Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TBL / CBL / КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PROPAEDEUTICS OF INTERNAL DISEASES / PRACTICAL LESSONS / INNOVATIVE TEACHING METHODS / CLINICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусаинова Гульбана Сагатовна, Ткачев Виктор Алексеевич, Сулейменова Шолпан Болатовна, Aхметова Жанар Багдатовна

В статье представлены данные результатов инновационных методов обучения, таких как TBL, CBL на практических занятиях у студентов 3 курса по специальности «Общая медицина» по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» при дистанционной форме обучения, приводятся доказательства преимущества этих методов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хусаинова Гульбана Сагатовна, Ткачев Виктор Алексеевич, Сулейменова Шолпан Болатовна, Aхметова Жанар Багдатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article presents data on the results of innovative teaching methods such as TBL, CBL in practical сlasses for 3rd year students in the speciality « General Medicine» on the discipline of «Propaedeutics of internal diseases» with distance learning, provides evidence of the advantage of these methods in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК: 61:378:616-039.75.007

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ХУСАИНОВА ГУЛЬБАНА САГАТОВНА

кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней с курсом гериатрии НАО «Медицинский университет Астана», г.Нур- Султан (Казахстан) Е-mail: husgul777@mail.ru ORCID ID 0000-0003-4642-9737

ТКАЧЕВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой внутренних болезней с курсом гериатрии НАО «(Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан (Казахстан) Е-mail: tkacevvictor000@gmail.com

ORCID ID 0000-0002-2420-3342 СУЛЕЙМЕНОВА ШОЛПАН БОЛАТОВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней с курсом гериатрии НАО «(Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан (Казахстан) Е-mail: kgmu2010@bk.ru ORCID ID 0000-0003-3290-9111

АХМЕТОВА ЖАНАР БАГДАТОВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней с курсом гериатрии НАО «(Медицинский университет Астана», г.Нур- Султан (Казахстан) Е-mail: toptop_700@bk.ru ORCID ID 0000-0003-4036-6587

АННОТАЦИЯ

В статье представлены данные результатов инновационных методов обучения, таких как TBL, CBL на практических занятиях у студентов 3 курса по специальности «(Общая медицина» по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» при дистанционной форме обучения, приводятся доказательства преимущества этих методов в образовательном процессе.

Ключевые слова: пропедевтика внутренних болезней; практические занятия; инновационные методы обучения; TBL, CBL; клиническое мышление.

APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

KHUSAINOVA GULBANA SAGATOVNA

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Internal Diseases with a geriatrics course of the Medical University of Astana, NurSultan (Kazakhstan) E-mail: husgul777@mail.ru ORCID ID 0000-0003-4642-9737

TKACHEV VICTOR ALEKSEEVICH Candidate of Medical Sciences, Head of the Department of Internal Diseases with the Geriatrics Course of the Medical University of Astana, Nur- Sultan (Kazakhstan) E-mail: tkacevvictor000@gmail.com ORCID ID 0000-0002-2420-3342

SULEIMENOVA SHOLPAN BOLATOVNA Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of Internal Diseases with a geriatrics course of the Medical University of Astana, Nur- Sultan (Kazakhstan) Email: kgmu2010@bk.ru ORCID ID 0000-0003-3290-9111 AKHMETOVA ZHANAR BAGHDATOVNA candidate of medical sciences, associate professor of the Department of Internal Diseases with a geriatrics course of the Medical University of Astana, NurSultan (Kazakhstan) Е-mail:toptop_700@bk.ru ORCID ID 0000-0003-4036-6587

ABSTRACT

The article presents data on the results of innovative teaching methods such as TBL, CBL in practical dasses for 3rd year students in the speciality « General Medicine» on the discipline of «Propaedeutics of internal diseases» with distance learning, provides evidence of the advantage of these methods in the educational process.

Keywords: propaedeutics of internal diseases; practical lessons; innovative teaching methods ;TBL, CBL; clinical thinking.

Введение: На сегодняшний день в образовательном процессе имеется тенденция, направленная на совершенствование существующих обучающих технологий, повышения мотивации к самообучению, развитию у студентов клинического мышления, а также улучшения качества образовательного процесса. Непосредствен-

ная цель метода инновационных технологий - совместными усилиями группы студентов проанализировать клиническую ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию - [1].

Основные важные моменты применения инновационных методов в образовательный процесс это развитие индивидуальной и групповой ответственности, использование заданий, которые связывают и взаимно усиливают индивидуальную, групповую работу, применение клинических ситуаций, которые стимулируют обмен мнениями внутри и между группами - [2]. Все эти моменты отражены в технологии командно-ориентированного обучения, таких как TBL, CBL. Преимуществом данных методик является быстрое получение обратной связи с обучаемыми. Применение таких инновационных методов при дистанционной форме обучения характеризуется тремя основными составляющими:

- большая часть учебного времени посвящена выполнению командных практических заданий, основанных на принятии решений.

- индивидуальные или командные проверочные тесты;

- высокая степень самостоятельной подготовки студента - [3].

Цель: Преимущество внедрения инновационных методов

обучения (TBL, CBL) при дистанционной форме обучения на

практических занятиях по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».

