёнка и уровня его развития применяются частичная, полная, комбинированная формы. Активно действует система комплексной реабилитации. Благодаря этому дети с ограниченными возможностями здоровья успешно преодолевают все ступени обучения. Завершая школьный курс, учащиеся сталкиваются с проблемой получения дальнейшего образования. Ограничения возможностей здоровья выпускников затрудняют процесс выбора профессии. Встаёт насущный вопрос разработки адекватной системы мно-гоуровнего инклюзивного образования в средних и высших учебных заведениях, создания специальной коррекционно-развивающей среды, внедрения специальных образовательных технологий. Появление новых моделей организации коррекционно-педагогического процесса предоставляет широкие возможности для введения современных педагогических инноваций в систему среднего и высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
39
Во Владимирском государственном университете им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых разработана и апробирована модель непрерывного многоуровневого инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучение студентов с особыми образовательными потребностями осуществляется на базе Центра профессионального образования инвалидов и кафедры «Психология личности и специальная педагогика», которые тесно сотрудничают. Индивидуальная профессиональная траектория в системе «школа - колледж - вуз» в соответствии с этой моделью формируется из довузовской профориентационной работы, вузовской профориентации и гарантированного послевузовского трудоустройства. Довузовская профориентация проводится в старших классах средних общеобразовательных школ и специальных (коррекционных) школ. Она представляет собой работу с детьми и их родителями по ориентации школьника на определённую дефектологическую специальность, из целенаправленного информирования выпускников о сдаче ЕГЭ по профильным дисциплинам, взаимодействия преподавателей вуза с учителями школ, проведения городских олимпиад, организации кружков, факультативов. Такая система содействует формированию профессиональных ориентиров учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их склонностей, самоопределению в выборе будущей профессии.
Профессиональное образование в комплексе «колледж - вуз» обеспечивается непрерывными и преемственными ступенями: средним (колледж), высшим (бакалавриат, магистратура). Среднее профессиональное образование студенты получают в колледжах различного профиля. Колледж играет роль связующего звена между школьным образованием и вузовским профессиональным. Происходит процесс поэтапного перехода от одного к другому. После завершения обучения выпускники колледжа могут получить высшее профессиональное образование во Владимирском государственном университете им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Степень бакалавра присваивается выпускникам, прошедшим полную четырёхлетнюю программу высшего образования. При продолжении учёбы ещё на один год студенты получают диплом специалиста, а ещё через год - степень магистра.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья обучаются с помощью современных образовательных технологий (и дистанционных в том числе). Это электронные курсы, включающие в себя видеолекции, кейсы, учебно-практические пособия, мультимедиа-учебники. При работе с такими технологиями возрастает роль преподавателя-тьютора. Сдача экзамена возможна в адаптивном режиме. Гарантированное послевузовское трудоустройство планируется на основе проведения маркетинговых исследований рынка труда, взаимодействия с территориальными органами власти, потенциальными работодателями.
Большое влияние на процесс социально-психологической адаптации студентов-выпускников оказывает семья, с которой проводится большая профилактическая работа. Отсутствие контроля и помощи со стороны семьи
40
способствует формированию пассивной личности студента с ограниченными возможностями здоровья, что усложняет адаптацию в социальнопсихологическом плане в микросоциальных структурах и в обществе в целом. В этой связи помощь со стороны специалистов, общественных организаций, государства является составной частью любой программы. Успешность развития взаимодействия вуза и семьи в значительной мере определяется профессионализмом специалистов. Они, руководствуясь основными
принципами, формируют сотруднические отношения между педагогами, студентами с ограниченными возможностями здоровья и их семьями.
Определив цели и задачи работы с семьёй, образовательному учреждению необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества специалистов с родителями. Таким образом, только работая в тесном контакте можно достичь значительных результатов.
Список литературы
1. Коноплёва А. Н., Лещинская Т. Л. Теория и практика интегрированного обучения // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 8-14.
2. Малафеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. -
1996. - № 1. - С. 3-9.
3. Назарова Н. М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
4. Шипицина Л. М. Навстречу друг другу: пути интеграции. - СПб.: КАРО, 2002. - 259 с.
41