98 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 4 (48), с. 98-108
УДК 316.334.2
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА © 2017 г. М.Л. Теодорович, В.В. Окшин
Теодорович Михаил Леонидович, д.соц.н.; профессор кафедры экономической социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Окшин Владимир Васильевич, зав. базовой кафедрой антимонопольного регулирования и организации закупок Оренбургского государственного университета
Статья поступила в редакцию 25.04.2017 Статья принята к публикации 25.04.2017
Дискутируются вопросы разработки и реализации социально ориентированной конкурентной политики. Анализ различных подходов к формированию проконкурентной экономики позволяет обосновать необходимость создания новых моделей, применимых для совершенствования управления процессами конкуренции на уровне региональных и муниципальных органов власти в целях развития территорий. Обосновывается необходимость создания модели, способной учитывать мнения потребителей и предпринимателей как основных акторов процессов конкуренции по широкому кругу взаимосвязанных мониторинговых показателей. Разработанная авторами методика мониторинга состояния конкуренции, реализованная в Оренбургской области, позволила продемонстрировать возможные варианты создания системы измерения отношения населения к процессам конкуренции на региональных и локальных товарных рынках. На регулярной основе в регионах предлагается отслеживать динамику удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках, широтой и стабильностью представленного ассортимента, состоянием ценовой конкуренции и других показателей, связывающих экономическую и социальную эффективность управленческих решений, принимаемых органами власти. На базе разработанной методики демонстрируются возможности повышения эффективности принимаемых управленческих решений в сфере регулирования процессов конкуренции и гибкого изменения фокуса внимания в зависимости от приоритетности и проблемности функционирования конкретного рынка по оценкам населения.
Ключевые слова: конкуренция, удовлетворенность потребителей, мониторинг.
На современном этапе рыночной экономики в России идея разработки социально ориентированной конкурентной политики выступает одним из основных концептов развития регионов. Один из основателей парадигмы моральной экономики Поланьи отмечал, что развитие экономики во благо общества невозможно без государственного регулирования [1]. Это утверждение вступает в формальное противоречие с идеей свободной экономики, однако его справедливость продолжает получать многочисленные подтверждения [2]. Вместе с тем формы и механизмы этого регулирования закономерно остаются остро дискуссионными [3].
Под социально ориентированной конкурентной политикой региона понимается комплекс базовых представлений и мероприятий, направленных на повышение эффективности работы товарных рынков вследствие создания механизмов, позволяющих максимально учитывать интересы как покупателей, так и продавцов, актуализировать предпринимательский и трудовой потенциал населения. Как показывают многочисленные исследования конкурентных
процессов, свободная ценовая конкуренция не справляется с этой задачей в полной и равной мере для всех рынков и для всех социальных групп [4]. Для реализации эффективной социально ориентированной конкурентной политики необходимы создание системы мониторинга удовлетворенности предпринимателей и потребителей ситуацией на рынках, а также реакция на рыночное регулирование со стороны предпринимателей.
Методика проведения исследования
В ходе исследования использовалась методика изучения удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках и состоянием ценовой конкуренции, разработанная коллективом кафедры экономической социологии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в 2014 г. и прошедшая апробацию в Нижегородской области в течение трех лет. Данная методика получила высокую оценку ФАС России и была рекомендована ею
для использования в других регионах страны. Результаты исследований, выполненных по данной методике в Нижегородской области, размещены на сайте министерства экономики и конкурентной политики Нижегородской области (http://minec.government-nnov.ru/?id=59449, http://minec.government-nnov.ru/?id=64150).
В Оренбургской области методика была доработана с учетом указа губернатора Оренбургской области [5] и «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области на 2016-2018 гг. в целях актуализации ее применительно к условиям региона. В частности, был уточнен состав изучаемых рынков, само же исследование было проведено в два этапа. На первом этапе было опрошено 1000 респондентов по Оренбургской области: 500 человек непосредственно в столице региона, 200 человек в Орске, 150 человек в Бузулуке и 150 в поселке Саракташ. Выборка строилась как территориальная, маршрутная, квотная по полу и возрасту населения области. На втором этапе было проведено экспертное исследование, в котором приняли участие 10 экспертов, являющихся руководителями или заместителями руководителей предприятий следующих сфер деятельности: медицинские услуги; услуги ТСЖ; общественный транспорт: перевозки пассажиров; розничная торговля продуктами питания; производство товаров для населения; услуги в сфере культуры; услуги связи; рынок услуг социального обслуживания населения; рынок выращивания и хранения овощей; рынок образования для детей. К обсуждению проблем были приглашены представители основных социально значимых и приоритетных рынков Оренбургской области.
