Научная статья на тему 'Инструменты государственной поддержки конкуренции в Российской Федерации и их влияниена функционирование организаций сферы услуг'

Инструменты государственной поддержки конкуренции в Российской Федерации и их влияниена функционирование организаций сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1564
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / COMPETITION POLICY / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / BUSINESS ENVIRONMENT / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Благова Ирина Юрьевна, Гришков Антон Федорович

В статье анализируется роль конкуренции в современной рыночной экономике, выявлены приоритетные направления государственной поддержки конкуренции. Анализируются инструменты и механизмы развития конкуренции. Дана оценка влияния мер по развитию конкуренции отраслевых составляющих сферы услуг. Обоснована эффективность инструментов повышения качества деловой среды в целях развития конкуренции на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Благова Ирина Юрьевна, Гришков Антон Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT OF COMPETITION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR IMPACT ON THE FUNCTIONING OF THE SERVICE ORGANIZATIONS

The article analyzes the role of competition in the modern market economy, identifiesthe priority directions of state support of competition. It analyzes the tools and118 Петербургский Экономический журнал • № 2 • 2016Рыночная организация экономики и обеспечение ее конкурентоспособностиmechanisms for the development of competition. And it estimates the impact of measures to promote competition components of industry services. The paper defines the efficiency of the tools to improve the quality of the business environment in order to promote competition at the regional level.

Текст научной работы на тему «Инструменты государственной поддержки конкуренции в Российской Федерации и их влияниена функционирование организаций сферы услуг»

инструменты государственной поддержки конкуренции в российской федерации и их влияние на функционирование организаций сферы услуг

INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT OF COMPETITION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR IMPACT ON THE FUNCTIONING OF THE SERVICE ORGANIZATIONS

УДк [339.137.2 : 338.2](470) : 338.46

БЛАГОВА Ирина Юрьевна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, blagovairina@yandex.ru

BLAGOVA, Irina Yurievna

Associate Professor at the Economic and Social Processes Management Department in the Saint Petersburg state Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, blagovairina@ yandex.ru

ГРИШКОВ Антон Федорович

аспирант Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, kafuesp@ gukit.ru

GRISHKOV, Anton Fedorovich

Postgraduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, kafuesp@gukit.ru

Аннотация.

В статье анализируется роль конкуренции в современной рыночной экономике, выявлены приоритетные направления государственной поддержки конкуренции. Анализируются инструменты и механизмы развития конкуренции. Дана оценка влияния мер по развитию конкуренции отраслевых составляющих сферы услуг. Обоснована эффективность инструментов повышения качества деловой среды в целях развития конкуренции на региональном уровне.

Ключевые слова: конкуренция, антимонопольная политика, деловой климат, сфера услуг.

Abstract.

The article analyzes the role of competition in the modern market economy, identifies the priority directions of state support of competition. It analyzes the tools and

mechanisms for the development of competition. And it estimates the impact of measures to promote competition components of industry services. The paper defines the efficiency of the tools to improve the quality of the business environment in order to promote competition at the regional level.

Key words: competition, competition policy, business environment, services.

Взгляды представителей различных экономических учений на роль государства в поддержке конкуренции на рынках исходят из понимания конкуренции как главного фактора обеспечения макроэкономической стабильности, а также инструмента повышения эффективности рыночной экономики на всех уровнях.

Обобщая взгляды ученых на проблему государственного регулирования конкуренции, можно выделить два этапа: этап господства взглядов представителей классической политэкономии, полагавших, что «невидимая рука рынка» способна самостоятельно отрегулировать рыночные процессы и установить баланс рыночных сил; этап господства кейнсиан-ских взглядов, основанных на необходимости государственного вмешательства в экономику с целью преодоления кризисов и совокупности проблем, связанных с несовершенной конкуренцией и постепенной монополизацией рынков. Большинство современных экономистов-исследователей сходятся во мнении, что стремление предпринимателей к занятию монопольного положения является объективным следствием развития рыночных отношений. В первую очередь оно обусловлено возможностями использования монопольного положения для получения более высокой прибыли по сравнению с прибылью, которую возможно получить на открытых конкурентных рынках при сохранении равных условий организации производства [1]. Сама идея государственного управления конкуренцией на рынках в условиях капитализма заключается в ограничении возможности монополий воздействовать на предложение и цены на основе принудительного разукрупнения и санкционного преследования злоупотреблений доминирующим

