Научная статья на тему 'Удовлетворенность потребителей состоянием конкурентной среды в Нижегородской области'

Удовлетворенность потребителей состоянием конкурентной среды в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК / РЫНОЧНЫЕНИШИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / COMPETITION / MARKET / MARKET NICHES / CUSTOMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова А. В.

Представлены результаты социологического исследования, в задачи которого входил мониторинг удовлетворенности потребителей состоянием конкурентной среды в регионе. Социологическое изучение конкуренции сравнительно новое направление исследований. В экономсоциологических работах, посвященных данной теме, в фокусе внимания находятся взаимодействие конкурирующих агентов, его особенности, сети взаимодействия. Вопросы, связанные с интерпретацией рынка потребителями, особенностями восприятия конкурентной среды, изучены мало. По результатам исследования были выделены основные индикаторы состояния конкурентной среды: удовлетворенность потребителей уровнем цен, удовлетворенность качеством товаров и услуг, оценка широты представленности товаров иуслуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMERS'' SATISFACTION WITH THE STATE OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION

The paper presents some findings of a sociological study focused on customers' satisfaction with the state of competitive environment in the Nizhni Novgorod region. Competition is approached here from a relatively rarely employed customers' perspective; the research focus is shifted from competing business agents and networks of interaction to customers' assessments of diversity and stability of supply of goods and services, their quality and pricing. The results of the study identified the key status indicators of the competitive environment: satisfaction with the state of price level, satisfaction with the quality of goods and services, evaluation of the representation of goods and services

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность потребителей состоянием конкурентной среды в Нижегородской области»

96 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 3 (43), с. 96-102

УДК 316.4

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЕМ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2016 г. А.В. Куликова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Статья поступила в редакцию 09.02.2016 Статья принята к публикации 10.08.2016

Представлены результаты социологического исследования, в задачи которого входил мониторинг удовлетворенности потребителей состоянием конкурентной среды в регионе. Социологическое изучение конкуренции - сравнительно новое направление исследований. В экономсоциологических работах, посвященных данной теме, в фокусе внимания находятся взаимодействие конкурирующих агентов, его особенности, сети взаимодействия. Вопросы, связанные с интерпретацией рынка потребителями, особенностями восприятия конкурентной среды, изучены мало. По результатам исследования были выделены основные индикаторы состояния конкурентной среды: удовлетворенность потребителей уровнем цен, удовлетворенность качеством товаров и услуг, оценка широты представленности товаров и услуг.

Ключевые слова: конкуренция, рынок, рыночные ниши, потребители.

Изучение вопросов конкуренции - относительно новое направление исследований экономической социологии. В работах, посвященных данной тематике, в основном рассматривается тот ее аспект, который можно обозначить как взаимодействие организаций на рынке, различные стратегии их взаимодействия, формирующиеся сети социальных взаимосвязей. Но конкуренция имеет ряд объективных последствий и для потребителя: наличие или отсутствие выбора, уровень цен, качество, стабильность и широта выбора товаров и услуг. К тому же некоторые ученые полагают, что именно конкуренция является основой современного капиталистического общества (см., например, [1, с. 16]).

Цель данной статьи - рассмотреть особенности восприятия конкурентного пространства потребителями. В основе лежит мониторинговое социологическое исследование, проведенное кафедрой экономической социологии факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского по инициативе и при поддержке Нижегородского территориального управления ФАС России. Первый этап исследования (август 2014 г.) включал в себя опрос 1000 респондентов, по 500 в Н. Новгороде и Городце. Второй (сентябрь 2015 г.) - 1002 респондента, 502 в Н. Новгороде и 500 в Городце. Выборки квотные по полу и возрасту.

Рассмотрение традиционно экономического понятия «конкуренция» в рамках социологии можно начать с трудов М. Вебера, который определял конкуренцию как «формально мирное состязание за возможность распоряжаться

теми шансами, которые вожделеют также и другие» [2, с. 117]. При этом в веберовской трактовке социального действия конкуренция будет пониматься не как противопоставление не связанных друг с другом двух или более участников рынка, а как действие, ориентированное на других. Здесь возникает новое направление изучения конкуренции, описывающее социальные предпосылки конкурентной борьбы, когда участники рынка формируют свои стратегии, принимая в расчет действия друг друга, обмениваясь между собой информацией (Х. Уайт) [3]. При этом делается акцент на том, что участники рынка тесно связаны друг с другом и даже зависят друг от друга, в том числе и от того, как строят свои отношения с покупателями.

