Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЗИДЕНТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА'

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЗИДЕНТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
образовательная программа / резидентура / семейная медицина / врач общей практики / последипломное обучение / медицинское образование / educational program / residency / family medicine / general practitioner / postgraduate education / medical education / білім беру бағдарламасы / резидентура / отбасылық медицина / жалпы тәжірибелік дәрігер / жоғары оқу орнынан кейінгі білім / медициналық білім

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л.М. Жамалиева, Н.А. Абенова, Г.С. Дильмагамбетова, Г.К. Кошмаганбетова, Т.П. Острецова

Медицинское образование является гибкой системой образования, ориентированной на потребности общества и научные достижения. Обучение врача проходит на протяжении всей жизни, поэтому важно создание крепкого базиса для накопления знаний и опыта. При разработке образовательных программ необходимо придерживаться компетентностного подхода, что является залогом успешной подготовки квалифицированного и профессионального специалиста. В статье мы поделились опытом разработки образовательной программы резидентуры по специальности семейная медицина. Семейная медицина является одной из самой востребованной врачебной специальностью во всем мире. Для нас было важным раскрытие в программе обучения резидентов ключевых компетенций семейного врача: управление ПМСП, помощь, ориентированная на человека, коммуникация и коллаборация, ориентированность на сообщество, комплексный подход, обучение и развитие, исследователь и профессионализм. Итогом стала ориентированность образовательной программы на проблемы семейной медицины, преемственность теории и практики. Статья подготовлена по промежуточным результатам реализации грантового проекта МОН РК «Наращивание потенциала технологий медицинского образования и научных исследований в семейной медицине в Казахстане» (ИРН AP09260428).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.М. Жамалиева, Н.А. Абенова, Г.С. Дильмагамбетова, Г.К. Кошмаганбетова, Т.П. Острецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of an educational program for the residence in the specialty of family medicine

Medical education is a flexible education system focused on the needs of society and scientific achievements. The training of a doctor takes place throughout life, so it is important to create a strong basis for the accumulation of knowledge and experience. When developing educational programs, it is necessary to adhere to a competencybased approach, which is the key to successful training of a qualified and professional specialist. In the article, we shared our experience in developing an educational residency program in family medicine. Family medicine is one of the most in-demand medical specialties worldwide. It was important for us to disclose the key competencies of a family doctor in the training program for residents: PHC management, humancentered care, communication and collaboration, community focus, an integrated approach, training and development, research and professionalism. The result was the focus of the educational program on the problems of family medicine, the continuity of theory and practice. The article was prepared on the basis of the intermediate results of the implementation of the grant project of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan «Capacity Building for Medical Education and Research Technologies in Family Medicine in Kazakhstan» (IRN AP09260428).

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЗИДЕНТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.24412/2707-6180-2021-63-210-217 УДК 616-01/099:378.147 МРНТИ 76.29, 14.35

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЗИДЕНТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА

Л.М. ЖАМАЛИЕВА1, Н.А. АБЕНОВА1, Г.С. ДИЛЬМАГАМБЕТОВА1, Г.К. КОШМАГАНБЕТОВА1, Т.П. ОСТРЕЦОВА1, З.Ж. ТАНБЕТОВА\ М.Б. АХМЕТЖАНОВА1, А.А. ЕГЕМБЕРДИЕВА2,

Н.К. КЕНЖИНА3, А.К. ТАУТАНОВА1

'Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан 2Академия Семейной Медицины, Алматы, Казахстан 3Западно-Казахстанский Высший Медицинский Колледж, Уральск, Казахстан

Жамалиева Л.М. - https://orcid.org/0000-0003-3625-3651

Абенова Н.А. - https://orcid.org/0000-0003-0395-9025

Дильмагамбетова Г.С. - https://orcid.org/0000-0002-8123-3476; SPIN 7479-7068

Кошмаганбетова Г.К. - https://orcid.org/0000-0001-5895-346X

Танбетова З.Ж. - https://orcid.org/0000-0003-1723-6848

Ахметжанова М.Б - https://orcid.org/0000-0001-9342-2816; SPIN 3229-0465

Таутанова А.К - https://orcid.org/0000-0001-8971-1455

Development of an educational program for the residence in the specialty of family medicine

L.M. Zhamaliyeva1, N.A. Abenova1, G.S. Dilmagambetova1, G.K. Koshmaganbetova1, T.P. Ostretsova1, Z.Zh. Tanbetova1, M.B. Akhmetzhanova1, A.A. Yegemberdiyeva2, N.K. Kenzhina3, A.K. Tautanova1

'West Kazakhstan Marat Ospanov Medicine University, Aktobe, Kazakhstan 2Academy of Family Medicine, Almaty, Kazakhstan 3West Kazakhstan High Medicine College, Uralsk, Kazakhstan

Medical education is a flexible education system focused on the needs of society and scientific achievements. The training of a doctor takes place throughout life, so it is important to create a strong basis for the accumulation of knowledge and experience. When developing educational programs, it is necessary to adhere to a competency-based approach, which is the key to successful training of a qualified and professional specialist. In the article, we shared our experience in developing an educational residency program in family medicine. Family medicine is one of the most in-demand medical specialties worldwide. It was important for us to disclose the key competencies of a family doctor in the training program for residents: PHC management, human-centered care, communication and collaboration, community focus, an integrated approach, training and development, research and professionalism. The result was the focus of the educational program on the problems of family medicine, the continuity of theory and practice. The article was prepared on the basis of the intermediate results of the implementation of the grant project of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan «Capacity Building for Medical Education and Research Technologies in Family Medicine in Kazakhstan» (IRN AP09260428). Keywords: educational program, residency, family medicine, general practitioner, postgraduate education, medical education