положением. Таким образом, государственная конкурентная политика заключается в разработке механизмов регулирования отраслей, технико-экономические условия которых исключают возможность формирования конкурентных рынков (естественные монополии) и регулировании развития отраслей, на которых эффективное производство товаров и услуг может быть обеспечено только при наличии конкуренции. Как образно отмечается в работе американских экономистов К. Р. Мак-коннелла и С. Л. Брю, честно конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рынка, ждет прибыль и упрочение конкурентных позиций. Уделом предпринимателей, нарушающих законы свободного рынка, являются убытки и банкротство. При конкуренции покупатели - это хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуги [2]. Следовательно, конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономиках смешанного типа, суть которого заключается в подчинении производителей товаров и услуг и поставщиков ресурсов диктату покупателей.

Экономическая система Российской Федерации является смешанной экономической системой, в которой функции решения основных экономических задач равномерно распределены между правительством и рыночным механизмом. Функции правительства заключаются в поддержании и облегчении работы системы свободного рынка, а государство призвано соблюдать ценовое и производственное равновесие между конкуренцией и монополизацией. Задач, необходимых для реализации данной функции правительства, достаточно много и все они разнообразны, однако в целом их можно разделить на три основных направления: формирование институциональной среды;

разработка нормативно-правовой базы и поддержание общественной атмосферы, необходимой для нормального функционирования рынка; защита конкуренции.

Отметим, что решение последней задачи в Российской Федерации по сравнению с развитыми капиталистическими странами затрудняется проблемами ускоренной рыночной трансформации, в первую очередь отсутствием истории развития и отработанной системы поддержки конкуренции. В России история антимонопольного регулирования начинается с образования в 1990 г. Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В связи с этим авторы согласны с позицией В. Н. Архангельского, полагающего, что недостаточное развитие конкуренции на рынках России в какой-то мере объективно. Оно отражает постановку утопической задачи - перехода к свободному рынку сразу от государственного монополизма [3].

В настоящее время поддержка конкуренции в стране гарантирована Конституцией, является одной из основ конституционного строя и постоянным приоритетом государственной экономической политики [4]. В «Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.» отмечается, что конкуренция является основой поступательного развития страны, обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает эффективное распределение ресурсов [5].

Уровень развития конкуренции является индикатором экономического развития страны. Обращаясь 4 декабря 2014 г. с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, Президент России сделал особый акцент на том, что конкуренция является решающим фактором повышения качества услуг социальной сферы. К рынкам, требующим повышенного внимания, в первую очередь относятся рынки образовательных услуг, особенно частный дошкольный сектор, рынок транспортных услуг и услуг жилищно-коммунального хо-

зяйства. Проблемы недостаточного развития конкуренции в стране усугубляются противоправными действиями, такими как коррупция, уход от налогов, использование других криминальных и полукриминальных схем, которые деформируют предпринимательскую среду, лишают добросовестных бизнесменов стимулов к развитию. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда, отмечен в числе социальных и институциональных проблем, накладывающих ограничения на возможности дальнейшего роста экономики.

Основным институтом, реализующим государственную антимонопольную политику, является созданная в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 г. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС РФ) - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации. Первая редакция Закона «О защите конкуренции» № 135-Ф3 была принята в 2006 г. Для сравнения - антимонопольное законодательство США отсчитывает свою историю с 1890 г., когда был принят Закон Шермана, ограничивающий деятельность трестов. Подобные нормативные акты приблизительно в это же время были приняты в других экономически развитых странах, составив особую отрасль права. Первые редакции антимонопольных законов в Японии, Великобритании и Франции были приняты в 1947, 1948 и 1945 гг. соответственно, что говорит о том, что в послевоенные годы государственное вмешательство в конкурентные процессы на рынках было направлено на скорейшее решение проблем монополизации ключевых отраслей промышленного производства. Отметим, что антимонопольное законодательство тех лет в максимальной степени отвечало интересам рядовых потребителей товаров и услуг, а также мелких и средних предпринимателей [6].