Краткий обзор подходов
к изучению конкуренции
Традиционно во многих работах современных ученых, исследующих конкуренцию, выделяют три базовых подхода: поведенческий, структурный и функциональный [6]. В поведенческом подходе основной акцент делается на конкуренции как состязательности. Конкуренция рассматривается как борьба за ограниченное количество экономических ресурсов, управление которыми определяется рациональными индивидуальными выборами экономических акторов. Влияние внешней среды учитывается как фактор, задающий ограничение на состояние конкуренции. Этот подход базируется на классической экономической теории, также апеллирующей к концепту ограниченности ресурсов.
Современная теория рынка в центр анализа конкуренции ставит рассмотрение его структуры, состава участников и степень зависимости общих рыночных условий от их поведения [7]. Классификация рынков может осуществляться по самым разнообразным критериям, в том числе и учитывающим степень вмешательства государства в рыночные процессы.
В рамках функционального подхода конкуренция рассматривается как обязательный элемент рыночного механизма, который направлен на устранение отклонений от нормального развития экономики [8]. Конкуренция изучается через реализуемые ею функции. В рамках моделей классической экономической теории конкуренция рассматривается как механизм, обеспечивающий взаимодействие спроса и предложения и регулирующий пропорции общественного производства, что в свою очередь влияет на перемещение инвестиционных потоков.
В условиях стремительно глобализирующегося мира конкуренция также динамично усложняется за счет расщепления уровней внешних сред и усложнения связей и взаимодействий между локальным потреблением и глобальным производством, где ограничение по ресурсам становится в том числе и политическим вопросом функционирования разных систем.
В теоретических исследованиях выбор подхода во многом определяет модели интерпретации конкуренции и, соответственно, методики оценки конкурентной среды [9]. Тем не менее в условиях разработки политики управления конкуренцией на региональном уровне подходы могут усложняться и дополнять друг друга на этапе перехода от программ к организации и реализации конкретных мероприятий. Актуальность разработки методики оценки социально ориентированной конкуренции обусловлена необходимостью повышения эффективности регионального управления в условиях изменения динамики конкурентной среды с целью повышения гибкости реагирования локальных социально-экономических подсистем на глобальные и локальные вызовы, сохранения их устойчивости и потенциала развития.
Процессы регулирования конкуренции в России
Механизм взаимодействия акторов в социально-экономической сфере России, претерпев стремительную трансформацию от планово-распределительного к рыночно ориентированному, продолжает свое становление. Несмотря на то, что его основания подверглись радикальному переустройству, в соответствии с подходом Дугласа
Норта [10], складывающиеся нормы и социальные институты, его обслуживающие, далеки от стабилизации и, хотя и не так стремительно, как на этапе перестройки, продолжают формироваться. Одним из подтверждений продолжения этого процесса может служить пересмотр политики регулирования экономической деятельности путем введения элементов стандартизации в развитии конкуренции. Вопрос о наличии конкуренции в СССР во многом зависит от подхода, используемого при ее определении. В качестве ее форм могут рассматриваться различные виды соцсоревнований, работа внешнеторговых представительств, дифференциация экономических потоков между советскими республиками, а также зарождавшиеся кооперативы. На этапах перестройки и в постперестроечный период свободный рынок, заявленный как универсальный механизм регулирования экономических процессов, долженствующий обеспечить более эффективное производство и более высокий уровень жизни населения, без соответствующего государственного регулирования не справился с этой функцией. Либеральная модель рынка смогла способствовать установлению определенного типа взаимоотношений между экономическими акторами, но, как указывают создатели теории моральной экономики, эта модель редуцирует качество жизни населения к обеспечению потребителей определенной массой товаров, доступной им в дискриминирующей степени, но не способна отменить соответствующий запрос.
Тем не менее новый экономический механизм был создан, и, хотя вопросы о степени его рыночности продолжают сохраняться, он нуждается в регулировании в силу того, что в социально ориентированной экономике России его практики не дают полноценного, т.е. в необходимой полноте удовлетворяющего совокупность запросов населения в экономической сфере, ответа на этот запрос. В силу необходимости поиска баланса между свободой и ограничением в экономике в центре идеологии регулирования выдвигается понятие конкуренции. В числе элементов активной конкурентной политики государства выделяются мероприятия, направленные на создание условий для развития конкуренции и ее пропаганду, в том числе посредством снижения административных и иных барьеров при ведении хозяйственной деятельности. В центре конкурентной политики в регионах долгое время оставались защитные меры, направленные на борьбу с нарушениями антимонопольного законодательства, в том числе в целях предупреждения последующих ограничений конкуренции. При этом распространен-
ными являются практики регионального и отраслевого протектората, интерпретируемые как ответ на экономические вызовы регионального и местного порядка, возникновение которых возможно в силу того, что задача построения и внедрения целевых моделей проконкурентных практик регулирования экономики на гипогосударственном уровне на начальных этапах постперестроечного периода не была поставлена.
