УДК 004.934
РАЗРАБОТКА МОДУЛЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Никита Вячеславович Бергер
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, студент, тел. (913)399-18-95, e-mail: [email protected]
Евгения Михайловна Волегжанина
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, магистрант, тел. (913)399-18-95, e-mail: [email protected]
Ирина Сергеевна Волегжанина
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, кандидат педагогических наук, доцент кафедры языковой подготовки и межкультурных коммуникаций, e-mail: [email protected]
Татьяна Сергеевна Зайцева
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, ст. преподаватель, тел. (923)155-04-72, e-mail: [email protected]
В современном мире стремительный рост объема информации ведет к постоянному расширению и обновлению учебного контента. Это требует более эффективной организации самостоятельной и аудиторной работы студентов. Также важная роль, которая отводится профессионально-ориентированному английскому языку при формировании компетенций кадров транспорта будущего, ориентирует на разработку дистанционных курсов, обеспечивающих индивидуальную траекторию обучающего процесса в удобном для студентов режиме.
Ключевые слова: дистанционный курс, профессионально-ориентированный английский язык, модуль распознавания речи, модуль методической поддержки.
DEVELOPMENT OF MODULES OF INTERACTIVE METHODICAL SUPPORT AND SPEECH RECOGNITION FOR DISTANCE LEARNING OF THE ENGLISH LANGUAGE
Nikita V. Berger
Siberian Transport University, 191, Dusi Kovalchuk St., Novosibirsk, 630049, Russia, Student, phone: (913)399-18-95, e-mail: [email protected]
Evgenia M. Volegzhanina
Siberian Transport University, 191, Dusi Kovalchuk St., Novosibirsk, 630049, Russia, Graduate, phone: (913)399-18-95, e-mail: [email protected]
Irina S. Volegzhanina
Siberian Transport University, 191, Dusi Kovalchuk St., Novosibirsk, 630049, Russia, Ph. D., Associate Professor, Department of Language Training and Intercultural Communications, e-mail: [email protected]
Tatyana S. Zaitseva
Siberian Transport University, 191, Dusi Kovalchuk St., Novosibirsk, 630049, Russia, Senior Lecturer, phone: (923)155-04-72, e-mail: [email protected]
In the modern world, the rapid growth of the volume of information leads to the constant expansion and updating of educational content. This requires a more efficient organization of independent and classroom work of students due to the fact that frequently asked organizational questions and training exercises are transferred to the computer. Also, the important role assigned to the professionally-oriented English language when forming the competencies of future transport personnel, focuses on the development of distance courses that provide an individual trajectory of the learning process in a mode convenient for students [1].
Key words: distance learning, professionally oriented English, speech recognition module, module for methodological support.
Для эффективной организации самостоятельной и аудиторной работы студентов в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС), г. Новосибирск было предложено создать модули «Интерактивный электронный помощник в обучении» и «Распознавание устной англоязычной речи» для существующего дистанционного курса «Английский язык в сфере железнодорожного транспорта», внедренного в СДО Moodle. Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
- создать прототип модуля «Интерактивный электронный помощник», обеспечивающего методическую поддержку пользователей в процессе обучения;
- создать прототип программного обеспечения (ПО) для разработки модуля «Распознавание устной англоязычной речи» в разделе курса «Vocabulary» (освоение лексики);
- провести апробацию созданных прототипов;
- внести коррективы в прототипы и подготовить их к размещению в СДО Moodle.
Для того чтобы оценить место предлагаемого решения среди аналогичных разработок был проведен их сравнительный анализ. Проведен анализ известной электронной среды обучения иностранным языкам «English First», курсы английского языка в некоторых языковых школах России и курсы английского языка в железнодорожных вузах по следующим критериям: наличие автоматической методической поддержки обучающихся; наличие функции распознавания речи; стоимость обучения для студентов; открытость ПО; является ли курс дистанционным; имеет ли курс отраслевую направленность. Результаты проведенного анализа показаны в таблице.
В итоге был сделан вывод, что профессионально-ориентированный дистанционный курс английского языка с интерактивной методической поддержкой пользователей и возможностью распознавания речи может стать эффективным решением для обучающихся железнодорожных вузов [2].
Сравнительный анализ аналогичных разработок
Дистанц. курс Автомат. метод. поддержка процесса обучения Функция распознавания речи Бесплатный для студентов Открытость ПО Отраслевая специфика
Эл. среда обучения ин. яз. «English First» + + + - - -
Курсы англ. яз. в яз. шк. России + +/- +/- - - -
Курсы англ. яз. в ЖД вузах России - - - + - +
Реализация модуля «Интерактивный помощник» предполагается с использованием лицензионного ПО iSpring, с помощью которого были разработаны модули дистанционного курса «Английский язык в сфере железнодорожного транспорта» [3].
