Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОСТИ РЕЗИДЕНТУРЫ “СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА” В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В КАЗАХСТАНЕ '

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОСТИ РЕЗИДЕНТУРЫ “СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА” В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
резидентура / образовательная программа / семейная медицина / residency / educational program / family medicine / резидентура / білім беру бағдарламасы / отбасылық медицина

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б.А. Абеуова, Т.О. Абугалиева, А.Б. Кузгибекова, А.Т. Такирова, В.А. Жакипбекова

Основные приоритетные направления развития организации здравоохранения Казахстана указаны в «Государственной программы развития здравоохранения РК на 2020-2025гг.». В ней делается акцент на доступности медицинской помощи на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), поэтому качественная подготовка врачей общей практики является целью медицинских вузов. Создание образовательной программы является сложным и трудоемким процессом, в котором должны учитываться мнения всех заинтересованных сторон. Только слаженная командная работа может дать ожидаемый результат. Образовательная программа резидентуры по специальности «Семейная медицина» была разработана Медицинским университетом Караганды. В ее подготовке принимали участие специалисты ПМСП, профессорско-преподавательский состав университета и обучающиеся. Образовательная программа предусматривает овладение резидентами необходимыми компетенциями: пациент-центрированный уход, соблюдение принципов доказательной медицины, улучшение коммуникативных навыков, командная работа и другие. Все профилирующие компетенции и результаты обучения были отражены в программе. Программа прошла рецензирование и получила одобрение специалистами. Независимая экзаменация претендентов в резидентуру по семейной медицине, сбор обратной связи от работодателей и обучающихся, индивидуальное планирование резидентами процессов обучения и работы в практическом здравоохранении были новым введением в последипломном образовании по семейной медицине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.А. Абеуова, Т.О. Абугалиева, А.Б. Кузгибекова, А.Т. Такирова, В.А. Жакипбекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Residency educational program in training professionals for primary health care in Kazakhstan of Family Medicine Specialty

The main priority directions for the development of the healthcare organization in Kazakhstan are indicated in the State Program for the Development of Healthcare of the Republic of Kazakhstan. It focuses on the availability of medical care at primary healthcare level, therefore, high-quality training of general practitioners is the goal of medical universities. Formulation of an educational program is a complex and time consuming process, in which the views of all interested parties should be taken into account. Only well-coordinated work can give the expected result. Residency educational program in the Family Medicine Specialty was developed by Karaganda Medical University. Primary healthcare experts, university professors and students took part in its preparation. The educational program provides residency students with the necessary competencies: patient centered care, adherence to the principles of evidence based medicine, improving communication skills, teamwork and others. All major competences and learning outcomes were reflected in the program. The program has been reviewed and approved by experts. Independent examination of applicants for residency in Family Medicine, collecting feedback from employers and trainees, individual planning by residency students of learning and work processes in practical health care are a new introduction to postgraduate education in family medicine.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОСТИ РЕЗИДЕНТУРЫ “СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА” В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В КАЗАХСТАНЕ »

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

DOI: 10.24412/2707-6180-2021-63-170-174 УДК 378.661:614.2(574) МРНТИ 14.35.07, 76.29

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОСТИ РЕЗИДЕНТУРЫ "СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА" В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В КАЗАХСТАНЕ

Б.А. АБЕУОВА, Т.О. АБУГАЛИЕВА, А.Б. КУЗГИБЕКОВА, А.Т. ТАКИРОВА,

В.А. ЖАКИПБЕКОВА

Медицинский Университет Караганды, Караганда, Казахстан Т.О. Абугалиева - https://orcid.org/0000-0002-8848-5764

Citation/

библиографияльщ сттеме/ библиографическая ссылка:

Abeuova BA, Abugaliyeva TO, Kuzgibekova AB, Takirova AT, Zhakipbekova VA. Educational program of residency in the specialty of Family Medicine in training specialists for primary health care in Kazakhstan. West Kazakhstan Medical Journal. 2021; 63(3): 170-174. doi: 10.24412/2707-6180-2021-63-170-174

