Научная статья на тему 'Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне'

Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ КОНКУРЕНЦИИ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / COMPETITION MONITORING / ANTIMONOPOLY DEVELOPMENT / MUNICIPAL LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашиненко Н. Н., Теодорович М. Л.

В статье предлагаются подходы к разработке мониторинга конкуренции на муниципальном уровне, опирающегося на программу РФ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и исходящего из необходимости учета мнений конечных потребителей населения данных территорий и местных бизнессообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING MONITORING OF THE COMPETITION AT THE MUNICIPAL LEVEL

This paper presents approaches to developing monitoring of the competition at the municipal level which is based on Russian Federation program «Development of the competition and improvement of the antimonopoly policy» and taking into account opinions of customers the population of these territories and local business communities.

Текст научной работы на тему «Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне»

УДК 316.334.2

Н. Н. ИВАШИНЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической социологии Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, заведующая совместной лабораторией ННГУ-ИСЭПН РАН, г. Нижний Новгород

М. Л. ТЕОДОРОВИЧ,

доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, ведущий научный сотрудник совместной лаборатории ННГУ-ИСЭПН РАН,

г. Нижний Новгород

РАЗРАБОТКА МОНИТОРИНГА КОНКУРЕНЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье предлагаются подходы к разработке мониторинга конкуренции на муниципальном уровне, опирающегося на программу РФ «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и исходящего из необходимости учета мнений конечных потребителей - населения данных территорий и местных бизнес-сообществ.

Ключевые слова: мониторинг конкуренции, антимонопольное развитие, муниципальный уровень.

Институциональные преобразования в России имеют тенденцию к сильному запаздыванию по сравнению со скоростью развития глобальных рынков и появлением новых вызовов, обусловленных сменой геополитических интересов и систем [1]. Самоустранение государства от процессов регулирования внутреннего рынка в эпоху глобальной экономики способно скорее снизить эффективность конкурентных позиций страны на мировых рынках, чем дать толчок к формированию новых институтов [2]. Согласно Д. Норту, новые институциональные правила являются основой функционирования рыночной экономики, для формирования которых в спонтанном режиме может понадобиться слишком много времени, которого просто нет у экономики России [3]. Неоднократные попытки российских государственных институтов начать формирование новых правил постоянно сталкиваются со множеством проблем, одной из которых является слабая методологическая обеспеченность федеральных программ развития методологией реализации планов на муниципальных уровнях. В данной статье предпринята попытка разработки подходов к созданию методологии реализации дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», принятой распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2579-р.

Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне

429

В Конституции Российской Федерации поддержка конкуренции рассматривается в качестве основы конституционного строя и как постоянный приоритет государственной политики [4, ст. 8, 34]. В рамках федеральной дорожной карты развития конкуренции ее развитие рассматривается как «многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики» [5, c. 3]. В качестве контрольных показателей предлагается использовать:

1) показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (на основе методики расчета индекса PMR ОЭСР):

целевое значение индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг для Российской Федерации;

рейтинг Российской Федерации по индексу развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг;

2) количество новых предприятий на 1000 чел. (New business density);

3) оценку состояния конкурентной среды - долю хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год.

Задавая общий формат, федеральная дорожная карта, тем не менее, нуждается в дальнейшей проработке для реализации ее на муниципальном уровне в целях предотвращения ее формализации и сведения всей инициативы к появлению еще одной из форм административной статистики.

Конкуренция представляет собой фундаментальную категорию экономической науки. Теоретические основы конкуренции закладывались в период докапиталистической формации и претерпевали изменения по мере изменения типов экономических отношений. Начиная от представителей классической политической экономии А. Смита, Д. Рикардо и претерпев значительное развитие благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и многих других, конкуренция сегодня имеет широкий набор интерпретаций. Основной тенденцией формирования концепций конкуренции являются усиление ее социальных аспектов и переход от моделей анализа чистого соперничества между хозяйственными агентами к изучению среды, которая рассматривается и как условия борьбы, и как ее результат [6].