В дальнейших исследованиях делается акцент на социальной укорененности экономических действий (понятие введено в научный обиход К. Паланьи и М. Грановеттером [4, 5]), на том, как формируются сети социальных взаимосвязей между конкурирующими агентами, как возникают и функционируют системы социальных отношений, формальные и неформальные. Последние представляют особенный интерес для социологии [6, 7].

Продолжая идею социальной укорененности экономических действий, экономсоциологи приходят к выводу, что между конкурирующими агентами возможно установление договорных отношений (М. Аболафия, Н. Биггарт) [8, 9]. Такие соглашения имеют своей целью ограничение влияния краткосрочных интересов и

оппортунистического поведения и возможны текст предпринимательской и конкурентной

Таблица 1

Оценка экономической ситуации жителями Нижегородской области, % _

Аспекты Очень плохо Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично

2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015

В России 5 3 14 24 49 52 26 18 7 2

В Нижегородской области 3 2 12 18 57 53 26 25 2 1

В вашем районе 3 3 13 15 48 52 33 28 3 2

В вашей семье 2 3 9 13 31 44 42 34 15 5

Таблица 1а

Оценка экономической ситуации (Нижний Новгород), %__

Аспекты Очень плохо Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично

2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015

В России 7 4 21 29 48 53 22 12 2 1

В Нижегородской области 4 2 15 23 57 55 23 19 1 1

В вашем районе 4 2 13 16 49 59 32 22 2 2

В вашей семье 2 3 6 14 34 47 45 31 12 6

Таблица 1б

Оценка экономической ситуации (Городец), %__

Аспекты Очень плохо Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично

2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015

В России 3 3 6 20 50 50 29 25 12 2

В Нижегородской области 3 3 8 13 58 51 29 31 3 2

В вашем районе 3 4 12 14 48 45 33 35 4 2

В вашей семье 2 3 11 13 28 41 40 38 18 5

главным образом на основе возникающих сетей социальных взаимодействий.

Таким образом, «экономическая социология предполагает, что между прямыми конкурентами, не вступающими друг с другом в экономические сделки, возникает сложный комплекс социальных связей, обеспечивающих общую устойчивость рынка» [10, с. 50].

В рамках подобного социологического понимания конкуренции можно назвать целый ряд исследовательских работ, посвященных анализу взаимодействия конкурирующих агентов [6, 10-14]. Однако вопросы, связанные с интерпретацией рынка потребителями, особенности восприятия конкурентной среды изучены мало.

Тенденции изменения общего социально-экономического фона

Восприятие состояния отдельных рынков не может не зависеть от восприятия общей социально-экономической ситуации в стране, тем более в условиях кризиса. Общая социально-экономическая ситуация, формирующая кон-

активности, по оценкам жителей Нижегородской области, заметно ухудшилась за прошедший год. Ухудшение затронуло все социальные горизонты - от ситуации в стране в целом до положения дел в отдельных семьях и домохо-зяйствах (таблицы 1, 1а, 1б).

В Нижнем Новгороде ухудшение ситуации ощущается более остро: за прошедший год заметно выросло число не удовлетворенных происходящим в экономике и страны (с 21% до 29%, см. табл. 1), и региона (с 15% до 23%). Заметно выросло и число тех, кто неудовлетворительно оценивает ситуацию и в своей семье (возросло с 6% до 14%). Жители Городца более сдержанно оценивают ситуацию у себя в районе, чем в Нижегородской области и стране в целом. Так, недовольных экономической ситуаций в стране только 20%, а в регионе - 13%. Ситуация в собственной семье также оценивается более позитивно, чем нижегородцами.