Абеуова БА, Абугалиева ТО, Кузгибекова АБ, Такирова АТ, Жакипбекова ВА. ^аза^станда алFаш^ы медицинальщ-санитарльщ кемек керсету ушш мамандар даярлауо^ы «Отбасыльщ медицина» резидентура маманды^ынын, бшм беру баедарламасы. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(3):170-174. doi: 10.24412/2707-6180-2021-63-170-174

Абеуова БА, Абугалиева ТО, Кузгибекова АБ, Такирова АТ, Жакипбекова ВА. Образовательная программа специальности резидентуры "семейная медицина" в подготовке специалистов для первичной медико-санитарной помощи в Казахстане. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(3):170-174. doi: 10.24412/2707-6180-2021-63-170-174

Residency educational program in training professionals for primary health care in Kazakhstan of Family Medicine Specialty

B.A. Abeuova, T.O. Abugaliyeva, A.B. Kuzgibekova, A.T. Takirova, V.A. Zhakipbekova

Medical University of Karaganda, Karaganda, Kazakhstan

The main priority directions for the development of the healthcare organization in Kazakhstan are indicated in the State Program for the Development of Healthcare of the Republic of Kazakhstan. It focuses on the availability of medical care at primary healthcare level, therefore, high-quality training of general practitioners is the goal of medical universities. Formulation of an educational program is a complex and time - consuming process, in which the views of all interested parties should be taken into account. Only well-coordinated work can give the expected result. Residency educational program in the Family Medicine Specialty was developed by Karaganda Medical University. Primary healthcare experts, university professors and students took part in its preparation. The educational program provides residency students with the necessary competencies: patient - centered care, adherence to the principles of evidence - based medicine, improving comunication skills, teamwork and others. All major competences and learning outcomes were reflected in the program. The program has been reviewed and approved by experts. Independent examination of applicants for residency in Family Medicine, collecting feedback from employers and trainees, individual planning by residency students of learning and work processes in practical health care are a new introduction to postgraduate education in family medicine. Keywords: residency, educational program, family medicine

Еазакстанда алFашк;ы медицинальщ-санитарльщ кемек керсету ушш мамандар даярлау^ы «Отбасыльщ медицина» резидентура мамандьныньщ бШм беру баFдарламасы

Б.А. Абеуова, Т.О. Абугалиева, А.Б. Кузгибекова, А.Т. Такирова, В.А. Жакипбекова

Караганды медицина университета, Караганды, ^азаккстан ^азак;станньщ денсаулык сактау ^йымын дамытудьщ непзп басым багыттары «^Р Денсаулы; сактауды дамытудын 2020-2025 жылдарга арналган мемлекетпк батдарламасында» керсетшген. Онда алгашкы медициналык-санитарлык кемек (БМСК) денгешнде медициналык кемектщ кщжелмдшггше баса назар аударылады, сондыктан жалпы практика дэртерлерш сапалы даярлау медициналык жогары оку орындарынын максаты болып табылады. БЫм беру багдарламасын к^ру KYPДелi жэне кеп енбекп кажет ететш процесс болып табылады, онда барлыкк MYДДелi тараптардын пiкiрлерi ескерiлуi тиiс. Тек Yйлесiмдi топтык жумыс KYтiлетiн нэтиже бере алады.

«Отбасылык медицина» мамандыгы бойынша резидентуранын бiлiм беру багдарламасын Караганды медицина университетi эзiрлеген. Оны дайындауга МСАК мамандары, университеттiн профессорл^1к-ок^1туш^1л^1к кщ>амы мен бiлiм алушылар ккатысты. БЫм беру багдарламасы резиденттердiн кажетп к^зыреттiлiктердi менгеруш кездейдi: пациент-орталыкктанган KYтiм, дэлелдi медицина ккагидаттарын сакктау, коммуникативтж датдыларды жакксарту, командалык жумыс жэне басккалар. Барлык бейiндеушi к^зыреттер мен

е

Б.А. Абеуова.

e-mail: Abugalieva@qmu.kz

Received/ Келт lYCTi/ Поступила: 06.09.2021

Accepted/

Басылымра к,абылданды/ Принята к публикации: 20.09.2021

ISSN 2707-6180 (Print) © 2021 The Authors Published by West Kazakhstan Marat Ospanov Medical University

Образовательная программа специальности резидентуры "семейная медицина" в подготовке ...