В качестве ключевого в данном отношении момента современного этапа формирования проактивной государственной конкурентной политики может быть рассмотрено утверждение в 2012 г. распоряжением Правительства Российской Федерации плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» [11]. В «дорожной карте» были закреплены ключевые элементы, значительно повлиявшие на региональное управление в целом. Во-первых, включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти повысило уровень контроля и внимания первых лиц регионов к происходящим процессам, а значит, внесло в повестку дня вопрос об индикаторах оценки качества управленческих процессов. Во-вторых, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации повлекло активизацию межрегиональных контактов. В-третьих, был провозглашен курс на дальнейшее снижение доли государственного сектора в экономике. В-четвертых, предполагалось упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования и в то же время повышение уровня защиты прав потребителей на уровне обеспечения качества товаров и услуг.
Для реализации заявленных направлений в «дорожной карте» был определен перечень мероприятий по развитию конкуренции на 2013— 2015 гг. Заложенный в основу управления структурный подход привел к выделению набора отраслей, признанных приоритетными. В логике подобного подхода лежала, скорее, административная модель необходимости государственного регулирования отраслей, которые могли бы способствовать улучшению качества жизни граждан России в краткосрочной перспективе. К ним были отнесены рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования. В «дорожной карте» устанавливался принцип постоянной работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе. В то же время критерии расстановки приоритетов остаются нечеткими и нуждающи-
мися в верификации с точки зрения общественной значимости и возможности повышения качества их работы вследствие развития именно конкурентных процессов.
Следующим ключевым шагом в процессе создания социально ориентированной конкурентной политики стала разработка Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [12-16]. В качестве целей Стандарта развития конкуренции были обозначены:
- установление требований к деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на создание условий для развития конкуренции в отраслях экономической деятельности хозяйствующих субъектов данной территории;
- обеспечение реализации системного и единообразного подходов к развитию конкуренции на всей территории Российской Федерации с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков;
- формирование прозрачной системы работы региональных органов государственной власти в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом;
- создание стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров.
С 2014 года внедрение Стандарта развития конкуренции начинает осуществляться в 6 пилотных регионах — Республике Татарстан, Хабаровском крае, Волгоградской, Нижегородской, Ульяновской областях и Санкт-Петербурге. Ряд российских регионов присоединились к работам по внедрению Стандарта в инициативном порядке, среди них: Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Кировская, Московская, Омская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Тульская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Удмуртская Республика, Республика Чувашия, Ярославская область.
Пилотные проекты, реализованные в различных субъектах Российской Федерации, показали необходимость дальнейшей детализации направлений, задаваемых Стандартом. Практика внедрения Стандарта на пилотном этапе в качестве основных позиций, требующих разработки или дальнейшего совершенствования, выявила следующие: инструментарий для определения приоритетных и социально значимых отраслей для отдельно взятого региона; инструментарий для оценки удовлетворенности
предпринимателей состоянием конкуренции на конкретных товарных рынках, а потребителей -качеством товаров и услуг; адаптация требований Стандарта и соответствующих механизмов реализации на местном уровне, вследствие различий в социально-экономическом развитии крупных и малых городов; учреждение механизма взаимодействия легислатур и административных структур с конечными потребителями услуг, предполагающего эффективную двустороннюю трансляцию требований и ожиданий. Указанные проблемы нашли свое отражение в различных региональных решениях, одно из которых предлагается к обсуждению в данной статье на примере Оренбургской области.
Социально-психологическое самочувствие населения как фон восприятия конкуренции
Состояние региональных рынков находится в тесной зависимости от социально-экономической ситуации в стране в целом. Социально-психологический климат региона оказывает значительное влияние на восприятие потребителями конкурентной среды и состояния отдельных рынков, а также и на отношение к актуальной повестке федерального уровня.