Динамика удовлетворенности потребителей уровнем цен на товары и услуги

Рост уровня цен был одной из первых реак-

ций рынка на ситуацию экономической нестабильности. Население высказывает заметно повышенный, по сравнению с показателями прошедшего года, уровень недовольства ценами.

В первую очередь рост недовольства уровнем цен наблюдается по позициям, принадлежащим к категории наиболее необходимых товаров и услуг, таким как продукты питания, лекарства, услуги электроснабжения, - число недовольных по этим позициям увеличилось почти на 30%.

Вторая группа товаров и услуг, число недовольных уровнем цен по которой возросло на 10-20%, также включает социально необходимые позиции: одежда, медицинские услуги, в том числе стоматологические, жилищно-коммунальные (теплоснабжение, управление многоквартирными домами). В то же время заметно выросла удовлетворенность потребителей ценами на услуги общественного транспорта (на 21%), а также мобильную связь (на 16%) и Интернет (на 5%). Оценки стоимости социальных услуг претерпели некоторую отрицательную динамику, но остаются в целом на удовлетворительном уровне.

Специфика жителей Нижнего Новгорода, в сравнении с жителями районного центра, состоит в том, что уровень недовольства ценами практически на все виды товаров и услуг здесь выше, хотя население Городца значительно больше взволновано ростом цен на продукты питания и одежду, обувь: недовольство ценами на рынке продуктов за год выросло на 30% (у нижегородцев - на 25%), а на рынке одежды и обуви - на 21% (у нижегородцев только на 9%). При этом недовольство уровнем цен на услуги электроснабжения и теплоснабжения в обеих группах выросло практически в два раза.

Не столь значимы для жителей Городца, в отличие от нижегородцев, изменения ситуации на рынке общественного транспорта и услуг связи, сотовой и Интернета. Жители столицы региона, напротив, отмечают значительное улучшение уровня цен на данные услуги: на рынке услуг общественного транспорта число удовлетворенных выросло на 32% (среди жителей Городца - только на 9%), услуг сотовой связи - на 29% (среди жителей Городца - на 2%), услуг по предоставлению доступа к Интернету - на 19% (среди жителей Городца - отрицательная динамика - 8%).

Динамика удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг

Если рост цен вызывает заметное недовольство населения, динамика удовлетворенности качеством товаров и услуг не столь значитель-

на. Здесь оценки населения скорее ситуативны, по большинству товаров и услуг за прошедший год снизилось число тех, кто всегда доволен их качеством. Негативная динамика прослеживается на рынках топлива, сельхозтехники, одежды и обуви. Позитивная динамика в оценках населения заметна на рынках сотовой связи и услуг общественного транспорта (таблица 2).

Нижегородцы выше оценивают качество товаров и услуг по сравнению с жителями районного центра. Особенно это заметно в оценках рынков сотовой связи (62% в сравнении с 32%) и Интернета (51% в сравнении с 28%), услуг общественного транспорта (50% в сравнении с 24%) и жилищно-коммунальных (46-57% в сравнении с 28-36%). Однако и динамика снижения доли положительных оценок качества товаров и услуг у нижегородцев значительно выше, чем у жителей районного центра: по таким позициям, как качество одежды и обуви, мебели, бытовой техники, предоставления некоторых социальных услуг, - в среднем на 10%.

Жители области среди всех товаров и услуг особенно недовольны качеством медицинских услуг (26%), в том числе стоматологических (19%), лекарственных препаратов (16%), а также услуг по управлению многоквартирными домами (18%).

Динамика удовлетворенности потребителей стабильностью наличия и широтой выбора товаров и услуг

Стабильность предоставления товаров и услуг, а также широта выбора не представляют для населения региона особой проблемы. При этом наблюдается рост предложений на рынках одежды и обуви, продуктов питания, мебели и бытовой техники, лекарственных препаратов, связи (рост в среднем на 10-15%). Эти же рынки высоко оцениваются по стабильности предоставления товаров и услуг. Высоки оценки общественных и бытовых услуг, транспорта. Наблюдается рост недовольства предложением на рынках жилищно-коммунальных услуг (в среднем на 20%). Снизилось число удовлетворенных предложением на рынках сельхозтехники, удобрений (на 12%), топлива (на 10%), стоматологических услуг (на 9%). Еще более значительными темпами, на 25-30%, уменьшилось число довольных возможностью выбора в таких сферах, как дошкольное образование и уход за людьми с ограниченными возможностями. При этом удовлетворение спроса на данные услуги стало зависеть скорее от ситуации, от каждого конкретного случая (таблица 3).

