Научная статья на тему 'Вуз как ресурсный учебно-методический центр для региона в пространстве инклюзивного образования'

Вуз как ресурсный учебно-методический центр для региона в пространстве инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. А. Денисова, О. Л. Леханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вуз как ресурсный учебно-методический центр для региона в пространстве инклюзивного образования»

О. А. Денисова, О. Л. Леханова

Вуз как ресурсный учебно-методический центр для региона в пространстве инклюзивного образования

Важнейшим условием и средством обеспечения молодых инвалидов равными возможностями участия в жизни общества является формирование универсальной (доступной) среды жизнедеятельности. В Вологодской области по официальной статистике департамента Минтруда и соцзащиты и Пенсионного фонда проживает 111 592 инвалидов и 274 000 других маломобильных групп населения (в т. ч. 12 142 человека I группы инвалидности, 52 915 - II группы, 42 002 - III группы). По приведённым в государственной программе «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014-2018 гг.» цифрам на 1 января 2013 г. в Вологодской области из 27,5 тыс. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работали 5,9 тыс. инвалидов, численность неработающих инвалидов составляла 21,6 тыс. человек, или 78,5 % от численности инвалидов в трудоспособном возрасте. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста - 21,5 % в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. По данным Пенсионного фонда в области 4 533 ребёнка - инвалиды. Из них 1131 - дети-инвалиды, проживающие в г. Череповце. Значительная часть из них не получают цензового образования, либо вовсе не посещают образовательное учреждение (речь идёт о детях раннего и дошкольного возраста). Но даже те дети, которые заканчивают школу и получают аттестат зрелости, не всегда готовы идти учиться дальше. Причины тому разные, но по нашим данным, основанным на работе с объединениями родителей детей-инвалидов и на многолетних исследованиях в сфере дефектологии, это обусловлено следующим: низким качеством довузовской подготовки, отсутствием качественной профориентации, социальной и личностной незрелостью абитуриентов с инвалидностью, наличием устоявшихся у детей и родителей рентных установок, наличием страха академической и социальной неуспешности, низкой информированностью о возможностях образовательных организаций. Недостаточно выстроена поддержка линии непрерывного образования инвалидов и лиц с ОВЗ, слабо используется ресурс ранней профориентационной работы с дошкольниками и младшими школьниками. Нередко вузами лишь декларируется право на образование инвалидов, но на деле инклюзия имеет формальный характер. Проведённый нами опрос представителей вузов Вологодской области и анализ официальных сайтов показал, что образовательные организации высшего образования в нашем регионе стремятся решить вопрос об обеспечении права на образование инвалидов, руководствуясь приказами и распоряжениями профильного министерства, не понимая истинную суть особых образовательных потребностей обучающихся и не дифференцируя понятия «доступность объекта» и «доступность услуги». В своих работах академик Н.Н. Малофеев (2007-2017) отмечает, что «формальная интеграция, является, на наш взгляд, новой скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не

имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, в действительности, нарушается его право на качественное образование» [2; 3; 5].

Отмечая наличие нормативных противоречий, некоторой неоднозначности толкования и изложения понятий в существующем нормативном регламенте, которые оцениваются нами как внешние вызовы, частично снимаются законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» (2016). Проблемы обеспечения качественного и доступного высшего образования инвалидов связаны: с неготовностью педагогов к реализации инклюзивных практик; отсутствием доступного и понятного в применении методического инструментария по удовлетворению особых образовательных потребностей инвалидов и созданию условий для обеспечения доступного и качественного посредством разработки и внедрения АОП; несфор-мированностью инклюзивной культуры и отсутствием системы мер по её формированию в вузе; неумением привлекать ресурсы социальных партнёров для обеспечения профориентации, образования, социокультурной реабилитации и трудоустройства инвалидов.

В настоящее время наработанные успешные практики обучения инвалидов в ЧГУ активно обсуждаются и транслируются за пределами региона, есть позитивный опыт внедрения лучших наработок ведущих вузов страны, в том числе опыт сетевого взаимодействия [1-4].

Все вышеперечисленные доводы объективно определяют необходимость консолидации усилий для поддержки молодых инвалидов, помощи студентам и преподавателям на всех этапах обучения и социализации инвалидов на территории Вологодской области и прилегающих к ней территорий. ЧГУ обладает необходимыми кадровыми, методическими, социальными, организационными ресурсами для транслирования наработанных практик высшего образования инвалидов в вузы региона. Имеющийся опыт по системной поддержке и сопровождению инклюзивного образовательного процесса, накопленный в ЧГУ, наработанные социальные практики, успехи студентов с инвалидностью в построении и реализации индивидуальной траектории личностного и профессионального развития, опыт консалтинга сложных случаев, экспертизы практик инклюзивного образования позволяют с оптимизмом смотреть в будущее и оценивать реализацию задач проекта как достижимую реальность.