Как показывают результаты проведенного исследования, общая социально-экономическая ситуация, формирующая контекст предпринимательской и конкурентной активности региона, по оценкам населения Оренбургской области, скорее удовлетворительна, хотя около трети жителей оценивают состояние экономики в стране и регионе достаточно пессимистично, говоря о плохом положении дел. Традиционно восприятие ситуации в столице региона несколько позитивнее, чем на периферии области: около трети жителей Оренбурга оптимистично воспринимают социально-экономическую ситуацию в стране, в регионе и в самом Оренбурге, есть даже и отличные оценки; одновременно более 40% населения других муниципальных образований области, напротив, часто говорят о плохом положении дел как в области в целом, так и в своем населенном пункте. При этом оценки Оренбургской области несколько ниже, чем экономического положения в стране в целом.
В условиях нарастания социально-экономической нестабильности домохозяйства начинают суживать временной горизонт видения и фокусировать внимание на текущих проблемах. Традиционно характеристики ближнего круга, ситуация в собственной семье оцениваются несколько оптимистичнее, чем положение дел в районе или городе. Ситуация здесь воспринимается как более благоприятная, чем на
Таблица 1
Оценка экономической ситуации, % _
Варианты ответа Область Оренбург Районы за пределами Оренбурга
1* 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
В России 10 25 51 12 2 8 20 50 19 4 12 29 52 6 0.4
В Оренбургской области 8 29 47 13 3 6 22 49 18 5 10 36 46 7 1
В Вашем населенном пункте 10 28 47 14 2 7 21 49 20 3 13 34 44 8 0.4
В Вашей семье 7 21 46 22 5 4 15 44 29 9 9 27 49 15 0.4
*1 - очень плохо, 2 - неудовлетворительно, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично. В таблице дается распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете экономическую ситуацию...».
большей социальной и географической дистанции. При этом экономическое положение домо-хозяйств в Оренбурге, по собственным же оценкам граждан, более благополучно, чем семей других муниципальных образований региона. Осенью 2016 года общий социально-экономический фон в регионе оставался благоприятным для развития процессов конкуренции, демонстрируя повышенную устойчивость в Оренбурге, но с нарастающими рисками пессимистических настроений в других муниципальных образованиях.
Разработка методики оценки конкурентных процессов потребителями
Проведение мониторинга развития конкуренции на базе оценок потребителей ставит перед исследователями задачи операционализации и разработки индикаторной схемы для изучения этого комплексного социально-экономического феномена. Обзор литературы по проблемам восприятия конкуренции в потребительском секторе [4, 6, 7] и проведенные ранее исследования показывают, что для оценки населением эффективности конкуренции применяется широкий ряд показателей, из которых для проведения данного мониторинга было отобрано четыре основных: уровень цен, качество товара, стабильность рыночного предложения и широта выбора предлагаемых товаров, работ и услуг.
Рост уровня цен - одна из первых реакций рынка на ситуацию экономической нестабильности. Население, ожидаемо, высказывает заметно повышенный уровень недовольства ценами. Представляет интерес не столько сам уровень недовольства, сколько его динамика и структурные соотношения между предложениями различных рынков. Так, в первую очередь наблюдается рост недовольства уровнем цен на необходимые товары и услуги, потребляемые всеми слоями населения. Особенно заметна неудовлетворенность ценами на продукты питания (почти половина граждан критику-
ют уровень цен на данном социально значимом рынке). Жители недовольны ценами на лекарства, бензин и дизельное топливо, услуги жилищно-коммунального хозяйства, медицинские и стоматологические услуги (более 40%). Все эти рынки являются социально значимыми в регионе.
Во вторую группу товаров и услуг, где уровень недовольства составляет от 35 до 40%, попали услуги водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, общественный транспорт, бытовая техника, одежда и обувь. Недовольны потребители и стоимостью услуг в сфере общественного питания, детского отдыха и оздоровления. Удовлетворенность населения ценами на социальные услуги, по мнению респондентов, во многом носит ситуативный характер. В сравнении с другими рынками, наибольшее удовлетворение ценами наблюдается на рынке связи - почти четверть населения области довольна ценами на сотовую связь и пользование Интернетом.
Специфика жителей региона, в сравнении с жителями Оренбурга, состоит в том, что уровень недовольства ценами практически на все виды товаров и услуг здесь выше. Особенно это касается цен на продукты питания, лекарства, топливо, бытовую технику, мебель, одежду и обувь, а также стоимости проезда на общественном транспорте (разница более чем на 10%).