Таблица 2

Удовлетворенность положением дел со следующими товарами, работами и услугами, %_

Не довольны Когда как Довольны Не довольны Когда как Довольны

Направление деятельности компаний Уровень цен Качество

4 5 4 5 4 5 4 5 4 01 5 4 5

о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 2 о 2 о 2 о 2

Продукты питания 39 67 43 18 17 15 15 14 51 56 33 30

Одежда и обувь 29 44 50 36 20 19 12 11 50 64 37 25

Мебель 30 31 48 45 22 24 11 7 53 66 35 26

Бытовая техника 30 31 50 46 20 23 12 4 52 68 35 28

Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения 21 12 50 67 29 20 11 3 48 76 40 21

Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) 26 27 52 48 21 25 12 6 55 64 32 30

Общественный транспорт 45 15 37 46 18 39 25 9 47 55 27 37

Бензин и дизельное топливо 55 50 31 33 14 16 18 12 43 63 38 25

Лекарственные препараты 44 71 44 22 11 6 18 18 51 55 31 26

Стоматология 47 58 38 34 14 8 19 21 53 61 27 18

Медицинские услуги 45 54 41 36 13 10 21 28 54 56 24 16

Услуги в сфере культуры 20 64 16 13 71 16

Услуги учреждений дошкольного образования 25 16 49 72 26 12 15 9 52 78 31 12

Услуги детского отдыха и оздоровления 24 69 7 10 76 14

Услуги дополнительного образования детей 20 72 8 9 75 16

Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями 24 13 50 83 26 4 18 11 51 85 30 4

Услуги социального обслуживания населения 13 81 6 12 84 4

Сотовая связь 18 11 52 43 29 45 10 6 51 47 38 47

Интернет 19 11 48 51 33 38 12 9 44 51 43 39

Услуги по управлению многоквартирными домами 21 35 50 53 27 11 19 20 51 59 29 20

Водопровод 30 35 45 35 24 29 16 12 39 48 44 40

Электроснабжение 31 59 48 27 21 14 16 10 39 48 43 42

Теплоснабжение 31 50 46 38 23 12 18 11 38 52 43 37

Газоснабжение 30 35 46 37 24 27 12 7 42 45 45 47

Гостиничные услуги 11 75 13 4 80 15

Автокомпоненты 22 64 13 4 75 20

Строительство 31 61 8 14 74 11

Жителей районного центра от нижегородцев отличает, прежде всего, меньшая степень удовлетворенности предложением и стабильностью работы рынков товаров и услуг. Особенно заметен рост не удовлетворенных предложением в сфере ЖКХ: рынок услуг по управлению многоквартирными домами, водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. Однако за прошедший год значительно выросло число тех, что доволен выбором на рынках продуктов питания (рост на 17%), мебели (на 12%), бытовой техники (11%), одежды и обуви (7%).

Неудовлетворённый спрос и возможные варианты развития рынков

Оценки потребителями широты выбора компаний, предоставляющих различные товары и услуги, позволяет зафиксировать наблюдаемое потребителями отчетливое снижение предложения почти на всех рынках. По сравнению с 2014 г. по всем исследуемым позициям частота мнений об избыточности данного товара или услуги снизилась.

При этом за прошедший год на фоне того, что предложение товаров и услуг на большинстве рынков уже не воспринимается как избыточное, значительно увеличилось число тех, кто говорит о достаточном уровне предложения (в среднем более чем на 20%). Исключение составляет лишь рынок жилищно-коммунальных услуг. Здесь мы видим, напротив, снижение предложения по всем услугам жизнеобеспечения населения.