о;ыту нэтижелерi багдарламада керсетшд^ Багдарлама сараптамадан етш, мамандардыц мак^дауына ие болды. Резидентурага Yмiткерлердiц отбасылы; медицина бойынша тэуелаз емтиханы, ж^мыс берушшер мен бЫм алушылардан керi байланыс жинау, резиденттердщ практикам; денсаулы; са;таудагы о;у жэне ж^мыс процестерiн жеке жоспарлауы отбасыльщ медицина бойынша дипломнан кейiнгi бЫм берудщ жаца енгiзуi болды.

Негiзгi свздер: резидентура, бглгм беру багдарламасы, отбасылыц медицина

Образовательная программа специальности резидентуры "семейная медицина" в подготовке специалистов для первичной медико-санитарной помощи в Казахстане

Б.А. Абеуова, Т.О. Абугалиева, А.Б. Кузгибекова, А.Т. Такирова, В.А. Жакипбекова

Медицинский университет Караганды, Караганда, Казахстан

Основные приоритетные направления развития организации здравоохранения Казахстана указаны в «Государственной программы развития здравоохранения РК на 2020-2025гг.». В ней делается акцент на доступности медицинской помощи на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), поэтому качественная подготовка врачей общей практики является целью медицинских вузов.

Создание образовательной программы является сложным и трудоемким процессом, в котором должны учитываться мнения всех заинтересованных сторон. Только слаженная командная работа может дать ожидаемый результат. Образовательная программа резидентуры по специальности «Семейная медицина» была разработана Медицинским университетом Караганды. В ее подготовке принимали участие специалисты ПМСП, профессорско-преподавательский состав университета и обучающиеся. Образовательная программа предусматривает овладение резидентами необходимыми компетенциями: пациент-центрированный уход, соблюдение принципов доказательной медицины, улучшение коммуникативных навыков, командная работа и другие. Все профилирующие компетенции и результаты обучения были отражены в программе. Программа прошла рецензирование и получила одобрение специалистами. Независимая экзаменация претендентов в резидентуру по семейной медицине, сбор обратной связи от работодателей и обучающихся, индивидуальное планирование резидентами процессов обучения и работы в практическом здравоохранении были новым введением в последипломном образовании по семейной медицине.

Ключевые слова: резидентура, образовательная программа, семейная медицина

Определение миссии образовательной программы (ОП) резидентуры специальности «Семейная медицина» основана на «Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения РК» [1] «Государственной программы развития здравоохранения РК на 2020-2025 гг.» [2], важными аспектами которых является сохранение здоровья населения.

В разработке цели ОП принимали участие резиденты, которые ежедневно работают в ПМСП, опытные клинические наставники, знающие потребности здоровья общества; профессорско-преподавательский состав, непосредственно работающие в системе специальности ОП и имеющие сертификаты по специальности, курирующий резидентуру проректор, проректор по академической работе НАО МУК. Экспертами образовательной программы являлись директора крупных поликлиник г. Караганды, которые знают потребности системы оказания медицинской помощи и, соответственно, другие аспекты социальной ответственности.

При разработке ОП резиденты имели возможность влиять на формирование миссии, целей ОП. Предста-

вители от резидентов входят в состав всех коллегиальных совещательных органов вуза - в Сенат НАО МУК (Аманжолов А.), в состав Школы резидентуры и профессионального развития (Школа РиПР) (Кенжетаева З.А. и Жуманова Г.Т.), представители практического здравоохранения (Кузичева В.В - заместитель директора по ПМСП ТОО «ГЦ ПМСП») также резиденты приглашаются на заседания кафедры для обсуждения ОП.