Качество услуг как второй индикатор эффективной конкуренции в большей степени зависит от рыночного регулирования, его оценка взаимосвязана с удовлетворенностью ценовыми предложениями. Допуская для себя возможность покупок товаров по более низким ценам, потребители более лояльно относятся к изменению их качества. Если говорить о качестве товаров и услуг, представленных на региональном рынке Оренбургской области, то здесь оценки потребителей зависят от конкретной ситуации, хотя некоторое недовольство качеством прослеживается на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства, топливном рынке и рынке лекарственных препаратов (около чет-
Таблица 2
Степень удовлетворенности положением дел со следующими товарами и услугами, %_
Уровень цен Качество Возможность выбрать, найти то, что нужно
1* 2 3 1 2 3 1 2 3
Продукты питания 48 43 10 16 68 16 10 47 43
Одежда и обувь 37 48 15 18 65 17 10 49 41
Мебель 37 49 14 18 64 18 13 46 41
Бытовая техника 38 45 16 17 62 20 12 45 42
Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения 30 50 20 14 61 25 12 47 40
Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) 35 48 18 17 59 24 12 45 43
Общественный транспорт 38 45 16 21 59 19 17 48 35
Бензин и дизельное топливо 45 39 16 24 55 22 14 48 38
Лекарственные препараты 46 41 13 22 59 19 12 49 39
Стоматология 41 44 15 16 62 22 14 51 35
Медицинские услуги 42 43 16 22 60 18 19 52 29
Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями 31 51 18 17 60 23 18 56 27
Социальное обслуживание населения 29 53 18 19 60 22 19 56 26
Услуги жилищно-коммунального хозяйства 42 44 14 27 56 17 26 47 27
Сотовая связь 29 47 25 16 58 26 11 45 44
Интернет 28 48 24 18 57 26 11 47 42
Водопровод 39 44 17 17 59 24 22 49 30
Электроснабжение 39 42 20 15 52 32 24 45 31
Теплоснабжение 38 43 19 15 55 30 22 48 30
Газоснабжение 37 41 22 14 52 34 22 47 31
Услуги учреждений дошкольного образования 30 51 19 18 58 24 17 51 32
Услуги дополнительного образования детей 33 48 19 17 60 23 16 54 31
Детский отдых и оздоровление 35 47 18 16 62 21 16 55 30
Услуги в сфере культуры 29 49 22 16 59 25 17 51 33
*1 - недовольны, 2 - когда как, 3 - довольны.
В таблице дается распределение ответов на вопрос: «Насколько Вы довольны положением дел со следующими товарами и услугами (уровень цен; качество; возможность найти, выбрать что-нибудь)?».
верти населения). Чаще всего удовлетворение вызывают услуги по предоставлению газа, тепла и электроэнергии (более 30%).
Однако можно проследить специфику оценок жителями столицы региона и других муниципальных образований Оренбургской области. Население Оренбурга реже довольно качеством товаров и услуг, удовлетворение скорее зависит от конкретного случая, тогда как другие жители (около 40%) чаще ставят положительные оценки качеству услуг по энергоснабжению, тепло-и газоснабжению, менее критичны в оценках услуг в сфере культуры (32% по сравнению с 18% среди жителей столицы), услуг дошкольных учреждений (31% - по сравнению с 18%), по
уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями (29% - по сравнению с 17%).
Другая важнейшая характеристика конкурентного рынка - возможность выбора. На большинстве социально значимых рынков розничной торговли население Оренбургской области довольно выбором представленных товаров. Речь идет, прежде всего, о продуктах питания, одежде и обуви, мебели и бытовой технике -удовлетворенных выбором и возможностью найти то, что необходимо, более 40%. Достаточен, по их мнению, и выбор на рынке сельхозтехники, сельхозинвентаря, на рынках услуг связи, общественного питания и бытовых услуг, топлива, лекарственных препаратов.