Именно появление социального аспекта в процессах конкуренции позволяет использовать этот концепт в социально-экономическом развитии территорий. Федеральная дорожная карта развития конкуренции эксплицитно базируется на идее рыночного развития, в котором конкуренция выступает ценностью для участников хозяйственного процесса. Вместе с тем для эффективной реализации этой задачи необходим эмпирический анализ следующих положений:

430

Н. Н. Ивашиненко, М. Л. Теодорович

общность и специфика восприятия понятия конкуренции различными участниками социально-экономического развития территорий. В противном случае адекватное измерение удовлетворенностью конкуренцией представляется проблематичным в силу возможного расхождения трактовок;

декомпозиция удовлетворенности уровнем конкуренции на ее отдельные составляющие;

информационное обеспечение процесса развития конкуренции, как основы принятия решений;

выявление факторов, влияющих на развитие конкуренции, на муниципальном уровне;

изучение структуры публичной ответственности различных органов власти за развитие конкуренции на уровне муниципалитетов;

разработка механизма обратной связи, повышающего эффективность работы органов власти муниципального уровня.

Принципиальным положением разработки мониторинга развития конкуренции на муниципальном уровне является восприятие населения как одного из основных агентов социально-экономических процессов, которые не только в силу потребительского поведения влияют на протекание конкуренции на местном уровне, но и выступают важным фактором, воздействующим на эффективность деятельности органов местного самоуправления.

Пилотный проект разработки аналитического обеспечения мониторинга развития конкуренции на муниципальном уровне был реализован в августе 2014 г. коллективом кафедры экономической социологии факультета социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского, лаборатории изучения качества жизни населения как основы социального управления ННГУ и ИСЭПН РАН по инициативе и поддержке Нижегородского территориального управления ФАС России1. Исследование проводилось в Нижегородской области на базе двух муниципалитетов: столичного - Нижнего Новгорода и районного центра - города Городец. Выбор двух муниципалитетов обусловлен реализацией аналитической модели, базирующейся на сопоставительном анализе двух площадок развития конкуренции в регионе. Нижний Новгород представляет собой территорию с заведомо наиболее высоким уровнем развития конкуренции по сравнению с другими районами области в силу высокой концентрации ресурсов в столицах. Городец, напротив, является типичным муниципалитетом, отражающим всероссийские тенденции развития конкуренции в условиях малых поселений, имеющих ресурсные ограничения в развитии локальных рынков.

В каждом из городов было опрошено по 10 экспертов, проведена фокусгруппа и состоялось по 500 интервью с респондентами в каждом городе, репрезентирующими население от 18 лет по половозрастной структуре. В со-

1 Особую благодарность авторы выражают исследователям Лео Гранбергу (Университет Хельсинки, Финляндия) и Анн-Мари Сэтре (Университет Уппсала, Швеция) за ценные рекомендации по разработке методики проведения исследования.

Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне

431

став экспертов вошли представители среднего и малого бизнеса исследуемых территорий, представители ассоциаций и общественных объединений предпринимателей, а также эксперты в области развития конкуренции из академической среды. Для участия в фокус-группах в Нижнем Новгороде и в Городце были приглашены представители самых разнообразных социально-экономических групп для моделирования дискуссии по развитию конкуренции в городах. Полученные результаты исследования позволили разработать подходы к методологическому обеспечению мониторинга развития конкуренции на муниципальном уровне и предложить систему индикаторов для измерения динамики.

Федеральная дорожная карта развития конкуренции эксплицитно представляет высокий уровень развития конкуренции как определенную ценность для всех участников процесса, управление которой позволит влиять на социально-экономическую ситуацию муниципалитетов. В то же время исследование показало, что для использования конкуренции как элемента идеологии управления локальным развитием необходимо проведение специализированной информационной работы по популяризации данной концепции управления, взимоувязывающей эффективность развития конкуренции с ростом качества жизни населения на данной территории [7]. На современном этапе видимыми символами конкуренции для населения выступают торговые центры, появляющиеся на каждом шагу1 и вызывающие на современном этапе скорее вопросы о целесообразности открытия новых и их возможностях найти новых покупателей при сужающемся спросе. Для населения конкуренция ассоциируется с ценами на товары, их качеством, широтой ассортимента и стабильностью предложений. Эти индикаторы, выявленные в ходе фокусгрупп и экспертного исследования, были оттестированы на этапе стандартизированного опроса.

