Научная статья на тему 'Разработка модели реализации программы школьного технологического образования'

Разработка модели реализации программы школьного технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1790
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ" / МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Оксана Николаевна

В настоящее время на государственном уровне предметная область «Технология» рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования. Поэтому в рамках федеральной целевой программы развития образования на период 2016-2020 гг. на региональном уровне разработан комплекс мер по развитию технологического образования. В статье представлена программа семинара по разработке муниципальной модели реализации предметной области «Технология». Предлагаются подходы проектирования модели реализации технологического образования на основе стратегии развития муниципалитета, миссии школы, условий образовательной организации/территории и образовательных потребностей школьников на основании положений проекта концепции модернизации содержания, и технологий преподавания предметной области. В результате работы участниками семинара представлена муниципальная схема системы образования административного округа, имеющиеся предприятия и организации; проанализированы материально-технические возможности общеобразовательных организаций, находящиеся на территории, кадровый потенциал педагогов, и на основании требований к образовательным результатам предметной области «Технология» разработана собственная модель реализации программы школьного технологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a model program of school technology education

Currently, the state-level subject area of “technology” is considered as one of the priorities of the school. Therefore, in the framework of the federal target program of education development for the period 2016-2020 at the regional level is developed a complex of measures on development of technological education. The article presents the program of the seminar on the development of municipal implementation model domain “Technology”. Approaches model design implementation process of education on the basis of the municipality's development strategy, the mission of the school, the conditions of the educational organization/territory and the educational needs of students on the basis of provisions of the draft content of the concept of modernization, technology and teaching of the subject area. As a result of the workshop participants presented the municipal education administrative district scheme, existing enterprises and organizations; analyzed the material and technical capacities of educational institutions in the territory, human resources educators and based on the requirements to the educational results of the domain “Technology” developed its own model of implementation of the program of school technology education.

Текст научной работы на тему «Разработка модели реализации программы школьного технологического образования»

Современная школа

УДК 372.8

Разработка модели реализации

программы школьного технологического образования

О. Н. Богданова

Development of a model program of school technology education

O. N. Bogdanova

Аннотация. В настоящее время на государственном уровне предметная область «Технология» рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования. Поэтому в рамках федеральной целевой программы развития образования на период 2016-2020 гг. на региональном уровне разработан комплекс мер по развитию технологического образования. В статье представлена программа семинара по разработке муниципальной модели реализации предметной области «Технология». Предлагаются подходы проектирования модели реализации технологического образования на основе стратегии развития муниципалитета, миссии школы, условий образовательной организации/территории и образовательных потребностей школьников на основании положений проекта концепции модернизации содержания, и технологий преподавания предметной области. В результате работы участниками семинара представлена муниципальная схема системы образования административного округа, имеющиеся предприятия и организации; проанализированы материально-технические возможности общеобразовательных организаций, находящиеся на территории, кадровый потенциал педагогов, и на основании требований к образовательным результатам предметной области «Технология» разработана собственная модель реализации программы школьного технологического образования.

Abstract. Currently, the state-level subject area of "technology " is considered as one of the priorities of the school. Therefore, in the framework of the federal target program of education development for the period 2016-2020 at the regional level is developed a complex of measures on development of technological education. The article presents the program of the seminar on the development of municipal implementation model domain "Technology".

Approaches model design implementation process of education on the basis of the municipality's development strategy, the mission of the school, the conditions of the educational organization/territory and the educational needs of students on the basis ofprovisions of the draft content of the concept of modernization, technology and teaching of the subject area.

As a result of the workshop participants presented the municipal education administrative district scheme, existing enterprises and organizations; analyzed the material and technical capacities of educational institutions in the territory, human resources educators and based on the requirements to the educational results of the domain "Technology" developed its own model of implementation of the program of school technology education.

Ключевые слова: система повышения квалификации, образовательные результаты, предметная область «Технология», модель школьного технологического образования.

Keywords: system of professional development, educational results, subject area "Technology", model of school technological education.

В настоящее время актуальность обсуждения вопроса реализации программы предметной области «Технология» является первостепенной задачей в большинстве образовательных организаций. Это связано с утверждением в апреле 2015 года примерной основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Технология» (ПООП ООО - 2015) [1].

В соответствии с ПООП ООО изменилась и Концепция школьного технологического образования. Так, осенью 2016 года профессиональной общественностью проводились обсуждения проекта концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология».

Технологическое образование выступает в качестве основного интеграционного механизма в системе школьного образования, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую (прикладную) направленность общего образования.

Проект Концепции отражает все сущностные изменения в модернизации содержания и технологий преподавания предмета [2].

Поэтому новые образовательные результаты, заявленные в примерной программе предметной области «Технология», содержание и необходимые для этого условия обозначили проблемы, связанные с их достижением: отсутствие УМК, необходимого материально-технического обеспечения (МТО) мастерских, готовность педагогических кадров к реализации нового содержания и пр. [3].

