Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ПАТРОНАЖНОЙ МОДЕЛИ НА КАФЕДРЕ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ПАТРОНАЖНОЙ МОДЕЛИ НА КАФЕДРЕ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
380
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОГРЕССИВНАЯ ПАТРОНАЖНАЯ МОДЕЛЬ (УППМ) / РЕЗИДЕНТЫ / СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА / UNIVERSAL PROGRESSIVE MODEL OF HOME-VISITING SERVICES / RESIDENTS / FAMILY MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Уразова Салтанат Нургожаевна, Цай Елена Моисевна, Аманбаева Назым Алихановна

Статья посвящена актуальной проблеме - охране здоровья женщин и детей, вопросам снижения материнской и детской смертности. В виду этого была поставлена задача - внедрение в Республике Казахстан (РК) универсально-прогрессивной патронажной модели на этапе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). В статье приводится опыт обучения медицинских работников по внедрению УППМ. На основе проведённого анализа разработана образовательная программа электива для резидентов второго года по специальности: семейная медицина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уразова Салтанат Нургожаевна, Цай Елена Моисевна, Аманбаева Назым Алихановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF INTRODUCING A NEW PATRONAGE MODEL PROGRAM AT THE DEPARTMENT OF FAMILY MEDICINE

The article is devoted to an urgent problem - women and children’s health protection, maternal and child mortality reduction. On this account, the task to introduce the universal progressive model of home-visiting services for pregnant women and young children (UPMHV) at the primary health care level (PHC) in the Republic of Kazakhstan (RK) was set. The article describes the experience of training medical workers on the implementation of the UPMHV. Based on the analysis, an elective educational program has been developed for second-year residents in the specialty: family medicine

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ПАТРОНАЖНОЙ МОДЕЛИ НА КАФЕДРЕ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ»

УДК: 378.6

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ПАТРОНАЖНОЙ МОДЕЛИ НА КАФЕДРЕ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ

УРАЗОВА САЛТАНАТНУРГОЖАЕВНА

доктор медицинских наук, заведующая кафедрой семейной медицины

№3 НАО «Медицинский университет Астана» г.Нур-Султан Казахстан

ОНОЮ Ю 0000-0002-2331-1261 ЦАЙ ЕЛЕНА МОИСЕВНА ассистент кафедры семейной медицины №3 НАО «Медицинский университет Астана» г.Нур-Султан Казахстан

ОНОЮ Ю 0000-0002-7401-7345 АМАНБАЕВА НАЗЫМ АЛИХАНОВНА ассистент кафедры семейной медицины №3 НАО «Медицинский университет Астана» г.Нур-Султан Казахстан

ОНОЮ Ю 0000-0002-1792-6833 АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме - охране здоровья женщин и детей, вопросам снижения материнской и детской смертности. В виду этого была поставлена задача - внедрение в Республике Казахстан (РК) универсально-прогрессивной патронажной модели на этапе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). В статье приводится опыт обучения медицинских работников по внедрению УППМ. На основе проведённого анализа разработана образовательная программа электива для резидентов второго года по специальности: семейная медицина.

Ключевые слова: универсально-прогрессивная патронажная модель (УППМ); резиденты; семейная медицина.

EXPERIENCE OF INTRODUCING A NEW PATRONAGE MODEL PROGRAM AT THE DEPARTMENT OF FAMILY MEDICINE

URAZOVA SALTANATNURGOZHAEVNA

Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of Family Medicine

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

No. 3 of NAO "Medical University of Astana" Nur-Sultan of Kazakhstan

ORCID ID 0000-0002-2331-1261 TSAI ELENA MOISEVNA Assistant of the Department of Family Medicine No. 3 of NAO "Medical University of Astana" Nur-Sultan of Kazakhstan ORCID ID 0000-0002-7401-7345

AMANBAEVA NAZIM ALIKHANOVNA Assistant of the Department of Family Medicine No. 3 of NAO "Medical University of Astana" Nur-Sultan of Kazakhstan ORCID ID 0000-0002-1792-6833

ABSTRACT

The article is devoted to an urgent problem - women and children's health protection, maternal and child mortality reduction. On this account, the task to introduce the universal progressive model of home-visiting services for pregnant women and young children (UPMHV) at the primary health care level (PHC) in the Republic of Kazakhstan (RK) was set. The article describes the experience of training medical workers on the implementation of the UPMHV. Based on the analysis, an elective educational program has been developed for second-year residents in the specialty: family medicine.

Key words: universal progressive model of home-visiting services; residents; family medicine.