Отбасыльщ медицина мамандьны бойынша резидентураньщ оку баFдарламасын эзiрлеу

Л.М. Жамалиева1, Н.А. Абенова1, Г.С. Дильмагамбетова1, Г.К. Кошмаганбетова1, Т.П. Острецова1, З.Ж. Танбетова1, М.Б. Ахметжанова1, А.А. Егембердиева2, Н.К. Кенжина3, А.К. Таутанова1

1Марат Оспанов атындагы Батыс ^аза;стан медицина университета, А;тебе, ^аза;стан

Ютбасы медицина академиясы, Алматы, ^аза;стан 3Батыс ^аза;стан жогары медицина колледж^ Орал, ^аза;стан

Дильмагамбетова Г.С. e-mail: dilma73@inbox.ru Received/ Келт mycmi/ Поступила: 18.10.2021 Accepted/ ISSN 2707-6180 (Print) Басылымга цабылданды/ © 2021 The Authors Принята к публикации: Published by West Kazakhstan Marat Ospanov 22.12.2021 Medical University

210 West Kazakhstan Medical Journal 63 (4) 2021

Citation/

6M6.muorpa$Mfl.nbi^ cmTewie/ 6M6.rnuorpa$MMecKafl ccb.Ka:

Zhamaliyeva LM, Abenova NA, Dilmagambetova GS, Koshmaganbetova GK, Ostretsova TP, Tanbetova ZZh, Akhmetzhanova MB, Yegemberdiyeva AA, Kenzhina NK, Tautanova AK. Development of an educational program for the residence in the specialty of family medicine. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(4):210-217

WaMa.MeBa ^M, A6eHOBa HA, flM.bMarawi6eTOBa rc, KowwiaraH6eTOBa rK, OcTpeuoBa Tn, TaH6eTOBa 3W, AxiweTwaHOBa MB, Erewi6epg,MeBa AA, KeHWMHa HK, TayTaHOBa AK. OT6acb.b^ MeflMUMHa wiawiaHflbiFbi 6oMbrnwa pe3Mg,eHTypaHbiH, o^y 6afg,ap.naMacbiH 33ip.ey. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(4):210217

WaMa.MeBa ^M, A6eHOBa HA, flM.bMarawi6eTOBa rc, KowwiaraH6eTOBa rK, OcTpeuoBa Tn, TaH6eTOBa 3W, AxiweTwaHOBa MB, Erewi6epg,MeBa AA, KeHWMHa HK, TayTaHOBa AK. Pa3pa6oTKa o6pa3OBaTe.nbHOM nporpawiwibi

pe3MfleHTypb no cneuMa.bHocTM cewieMHaa MegMUMHa. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(4):210-217

Медицинальщ бшш беру кргамньщ ^ажетпл1кгер1 мен гылыми жетастжтерге багытталган икемд1 бтм беру жуйеа болып табылады. Дэрггердщ о;уы eMip бойы журед1, сондыщтан бтм мен тэж1рибе жина;тау уш1н берж непз жасау манызды. Бiлiм беру багдарламаларын эзiрлеу кезiнде бшжт! жэне кэаби маманды нэтижелi дайындаудын кепiлi болып табылатын кузыреттшж кез;арасты устану ;ажет. Б^л ма;алада бiз отбасылы; медицина мамандыгы бойынша резидентурада бiлiм беру багдарламасын эзiрлеу бойынша тэжiрибемiзбен белгстж. Отбасылы; медицина дуние жузгнде ен с^раныскд ие медицинам; мамандык;тардын бiрi болып табылады. Бiз Yшiн резиденттерге арналган о;ыту багдарламасында отбасылы; дэртердщ негiзгi кузыреттерш ашу манызды болды: БМСК бас;ару, кемек, адамга багытталган, коммуникация жэне ынтымак;тастык;, к;огамга багытталган, кешендi тэсiл, о;ыту жэне дамыту, зертгеушi жэне кэсiбилiк. Нэгижесiнде бшм беру багдарламасынын отбасылы; медицина проблемаларына, теория мен практиканын саба;тастыгына багытталуы болды. Ма;ала ^Р БЕМ "^азак;стандагы Отбасылы; медицинада медицинам; бiлiм беру жэне гылыми зерттеулер технологияларынын элеуетш арттыру" грашты; жобасын iске асырудын аралы; нэтижелерi бойынша дайындалды (ЖТН AP09260428).