С целью выбора ПО для разработки модуля распознавания речи был проведен отдельный анализ. В качестве требований к такому ПО были определены следующие:
1. Для обучающегося:
- распознавание произношения отдельных слов с учетом ударения;
- оценка правильности произношения;
- общая оценка выполнения заданий в баллах и %, а также качественная оценка;
- алгоритм «если верно, то переход к следующему слову, если неверно, то запрет перехода, если исчерпаны все попытки, то появляется совет «Проверьте произношение в словаре» и модуль закрывается [4].
2. Для редактора в редакторе модуля:
- можно задать проходной балл;
- можно задать количество попыток;
- можно редактировать список слов;
- можно заменить содержание реплик в откликах на результат выполнения задания;
- можно задать ссылку на ресурс в Интернет.
3. Конвертирование файлов:
- архив SCORM для загрузки в СДО Moodle;
- файл для офлайн использования (например, с расширением .exe).
В результате было установлено, что полностью отвечающих сформулированным требованиям, не обнаружено. Наиболее точные можно назвать следующие программы:
- SpeechLogger - сервис для распознавания речи, в котором не предусмотрена возможность оценки правильности произношения;
- Онлайн-система ilab - закрытая онлайн система, используемая языковой школой EnglishFirst, в которой имеется возможность распознавания английской речи, но в силу отсутствия информации о данной системе сложно предположить её использование системы в данном проекте.
Другие найденные программы схожи с вышеперечисленными, в силу этого можно сделать вывод, что они не подходят в качестве инструментов для разработки требуемого модуля. Наиболее подходящим инструментом является технология SpeechKit Cloud от Яндекс.
Планируются следующие результаты реализации данного проекта:
- эффективная организация самостоятельной работы студентов железнодорожного вуза по изучению профессионально-ориентированного английского языка;
- отработка коммуникативных навыков в электронной среде;
- ориентация на индивидуальную траекторию процесса обучения в режиме 24/7.
Реализация разработки представляется как поэтапный процесс. На начальном этапе создается прототип электронного помощника. Проектная модель диалога обучающегося с электронным интерактивным помощником визуализирован на рис. 1, 2, 3.
Рис. 1. Проектная модель диалога обучающегося с электронным интерактивным помощником
Рис. 2. Проектная модель диалога обучающегося с электронным интерактивным помощником
Рис. 3. Проектная модель диалога обучающегося с электронным интерактивным помощником
Далее планируется разработать прототип ПО, способный распознавать устную речь на английском языке. Завершающий этап - апробация прототипов в процессе обучения английскому языку студентов специальности «Эксплуатация железных дорог», внесение корректив и подготовка к внедрению в реальный процесс обучения.
Таким образом, новизну предлагаемого образовательного решения будут определять: ориентированность на отраслевую специфику; сбалансированное развитие всех видов речевой деятельности; возможность построения индивидуальной траектории обучения для формирования компетенций, обеспечивающих профессиональную коммуникацию в условиях интеграции транспортной системы России в транспортную систему мира.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В. Подходы к созданию электронного учебно-методического комплекса в рамках реализации контекстного обучения иностранному языку // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук), № 8 (35). Том 2. -Москва: 2013 - С. 128-136.
2. Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S.V. E-Learning Package for IT-Based English Language Learning // QUAESTI. Proceedings in the 1st Virtual Multidisciplinary Conference (December 16 - 20, 2013), Zilina, Slovakia. EDIS - Publishing Institution of the University of Zilina in 2013. ISBN: 978-80-554-0826-2. ISSN: 1339-5572. - c.135-137.
3. Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В. Электронное учебное пособие «English for Railways. Part I. Railway Track and Railway Structures = Английский язык в сфере железнодорожного транспорта. Часть I. Железнодорожный путь и путевые сооружения» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Новосибирск, 2016. - Свидет. о гос. рег. № 21720 от 22.03.2016.
4. Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В. Мультимедийный практикум "English for railways. History of railway development = История развития железных дорог" - Электр. дан. (58 Мб) - Новосибирск, 2016. - 1 электр. Свидет. о гос. рег. № 22385 от 14.12. 2016.
© Н. В. Бергер, Е. М. Волегжанина, И. С. Волегжанина, Т. С. Зайцева, 2018