Научная статья на тему 'Разработка новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений'

Разработка новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбарец С. Ю.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 с 1 декабря текущего года взамен Единой тарифной сетки в федеральных бюджетных учреждениях вводятся новые системы оплаты труда работников. При этом предполагается значительное расширение полномочий руководителей учреждений при установлении условий оплаты труда работников. Это позволит повысить конкурентоспособность учреждений на рынке труда при найме работников, а также использовать систему оплаты труда как эффективный инструмент управления персоналом. В конечном счете, принятые решения должны позитивно сказаться на выполнении учреждениями своих функций, в том числе предоставления государственных услуг населению. Предварительно федеральным органам исполнительной власти необходимо будет провести серьезную подготовительную работу, одним из важнейших элементов которой является разработка примерных положений по оплате труда работников подведомственных учреждений по видам экономической деятельности. Автор подробно останавливается на основных этапах разработки системы оплаты труда в бюджетных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений»

17 (209) - 2008

Всё для бухгалтера

РАЗРАБОТКА НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

С.Ю. ГОРБАРЕЦ, началъникуправления заработной платы

и доходов населения ФГУП «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 с 1 декабря текущего года взамен Единой тарифной сетки (далее — ETC) в федеральных бюджетных учреждениях вводятся новые системы оплаты труда работников. При этом предполагается значительное расширение полномочий руководителей учреждений при установлении условий оплаты труда работников. Это позволит повысить конкурентоспособность учреждений на рынке труда при найме работников, а также использовать систему оплаты труда как эффективный инструмент управления персоналом. В конечном счете, принятые решения должны позитивно сказаться на выполнении учреждениями своих функций, в том числе предоставления государственных услуг населению.

Однако предварительно федеральным органам исполнительной власти необходимо будет провести серьезную подготовительную работу, одним из важнейших элементов которой является разработка примерных положений по оплате труда работников подведомственных учреждений по видам экономической деятельности.

Цель разработки примерных положений — оказание учреждениям методической помощи, в связи с этим в них целесообразно дать рекомендации:

• по минимальным размерам окладов по профессиональным квалификационным группам, которые утверждены приказами Минздрав-соцразвития России в соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ;

• наименованию, условиям осуществления и рекомендуемым размерам выплат компенса-

ционного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденных Минздравсоцразвития России;

• рекомендуемым размерам повышающих коэффициентов к окладам и условиям их применения, иным рекомендуемым выплатам стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Минздравсоцразвития России, за счет всех источников финансирования, и критериям их установления;

• условиям оплаты труда руководителей учреждений, включая установление должностных окладов, а также порядку и условиям установления выплат стимулирующего характера в зависимости от результативности работы учреждения, в том числе выполнения целевых показателей;

• условиям оплаты труда отдельных категорий работников, иные рекомендации по условиям оплаты труда работников, которые, по мнению федерального органа исполнительной власти, целесообразно отразить в положениях по оплате и стимулированию труда его подведомственных учреждений, с учетом специфики трудовых отношений.

Для разработки примерных положений целесообразно сформировать рабочую группу из числа сотрудников федеральных органов исполнительной власти, руководителей и работников финансового, экономического и кадрового подразделений подведомственных учреждений соответствующего вида экономической деятельности. В состав рабочей

группы также могут быть включены представители профессиональных союзов, заслуженные работники отрасли, в том числе пенсионеры, и другие независимые эксперты.

Если при федеральном органе исполнительной власти есть учреждения двух и более видов экономической деятельности, то для разработки примерных положений целесообразно создать несколько рабочих групп, которые могли бы работать параллельно. На первом этапе рабочей группе необходимо:

• провести анализ подведомственной сети учреждений соответствующего вида экономической деятельности;

• соотнести должности (профессии) работников, предусмотренных штатными расписаниями учреждений с профессиональными квалификационными группами;

• определить нормы, устанавливающие в настоящее время порядок и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений соответствующего вида экономической деятельности на основе ETC (по итогам анализа представить предложения по отмене с 1 декабря 2008 г. норм ведомственных нормативных актов и подготовить письмо в Минздравсоц-развития России о необходимости отмены нормативных правовых актов Минтруда России и Минздравсоцразвития России, а также нормы постановлений Правительства РФ, касающиеся оплаты труда работников на основе ETC);

• установить штатную численность работников подведомственных учреждений в разрезе профессиональных квалификационных групп, штатную численность заместителей руководителей учреждений, с выделением работников, которым в настоящее время установлены выплаты компенсационного характера. После проведения анализа рабочей группе

необходимо подготовить предложения по условиям оплаты труда каждого из руководителей учреждений, включая размер окладов (в пределах 5 средних заработных плат основного персонала), условия премирования руководителей в зависимости от результатов работы учреждений и выполнения целевых показателей. Одновременно необходимо подготовить предложения об объеме централизуемых средств на стимулирование руководителей учреждений (в пределах 5 % бюджетных ассигнований на оплату труда работников), а также рассчитать объем средств, необходимый на оплату труда руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров.