Негiзгi свздер: бтм беру багдарламасы, резидентура, отбасылыц медицина, жалпы тэжгрибелгк дэрггер, жогары оцу орнынан кешнгг бтм, медицинальщ бтм

Разработка образовательной программы резидентуры по специальности семейная медицина

Жамалиева Л.М.1, Абенова Н.А.1, Дильмагамбетова Г.С.1, Кошмаганбетова Г.К.1, Острецова Т.П.1, Танбетова З.Ж.1, Ахметжанова М.Б.1, Егембердиева А.А.2, Кенжина Н.К.3, Таутанова А.К.1

'Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

2Академия Семейной Медицины, Алматы, Казахстан

3Западно-Казахстанский Высший Медицинский Колледж, Уральск, Казахстан

Медицинское образование является гибкой системой образования, ориентированной на потребности общества и научные достижения. Обучение врача проходит на протяжении всей жизни, поэтому важно создание крепкого базиса для накопления знаний и опыта. При разработке образовательных программ необходимо придерживаться компетентностного подхода, что является залогом успешной подготовки квалифицированного и профессионального специалиста. В статье мы поделились опытом разработки образовательной программы резидентуры по специальности семейная медицина. Семейная медицина является одной из самой востребованной врачебной специальностью во всем мире. Для нас было важным раскрытие в программе обучения резидентов ключевых компетенций семейного врача: управление ПМСП, помощь, ориентированная на человека, коммуникация и коллаборация, ориентированность на сообщество, комплексный подход, обучение и развитие, исследователь и профессионализм. Итогом стала ориентированность образовательной программы на проблемы семейной медицины, преемственность теории и практики. Статья подготовлена по промежуточным результатам реализации грантового проекта МОН РК «Наращивание потенциала технологий медицинского образования и научных исследований в семейной медицине в Казахстане» (ИРН AP09260428). Ключевые слова: образовательная программа, резидентура, семейная медицина, врач общей практики, последипломное обучение, медицинское образование

Введение

В настоящее время мы являемся свидетелями значительных изменений в характере оказания медицинской помощи, не только в стране, но и во всем мире [1-3]. Результаты исследований и международные клинические рекомендации для общей практики могут обновляться ежедневно, увеличивая долю неопределенности и усложняя принятие решений [4,5].

Пациенты меняются, но не совсем так, как бы нам хотелось. Хотя в целом понимание важности сохранения здоровья у населения возросло, однако вместо

принятия пациентами солидарной ответственности за свое здоровье мы пока наблюдаем рост их ожиданий и неудовлетворенности качеством медицинских услуг. Доступ к любым источникам любой информации стал проще, чем когда-либо прежде, мессенджеры и социальные сети увеличили объемы пациентских «алгоритмов» диагностики и лечения [6-8].

Эти тенденции требуют изменений в подходах организации первичной помощи и подготовки медицинских кадров. Медицинское образование в мире последовательно трансформируется в ответ на на-

учные достижения и потребности общества. Цель медицинского образования - научить работников системы здравоохранения обеспечивать высокий уровень медицинской помощи для улучшения здоровья населения. Важным шагом в становлении любого врача-клинициста является резидентура/клиническая ординатура. Основными темами реформ медицинского образования последних десятилетий были технологии обучения и контент. Был предложен подход планирования учебных программ на основе компетенций (СВМЕ), нацеленных на подготовку врачей, способных составить индивидуальный план ведения пациента, отражающий фундаментальные знания врача, осведомленность о лучших текущих доказательствах, хорошие коммуникативные навыки и согласованное принятие решений [9].

Хотя семейная медицина (СМ) была одной из первых специальностей в западных странах мира, внедривших СВМЕ в резидентуре, влияние данного подхода на практическое здравоохранение еще не до конца изучено [10]. У нас о СВМЕ говорится и пишется уже более 10 лет, компетентностный подход декларируется, однако исследований в этой области не было [11-13].

В Казахстане семейная медицина - наиболее чувствительная к проблемам образования специальность. Ни в медицинских университетах преподаватели, ни в практическом секторе менеджеры, ни сами врачи первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) четко не понимают роли ПМСП и семейного врача в здравоохранении. До сих пор для многих вопрос, чем врач общей практики (ВОП) отличается от семейного врача (СВ), что отражает на самом деле не внедренный у нас СВМЕ.

Опрос резидентов-семейных врачей показал [14], что они не удовлетворены своей ролью направлять пациентов к узким специалистам, они хотели бы иметь больше самостоятельности на практике, диагностировать и лечить пациентов с распространенными заболеваниями. С другой стороны, на занятиях у узких специалистов резиденты отметили, что отдельные навыки, которым их учили, были бесполезны для них, потому что никогда не пригодятся им в работе.

Внедрение СВМЕ - это не только проблема организации учебного процесса, это то, как мы все вместе пытаемся улучшить ситуацию с качеством подготовки СВ, удовлетворяющего потребности населения, государства, и самого доктора.

Процесс обучения в резидентуре очень важен, он лежит в основе изменений работы семейных врачей и ПМСП. Занимаясь резидентской образовательной программой (ОП), основной задачей является определение компетенций резидентов, необходимых для оказания первичной помощи и собственного непрерывного профессионального развития. Мы провели обзор зарубежных программ, который обнажил принципиальные отличия от международных программ подготовки СВ в резидентуре, а также проблемные зоны управления медицинским образованием в нашей

стране: министерский стандарт строго определяет для всех вузов перечень дисциплин с объемами в кредитах, перечень нозологий и навыков, не позволяя вузам гибко реагировать на потребности местного здравоохранения; типовая учебная программа (ТУП) не ориентирована на компетенции, на компонент по выбору выделяется менее 3% всего времени; программа резидентуры почти полностью дублирует программу бакалавриата и интернатуры, не включает такие компетенции, как профессионализм, а также уникальные для СВ знания навыки [15, 16].