В настоящее время различают две системы антимонопольного законодательства - евро-

пейскую и американскую. Принципиальные различия состоят в том, что европейская система руководствуется доктриной юридической проверки деятельности предприятий в целях пресечения злоупотребления монопольным положением. Американская модель антимонопольного законодательства руководствуется доктриной юридического запрета на создание объединений предпринимателей с целью реализации монопольного господства в отрасли или на рынке. Современное антимонопольное законодательство западноевропейских стран унифицировано согласно требованиям институтов интеграционных экономических союзов. Однако общей проблемой остается нестабильность применения антимонопольного законодательства и невозможность ограничения деятельности крупных транснациональных компаний. Сложность заключается также и в том, что нормативно-правовое антимонопольное регулирование ограничено довольно узким методическим инструментарием и направлено на устранение правонарушений, а не на обеспечение условия развития конкуренции.

Таким образом, с переходом экономики России на рыночные отношения и до 2000-х гг. в качестве основного инструмента конкурентной политики использовались защитные и ограничительные механизмы, вследствие чего современная конкурентная политика Российской Федерации в основном также отождествляется с ограничительной антимонопольной политикой. В то же время государственное регулирование конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и предпринимательства и является комплексом последовательных разноплановых мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности экономики и модернизации предприятий [7]. При этом задачей государства является также содействие созданию новых предприятий, особенно предприятий малого и среднего бизнеса. Инструментами решения задачи по улучшению качества условий хозяйственной деятельности служат налоговая, ценовая, инвестиционная политика, реализуемая правительством,

таможенное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий. Именно на указанных моментах, направленных на поддержку развития конкуренции, акцентируется внимание в совокупности программных документов.

Регулирование развития конкуренции в России осуществляется на основе Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». В нем определены направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными «дорожными картами», разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции, а именно:

• включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;

• внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;

• снижение доли государственного сектора в экономике;

• развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;

• развитие конкуренции при осуществлении закупок;

• упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;

• повышение уровня защиты прав потребителей [4].

План содержит контрольные показатели эффективности, ключевые события, сроки и основные документы, а также определяет исполнителей по каждому из мероприятий.

Согласно Конституции Российской Федерации защита конкуренции обеспечивает публичный интерес Российской Федерации, а отношения в области защиты конкуренции регулируются только на федеральном уровне. Таким образом, на уровне субъектов Федерации защита конкуренции не регулируется, но возможна организация разнообразных

мер по поддержке и развитию конкуренции, например, в виде разработки региональных дорожных карт развития конкуренции. В частности, с 1 января 2015 г. все губернаторы будут оцениваться по новому критерию - содействию развитию конкуренции на основе регионального Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [7]. Одной из приоритетных задач является рейтингование регионов. В этой связи ФАС РФ во исполнение поручения Президента Российской Федерации (от 27 апреля 2012 г. № Пр-1092) доработала методику и сформировала рейтинг субъектов Российской Федерации по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды.

Показатель интенсивности конкуренции определяет степень экономического соперничества между предприятиями, а показатель состояния конкурентной среды характеризует состояние инфраструктуры конкуренции и наличие барьеров для ее развития. Расчет рейтинга основан на построении ряда вспомогательных рейтингов, сгруппированных по следующим системам показателей.

1. Группа показателей «Макроэкономические показатели, характеризующие состояние конкурентной среды в регионах Российской Федерации»:

• количество хозяйствующих субъектов (нормировалось на численность населения);

• количество вновь образованных хозяйствующих субъектов за предыдущий календарный год (нормировалось на численность населения, показатель введен с 2015 г.);

• прирост (уменьшение) общего числа хозяйствующих субъектов за предыдущий год, % (показатель введен с 2015 г.).

2. Группа показателей «Количество заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, поступивших в территориальные органы Федеральной антимонопольной службы России от граждан и организаций в расчете на одного хозяйствующего субъекта» и «Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных территориальными органами Федеральной антимонопольной службы России в расчете на одного хозяйствующего субъекта».

3. Использовались результаты анализа состояния конкуренции отдельных товарных рынков за 2013-2014 гг., проведенных Федеральной антимонопольной службой России для оценки состояния конкуренции на сопоставимых товарных рынках. По каждому из проанализированных рынков рассчитываются показатели рыночной концентрации - индекс Герфиндаля-Гиршмана (НН1) и индекс концентрации (СИЗ). Для этих рынков предполагается оптимальным состояние с высокой степенью конкуренции, отклонение от этого состояния считается ухудшением состояния конкурентной среды, что отражается путем начисления штрафных баллов.

4. Результаты опроса Росстатом хозяйствующих субъектов о состоянии конкурентной среды в ряде отраслей, в том числе в строительстве, розничной и оптовой торговле.