Таким образом, комплексное решение обозначенных проблем становится возможным в рамках проведения разработческих семинаров по проектированию школьными или муниципальными командами варианта модели, реализации программы школьного технологического образования.

Для разработки возможного варианта модели в конкретных образовательных организациях и муниципальных образованиях разработчиками1 была проведена предварительная работа по выработке идеи проектирования модели.

Также была подготовлена программа разра-ботческого семинара по теме «Разработка модели реализации примерной образовательной программы по предмету «Технология» объемом 16 учебных часов (табл. 1).

По замыслу, участники команды, включающей заместителя директора, курирующего внедрение ФГОС ООО, учителей предметной области «Технология», учителей физики и информатики, на протяжении всего семинара работают в командных группах с обязательным обсуждением полученных решений всеми участниками команды и представлением результатов.

Кроме того, в состав командной группы могут войти представители управления образования, руководители и специалисты методического объединения, директора образовательных организаций, руководители и методисты учреждений дополнительного образования детей и учреждений среднего профессионального образования, расположенные на территории муниципального образования.

При проведении разработческого семинара с командами территории были разработаны варианты как школьной, так и муниципальной сетевых моделей реализации программы школьного технологического образования, исходя из социально-экономического развития и имеющихся различных условий конкретного муниципального образования / школы, в котором реализация предметной области может быть как в сетевой форме, так и в несетевой [4]. Наиболее интересной, неоднозначной и требующей наибольших вложений идейного характера, педагогического ресурса, оказалась разработка муниципальной модели в сетевой форме.

Для разработки сетевого варианта модели была выбрана образовательная организация, в которой обучается более пятисот учащихся. Школа территориально находится в районе

1 В состав проектной группы входили С. Ю. Андреева, О. Н. Богданова, А. В. Бутенко, И. Б. Зубковская, Е. А. Кар-ташов, А. Б. Коряков, И. В. Лаврентьева.

ЧИППКРО

Таблица 1

Программа разработческого семинара

№ Содержание Количество часов

1. Представление и анализ основных положений проекта научно обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология». Примерная образовательная программа предметной области «Технология» 2

2. Определение направленности содержания образовательной области «Технология» в зависимости от типа образовательной организации, ее миссии и условий. Работа в группах 2

3. Представление и обсуждение результатов групповой работы 2

4. Возможные варианты реализации образовательной области «Технология» в основной школе 1

5. Рефлексия. Планирование работы следующего дня 1

6. Создание организационной схемы технологического образования на основе условий образовательной организации/территории. Работа в группах 1

7. Представление и обсуждение организационных схем технологического образования 1

8. Проектирование модели реализации технологического образования на основе условий образовательной организации/территории 4

9. Представление описания моделей реализации образовательной области «Технология» 2

Всего: 16

«рабочей окраины» города и наряду с учениками из полных семей обучаются дети из детского дома, у большинства их которых отсутствует мотивация к обучению, что подтверждается ежегодным существенным оттоком учеников в конце 9 класса в учреждения среднего профессионального образования.

Необходимо отметить, что на территории муниципального образования работают учреждения дополнительного образования с очень высоким уровнем материально-технического обеспечения, а также учреждения среднего профессионального образования с различным профилем обучения, способные обеспечить необходимую подготовку школьников для осуществления профессиональных проб и дальнейшего трудоустройства на предприятия города, или же продолжения образования по выбранной профессиональной траектории в вузах города Красноярска.

При разработке сетевого варианта модели реализации школьной программы предметной области «Технология» была определена миссия

образовательной организации, проведена инвентаризация школьных условий, выявлено наличие профессионально подготовленных педагогов, а также выполнен анализ возможностей школы обеспечения достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов.

При проектировании содержания модели, было установлено, что содержание примерной основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Технология» более соответствует образовательной программе образовательной области «Технология». Данная образовательная область включает перечень предметов, а именно предметы: «Черчение и техническое конструирование», «Радиоэлектротех-нологии», «Робототехника», «Проектирование техники», «Технология WEB-дизайна», «Рукоделие», «Деревообработка/металлообработка», «Технологическая практика», «Введение в профессиональную деятельность» и пр.

В реальной практике вариативные модули технологической подготовки могут быть пред-

ставлены в трех направлениях - инженерно-технологическом, агротехнологическом, сервис-технологическом (сфера услуг), либо предполагается интегративное изучение содержания учебного материала. Вышесказанное определяет необходимость разработки педагогами рабочих программ по перечисленным модулям, которые будут наполнять образовательную область в определенном классе или направлении. Для обеспечения деятельностного обучения школьников необходимо иметь специализированные классы-лаборатории по технологии, физике, химии, информатике и пр., подготовить, «проучить» педагогов не только по предмету «Технология», но и учителей по другим предметам, в рамках планируемых образовательных результатов технологического образования. Необходимо отметить еще одну особенность, связанную с этим предметом - часть учителей технологии пришли в учительскую профессию из другой профессиональной сферы и не имеют соответствующей квалификации, поэтому для них в связи с введением профессионального стандарта педагога необходимо организовать профессиональную переподготовку с необходимым количеством часов и обязательным модулем по педагогике.