Признано, что резидентура по семейной медицине сильно зависит от того, как CBME реализуется на уровне бакалавриата [17]. В нашей стране СВМЕ тоже еще не внедрен на уровне бакалавриата и интернатуры, поэтому перейти в резидентуре на компетентност-ный подход представляется рискованным в отношении эффективности обучения и труднодостижимым из-за обязательного соответствия государственному стандарту [16].

Работа по разработке эффективной программы резидентуры по специальности «семейная медицина» проводится в рамках проекта МОН РК «Наращивание потенциала технологий медицинского образования и научных исследований в семейной медицине в Казахстане» (ИРН AP09260428)

Мы не нашли информации об опыте разработки программы для резидентов по семейной медицине на основе компетенций в постсоветских странах, особенно в последипломных программах подготовки семейных врачей. В данной статье мы описываем важные элементы разработки ОП резидентуры по СМ без описания процессов оценки, подходов к преподаванию и организации учебного процесса, которые также параллельно претерпевают существенные изменения. Мы раскрыли содержание ключевых компетенций для 2-хгодичной программы обучения.

Ключевые компетенции СВ

Мировым ориентиром в последипломном обучении семейных врачей является Глобальный стандарт международной организации семейных врачей WONCA [18]. Следующие компетенции WONCA были использованы для разработанной ОП: управление ПМСП, помощь, ориентированная на человека, коммуникация и коллаборация, ориентированность на сообщество, комплексный подход, обучение и развитие, исследования, профессионализм. Ориентированность на них при подготовке семейного врача является обязательным условием, так как полно раскрываются данная специальность. Упор на них дает нам в будущем квалифицированного семейного врача [19].

Ключевая Компетенция 1 (КК1): Управление ПМСП

Компетенция предусматривает знания семейного врача о системе здравоохранения, ее организации и возможностей на уровне государства и местного сообщества, а также его сотрудничество с членами медицинской команды и патронируемыми семьями. Для

раскрытия темы в образовательной программе нами были предложены две дисциплины модуля «Управление ПМСП», но данная компетенция также будет рассматриваться в других модулях. Количество кредитов по данной компетенции уменьшено по сравнению с текущей ТУП, но задачи конкретизированы, направлены на формирование умений организации максимально эффективной первичной помощи при рациональном использовании доступных ресурсов. Исключены темы, которые не развивают гибкие навыки (soft skills).

Ключевая Компетенция 2 (КК2): Помощь, ориентированная на человека

При оказании медицинской помощи ориентиром для семейного врача должен быть пациент, а не заболевание, решение широкого спектра проблем со здоровьем: от укрепления здоровья и профилактики заболеваний до лечения острых и хронических заболеваний, а также реабилитация, паллиативное лечение и уход в конце жизни. Компетенция необходима во всех сферах деятельности СВ, но для ее преподавания и оценки предусмотрены специальные методы и инструменты в трех модулях. Консультирование пациентов резидентами по СМ во время их непосредственной клинической работы или сдачи объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) будут оцениваться с позиции пациент-центрированно-го ухода.

Ключевая Компетенция 3 (КК3): Коммуникация и коллаборация

Межличностные и коммуникативные навыки являются важными навыками в обеспечении эффективного обмена информации пациентам и их семьям, а также между специалистами в области здравоохранения и другими представителями сообществ. Коммуникативные навыки прописаны в образовательных программах семейной медицины бакалавриата и интернатуры. Однако, закрепление данного навыка на их уровнях имеет трудности в силу ограничения непосредственной практической работы студентов в поликлиниках. Резиденты по СМ имеют более тесный и длительный контакт с пациентами и их семьями, другими работниками здравоохранения, что позволит им закрепить свои знания и навыки в совместной работе с ними.

Ключевая Компетенция 4 (КК4): Ориентированность на сообщество

Данная компетенция была определена как «непрерывный процесс оказания первичной помощи определенному сообществу на основе его оцененных потребностей в области охраны здоровья через запланированную интеграцию практики общественного здравоохранения с оказанием услуг первичной медицинской помощи» [20]. То есть, помимо клинической работы в поликлинике/амбулатории, ориентированная на сообщество помощь включает в себя выявление и лучшее понимание потребностей местного населения в области охраны здоровья через вмешательства вне

медицинской организации, в местах проживания или деятельности сообществ. Компетенция предусматривает ответственность и ориентированность семейного врача на население, содействие в решении проблем сообщества. Для нас было важным, чтобы резиденты могли четко понимать свои возможности в оказании помощи тем или иным подгруппам населения или районам, чаще всего неблагополучным. Основные модули для развития данной компетенции - это социально-значимые инфекционные заболевания, здоровье матери и ребенка, хронические неинфекционные заболевания.

Ключевая Компетенция 5 (КК5): Комплексный подход

Предложенная компетенция предусматривает применение медицинских знаний в области основных биомедицинских, клинических, поведенческих наук, медицинской этики и медицинской юриспруденции при уходе за пациентами. Компетенция отражает важнейший принцип медицины - целостный подход к ведению больного, когда диагностические, лечебно-профилактические вмешательства проводятся с учетом взаимовлияния телесного и психического состояния человека, окружающей среды, и других факторов. Отдельные составляющие изучались в образовательных программах по СМ бакалавриата и интернатуры, но вне холистической модели семейной медицины. Развитие и закрепление навыка будут отрабатываться в модулях комплексная практика, здоровье матери и ребенка, хронические неинфекционные заболевания, и поддерживаться на протяжении всего обучения в ре-зидентуре.