Таблица 3
Оценка широты выбора компаний, продающих товары и услуги, %_
Направление деятельности компаний Область Оренбург Районы за пределами Оренбурга
1* 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Продукты питания 31 59 8 2 27 65 6 1 34 53 10 3
Одежда и обувь 23 64 11 2 23 67 9 1 24 61 13 3
Мебель 20 63 14 3 21 69 9 2 19 57 19 5
Бытовая техника 22 61 12 4 25 61 11 4 20 62 13 5
Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения 10 62 21 6 12 68 16 4 9 56 27 9
Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) 23 60 13 4 25 61 10 4 22 58 16 3
Общественный транспорт 9 63 25 2 9 69 20 2 10 57 31 3
Бензин и дизельное топливо 15 65 17 3 11 71 15 2 19 58 19 4
Лекарственные препараты 19 64 14 3 15 67 14 4 23 60 14 3
Стоматология 11 67 19 4 13 69 13 5 9 64 25 3
Медицинские услуги 9 59 28 4 10 63 23 4 8 54 33 5
Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями 5 46 36 12 6 52 32 9 5 40 40 15
Социальное обслуживание населения 4 44 42 10 5 51 34 10 4 36 49 11
Услуги жилищно-коммунального хозяйства 6 53 35 6 5 58 33 4 7 48 37 8
Сотовая связь 26 59 11 4 25 63 8 4 27 55 14 4
Интернет 24 60 12 4 24 63 9 3 23 58 15 4
Водопровод 8 57 29 5 7 63 27 3 10 51 32 7
Электроснабжение 9 59 28 4 10 64 25 1 8 53 32 6
Теплоснабжение 8 59 29 4 7 64 27 2 8 55 31 6
Газоснабжение 9 59 28 5 9 64 25 3 9 55 30 6
Услуги учреждений дошкольного образования 5 51 36 8 3 57 34 5 6 45 39 10
Услуги дополнительного образования детей 4 45 42 9 5 49 39 7 4 40 45 11
Детский отдых и оздоровление 4 43 42 11 5 51 37 8 3 35 48 14
Услуги в сфере культуры 5 44 40 11 6 50 36 9 5 39 44 13
*1 - избыточно много, 2 - достаточно, 3 - мало, 4 - нет совсем.
В таблице дается распределение ответов на вопрос: «Насколько широк в Вашей местности выбор компаний,
продающих следующие товары и услуги?».
Неоднозначна ситуация с возможностью найти необходимые услуги на рынках социальных услуг населению: дополнительное образование детей, детский отдых, уход за людьми с ограниченными возможностями, социальное обслуживание населения. Нельзя сказать, что выбор на каких-то рынках товаров и услуг Оренбургской области неудовлетворителен, в целом ситуация стабильная. Но все же около 25% населения не удовлетворены возможностью выбора коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, тепло- и газоснабжение). Жители столицы региона, по сравнению с другими, несколько более критично настроены, оценивая возможность найти на рынке необходимые товары и услуги. Особенно это касается некоторых рынков розничной торговли (продукты питания, одежда и обувь, Интернет и сотовая связь), рынка коммунальных услуг и сферы общественного питания.
Рынки товаров и услуг в Оренбургской области в целом характеризуются стабильностью наличия необходимых потребителям товаров и услуг. Неудовлетворительных оценок немного, они не превышают 15%. Часто, конечно, все определяется конкретной ситуацией, особенно на таких социально значимых рынках, как услуги по уходу за детьми, людьми с ограниченными возможностями, социальное обслуживание населения, услуги жилищно-коммунального хозяйства, дополнительного образования детей, детский отдых и оздоровление, медицинские услуги. Жители Оренбурга традиционно более критичны и в оценках стабильности наличия товаров и услуг.
Перспективные направления развития регионального рынка
Конкурентный рынок характеризуется наличием достаточного числа игроков - компаний,
Услуги, которые могли бы предоставлять некоммерческие,
Таблица 4
Услуги Область Оренбург Районы за пределами Оренбурга
Продукты питания 18 13 22
Одежда и обувь 6 6 6
Мебель 6 5 6
Бытовая техника 4 4 5
Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения 4 3 5
Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) 9 6 11
Общественный транспорт 14 10 17
Бензин и дизельное топливо 11 5 16
Лекарственные препараты 15 3 25
Стоматология 11 8 14
Медицинские услуги 21 10 29
Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями 14 18 11
Социальное обслуживание населения 15 20 10
Услуги жилищно-коммунального хозяйства 9 9 9
Сотовая связь 5 6 4
Интернет 4 5 3
Водопровод 5 5 5
Электроснабжение 5 6 4
Теплоснабжение 4 4 4
Газоснабжение 4 5 4
Услуги учреждений дошкольного образования 14 16 12
Услуги дополнительного образования детей 16 15 17
Детский отдых и оздоровление 20 18 21
Услуги в сфере культуры 12 10 14
В таблице дается распределение ответов на вопрос: «Какие услуги, с Вашей точки зрения, могли бы предоставлять некоммерческие, общественные организации?».