На основе Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при участии Минэкономразвития России и ФАС России в 2013 г. разработан региональный Стандарт развития конкуренции, одобренный Правительством Российской Федерации (поручение от 02.04.2014 № ИШ-П13-2189). Стандартом установлен перечень требований, которые должны быть выполнены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в целях развития конкуренции в отраслях экономической деятельности хозяйствующих субъектов с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков [9].

Основными целями Стандарта являются:

1) установление требований к осуществлению деятельности органов исполнительной власти, направленной на создание условий для развития конкуренции;

2) обеспечение системного подхода к развитию конкуренции с учетом специфики региональных рынков товаров и услуг;

3) создание условий и стимулов защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров;

4) обеспечение достижения ключевых целевых показателей, характеризующих развитие конкуренции на рынках субъектов Федерации.

Основными принципами разработки и внедрения регионального Стандарта развития конкуренции являются ориентация на потребителя, заинтересованность высшего руководства субъекта Федерации, системный подход, прозрачность и постоянное совершенствование. Механизмами внедрения Стандарта являются: дорожная карта; мониторинг состояния и развития конкурентной среды и эффективности внедрения Стандарта; ежегодный доклад о состоянии конкуренции в субъекте Федерации.

Мероприятия, направленные на достижение целевых показателей, сгруппированы в Стандарте по отраслевому и системному принципу. К мероприятиям отраслевого характера отнесено развитие конкурентной среды в таких социально значимых отраслях, как услуги дошкольного образования, медицинские услуги, услуги розничной торговли, транспортные и ЖКХ услуги; услуги по обеспечению доступа в Интернет. К мерам системного характера отнесены развитие конкуренции при осуществлении государственных закупок, совершенствование управления предприятиями государственной собственности и ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию.

Проведенный авторами анализ показал, что меры, предусмотренные Стандартом, сосредоточены в основном на двух направлениях: на работе с инвесторами и улучшении делового, инвестиционного и предпринимательского климата. При этом Стандарт обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять постоянный мониторинг административных барьеров и оценку состояния конкурентной среды, который включает в себя:

• мониторинг административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности;

• мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках региона и состоянием ценовой конкуренции;

• мониторинг удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе;

• мониторинг деятельности субъектов естественных монополий локального и регионального уровня.

Таким образом, в системе регулирования российской экономики государственная поддержка развития конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей, которая заключается в основном в минимизации избыточных барьеров предпринимательской деятельности в рамках следующих направлений деятельности:

отмена административных процедур, предусмотренных административными регламентами и признанных избыточными;

минимизация времени рассмотрения документов (заявлений), на право осуществления предпринимательской деятельности;

минимизация состава документов, представляемых на право осуществления предпринимательской деятельности;

повышение гласности в процессе рассмотрения документов на право осуществления предпринимательской деятельности;

облегчение доступности финансовых ресурсов для предпринимателей (государственные преференции, льготное кредитование, бизнес-инкубаторы, информационная поддержка и т. п.).

При анализе региональных особенностей реализации государственной конкурентной политики заслуживает особого внимания акцент разработчиков на развитие конкуренции в различных группах муниципальных образований: в административных центрах (столицах) субъектов Федерации, в городских округах, являющихся промышленными центрами субъектов, а также в моногородах.

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволяет сделать вывод о том, что концепту-

Таблица 1

Перечень наиболее успешных практик по стимулированию развития конкуренции среди субъектов малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне в Российской Федерации в 2015 г.

Наиболее успешная практика Показатели оценки эффективности внедрения практики

Разработка инвестиционной стратегии муниципального образования • Объем инвестиций в основной капитал, млн руб.; • среднесписочная численность занятых в экономике, млн. чел.

к Разработка и размещение в открытом доступе инвестиционного паспорта • Доля предпринимателей, пользующихся информацией паспорта, от общего числа предпринимателей региона, %

с и <и \о о и о к Принятие комплекса нормативных актов поддержки малого и среднего предпринимательства • Доля инвестпроектов, получивших поддержку от органов местного самоуправления, от общего числа проектов, реализуемых на территории муниципального образования, %

я н л о к Организация сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» • Объем инвестиций в инвестпроекты, сопровождаемых по принципу «одного окна», млн руб.; • соотношение инвестиций в инвестпроекты, сопровождаемые по принципу «одного окна», к общему объему инвестиций в основной капитал, %

Утверждение процедуры реализации проектов с использованием механизмов муниципально-частного партнерства • Количество инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением механизмов муниципально-частного партнерства, ед.