Ключевая Компетенция 6 (КК6): Обучение и развитие

Каждый практикующий врач обязан повышать свою квалификацию по специальности, которая связана с другой обязанностью - стремиться к обеспечению надлежащего качества своих услуг. Обучение на протяжение всей жизни, улучшение практики, развитие личностных качеств, использование современных научных знаний, самостоятельность и открытое участие в дискуссиях - вот составляющие успешной деятельности семейного врача. Чтобы привить эти качества будущим семейным врачам необходимо создавать соответствующую среду, мотивирующие задания, инициировать мероприятия по оценке и обеспечению качества. Эти навыки будут формироваться в модуле «Исследования в ПМСП», и мониторироваться в модулях ведущие синдромы и социально-значимые инфекционные заболевания.

Ключевая Компетенция 7 (КК7): Исследователь

В отечественном здравоохранении имеет место пренебрежение исследованиями в области семейной медицины, тогда как проблемы эпидемиологии, принятия врачебного решения, особенно в ситуациях клинической неопределенности, эффективности и безопасности вмешательств на популяционном уровне

и рациональности затрат остаются нерешенными не только в ПМСП.

В Консенсусном документе WONCA по европейскому определению ОВП/СМ четко говорится: «Общая практика/семейная медицина - это академическая и научная дисциплина со своим образовательным содержанием, исследованием, доказательной базой и клинической деятельностью, а также клинической специальностью, ориентированной на первичную помощь». Научная компетенция согласно Европейских требований к обучению резидентов СМ включает [21]:

быть знакомым с общими принципами, методами, концепциями научных исследований и основами статистики (заболеваемость, распространенность, прогнозируемые значения и т. д.);

владеть глубокими познаниями научного происхождения патологии, и диагноза, терапии и прогноза, эпидемиологии, теории принятия решений, теории формирования гипотезы и решения проблем, профилактического здравоохранения;

способность критически оценивать медицинскую литературу;

принимать критический и основанный на исследованиях подход к практике и его поддержание путем постоянного (в течение всей жизни) обучения и повышения качества.

Необходимо признать, что научная деятельность студентов на уровне бакалавриата и интернатуры очень слабая. В настоящее время в существующей программе резидентуры полностью отсутствует научная подготовка. Наш опыт показывает, что, несмотря на наличие в программе бакалавриата дисциплин Доказательная медицина и научный менеджмент, Биостатистика, у резидентов слабо развиты или даже отсутствуют следующие исследовательские компетенции: критическое мышление, основы доказательной медицины, формулирование адекватных исследовательских вопросов, выбора дизайна исследований, навыков биостатистики, критической оценки публикаций, работы в международных базах данных. Очень мало научно-исследовательских работ, выполненных студентами и интернами, в области первичной помощи и семейной медицины. Поэтому нами предложен в новой программе модуль «Исследования в ПМСП», основной целью которого является развитие критического мышления у врачей, понимание и формулирование проблем ПМСП, с последующим поиском решений и оценкой их эффективности. Дополнительными целями данного модуля являются формирование у резидентов навыков научно-исследовательской работы, использование инструментов доказательной медицины для принятия клинических решений и инноваций в своей практике.

Научная подготовка будет следовать целостному подходу, основанному на трех важных моментах: 1) основная научная учебная программа, 2) внутриучеб-ные исследовательские проекты и 3) специальные исследовательские программы для резидентов, сильно заинтересованных в медицинских исследованиях.

Ключевая Компетенция 8 (КК8): Профессионализм

Ключевая компетенция, на которую необходимо обратить пристальное внимание, дает нам формирование конечного продукта - семейного врача. Важно донести до обучающихся содержание компетенции «профессионализм». К сожалению, у большинства преподавателей и студентов термин неверно ассоциируется только с клиническими знаниями и навыками. На протяжении обучения в резидентуре по СМ будут наблюдаться и оцениваться действия резидентов с позиции профессионального подхода к своей деятельности: способность принимать ответственность за свои решения и поступки, самосовершенствование, альтруизм, коммуникативные навыки, этические принципы, гуманизм [22-24]. Понимание профессионализма медицинских работников в Казахстане требует изучения, они еще будут продолжать зависеть от ценностей, убеждений наших граждан. С другой стороны, мы имеем возможность через обучение и оценку начать процесс формирования у молодых специалистов «правильного» образа профессионала в семейной медици-

Распределение модулей по ключевым компетенциям СВ

Нами предложены 8 модулей. В нижеприведенной таблице мы представили, каким образом компетенции будут распределены по модулям программы.

В освоении многих клинических тем мы сохраняем синдромный подход, который поддерживается многими образовательными программами зарубежных вузов по семейной медицине. В разработанной нами ОП отражены уровни владения клиническими компетенциями по нозологиям и состояниям, которые должен освоить резидент. Например, для заболеваний, вошедших в модуль распространенных ХНИЗ, подразумевается высокий уровень самостоятельной компетентности и ответственности, тогда как для ведущих синдромов важными мы определили навыки распознавания ранних недифференцированных состояний и принятие решений по ведению больного на основе данных заболеваемости и распространенности. Для каждой компетенции разработаны методы оценки.