Актуальность: Во всём мире проблема охраны здоровья женщин и детей, а в частности, вопросы материнской и детской смертности, защита социально неблагополучных слоёв населения стоит на первом месте. В связи с этим, Всемирная организация здравоохранения начала реализацию Глобальной стратегии охраны здоровья женщин, детей и подростков (2016-2030 гг.), которая обозначена в трех целях: «выживать, процветать, менять» - [1]. Концепция данной стратегии — это обеспечить к 2030 г. для каждой женщины, каждого ребенка и подростка в мире возможность для осуществления права на физическое и психическое здоровье,

социальные и экономические возможности, а также возможность полноценно участвовать в формировании благополучного и устойчивого общества - [2].

В Казахстане в 2010 г. вышел указ президента №922 «О стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», где одним из приоритетов является здоровье и благополучие граждан Казахстана - [3]. На основании этого указа была разработана «Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ» на 2016 - 2019 годы». Данная программа предусматривает внедрение универсальной прогрессивной модели патронажной службы ПМСП как эффективной системы улучшения показателей здоровья, развития и благополучия детей - [4].

Почему же возникла необходимость в универсально-прогрессивной модели?

Исследования ЮНИСЕФ, проводимые в Казахстане, а также в странах Центральной и Восточной Европы показали, что существующая в настоящий момент патронажная служба является узко ориентированной на физическое здоровье и медицинские проблемы, не учитываются индивидуальные особенности ребёнка и семьи. Большое количество посещений (20 раз) ведёт к ухудшению качества патронажа. Семьи недостаточно доверяют патронажным мед-сёстрам. У участковых медсестёр отсутствуют навыки по выявлению социальных рисков и нужд. Поэтому, во время патронажных визитов не достигаются основные цели, направленные на первичную профилактику заболеваний, травм, несчастных случаев, жестокого обращения и насилия, на раннее выявление рисков, нарушающих траекторию физического, психосоциального и эмоционального развития ребенка - [6].

Материалы и методы: 16 учебных информационных модулей ЮНИСЕФ по УППМ и информационные карты к ним; обучение

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

работников ПМСП; образовательная программа электива для резидентов по специальности «семейной медицины»: Универсально-прогрессивная модель патронажного обслуживания беременных женщин и детей раннего возраста.

Результаты: На основе наилучших мировых доказательных практик ЮНИСЕФ в партнерстве с Международной Ассоциацией ISSA были разработаны 16 учебных информационных модулей ЮНИСЕФ и информационные карты к ним - [10]. Пилотный проект был инициирован Министерством здравоохранения Республике Казахстан (МЗ РК) при поддержке ЮНИСЕФ во второй половине 2015 года - [7]. Пилотирование новой модели проводилось в трех поликлиниках Кызылординской области в 2016 - 2017 гг. На первом этапе национальными экспертами ЮНИСЕФ были обучены патронажные сотрудники, создана мультидисциплинарная команда в составе специалистов ПМСП: патронажные медсёстры, социальные работники и врачи общей практики. Пилотный проект доказал эффективность данной модели, так на пилотных участках снизилась смертность детей от управляемых причин: бытовой травматизм; увеличился охват иммунизацией, увеличилось количество детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании. Повысился уровень знаний и компетенции патронажных медсестёр, в связи, с чем у населения вырос уровень удовлетворённости услугами здравоохранения. Возросла роль НПО в секторе здравоохранения - [9].

Вторым этапом по внедрению УППМ в РК стало обучение тренеров из числа преподавателей медицинских колледжей и медицинских университетов. Назрела необходимость дальнейшего обучения работников ПМСП по всей Республики и последующее внедрение полученных знаний в практику. В числе обучившихся преподавателей сертификат тренера получили и сотрудники

кафедры семейной медицины №3 НАО «Медицинский университет Астана».

Представлен текущий анализ обучения работников ПМСП в г. Нур-Султан, Акмолинской и Северо-Казахстанской областей за 6 месяцев 2019 года (с 22 апреля по 20 сентября). За этот период прошли обучение 482 медицинских работников (рис.1).

Анализ обучения

5% 5% 13% ■ средние медицинские работники ■ врачи общей практики

48% 1 врачи педиатры

29% ■ психологи социальные работники

Рис. 1 Состав обученных мед.работников.

Как видно из рисунка 1 основную часть составили средние медицинские работники 48,2% из числа всех обучившихся, врачи общей практики- 29,2%, врачи-педиатры - 13.4%, психологи и социальные работники по 4,6%. Цикл состоял из двух блоков: базового и расширенного, продолжительность каждого из них составляла 54 часа. В начале каждого блока проводилось исходное тестирование (пре-тест). Представленные вопросы в тестах касались тем, разбираемых в ходе обучения. По окончании проводилось заключительное тестирование (пост-тест). В процессе изложения материала использовались интерактивные методы обучения такие, как работа малых группах, мозговой штурм, дискуссии, творческие задания, разбор кейсов. В структуре базового блока предусмотрены практические занятия в виде приемов пациентов в поликлиниках,

согласно внедряемой универсально-прогрессивной модели. В процессе прохождения расширенного блока осуществлялись патронажные посещения социально-уязвимых семей, прикрепленных к участкам. Семьи посещались слушателями из 4-х человек. Во время посещения на дому проводилась оценка ребенка и семьи с использованием новых подходов мониторинга развития и потребностей ребенка с использованием треугольника потребностей (рис.2).