Проект «Региональный ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ» представляется как продолжение и развитие основных направлений деятельности существующего в Череповецком государственном университете Ресурсного центра поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц (создан в ЧГУ решением учёного совета от 25.04.2013 г. в рамках принятой в вузе целевой программы «Формирование универсальной среды на 2013-2015 гг.», «Среднесрочной стратегии развития ЧГУ на 2016-2026 гг.»). Центр ориентирован на обеспечение организационной, методической, информационной, консалтинговой поддержки практик инклюзивного

образования в вузах Вологодской области, на повышение его качества и доступности для обучающихся. Основным механизмом реализации проекта является продуктивное взаимодействие между субъектами образовательного пространства (межвузовское взаимодействие, взаимодействие между организациями и учреждениями различной ведомственной подчиненности (образованием, здравоохранением, соцзащитой, НКО и благотворительными фондами), трансляция опыта и социальное партнёрство.

Охарактеризуем цели, задачи, направления деятельности РУМЦа.

Цель: создание условий для формирования в вузах-партнерах региона универсальной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью во все сферы деятельности университета, обеспечить беспрепятственный доступ к образовательным услугам, оказываемым университетом.

Задачи: оказать содействие формированию в вузах-партнёрах социально-психологического климата, способствующего интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательную и социокультурную среду университета, позитивному отношению к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения для них доступной образовательной среды; обеспечить условия для знакомства преподавателей вузов Вологодской области с практиками социально-психологического и коррекционно-педагогического сопровождения высшего образования инвалидов, программами внеучебной воспитательной работы, профессионального ориентирования, построения обучающимися с инвалидностью индивидуальной траектории карьеры и трудоустройства; обеспечить развитие и совершенствование сетевого партнёрства и сотрудничества вузов Вологодской области в сфере образования и науки по созданию единого учебно-методического фонда по высшему образованию инвалидов. Создать условия для обмена методическими материалами и обсуждения методического опыта проектирования и разработки АОП; содействовать развитию практики непрерывного сопровождения вузами образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивая взаимосвязь вузов со школами, учреждениями СПО Вологодской области и региональными общественными организациями инвалидов; содействовать повышению компетентности субъектов инклюзивного высшего образования вузов Вологодской области в вопросах создания специальных условий и обеспечения доступности образовательных объектов и услуг для обучающихся; содействовать формированию организационных механизмов обеспечения инклюзивного высшего образования в вузах Вологодской области.

Направлениями деятельности РУМЦА являются:

1. Социально-психологическое - направлено на создание условий для формирования социально-психологического климата, способствующего интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательную и социокультурную среду университета вузов-партнёров, на поддержку разработки и реализации программ социально-психологического сопровождения, профессиональной ориентации, содействия трудоустройству.

2. Реабилитационное - направлено на предоставление учебно-методических ресурсов, методических разработок и материалов вузам-партнерам, позволяющих осуществлять социокультурную адаптацию и реабилитацию лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе; реализовать коррекционные программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью различной нозологии (развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия, развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи, коррекция нарушений речи, коррекция психоэмоционального развития и др.).

3. Методическое - направлено на предоставление учебно-методических ресурсов, методических разработок и материалов, обеспечение доступа к работе с информацией, методическую поддержку профессорско-преподавательского состава вузов-партнёров при разработке адаптированных образовательных программ.

4. Сетевое - направлено на установление партнёрских отношений и сотрудничества в горизонтальной (между вузами Вологодской области) и вертикальной (между вузами и учреждениями СПО, школами, работодателями, органами власти и общественными организациями) плоскостях.

5. Консалтинговое - направлено на обеспечение субъектов инклюзивного образования в вузах-партнёрах необходимыми консультациями и экспертной поддержкой разрабатываемых в вузах программ.

6. Образовательное - направлено на совершенствование ресурсной базы для высшего образования студентов с ОВЗ и инвалидностью, а также на повышение квалификации руководителей, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала вузов, осуществляемое в форме программ повышения квалификации, стажировок, семинаров.

Реализация проекта позволит повысить компетентность субъектов высшего инклюзивного образования в вопросах создания специальных условий и обеспечения доступности образования и качества предоставляемых образовательных услуг.

Список литературы

1. Денисова О.А., Леханова О.Л., и др. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области: состояние, перспективы, пути развития: моногр. / под ред. О.А. Денисовой. - Череповец: ЧГУ, 2016. - 146 с.

2. Денисова О.А., Леханова О.Л., Кобрина Л.М. и др. Инклюзивное образование: учеб. пособие. - Череповец: ЧГУ, 2016. - 162 с.

3. Денисова О.А., Леханова О.Л., Кобрина Л.М. и др. Традиции и инновации комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья как ресурс развития инклюзивного пространства: моногр. /под ред. О.А. Денисовой. - Череповец: ЧГУ, 2016. - 297 с.

4. Денисова О.А., Поникарова В.Н., Леханова О.Л. Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 81-90.

5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. - М.: Просвещение, 2010. - Ч.1. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.