Для усвоения навыков нами предусмотрена ротация резидентов по СМ в амбулатории и стационаре, тесная работа с наставниками. Опыт наших коллег показывает об их положительном влиянии на дальнейшее обучение резидентов [25].

Обсуждение

В Казахстане семейная медицина была выделена в качестве отдельной дисциплины и реформы в системе подготовки врачей общей практики (ВОП) стартовали с 2007 году. Тогда же были преобразованы факультеты лечебного и педиатрического направления в факультеты общей медицины с подготовкой ВОП в программе 2-х годичной интернатуры (додипломное образование). Такая скорая подготовка ВОП было тре-

Таблица. Матрица распределения модулей по ключевым компетенциям СВ

Наименование модулей КК1 КК2 КК3 КК4 КК5 КК6 КК7 КК8

Управление в ПМСП + + +

Исследования в ПМСП + + +

Распространенные хронические неинфекционные заболевания ++ +

Ведущие синдромы в практике семейного врача ++ +

Социально-значимые инфекционные заболевания у взрослых и детей ++ +

Здоровье женщины и ребенка в общеврачебной практике + + +

Комплексная практика семейного врача + + +

Геронтология и паллиативная помощь + + +

бованием проводимых реформ. Вся система образования строилась на постсоветской модели и заключалась в строгой реализации государственных стандартов образования (ГОСО 2007), которые разрабатывались на уровне ведомственных организации и представляли собой структурированный план тем, дисциплин и часов необходимых для подготовки врача специалиста

- ВОП, хирурга, акушер-гинеколога, терапевта или педиатра. При этом программа подготовки ВОП представляла из себя сборник тем по внутренним болезням, педиатрии, хирургии, акушерству и гинекологии.

Проводя анализ предшествующего опыта, мы можем сказать, что на сегодня проблема подготовки ВОП заключалась не только в несоответствующих международным стандартам образовательных программах, но также в отсутствии четкого представления о самой специальности ВОП, а также в отсутствии академических преподавателей и клинических наставников относительно нового направления подготовки. Благодаря такой системе подготовки ВОП продолжал фокусироваться на отдельных органах и системах, упуская из вида самого пациента, живущего в социальной среде, что совершенно противоречило всем канонам семейной медицины и снижало качество оказываемой помощи. Многочисленные комиссии, создаваемые ведомственными организациями, признавали необходимость реформ именно в образовательных программах

- как ключа к началу всех изменений. Государственный стандарт 2017 года впервые предпринял попытку подготовки образовательных программ бакалавриата и интернатуры с прописанными компетенциями врача общей практики, при этом в стандарте отсутствовали прописанные ранее дисциплины и темы, что привело в ступор неподготовленное к таким изменениям академическое сообщество и привело к частичному дублированию программы ГОСО 2007 года и отсутствию четкого представления того, что должно преподаваться на уровне бакалавриата, а что на уровне интернатуры. Таким образом, несмотря на произошедшие изменения качество подготовки специалистов осталось на прежнем уровне.

Немаловажным изменением в программе 2017 года было то, что всё направление додипломной подготовки врачей было переориентировано на подготовку только специалистов ВОП в ходе 2-х годичной интернатуры, что было обусловлено острым дефицитом кадров на уровне ПМСП и быстрым «выгоранием» уже имеющихся специалистов ВОП и их уходом из профессии в более узкие направления. Следующие реформы в медицинском образовании произошли в 2019 году благодаря стратегическому партнерству ВУЗов страны с ведущими международными медицинскими школами, а также большему пониманию медицинского сообщества что ВОП - это не суперспециалист, обладающий всеми навыками узкого специалиста, но и не просто координатор медицинской службы ПМСП, и, если население желает, чтобы у каждого человека был личный семейный врач, осуществляющийся интеграцию и преемственность медицинской помощи, включая профилактику, а также социальные и экологические факторы, то необходимо готовить ВОП не только на уровне до-дипломного образования, а необходимы качественные последимломные программы обучения в резидентуре, основанные на компетентностном подходе [26]. При этом, разработка данных образовательных программ должна быть основана на тесном сотрудничестве ведомственных комиссии в составе представителей университетов, медицинских сообществ и соответствовать потребностям здравоохранения и населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тогда обучение, основанное на развитии компетенций, становится не только декларацией, но принципом. Понимание компетенций и компетентности семейного врача, соответствующих потребностям пациентов и населения, а также разработка новых подходов к обучению резидентов - семейных врачей, было целью нашей работы. Мы придерживались основных 13 компетенций семейного врача WONCA, которые сгруппировали в 8 КК. Сложность заключается в том, что нам приходится пока не допустить отклонения от положенного процента изменений типовой программы. Поэтому кардинально содержание программы не сильно изменилось, однако добавлен контекст пациент- и

сообщество-ориентированной медицины, холистического подхода и акценты расставлены по-другому. Образовательная программа теперь ориентирована проблемно, клинические дисциплины интегрированы в задачи ПМСП с ликвидацией разрыва между теоретической и практической подготовкой, а также связаны с психо-социально-коммуникационными темами [27-29].

Медицинские университеты должны сыграть решающую роль в интеграции с окружающими их научными и врачебными сообществами. Мы считаем важным поделиться своим видением, извлеченным из нашего опыта, чтобы другие могли использовать то, что мы уже узнали. Нерешенных задач еще очень много, но мы надеемся, что наши усилия станут «маленькой шестеренкой в колесе, которая поможет всей системе добиться лучших результатов для наших пациентов» [30].