В результате насыщения рынка отдельных товаров и на фоне роста напряженности внешнеполитических событий население начинает обращать повышенное внимание на качество товаров и необходимость поддержки местного производителя. Дешевые китайские товары, заполнившие рынки российской провинции, значительно потеснили местных производителей, но снизили качество товаров. Жители городов и эксперты единодушны в высказанном мнении, что необходимо государственное регулирование в данной сфере. В противном случае конкуренция начинает ассоциироваться с развалом местной промышленности, а отнюдь не с фактором развития локальных территорий.

Для участия в процессе оценивания уровня развития конкуренции необходимо соответствующее информационное обеспечение. Причем чем масштабнее муниципалитет, тем более развитой должна быть информационная система. В Нижнем Новгороде информацию о развитии рыночной конкуренции получить сложнее, чем в Городце (табл. 1). Участники фокус-групп поясняли,

Здесь и далее по тексту курсивом выделяются цитаты из высказываний респондентов.

432

Н. Н. Ивашиненко, М. Л. Теодорович

что в Городце много информации можно получить, просто пройдя по магазинам, тогда как в Нижнем Новгороде нужна обобщенная информация, учитывающая работу всей торговой сети. Отмечая источники информации о развитии конкуренции, население практически не видит специализированных организаций и департаментов, отвечающих за развитие конкуренции. В Нижнем Новгороде лидирующие позиции занимают сети межличностной коммуникации, снабжающие не только необходимой информацией, но и ресурсами для принятия решений. Жители Городца в качестве информации о конкуренции рассматривают рекламу, идущую на местных и центральных ТВ-каналах.

Таблица 1. Оценка актуальной возможности получения информации о развитии рыночной конкуренции, %

Варианты ответов Н. Новгород Городец

Информации о состоянии конкуренции нет совсем 4 6

Ее получить очень трудно 18 9

Можно получить, если приложить усилия 40 30

Информация о конкуренции общедоступна 6 12

Затрудняются ответить 31 42

В таблице дается распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете возможности получения этой информации сейчас?»

В то же время спрос на информацию обусловлен информационной активностью населения. Так, в Нижнем Новгороде и Городце совсем не интересуются информацией о конкуренции 20 % и 24 % соответственно, тогда как доля мягкого отказа - «скорее не интересно» - в Городце возрастает почти вдвое и составляет 41 % против 28 % в Нижнем Новгороде.

Столица региона предоставляет больше возможностей для развития малого бизнеса за счет большего объема платежеспособного спроса. По оценкам экспертов, в сложившейся ситуации именно малый и средний бизнес меньше всего подвержены влиянию макроэкономических и международных факторов. Этот тип бизнеса более тесно связан с локальными сообществами как через отношения продавец-потребитель, так и работодатель-работники. По оценкам экспертов, малый и средний бизнес имеет отлаженные механизмы взаимодействия с местными органами власти, позволяющими им выстраивать более конструктивный диалог, чем с крупными компаниями, скорее диктующими свои правила малым муниципалитетам. Снижение барьеров входа на рынок и барьеров ведения хозяйственной деятельности представляется экспертам важной задачей, решение которой возможно только с учетом мнения хозяйствующих субъектов, населения муниципального образования, выявляемого независимыми методами, в частности, динамики удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг, государственных услуг в сфере защиты конкуренции.

Практически по всем оцениваемым аспектам, как и предполагалось, ситуация с ведением бизнеса в столице региона лучше, чем в малом городе

Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне

433

(табл. 2). В то же время эта ситуация обусловлена скорее слабой ресурсностью территорий, чем созданием специальных барьеров для ведения бизнеса. В столице выше как платежеспособный спрос населения, так и возможности запуска бизнеса путем получения кредитов, аренды помещения. В ходе экспертных интервью предприниматели отмечали два важных фактора, влияющих на выживаемость предприятия: 1) высокий уровень конкуренции, который не всегда способствует отбору лучших, а скорее, более дешевых товаров; 2) монополизация отдельных рынков в результате выдвижения в регионы крупных корпораций или получения особых преференций отдельными игроками от органов власти.