Таблица 3

Удовлетворенность положением^ дел со следующими товарами, работами и услугами, %

Не до- Когда Доволь- Не до- Когда Доволь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вольны как ны вольны как ны

Стабильность наличия Возможность выбрать, найти

Направление деятельности компаний товара/услуги то, что нужно

5 4 5 4 5 4 5 4 01 5 4 5

о <ч о <ч о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 2 о 2 о 2 о 2

Продукты питания 8 3 35 31 56 66 7 4 28 17 62 79

Одежда и обувь 6 4 35 41 57 55 4 5 34 27 60 67

Мебель 7 4 40 40 51 55 7 4 37 29 54 66

Бытовая техника 6 4 42 42 51 53 7 5 39 33 51 62

Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения 8 3 46 67 45 30 13 5 38 59 47 35

Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) 7 4 42 48 50 48 5 5 40 42 53 53

Общественный транспорт 10 5 45 46 44 48 11 6 40 44 48 50

Бензин и дизельное топливо 10 4 40 54 49 42 8 5 37 53 52 42

Лекарственные препараты 9 7 45 46 45 47 9 8 45 38 44 54

Стоматология 10 10 41 54 47 36 9 13 41 48 48 39

Медицинские услуги 10 13 50 50 38 36 11 16 47 48 40 35

Услуги в сфере культуры 12 65 22 19 62 18

Услуги учреждений дошкольного образования 9 7 50 74 39 19 14 12 44 73 40 15

Услуги детского отдыха и оздоровления 9 74 17 17 67 15

Услуги дополнительного образования детей 6 74 19 11 70 18

Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями 13 13 46 81 39 5 20 22 44 73 35 4

Услуги социального обслуживания 11 81 7 21 74 4

населения

Сотовая связь 6 5 43 36 50 59 5 2 38 32 55 65

Интернет 5 7 40 41 54 52 5 6 33 38 60 56

Услуги по управлению многоквартирными домами 11 11 47 57 41 31 14 23 44 57 40 19

Водопровод 11 7 41 40 47 52 13 27 35 45 50 27

Электроснабжение 9 5 42 43 47 52 13 30 36 43 48 27

Теплоснабжение 10 6 41 46 47 48 13 29 37 45 48 26

Газоснабжение 8 4 42 41 48 54 13 28 36 43 49 28

Гостиничные услуги 3 74 23 5 67 27

Автокомпоненты 3 65 31 4 60 35

Строительство 8 66 26 12 59 29

Если же наметившаяся тенденция на сокращение предложения продолжится, может формироваться ощущение выраженного дефицита предложения. Уже сегодня потребители отмечают, что видят недостаточность выбора медицинских услуг, общественного питания, бытовой техники, сельхозинвентаря (таблица 4).

Вместе с тем недостаточное предложение указывает на возможные ниши для развития бизнеса. Основными направлениями для возможного появления новых бизнесменов можно считать: услуги в сфере культуры, дошкольного и дополнительного образования детей, детского отдыха и оздоровления, а также социального обслуживания населения, в том числе и услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями.

При этом жители столицы региона испытывают больший недостаток в разнообразии компаний в вышеназванных отраслях, чем в районных центрах. Перспективны для развития, по оценкам жителей региона, рынки жилищно-коммунальных услуг и управления многоквартирными домами, особенно в областных и районных центрах.

Анализ ответов опрошенных на открытый вопрос по поводу запросов на новые товары и услуги выявил дополнительные перспективы для развития предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что жители Городца несколько чаще говорят о том, что подобной необходимости в новых товарах и услугах нет, все-таки некоторыми отмечается потребность в развитии медицинских услуг и сферы досуга и отды-

ха, а именно необходимость открытия учреждений культуры. Для жителей Нижнего Новгорода характерны другие запросы: ощущается нехватка

парковок и спортивных центров и площадок. Общее для жителей двух городов - существует определенный социальный запрос, который связан с благоустройством города: улиц, дворов, детских площадок.

Выводы

Основной контекст интерпретации рынка потребителями формируется на фоне восприятия общей социально-экономической ситуации в стране. Если ситуация оценивается как кризисная, то и возможности рынка, особенности конкурентной среды воспринимаются критически. Уже сегодня можно говорить о наметившейся тенденции на сокращение предложения ряда товаров и услуг.