О развитии ОП свидетельствует ежегодно утверждаемый каталог элективных дисциплин, пересматриваемый с учетом потребностей общества и рынка труда. Образовательная программа предусматривает у резидентов овладение профилирующими компетенциями [3]. Обеспечение эффективного паци-ент-центрированного ухода с позиции доказательной медицины, включающей в себя соответствующие и эффективные мероприятия, направленные на лечение и профилактику заболеваний через развитие профилирующих компетенций для освоения соответствующих конечных результатов обучения, изучаются и внедряются на всех модулях и дисциплинах резидентуры на

первом и втором году обучения. Все профилирующие компетенции специальности резидентуры, результаты обучения отражены ОП.

Резиденты специальности «Семейная медицина» компетентны и могут осуществлять как самостоятельную клиническую практику, так и работу в команде, умеют работать на высоком профессиональном уровне. Часть резидентов (из 173 резидентов 1 и 2 года обучения) имеют врачебные категории по специальности - у 1 резидента имеется высшая категория, у 8 - первая категория, у 24 - вторая категория по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Одним из основных конечных результатов обучения является способность резидента демонстрировать эффективное взаимодействие с пациентом, его окружением, специалистами здравоохранения в составе междисциплинарных и межпрофессиональных команд с целью достижения лучших для пациента результатов. Сама работа семейного врача предполагает тесное сотрудничество с врачами других специальностей: кардиологами, эндокринологами, нефрологами, психологами и пр., а также со службами социальной защиты (например, в рамках Программы ПУЗ) [4]. А учитывая, что наши резиденты все работают в учреждениях ПМСП, они все владеют навыками междисциплинарного и межпрофессионального сотрудничества.

При подготовке резидентов в образовательном процессе активно используются инновационные методы преподавания и обучения, такие как обучение на клинических случаях, командно-ориентированное обучение, проблемно-ориентированные лекции. Клинические базы на уровне ПМСП дают возможность резидентам обучиться навыкам работы в команде со специалистами ПМСП, освоить алгоритмы действия специалистов ПМСП, согласно Стандарта организации оказания первичной медико - санитарной помощи в РК [5], пользоваться Протоколами диагностики и лечения МЗ РК, владеть навыками работы в отделениях профилактики, участие в скрининговых и профилактических осмотрах, работа в Школах здоровья, работа по ПУЗ, навыки работы универсально-прогрессивной моделью патронажной службы раннего возраста и беременных.

Возможность доступа к информационным базам на уровне ПМСП (комплексная медицинская информационная система, автоматизированная информационная система «Поликлиника», дополнительный компонент подушевого норматива, система управления ресурсами, регистр беременных и женщин фер-тильного возраста, портал «Регистр прикрепленного населения», информационная система лекарственного обеспечения) позволяет им в режиме реального времени отрабатывать навыки заполнения медицинской документации, обучению менеджменту.

Центр симуляционных и образовательных технологий (ЦСОТ) НАО МУК осуществляет доклиническую работу по отработке и сдаче практических навыков ре-

зидентами на манекенах и виртуальных тренажерах. В 2019-2020 уч. году все резиденты 1 курса прошли обучение по закреплению практических навыков в ЦСОТ. У многих резидентов в Портфолио имеются фотографии с занятий по работе с муляжами. Совершенствование материально-технического обеспечения ЦСОТ является одним из приоритетных направлений деятельности университета. Высокий уровень оснащенности ЦСОТ современным оборудованием, позволяет резидентам профессионально отрабатывать практические навыки, которые могут им пригодиться в практической деятельности.

Инновационные методы обучения в резиденту-ре включают в себя, в первую очередь, обучение у постели/в палате больного (Ward on Based Learning -WBL). В данном случае, с учетом специфики резидентуры «Семейная медицина», это прием пациентов на ПМСП, активы. Обучение по специальности резиден-туры является пациент-центрированным, что также является инновационным процессом в обучении. Для этого резидент должен работать в организации ПМСП. Подготовка в резидентуре включает практическую работу в условиях клиники через приобретение соответствующего клинического/практического опыта на базах резидентуры соответствующих уровням оказания медицинской помощи по выбранной специальности. Подготовка медицинских кадров в резидентуре осуществляется на клинических базах, обеспечивающих подготовку на всех уровнях оказания медицинской помощи. Также, современным инновационным методом в обучении является выездная резидентура, также максимально приближенная к пациентам в условиях, отличающихся от городских (более благоприятных в медицинском обслуживании), которая проводится в ЦРБ, центральных больницах моно/малых городов.