Основная масса предпринимателей, отмечая необходимость поддержки местного производителя, опасаются сильного вмешательства госорганов в регулирование рыночных отношений, отмечая, что данное регулирование должно быть соотнесено с развитостью рыночных отношений. Чем более развит рынок, например в столице, тем в меньшем контроле он нуждается. Тогда как локальные рынки Городца требуют особого внимания с точки зрения защиты прав потребителей от некачественной продукции и защиты прав местных производителей.

Таблица 2. Удовлетворенность различными аспектами, свидетельствующими об обстановке для ведения бизнеса в городе проживания (средние оценки по 5-балльной шкале, где 5 - отлично)

Аспекты оценивания Н. Новгород Городец

Наличие информации о состоянии рынков города/района 3,27 2,79

Наличие спроса и возможности у населения оплачивать эти товары или услуги 3,43 2,83

Как фирмы-конкуренты относятся друг к другу 2,46 2,39

Возможность получения кредитов 3,53 3,11

Получение разрешения на открытие бизнеса 3,32 2,94

Возможности аренды помещений 3,50 2,97

Взаимодействие бизнеса с органами власти 3,19 3,06

Объем требований и отчетности для налоговых служб 3,02 3,01

Доступность государственных и муниципальных услуг 3,13 3,01

Возможность участвовать в тендерах и конкурсах, организуемых местными властями 2,65 2,93

Снижение барьеров для занятия бизнесом 2,58 2,83

Преодоление семейственности и клановости в органах, регулирующих развитие конкуренции в районе 2,97 2,83

* * *

Проведенное исследование показывает, что для эффективной реализации федеральной дорожной карты развития конкуренции и совершенствования

434

Н. Н. Ивашиненко, М. Л. Теодорович

антимонопольной политики необходима разработка стандарта развития конкуренции в муниципальных образованиях. Дорожная карта муниципального уровня необходима для обеспечения единства процесса совершенствования антимонопольной политики на различных уровнях управления и одновременно учета требований и задач, являющихся специфическими для каждого конкретного муниципального образования.

В качестве основных принципов деятельности участников процесса содействия развитию конкуренции на уровне органов местного самоуправления целесообразно рассмотреть следующие:

ориентация на потребителя: меры по содействию развитию конкуренции должны осуществляться исходя из интересов участников экономических отношений и общества в целом;

системный подход: выявление ожиданий потребителей, планирование деятельности, формирование процессов, системы мониторинга, оценки, контроля и анализа;

прозрачность деятельности: открытость и доступность для потребителей и других заинтересованных сторон информации о системе мер, направленных на поддержание конкуренции.

Целесообразно рассмотреть расширение круга социально значимых рынков с учетом региональной специфики. Мониторинг развития конкуренции должен объединять традиционные оценки процессов конкуренции со стороны предпринимателей с оценками удовлетворенности потребителей состоянием конкурентной среды.

Литература

1. Тамбовцев, В. Л. Институциональные изменения в российской экономике / В. Л. Тамбовцев // Обществ. науки и современность. - 1999. - № 4. - С. 44-53.

2. «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / под общ. ред. Р. М. Нуреева. - М. : ГУ-ВШЭ, 2007. - (Серия «Конференции Департамента экономической теории ГУ-ВШЭ»).

3. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт ; пер. с англ. А. Н. Нестеренко, предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. - М. : Фонд экон. книги «Начала», 1997. - 180 с. - (Современная институционально-эволюционная теория).

4. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : офиц. текст : с изм. от 30 дек. 2008 г. - М. : Айрис-пресс, 2013. - 63 с.

5. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» : распоряжение правительства Рос. Федерации, 28 дек. 2012 г., № 2579-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173767/. - Дата доступа: 20.08.2014.

6. Портер, М. Конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.

7. Партисипатроный подход в повышении качества жизни населения / под общ. ред. М. Н. Римашевской, Н. Н. Ивашиненко. - М. : Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2013. - 268 с.

Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне

435

N. N. IVASHINENKO, M. l. TEODOROVICH

DEVELOPING MONITORING OF THE COMPETITION AT THE MUNICIPAL LEVEL

Summary

This paper presents approaches to developing monitoring of the competition at the municipal level which is based on Russian Federation program «Development of the competition and improvement of the antimonopoly policy» and taking into account opinions of customers - the population of these territories and local business communities.

Keywords: competition monitoring, antimonopoly development, municipal level.

Поступила 27.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.