присутствующих в том или ином сегменте. Многие потребители считают, что на рынке присутствует достаточно компаний. Для некоторых жителей региона избыточным является число организаций в сфере розничной торговли продуктами питания (31%), одежды и обуви (23%), бытовой техники (22%), на рынке связи (сотовая связь и Интернет - около 25%), в сфере общественного питания и услуг (23%). В то же время около 40% потребителей отмечают недостаток предложения в таком социально значимом сегменте, как социальная сфера. Речь идет о том, что на рынке региона мало компаний, предоставляющих услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями, услуги в сфере культуры, детского отдыха и оздоровления, социального обслуживания населения, услуги дошкольного и дополнительного образования детей, а также услуги жилищно-коммунального хозяйства. Вместе с тем недостаточное предложение указывает на возможные ниши для развития бизнеса.
Профили оценок жителей Оренбурга и районов за пределами столицы региона схожи. Из
наиболее значимых отличий стоит отметить, что на рынке Оренбурга менее характерен дефицит предложения, тогда как в других населенных пунктах потребители реже говорят, что компаний, присутствующих на том или ином рынке, достаточно, а в ряде сфер испытывают недостаток. Речь, прежде всего, о таких рынках, как услуги социального обслуживания, организации детского отдыха и оздоровления, медицинские и стоматологические услуги. Нехватка предложения ощущается и на рынке общественного транспорта и сельхозинвентаря.
Перспективными для развития бизнеса в регионе могут стать такие направления, как досу-говая сфера, особенно для жителей за пределами столицы региона; утилизация и переработка мусорных отходов, уборка города и социально ориентированные магазины дешевых товаров. К предмету деятельности некоммерческой сферы жители Оренбургской области относят, прежде всего, детский отдых и оздоровление, медицинские услуги, считая, что именно их могли бы предоставлять общественные организации (около 20%). По мнению части потребителей, не-
Рынки товаров, которые в первую очередь должны контролироваться госорганами, %
Таблица 5
Услуги Область Оренбург Районы за пределами Оренбурга
Продукты питания 36 29 42
Одежда и обувь 5 5 6
Мебель 4 4 5
Бытовая техника 6 7 5
Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения 4 3 5
Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) 7 8 7
Общественный транспорт 8 7 9
Бензин и дизельное топливо 19 19 19
Лекарственные препараты 26 25 26
Стоматология 14 16 13
Медицинские услуги 35 32 38
Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями 8 5 11
Социальное обслуживание населения 9 6 12
Услуги жилищно-коммунального хозяйства 16 20 13
Сотовая связь 4 4 5
Интернет 5 5 5
Водопровод 11 8 13
Электроснабжение 11 10 13
Теплоснабжение 11 11 11
Газоснабжение 13 9 17
Услуги учреждений дошкольного образования 15 10 18
Услуги дополнительного образования детей 14 10 17
Детский отдых и оздоровление 18 14 20
Услуги в сфере культуры 11 10 11
В таблице дается распределение ответов на вопрос: «Ры должны контролироваться госорганами?».
коммерческий сектор должен быть представлен и в розничной торговле продуктами питания, что, по-видимому, выражает социальный запрос и недовольство ростом цен на данном рынке. Помимо данных сегментов рынка к сфере деятельности общественных организаций были отнесены социальные услуги (дополнительное образование детей, социальной обслуживание) и рынок лекарственных препаратов. При этом население считает, что рынок продуктов и рынок медицинских услуг и лекарственных препаратов обязательно должны контролироваться государством.
Таким образом, неудовлетворенный спрос на таких социально значимых рынках, как рынок, предоставляющий услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями, услуги в сфере культуры, детский отдых и оздоровление, социальное обслуживание населения, услуги дошкольного и дополнительного образования детей, а также услуги жилищно-коммунального хозяйства, может свидетельствовать как о необходимости сохранения контроля рыночной ситуации, так и о создании дополнительных условий для привлечения в эти сферы новых бизнесов. В дополнение к данным направлениям перспективными могут стать развитие досуговой сферы, особенно за пределами
ки каких товаров в Вашем районе в первую очередь
столицы региона, а также утилизация и переработка мусорных отходов, уборка города. Можно говорить и о выраженной потребности населения в социально ориентированных магазинах дешевых товаров, что является своеобразной реакцией на повышение цен за последние два года. Высокая заинтересованность населения в улучшении ситуации на социально значимых рынках может свидетельствовать о недостаточном качестве взаимодействия с конечными потребителями и бизнесом при формировании и реализации регулятивных действий в отношении соответствующих товарных рынков. Перспективной в данном отношении, с учетом зарубежного опыта взаимодействия властных структур с населением и бизнесом при решении социально значимых проблем и задач, в том числе и в экономике, представляется интеграция практик партисипаторного взаимодействия в процессе регулирования конкурентных отношений на региональном и местном уровне.