Большое значение в реализации ОП имеет процесс самооценки, который начинается с анализа заинтересованных для выявления всех лиц, которые должны быть вовлечены в этот процесс. Преподаватели (Омар-кулов Б.К., Абугалиева Т.О., Серикова М.С., Бобырев С.С) участвовали в определении миссии ОП, компетенций, результатов обучения (РО), соответствие компетенций к дисциплинам/модулям, в создание матрицы компетенций, выявляли сведения о дисциплинах с формированием РО, формировали учебный план. Из резидентов в обсуждении конечных результатов обсуждения принимали Кенжетаева З. и Мельдебекова А. Клинический наставник Рысбекова А.М. принимала участие в расшифровке и дополняла профессиональные компетенции и результаты обучения. ОП обсуждалась на заседании Школы РиПР (декан Таш-кенбаева В.Б.), проходила процедуру одобрения на Академическом совете (проректор Риклефс В.П.), согласовывалась курирующим проректором (профессор Кошерова Б.Н.), утверждалась на заседании Ученого Совета университета; экспертное заключение по ОП было от директоров поликлиник №1 и №4 города Караганды Разиевой Р.С. и Шайдаровой С.Ж. В заключе-

Образовательная программа специальности резидентуры "семейная медицина" в подготовке

нии ОП утверждалась председателем правления НАО МУК Досмагамбетовой Р.С.

К основным (внутренним) заинтересованным сторонам, участвующим в процессе формирования миссии, ОП относятся: обучающиеся, преподаватели, клинические наставники, привлеченные со стороны клинических баз, административный штат сотрудников. Например, планы резидентов утверждаются в начале учебного года, а отчеты резидентов о выполненной работе заслушиваются на заседаниях кафедры в конце учебного года. В конце каждого года на заседании кафедры заслушиваются результаты анкетирования резидентов по организации учебного процесса на кафедре и по характеристикам на преподавателей, что, несомненно, является началом совершенствования ОП.

К заинтересованным (внешним) сторонам, участвующим в формулировании миссии и конечных результатов, относятся: работодатели (включая потенциальных), профессиональные ассоциации, медицинские организации практического здравоохранения и пр. Например, рецензентом на задания к промежуточной аттестации по модулю "Семейная медицина" - зам директора по контролю качества медицинских услуг КГП "Поликлиника №3" Исатаева Ш.К., на "Акушерство и гинекология" - рецензент зам. директора КГП "Перинатальный центр г. Караганды" Оспанов Б.С., "Педиатрия" - зав Центра педиатрии "Поликлиника №3 г.Караганды" - Жакулина Ж.Е. и т.д.

Важной инициативой стало проведение мониторинговой кампании вступительных экзаменов в ре-зидентуру, к которой были привлечены члены партии «Nur Otan». Был организован объективный структурированный клинический экзамен по 5 станциям неотложных состояний в медицине. Первым заместителем председателя филиала партии «Nur Otan» района им. Казыбек би г. Караганды Бектуровой А. отмечено, что примененный метод оценивания знаний и навыков исключает коррупционную составляющую. Суть в том, что претендент перед экзаменом регистрируется, получая специальный идентификационный номер. В ходе оценивания независимыми экзаменаторами фигурировал только он, без каких-либо личных данных тестируемого. И балл претенденту также выставлялся по идентификационному номеру. Стоит сказать, что за период проведения экзаменов в резидентуру было подано 24 заявления на апелляцию, охватывающие в об-

щей сложности 32 оценки по станциям. Независимой комиссией 11 оценок повышены, 3 - понижены, 12 -оставлены без изменений, при этом один заявитель не явился и один отозвал заявление.