Выводы

Подготовка семейных врачей имеет решающее значение для обеспечения успеха реформ здравоох-

ранения, обеспечивающих надлежащее качество медицинской помощи и достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения. Успех изменений зависит от качественной модификации учебной программы, соответствующей подготовки профессорско-преподавательского состава, образовательных ресурсов, включая информационно-коммуникационные технологии, оборудование и оснащение для клинической практики, а также от уровня базовой подготовки поступающих в резидентуру врачей. Поэтому энтузиазм по поводу ожидаемых результатов внедрения нашей образовательной программы сдержан из-за необходимости параллельно развивать еще и эти перечисленные важные компоненты подготовки резидентов. Но, если не предпринимать никаких шагов, если не будет модуляций, мы рискуем выпускать выпускников, не обладающих необходимой компетентностью оказывать контекстуальную помощь для тех сообществ, с которыми они работают, с одной стороны, и клиническими знаниями высокого уровня в области биомедицины, с другой.

Список литературы:

1. https://www.health.org.uk/publications/long-reads/ understanding-and-sustaining-the-health-care-service-shifts-accelerated-by-COVID-19

2. Abdulnasir Falah Huaidi Al-Jazairi. Role of Primary Health Care System in Response to a Major Incident: Challenges and Actions. 2020. DOI: http://dx.doi.org/10.5772/intechopen.92461

3. A vision for primary health care in the 21st century: towards universal health coverage and the Sustainable Development Goals. Geneva: World Health Organization and the United Nations Children's Fund (UNICEF), 2018. https://www.who.int/docs/ default-source/primary-health/vision.pdf

4. Femke Atsma, Glyn Elwyn, Gert Westert. Understanding unwarranted variation in clinical practice: a focus on network effects, reflective medicine and learning health systems. International Journal for Quality in Health Care. 2020;32(4):271-274. D0I:10.1093/intqhc/mzaa023

5. Austad B, Hetlevik I, Mj0lstad BP, et al. Applying clinical guidelines in general practice: a qualitative study of potential complications. BMC Fam Pract. 2016;17:92. D0I:10.1186/s12875-016-0490-3

6. Zhou L, Zhang D, Yang C, Wang Y. Harnessing Social Media for Health Information Management. Electron Commer Res Appl. 2018;27:139-151. D0I:10.1016/j.elerap.2017.12.003

7. Wang Y, McKee M, Torbica A, Stuckler D. Systematic Literature Review on the Spread of Health-related Misinformation on Social Media. Soc Sci Med. 2019;240:112552. D0I:10.1016/j. socscimed.2019.112552

8. Fernandez-Luque L, Bau T. Health and Social Media: Perfect Storm of Information. Healthc Inform Res. 2015;21(2):67-73. D0I:10.4258/ hir.2015.21.2.67

9. Stevens CD. Repeal and replace? A note of caution for medical school curriculum reformers. Acad Med. 2018:1425-7. D0I:10.1097/ ACM.0000000000002219

10. Campbell C, Hendry P, Delva D, Danilovich N, Kitto S. Implementing Competency-Based Medical Education in Family Medicine: A Scoping Review on Residency Programs and Family Practices in Canada and the United States. Fam Med. 2020;52(4):246-254. D0I:10.22454/FamMed.2020.594402

11. Айдарханова КК, Отыншиев БН, Есенгельдинова ЖА, Мустафа-ева НС. Компетентностный подход к подготовке врачей общей практики в Казахстане. Вестник АГИУВ. 2012;2:32-35. Aidarhanova KK, Otynfiev BN, Esengeldinova JA, Mustafaeva NS.

Kompetentnostnyi podhod k podgotovke vrachei obfei praktiki v Kazahstane. Vestnik AGIUV. 2012;2:32-35. (In Russian)

12. Досмагамбетова РС, Риклефс ИМ, Риклефс ВП, Букеева АС, Муратова АЗ, Калиева ШС, Касатова АМ. Особенности медицинского образования в Казахстане. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014;4(18):75-85. Dosmagambetova RS, Riklefs IM, Riklefs VP, Bukeeva AS, Muratova AZ, Kalieva $S, Kasatova AM. Osobennosti meditsinskogo obrazovaniia v Kazahstane. Meditsinskoe obrazovanie i professionalnoe razvitie. 2014;4(18):75-85. (In Russian)

13. Шейман ИМ, Шевский ВИ, Сажина СВ. Приоритет первичной медико-санитарной помощи - декларация или реальность? Социальные аспекты здоровья населения. 2019;65(1). D0I:10.21045/2071-5021-2019-65-1-3

$eiman IM, $evskii VI, Sajina SV Prioritet pervichnoi mediko-sanitarnoi pomofi - deklaratsiia ili realnost? Sotsialnye aspekty zdorovia naseleniia. 2019;65(1). DOI:10.21045/2071-5021-2019-65-1-3 (In Russian)

14. Танбетова ЗЖ, Дильмагамбетова ГС, Aхметжанова МБ, Жамалиева ЛМ. Отношение резидентов семейной медицины к своей профессии: результаты качественного исследования. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(3):138-144. DOI:10.24412/2707-6180-2021-63-138-144