Материалы и методы исследования: В качестве инновационной педагогической технологий применялся у студентов 3 курса по специальности «Общая медицина» командный метод обучения TBL (Team Bazed Learning). С целью повышения мотивации и усвояемости материала были проведены также практические занятия по методу CBL ^ase-Based Learning) на темы: «Бронхо-обструктивный синдром», «Синдром желтухи».

Этапы проведения практического занятия по методу TBL:

1) Индивидуальное тестирование. Каждый студент письменно отвечает на 10 тестов своего индивидуального варианта. Преподаватель собирает тесты и ставит оценку каждому студенту.

2) Средняя оценка для каждой команды. 12 обучающих делится на 3 команды по 4 студентов. Каждая команда обсуждает вместе и отвечает 3 варианта тестов (у каждой команды свой вариант тестов) и дают общий ответ команды письменно. Преподаватель ставит среднюю оценку каждому студенту в команде.

3) Совместное решение клинической задачи. Все 3 команды решают клиническую задачу и в конце на нее отвечают на 9 вопросов по этой задаче устно. Обратная связь с преподавателем. Преподаватель оценивает каждого студента по его ответу и его активности в команде.

4) Индивидуальное тестирование. После этого преподаватель снова раздает студентам эти же тесты, на которые они отвечали в первый раз. Каждый студент заново отвечает на те же тесты письменно. Преподаватель собирает тесты и ставит оценку каждому студенту.

Результаты обсуждения: Анализ результатов инновационных методов приводит к выводу, что студенты устанавливают связи

между элементами знании, относящимся к разным дисциплинам. Это требует напряжение его памяти, клинического мышления, коммуникативных навыков, поскольку осуществление междисциплинарных связей включает его в новую познавательную и нестереотипную деятельность. В отличие от традиционных занятий изучение материала при внедрении инновационных методов в учебный процесс занятия проходят в небольших по численности группах студентов в виде дискуссии. В конце такого занятия каждый студент высказывает вслух свое мнение, дает обратную связь, оценивая, прежде всего собственное участие в данном обсуждении, а также оценивает участие своих сокурсников, учится выделять из всего высказанного материала приоритетное высказывание и ответы тех студентов, которые внесли заметный вклад в поиск правильных решении.

По ходу занятий с применением инновационных методов обучения, таких как TBL, CBL решались следующие задачи:

- прежде всего это обучение должно проходить в позитивной атмосфере;

-развить у студентов способность к клиническому мышлению и использовать полученные знания, практические умения для понимания и решения командно-ориентированного обучения и савв ситуации. Преимущества метода обучения в сотрудничестве - это активное вовлечение студентов в процесс обучения (ответственность за процесс собственного обучения, готовность к занятию), развитие коммуникативных навыков, развитие навыков работы в команде (учиться у своих коллег, участвовать в их оценке, быть ответственным за группу). Технология группового ответа на тест и групповой работы по решению задачи способствуют глубокому усвоению материала, развивают навыки обучения с пониманием, позволяют применить знания при решении конкретных задач.

медицине

Ценность метода также в развитии навыков командной работы, ведения дискуссии, обоснованной апелляции. Процедура выставления группой оценки с определение вклада каждого члена команды самими студентами стимулирует активность, повышает ответственность студентов за обучение.

Таким образом практические занятия с внедрением инновационных методов по типу TBL проводились в 32 группах 3 курса специальности «Общая медицина», в виде обратной связи проводилось анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал: 90% студентов «положительно» оценили данный вид инновационной технологии, 6% студенты дали оценку «удовлетворительно» и 3% студенты оценили метод проведения занятия по TBL «отрицательно», так как не принимали активного участия в разборе материала.

Выводы:

1. Работа в команде позволяет развивать коммуникативную, самообразовательную компетенцию у студентов, способствует активному обмену информацией, как между студентами, так между студентами и преподавателем.

2. Командно-ориентированный метод не только поддерживает критическое мышление, но и помогает вести сглаженную дискуссию и решить проблемы, вдохновляет студентов, позволяет постоянно стимулировать умственную работу

3. Работа в команде развивает навыки критического мышления и решения проблем, позволяет воспитать в себе умение находить контакт с людьми.

4. Выполняя интерактивные задания, студенты изучают и закрепляют новый материал.

Об этом говорит и мнение студентов о применении инновационных методов в образовательный процесс, выявленное

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск

меоицине

при обратной связи в виде анкетирования. Студентами было отмечено, что такие практические занятия намного интереснее традиционных, «мы не просто читаем тему занятия по тематическому плану, но и активно участвуем в процессе, решаем ситуационные задачи и тесты, выделяя основные синдромы заболевания в формировании диагноза»

Таким образом, инновационные технологии в обучении успешно используются при проведении практических занятий на дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»

Список литературы:

1. Сарсенова Л.К. Методические рекомендации для преподавателей кафедра методологии медицинского образования АГИУВ Алматы, 2020г.

2. Логунов Т.А., Филипьева Е.Ф., Садыкова Н.К. «Межпредметная интеграция» -М,2015

3. Досмагамбетова Р.С, Молотов -Лучанский В.Б, Муратова А.З Руководство для преподавателей «Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов КГМУ» руководство Караганда -2016, 127стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.