Рис. 2. Треугольник потребностей ребёнка.

В ходе патронажного визита выявлялись сильные и слабые стороны семьи, которые отображались в эко-картах ребенка и семьи. На рисунке 3 изображен пример эко-карты ребенка, которая позволяет патронажной сестре в схематичной форме представить ситуацию ребенка в семье, понять взаимоотношения между ребенком и родителями, между другими членами семьи, с другими значимыми для ребенка людьми, связанных с этой семьей, понять уязвимости и найти сильные стороны семьи - [8]. После каждого занятия

проводился дебрифинг со слушателями. По завершении тренингов слушатели заполняли анонимные анкеты с вопросами о качестве проведенного цикла, замечаниях по улучшению, их пожелания.

Рис. 3. Пример эко карты ребенка.

Таким образом, патронажная модель способствует инвестированию в ранний период развития ребёнка, когда закладывается основа его здоровья и благополучия, а это приносит значительный доход на уровне самого человека, семьи и общества. Патронажные услуги доступны для любой семьи и служат интересам каждого ребёнка; предоставляются своевременно и доступны в географическом, экономическом, культурном и других планах.

На третьем этапе нами была составлена элективная программа для резидентов второго года по специальности: семейная медицина.

Целью элективной программы является обучить будущих семейных врачей принципам УППМ. В данную программу включены вопросы: оценки и мониторинга физического, психо-социального

развития детей; принципов кормления; искусство воспитания; вовлечения отцов в воспитание детей; безопасности детей и окружающей среды; благополучия родителей; коммуникативных навыков; преодоления стигм и дискриминаций; помощь детям, которые развиваются иначе; защиты детей от жестокого обращения; кейс-менеджмент; помощь детям и семьям в амбулаторно-поликли-нических условиях и патронажных посещений на дому. Программа электива охватывает не только медицинские проблемы ребёнка, а также социальные и психологические, которые также отражаются на развитии ребёнка.

В рамках данной программы электива обучение резидентов на нашей кафедре начнётся в нынешнем году. В дальнейшем мы планируем провести анализ эффективности внедрения обучения УППМ резидентов 2 года, который отразим в последующих работах.

Выражаем благодарность национальным тренерам УППМ Бабаевой Баян Намановне и Ким Наталье Георгиевне за обучение и предоставление материалов по данной программе.

Список литературы:

1 .http://www.everywomaneverychild.org/wp-ontent/uploads/2017/10/ EWEC_GSUpdate_Brochure_RU_2017_web.pdf2^aKTbi в защиту жизни. - Астана: «Факты в защиту жизни», 2014. - 174 с.)

2. Европейский региональный комитет EUR/RC64/5 шестьдесят четвертая сессия Копенгаген, Дания, 15-18 сентября 2014 г. 24 июня 2014 г. стр1-10

3. Указ президента. №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»,

4. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык;» на 2016 - 2019 годы.

5. Указ Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176

3стр.

6. Кластерное обследование по многим показателям (МИКС) в Республике Казахстан 2010-2011 гг. Мониторинг положения детей и женщин/ под редакцией Смаилова А.А.- Астана, 2012.

7. Учебные модули. Партнерство между семьями и патронажными работниками для повышения благополучия детей раннего возраста. - Астана, 2017

8. Бабаева Б.Н., Ким Н.Г., Есимова Д.Г., Суханбердиев К.А., Тихонова Л.С., Иманова Ж.А. Мультипрофильный патронаж на основе интеграции служб первичной медикосанитарной помощи, социальной защиты, общественного

здоровья, включая медикосоциальную реабилитацию: Методические рекомендации для внедрения в организациях первичной медико-санитарной помощи. - Астана, 2018.- 87с.

9. Кластерное обследование по многим показателям (MICS) в Республике Казахстан 2015г. /Мониторинг положения детей и женщин / под редакцией Айдапкелова Н.С.- Астана, 2016.- 344 с.

10. Буклет информационных карт для патронажных сестер. - Составлен на основе модулей ЮНИСЕФ

11. Шалхарова Ж.С., Байгожина З.А., Акимниязова Н.Д., Татибекова А.М., Нурмагамбетова Ж.А. Универсальная прогрессивная модель патронажного обслуживания беременных женщин и детей раннего возраста на уровне первичной медико-санитарной помощи: мет. рекомендации для внедрения в образовательные программы колледжей. - Астана, 2018 - 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.