При этом рынок открывает новые ниши для бизнеса, направления для развития предпринимательской активности. По результатам исследова-

ния были определены основные индикаторы состояния конкурентной среды: удовлетворенность уровнем цен, удовлетворенность качеством товаров и услуг, оценка широты представленности товаров и услуг.

Список литературы

1. Зингалес Л. Капитализм для народа: как вернуть Америке утраченный ею дух процветания // Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 5. С. 14-19.

2. Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. 424 с.

Таблица 4

Оценка широты выбора компаний, продающих различные товары, работы и услуги, %

Направление деятельности компаний Избыточно много Достаточно Мало Нет совсем

2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015

Продукты питания 50 26 46 67 3 6 1 0

Одежда и обувь 49 17 46 74 4 8 1 0

Мебель 40 12 56 79 4 8 0 0

Бытовая техника 35 10 58 79 6 11 0 0

Сельхозинвентарь, мелкая сельхозтехника, удобрения 21 2 63 78 16 19 0 1

Общественное питание и услуги (парикмахерские и т.п.) 34 11 58 75 8 14 0 0

Общественный транспорт 25 10 57 78 17 12 0 0

Бензин и дизельное топливо 23 7 67 80 9 14 0 0

Лекарственные препараты 34 19 50 72 16 9 0 0

Стоматология 31 8 57 75 12 16 0 1

Медицинские услуги 25 9 53 71 22 19 0 1

Услуги в сфере культуры 2 54 37 7

Услуги учреждений дошкольного образования 13 2 55 66 32 31 1 1

Услуги детского отдыха и оздоровления 3 54 39 4

Услуги дополнительного образования детей 2 61 33 4

Услуги по уходу за детьми и гражданами с ограниченными возможностями 12 0 48 38 37 42 3 19

Услуги социального обслуживания населения 0 50 37 13

Сотовая связь 38 17 55 78 7 6 0 0

Интернет 34 10 58 82 7 7 0 1

Услуги по управлению многоквартирными домами 15 1 56 68 27 26 2 6

Водопровод 15 0 73 67 12 28 0 6

Электроснабжение 16 0 71 67 13 27 0 6

Теплоснабжение 14 0 72 66 14 27 0 7

Газоснабжение 13 1 74 64 13 27 0 8

Гостиничные услуги 12 69 16 2

Автокомпоненты 12 78 9 1

Строительство 11 72 16 1

3. Уайт Х. Рынки и фирмы: размышления о перспективах экономической социологии// Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 5. С. 33-49.

4. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под общ. ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 44-71.

5. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58.

6. Ивашиненко Н.Н. Изучение процессов конкуренции: анализ сетей взаимодействия предприятий // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 4. С. 54-66.

7. Радаев В.В. Что такое конкуренция // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 16-25.

8. Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 63-72.

9. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 5. С. 49-58.

10. Радаев В. В. Атомизированные действия и социальные связи: основы конкуренции в российской розничной торговле // Мир России. 2009. Т. 18. № 2. С. 50-88.

11. Варзакова А. Сетевые отношения между конкурентами (на примере рынка радиорекламы Москвы) // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 4. С. 79-96.

12. Зуева Д.С. Сетевой маркетинг как нетрадиционная форма хозяйственной организации // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 4. С. 67-92.

13. Журавская Т.Н. «Зона свободной торговли»: конкурентная ситуация и деловые стратегии игроков на локальном рынке г. Благовещенска // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 90-108.

14. Радаев В.В. Экономическая борьба и социальные связи: структура конкурентных отношений в новом российском ритейле // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 19-56.

CUSTOMERS' SATISFACTION WITH THE STATE OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT

IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION

A.V. Kulikova

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The paper presents some findings of a sociological study focused on customers' satisfaction with the state of competitive environment in the Nizhni Novgorod region. Competition is approached here from a relatively rarely employed customers' perspective; the research focus is shifted from competing business agents and networks of interaction to customers' assessments of diversity and stability of supply of goods and services, their quality and pricing. The results of the study identified the key status indicators of the competitive environment: satisfaction with the state of price level, satisfaction with the quality of goods and services, evaluation of the representation of goods and services

Keywords: competition, market, market niches, customers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.