о К <и К 3 О И & й Й у 2 С Й о Формирование системы информационной и консультационной поддержки и популяризация предпринимательской деятельности • Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, принявших участие в обучающих мероприятиях, конференциях, круглых столах по вопросам развития предпринимательской деятельности, от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, %

О \о •Ф о к Разработка плана создания инвестиционных объектов и необходимой инфраструктуры • Количество инфраструктурных объектов, ед.; • степень исполнения плана создания инвестиционных объектов, %

О О Я о Й 8 О ад Создание общественного совета по развитию предпринимательства при главе муниципального образования • Доля вопросов и предложений, поступивших на рассмотрение совета, по итогам которых приняты решения, от общего количества обращений в общественный совет, %

а 3 я ЕГ а и а о к ^ Й ю ^ ° О Создание специализированных организаций по развитию предпринимательства: • центр по поддержке предпринимателей; • фонд городского развития; • коворкинг-центра • Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся услугами центра и удовлетворенных качеством услуг, от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства, %; • количество проектов, реализуемых при поддержке фонда, ед.; • количество клиентов коворкинг-центра, ед.

Практическое сопровождение Обеспечение присутствия на территории муниципальных образований институтов развития и объектов финансовой инфраструктуры • Количество институтов развития финансовых организаций, с которыми заключены соглашения о размещении представительств (филиалов) на территории муниципального образования, ед.

Проведение мероприятий по сокращению сроков и финансовых затрат на прохождение разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов • Среднее время прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов, дн.

Примечание. Составлено авторами.

альными направлениями поддержки развития конкуренции на муниципальном уровне являются направления в области нормативного, информационного и организационного обеспечения, ориентированные на повышение инвестиционной привлекательности субъекта, снижение административных барьеров и формирование специальных институтов развития.

Направления и эффективность государственной конкурентной политики являются объектом внимания различного рода государственных структур, негосударственных некоммерческих организаций и объединений, деятельность которых включает в себя оценку конкурентной среды, контроль реализации государственных программ развития конкуренции, а также разработку мероприятий по развитию конкуренции. В их числе отметим в первую очередь автономную некоммерческую организацию «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»; Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»; Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия»; Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Оценку состояния конкурентной среды в Российской Федерации также осуществляет Росстат и международные

институты, такие как Всемирный экономический форум (ВЭФ).

Кроме того, представляется целесообразным выделить, помимо оценки состояния конкуренции, в качестве самостоятельного предмета исследования оценку состояния конкурентной среды, которая включает в себя наличие таких предпосылок развития конкуренции, как стимулирующие конкуренцию состояние нормативной правовой базы, систему государственной поддержки, а также наличие необходимых институциональных предпосылок. В таблице 2 представлены результаты опроса предпринимателей, проведенного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации в 2014 г. [9].

Согласно данным, представленным в таблице 2, представители почти всех категорий бизнеса указали на увеличение числа своих конкурентов в течение последних трех лет. Отметили данную тенденцию 58% всех респондентов, как и почти 60% микропредприятий и малого бизнеса. Хотя около 55% представителей среднего и крупного бизнеса (с величиной оборота более 400 млн руб.) также отмечают рост количества конкурентов на своих основных рынках, 71% предприятий-гигантов (около 90% из них представляют крупный бизнес) с численностью сотрудников более

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Как изменилось число конкурентов бизнеса, который Вы представляете, на основном рынке товаров и услуг за последние 3 года?» по размеру бизнеса и по величине годового оборота

Категория бизнеса (размер годового оборота) Изменение числа конкурентов в течение последних трех лет, %

увеличилось сократилось не изменилось затрудняюсь ответить

Микропредприятия (до 60 млн руб.) 59 16 20 5

Малый бизнес (от 60 до 400 млн руб.) 60 15 19 6

Средний бизнес (от 400 до 1000 млн руб.) 53 12 29 6

Крупный бизнес (более 1000 млн руб.) 55 7 34 5

Затрудняюсь ответить 45 17 31 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 58 15 22 5

1000 человек оказались менее оптимистичны. На увеличение числа российских конкурентов указывали в основном представители сферы услуг (38% отметивших рост числа российских конкурентов), сектора торговли (24%) и сектора строительства (16%). В этих отраслях также было отмечено увеличение числа иностранных конкурентов. Респонденты, отметившие снижение количества конкурентов на основном для себя рынке, в качестве причин данной тенденции выделили антиконкурентное давление со стороны органов власти (27%), изменение нормативно-правовой базы (24%) и снижение числа российских конкурентов (18%). Таким образом, можно сделать вывод о росте уровня конкуренции и улучшении состояния конкурентной среды в российской экономике.