Затем необходимо подготовить предложения по рекомендуемым минимальным размерам окла-

дов по профессиональным квалификационным группам и условиям осуществления, рекомендуемым размерам выплат компенсационного характера.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583:

• оклады и выплаты компенсационного характера обеспечиваются учреждениями исключительно за счет ассигнований федерального бюджета, направляемых на оплату труда работников. Использование для этих целей средств от иной приносящей доход деятельности не допускается. Таким образом, значительное увеличение окладов и компенсационных выплат может привести к недостаточности бюджетных ресурсов учреждения, следовательно, необходимости сокращения штатной численности (приведение в соответствие обязательств по оплате труда работников с выделенными бюджетными лимитами). В противном случае в учреждении может возникнуть ситуация с невыплатой заработной платы работникам, что в свою очередь повлечет рост социальной напряженности в коллективе и предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации меры в отношении руководителя учреждения.

• при введении новой системы оплаты труда заработная плата работника (за исключением выплат стимулирующего характера) не может быть снижена по сравнению с заработной платой, которую получал работник ранее (за исключением выплат стимулирующего характера). Следовательно, сумма оклада и выплат компенсационного характера в новой системе оплаты труда должна быть не ниже чем сумма оклада и выплат компенсационного характера в системе оплаты труда, которая была установлена работнику при оплате труда по ETC. Кроме того, разработку рекомендуемых минимальных размеров окладов по профессиональным квалификационным группам необходимо проводить с учетом обеспечения дифференциации в оплате труда в зависимости от сложности выполняемых работ при минимальном размере оплаты труда, установленном с 1 января 2009 г. в сумме 4330 руб. в месяц.

При проведении данной работы в новых системах оплаты труда работника у выплат компенсационного характера, установленных в настоящее время в процентном отношении к окладам работников, может быть снижена их процентная доля к окладу при условии значительного увеличения размера самого оклада.

Далее рабочей группе будет необходимо подготовить предложения по рекомендуемым размерам повышающих коэффициентов к окладам и условиям их применения. Данные выплаты носят стимулирующий характер и могут быть осуществлены как за счет бюджетных ассигнований на оплату труда работников, так и за счет средств от иной приносящей доход деятельности. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент. Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.

В примерном положении целесообразно указать, что решение о введении повышающих коэффициентов к окладам принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Важной частью работы должна стать подготовка предложений по иным рекомендуемым выплатам стимулирующего характера за счет всех источников финансирования и критериям их установления.

При подготовке предложений по выплатам стимулирующего характера в примерных положениях должны быть предусмотрены выплаты, установленные федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Подготовка предложений по включению в примерные положения иных выплат стимулирующего характера должна проводиться по следующим этапам: • по итогам анализа применяемых в настоящее время в учреждениях стимулирующих выплат (в первую очередь осуществляемых за счет внебюджетных средств) выбрать те выплаты, которые увязаны с результатом работы (объем, качество, интенсивность, срочность);

• если указанных выплат недостаточно для эффективного стимулирования работников, то необходимо проанализировать производственный процесс и установить целевые показатели и критерии оценки эффективности работы соответствующих категорий работников;

• разработать новые стимулирующие выплаты в зависимости от критериев оценки эффективности работы.

При разработке критериев оценки эффективности работы важнейшими условиями являются:

• прямая зависимость результатов работы непосредственно от работника;

• целевые показатели работы, которые должны быть достижимы для большинства работников при приложении определенныхусилий;

• проверка оценки работы по критериям эффективности, которая должна быть проста, а результаты проверки не должны вызывать двойных толкований и быть понятны для работника (низкая трудоемкость мониторинга показателей и высокая прозрачность результатов мониторинга).

До утверждения примерных положений желательно, чтобы с их проектами ознакомились работники учреждения, после чего высказали возникшие у них вопросы и дали замечания. По итогам обсуждения примерных положений с учреждениями необходимо будет доработать проект, в том числе при необходимости добавив в него рекомендуемые условия оплаты труда отдельных категорий работников, иные рекомендации по условиям оплаты труда работников, которые целесообразно отразить в положениях по оплате и стимулированию труда работников с учетом специфики трудовых отношений в учреждениях данного вида экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.