Выводы
Реализация социально ориентированной конкурентной политики нуждается в разработке специализированной информационной системы
контроля над протеканием данных процессов на конкретных территориях. Рассогласование в видении управления регионального/муниципального уровня и его восприятия непосредственными субъектами рыночных отношений порождает инициацию двух взаимообусловли-вающих процессов. С одной стороны, население нуждается в повышении уровня информационной культуры, информированности и осознанности потребительского поведения. С другой стороны, социально-экономические индикаторы социально ориентированной конкурентной политики на территории нуждаются в более гибкой настройке на учет мнения потребителей. Пилотные исследования по проблемам социально ориентированной конкурентной политики в разных регионах показали возможность совершенствования управленческих решений и механизмов взаимодействия заинтересованных сторон в выделении приоритетных и социально значимых рынков. Данные о готовности населения обращаться к услугам некоммерческих организаций позволяют принимать управленческие решения по расширению присутствия НКО на приоритетных и социально значимых товарных рынках в качестве поставщиков товаров и услуг. В то же время методика измерения удовлетворенности населения положением на рынках различных товаров и услуг дает только общую структурную картину, которая не позволяет разрабатывать рекомендации по принятию решений, касающихся локальных рынков, находящихся вне регулярного информационного наблюдения. Понимание границ применимости социологических мониторингов не означает их недостаточную эффективность и не снижает доверия и интереса к данному методу информационного обеспечения процессов управления социально ориентированной конкуренцией для принятия более действенных решений, в большей степени удовлетворяющих население и бизнес, реализации принципа социальной ориентированности на практике.
Список литературы
1. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. Изд-во «Алетейя», 2002. 360 с.
2. «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее (Серия «Конференции Департамента экономической теории ГУ-ВШЭ») / Под общей ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
3. Monopoly and Competition Policy. Series no. 30. Two volume set. The International Library of Critical Writings in Economics series / Ed. by F.M. Scherer, Aetna Professor, Emeritus, John F. Kennedy School of Government, Harvard University, US, 2016.
4. Теодорович М.Л., Ивашиненко Н.Н. Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 428-435.
5. Указ губернатора Оренбургской области «О внедрении на территории Оренбургской области стандарта развития конкуренции в субъектах РФ» № 111 ук от 10.03.2016.
6. Бисикало Е.Э. Основные подходы к оценке конкуренции в переходной экономике // Baikal Research Journal. 2011. № 4. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx?id=8195 (дата обращения: 12.04.2017).
7. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.
8. Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с англ.; предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. М.: Экономика, 1995. 540 с.
9. Тамбовцев В.Л. Конкуренция как экономическое благо // TERRA ECONOMICUS. 2017. Том 15. № 1. С. 16-28.
10. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
11. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2579-р (ред. от 02.07.2014) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и отмене распоряжений Правительства РФ от 19.05.2009 №691-р и от 17.12.2010 № 2295-р».
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1738-р от 5.09.2015 «Об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».
13. Рекомендации ФАС России органам исполнительной власти субъектов РФ по внедрению Требования «Проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона» Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ ИА/44545/14 от 31.10.2014.
14. Поручение первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации ИШ-П13-2189 от 02.04.2014.
15. Распоряжение Правительства РФ от 01.09.2015 г. № 1704-р об утверждении изменений в акты Правительства РФ.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.09.2016 № 1969-р (утверждение изменений в Стандарте развития конкуренции).
SOCIALLY ORIENTED COMPETITION POLICY
M.L. Teodorovich1, V. V. Okshin2
'National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 2Orenburg State University
The paper discusses the development and implementation of socially oriented competition policy. The analysis of different approaches towards pro-competitive economy establishment shows the need of creating new models to improve competition process management at both the regional and the municipal level for local development. The paper makes the case for a model, which takes into account positions of consumers and entrepreneurs as the main actors of competition process, on a wide range of interrelated monitoring indicators. The methodology for competition monitoring developed by the authors and implemented in the Orenburg region contains options for creating a system for measuring the public opinion towards competition in both regional and local commodity markets. The authors suggest regular monitoring the dynamics of customer satisfaction with the quality, range and stability of goods and services supply on commodity markets, price competition and other indicators of social and economic efficiency of authorities' decisions. The methodology shows the possibilities of increasing the effectiveness of the decisions in the field of competition regulation, and flexible options of changing the focus depending on the population's assessments of the priorities and problems in the functioning of particular markets.
Keywords: competition, customer satisfaction, monitoring.