Отметим, что в публикациях последних лет встречаются точки зрения, суть которых можно свести к обоснованию отсутствия пользы от наличия конкуренции. Ряд авторов отмечают, что реальный свободный рынок далек от своей теоретической модели и достаточно неэффективен, эта неэффективность проистекает из природы капитализма. Делая акцент на текущей рыночной конъюнктуре, авторы приходят к парадоксальным выводам, что конкуренция в рыночной экономике сегодня приносит больше вреда, чем пользы, а конкуренция нужна и значима только для крупного бизнеса [10; 11]. Против аксиоматической пользы конкуренции для потребителя выдвигаются такие аргументы, как обусловленность высокого качества товаров и услуг внутренней политикой современных компаний, а не влиянием конкуренции. В ряде источников содержатся также расчеты, указывающие на то, что

избыток конкуренции ведет в условиях экономического спада к массовым разорениям предпринимателей, а также отмечается тенденция резкого роста себестоимости оригинальных товаров за счет снижения оборотов у производителя из-за появления новых предприятий, снижающих цену путем снижения качества товаров и услуг.

Таким образом, в условиях смешанной экономики конкуренция выступает в качестве одного из основных стимулов научно-технического прогресса, а также повышения качества товаров и услуг при одновременном снижении цен на них.

В Российской Федерации низкий уровень конкуренции на ряде рынков, в первую очередь на рынке услуг социальной сферы, таких как дошкольное образование, транспортные услуги, услуги ЖКХ, является социальной и институциональной проблемой, накладывающей ограничения на возможности дальнейшего роста экономики и социальной сферы. На федеральном уровне конкурентная политика заключается в основном в разработке новых нормативно-правовых актов и совершенствовании правоприменения. На региональном уровне развитие конкурентного поля заключается в реализации мероприятий по улучшению делового климата. В настоящее время государственная конкурентная политика в Российской Федерации акцентирует внимание на региональных аспектах стимулирования конкуренции на основе таких инструментов, как региональный Стандарт развития конкуренции, дорожная карта развития конкуренции и рейтинговая оценка региона по уровню развития конкуренции на рынках.

Список литературы

1. Лузина И., Малых О., Стебунова Е. История экономики и экономических учений: учебник // Электронная библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Econom/history_economy/index.php (дата обращения: 18.11.2015).

2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.; пер. с англ. Т. 1. Бишкек: Туран, 1999. 387 с.

3. Архангельский В. Н. Роль государства в развитии конкуренции на товарных рынках. URL: http://pandia.ru/text/77/508/39304.php (дата обращения: 03.09.2015).

4. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2579-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.02.2016 № 174-р) // Компания Консультант-Плюс [Офиц. сайт]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=19381 2;fld=134;from=188345 (дата обращения: 13.01.2016).

5. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. // Антимонопольная служба Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://www.fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_ antimonop_reg_13-14.pdf (дата обращения: 18.11.2015).

6. Батыр К. И. История государства и права зарубежных стран: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2003. 496 с.

7. Савон И. В. Роль государственной поддержки конкуренции в развитии экономики Ростовской области // Управление экономическими системами. 2012. № 3. URL: http://uecs.ru/uecs-39-392012/item/1105-2012-03-06-05-25-09. (дата обращения: 18.11.2015).

8. Стандарт развития конкуренции // Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://fas.gov.ru/vazhnaya-informacziya/ standart-razvitiya-konkurenczii/ (дата обращения: 05.11.2015).

9. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации // Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://www.fas.gov. ru/about/list-of-reports/report.html?id=318 (дата обращения: 19.11.2015).

10. Зачем нужна конкуренция в экономике? Нетривиальный взгляд на пользу конкуренции. URL: //http://iqreview.ru/economy/market-competition/#i-3 (дата обращения: 19.11.2015).

11. Байков Е. А. Организация стратегического планирования на предприятиях сферы услуг в условиях нестабильности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 3(173). С. 98-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.