Для совершенствования всех сфер деятельности университета, в том числе, миссии, в вузе внедрена система сбора и анализа обратной связи с потребителями. В реализации мониторинга участвуют такие подразделения как Отдел стратегического развития и управления качеством, Департамент академической работы, Школа РиПР, курирующий проректор профессор Кошерова Б.Н. Результаты обратной связи с обучающимися учитываются при планировании работы на улучшение. В целом использование обратной связи способствует лучшему пониманию текущих потребностей, обучающихся и преподавателей и носит системный характер при внесении изменений в образовательную программу.

Получение внешней оценки на образовательную программу осуществляется в рецензировании образовательной программы, в мониторинге удовлетворенности работой выпускников на клинических базах; при получении обратной связи (отзывы) на выпускников кафедры от работодателей; при рецензировании экзаменационного материала для Промежуточной аттестации. Экспертами ОП по специальности рези-дентуры «Семейная медицина» являлись директор КГП "Поликлиника №1 г. Караганды" Разиева Р.С. и директор КГП "Поликлиника №4 г. Караганды" Шай-дарова С.Ж.

Кроме того, университет активно сотрудничает с внешними стейкхолдерами. Проводится мастер классы, обучающие семинары, научно-практические конференции, круглые столы. Так, в январе 2021 года проводилось повышение педагогической квалификации в объеме 54 часа для клинических наставников для освоения педагогических компетенций.

Таким образом, расширение круга заинтересованных сторон дает возможность более достоверной оценки деятельности университета и совершенствования процесса непрерывного улучшения формулирования миссии и целей. Сотрудничество со всеми группами заинтересованных сторон помогает вузу достичь цели формирования и внедрения стандартов корпоративной этики, формирование научной, социально-культурной, здоровой корпоративной среды, доверия к системе здравоохранения.

Список литературы:

1. Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения РК https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34464437

Kodeks o zdorov'e naroda i sisteme zdravoohraneniya RK https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=34464437 (In Russian)

2. Государственная программа развития здравоохранения РК на 2020-2025 гг http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000982 Gosudarstvennaya programma razvitiya zdravoohraneniya RK na 2020-2025 gg http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000982 (In Russian)

3. Приказ Министра здравоохранения и социального развития № 647 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям» от 31 июля 2015 г. (с изменениями от 21.02.2020). Приложение 5 Государственный общеобязательный стандарт резидентуры по направлению подготовки «Здравоохранение» Prikaz Ministra zdravoohraneniya isocial'nogo razvitiya № 647 «Ob utverzhdenii gosudarstvennyh obshcheobyazatel'nyh standartov

i tipovyh professional'nyh uchebnyh programm po medicinskim i farmacevticheskim special'nostyam» ot 31 iyulya 2015 g. (s izmeneniyami ot 21.02.2020). Prilozhenie 5 Gosudarstvennyj obshcheobyazatel'nyj standart rezidentury po napravleniyu podgotovki «Zdravoohranenie» (In Russian) 4. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан ДСМ-149/2020 от 23.10.2020 «Об утверждении правил организации оказания медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями, периодичности и сроков наблюдения, обязательного минимума и кратности диагностических исследований"

Prikaz Ministra zdravoohraneniya Respubliki Kazahstan Ns^R

DSM-149/2020 ot 23.10.2020 «Ob utverzhdenii pravil organizacii okazaniya medicinskoj pomoshchi licam s hronicheskimi zabolevaniyami, periodichnosti i srokov nablyudeniya, obyazatel'nogo minimuma i kratnosti diagnosticheskih issledovanij" (In Russian)

5. Приказ МЗ и СР РК №85 от 03.02.2016 «Об утверждении Стандарта организации оказания первичной медико -санитарной помощи в РК».

Prikaz MZ i SR RK №85 ot 03.02.2016 «Ob utverzhdenii Standarta organizacii okazaniya pervichnoj mediko — sanitarnoj pomoshchi v RK». (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.