Tanbetova ZJ, Dilmagambetova GS, Ahmetjanova MB, Jamalieva LM. Otnofenie rezidentov semeinoi meditsiny k svoei professii: rezultaty kachestvennogo issledovaniia. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(3):138-144. DOI:10.24412/2707-6180-2021-63-138-144 (In Russian)

15. Абенова НА, Дильмагамбетова ГС, Жамалиева ЛМ, Кашкинбае-ва АР, Замэ ЮА, Кошмаганбетова ГК. Сравнительный анализ образовательных программ по семейной медицине в Республике Казахстан и в мире. Наука и Здравоохранение. 2021;4(23):153-160. D0I:10.34689/SH.2021.23.4.021

Abenova NA, Dilmagambetova GS, Jamalieva LM, Kafkinbaeva AR, Zam IYA, Kofmaganbetova GK. Sravnitelnyi analiz obrazovatelnyh programm po semeinoi meditsine v Respublike Kazahstan i v mire. Nauka i Zdravoohranenie. 2021;4(23):153-160. DOI:10.34689/ SH.2021.23.4.021 (In Russian)

16. Приказ и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 июля 2015 года № 647 с изменениями на 21.02.2020г. «Об утверждении государственных

общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям». https://zakon.uchet.kz/rus/docs/V1500012007 Prikaz i.o. Ministra zdravoohraneniia i sotsialnogo razvitiia RespublikiKazahstan ot31 iiylia 2015 goda № 647s izmeneniiamina 21.02.2020g. «Ob utverjdenii gosudarstvennyh obfeobiazatelnyh standartov i tipovyh professionalnyh uchebnyh programm po meditsinskim ifarmatsevticheskim spetsialnostiam». https://zakon. uchet.kz/rus/docs/V1500012007 (In Russian)

17. Saultz J. Competency-Based Education in Family Medicine Residency Education. Fam Med. 2021;53(7):590-592. D0I:10.22454/ FamMed.2021.816448

18. Victor Ng, Allyn Walsh, Nandani de Silva, Eleni Politi and Heather Grusauskas. Striving for the best: WONCA global standards for continuing professional development for family doctors. Education for Primary Care. 2018;29(3):124-131. D0I:10.1080/14739879.201 8.1427511

19. Vincent K. Cubaka, Clayton Dyck, Russell Dawe, Baraa Alghalyini, Molly Whalen-Browne, Gabriel Cejas and Christine Gibson. A global picture of family medicine: the view from a WONCA Storybooth. BMC Family Practice. 2019;20:129. D0I:10.1186/s12875-019-1017-5

20. Mullan F, Epstein L. Community-Oriented Primary Care: New Relevance in a Changing World. American Journal of Public Health 2002;92(11):1748—1755. D0I:10.2105/ajph.92.11.1748

21. Michels N, Maagaard R, Buchanan J, Scherpbier N. Educational training requirements for general practice/family medicine specialty training: recommendations for trainees, trainers and training institutions. Education for Primary Care. 2018;29(6):322-326. D0I:10.1080/14739879.2018.1517391

22. Exploring the ACGME core competencies: professionalism (Part 7 of 7), 2017. https://knowledgeplus.nejm.org/blog/acgme-core-competencies-professionalism/

23. Good Medical Practice. General Medical Council, 2019. https://

www.gmc-uk.org/ethical-guidance/ethical-guidance-for-doctors/ good-medical-practice

24. MOREHOUSE school of medicine Family medicine residency program policy. Academic year 2019-2020. https://www.msm.edu/ Education/GME/FMResidencyProgram/index.php

25. Sameed Arshad, Geoff McCombe, Crea Carberry, Aine Harrold and Walter Cullen. What factors influence medical students to enter a career in general practice? A scoping review. Irish Journal of Medical Science (1971 -). 2020;190:657-665. DOI: 10.1007/s11845-020-02345-w)

26. Бримкулов НН, Нугманова ДС. Роль Астанинской декларации по первичной медико-санитарной помощи в развитии здравоохранения в некоторых постсоветских странах. Российский семейный врач. 2019;23(3):13-18. DOI:10.17816/RFD2019313-18 Brimkulov NN, Nugmanova DS. Rol Astaninskoi deklaratsii po pervichnoi mediko-sanitarnoi pomo$i v razvitii zdravoohraneniia v nekotoryh postsovetskih stranah. Rossiiskii semeinyi vrach. 2019;23(3):13—18. D0l:10.17816/RFD2019313-18 (In Russian)

27. Barajaz M, Turner T. Starting a new residency program: a step-by-step guide for institutions, hospitals, and program directors. Med Educ Online. 2016;21:32271. DOI:10.3402/meo.v21.32271

28. Pangaro L. The role and value of the basic sciences in medical education: the perspective of clinical education -students' progress from understanding to action. J Int Assoc Med Sci Educ. 2010;20(3):307-13.

29. Schmidmaier R, Eiber S, Ebersbach R, Schiller M, Hege I, Holzer M, fischer MR. Learning the facts in medical school is not enough: which factors predict successful application of procedural knowledge in a laboratory setting? BMC Med Educ. 2013;13:28. DOI:10.1186/1472-6920-13-28

30. Mancuso AA. A New Foundation. Moving Towards Modern Medical Education (Part 11). https://tincture.io/a-new-foundation-2c73c741cda4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.