Таким образом, на промежуточном этапе при разработке муниципальной модели командной группой, была установлена недостаточность материально-технической базы в оснащении школьных лабораторий, предметных кабинетов, и недостаточная подготовка учителей технологии для реализации примерной основной образовательной программы по предмету.

Кроме того, в примерной образовательной программе отсутствует гендерный подход при обучении школьников содержанию определенного вариативного модуля. Например, подгруппа девочек обучалась швейному мастерству или приготовлению различных блюд, а мальчики учились мастерить изделия при помощи станков деревообработки или металлообработки. Данный аспект вызывает у администраторов и учителей технологии массу вопросов, и даже негодование. При проектировании содержания муниципальной модели на базе образовательной организации командной группой было установлено, что в новой программе возможность деления класса на подгруппы оста-

лась, только основания деления иные от ген-дерного подхода - это результат/вид деятельности, проект, представленный и описанный на определенном уровне, в зависимости от миссии и материально-технических условий образовательной организации. Поэтому в 5 классе запрос школьников на обучение по модулям «Рукоделие» и «Робототехника» возможен как мальчиками, так и девочками. Такая же ситуация и с обучением школьников по модулям «Деревообработка/металлообработка» или же «^ЕВ-дизайн». Данный аспект объясняется желанием мальчиков научиться готовить элементарные блюда или же у них имеются задатки, талант в моделировании и пошиве одежды, а как мы знаем, в отечественной и зарубежной практике среди известных кутюрье достаточно мужчин; и девочки, которые обладают логическим и алгоритмическим стилем мышления и могут быть талантливы в программировании роботов или же научиться работать на современных станках ЧПУ и получить спроектированное изделие.

Сложность в реализации предметной области, в рамках образовательных результатов, осложняется еще и тем, что в программе выделен перечень различных технологий, которые, по словам педагогов, необходимо «как-то изучать»: управленческие; медицинские; информационные; производства и обработки материалов; машиностроения; биотехнологиями; нанотехнологии; производства продуктов питания; сервиса; транспортные; строительства; технологии в области энергетики; технологии в области электроники; социальные; технологии работы с общественным мнением; социальные сети как технологии; технологии в сфере быта; технологии сельского хозяйства; производственные технологии; промышленные технологии с электроникой (фотоникой) и квантовыми компьютерами [5].

Исходя из вышеописанного, достижение образовательных результатов в муниципальной модели, было спроектировано по программе непрерывного образования «От детского сада к профессиональным элитам» в рамках профессионально ориентированного образовательного кластера школы - на трех уровнях (табл. 2):

- ознакомительный уровень (видеолекции, электронные учебники, экскурсии);

ЧИППКРО

- проектный уровень (предпринимательство, волонтерство, конкурсная подготовка);

- специальный уровень «специализированный класс» (предпрофессиональные пробы с выдачей сертификата и профессиональные пробы с выдачей свидетельства о присвоении квалификации). Однако проектирование учебной деятельности школьников на различных уровнях, в освоении перечисленных технологий в рамках одной образовательной организации достаточно сложно.

Так, достижение образовательных результатов в 5 и 6 классах возможно в рамках данной образовательной организации по востребованным модулям, так как для этого в школе имеются все необходимые условия, а результаты, заявленные в примерной основной образовательной программе по предмету «Технология» с 7 по 9 класс требуют создания в школе специальных условий.

Недостаточность условий заставляет руководство школы искать пути взаимодействия образовательной организации с учреждениями дополнительного образования (ДО) и среднего профессионального образования (СПО) в рам-

ках партнерских отношений. Для этого были подготовлены опросные листы, позволяющие определить на каком уровне и в какой образовательной организации возможно достижение планируемых личностных, предметных и мета-предметных результатов (табл. 3).

Анализируя возможности школы в достижении указанных в программе образовательных результатов, предполагаем, что в сетевом варианте модели с 7 по 8 класс на проектном уровне это возможно в рамках взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, по следующим модулям: «Основы робототехники», «Основы радиотехники», «Основы WEB-дизайна», «Макетирование», «Твистинг», «3Б-прототипирова-ние» и др.

В 9 классе достижение школьниками результатов на проектном уровне и организации возможности профессиональных проб, возможно в рамках взаимодействия школы и учреждений среднего профессионального образования по модулям: «Каменщик», «Кондитер», «Швейное дело», «Лаборант физических испытаний» и др.

Таблица 2

Основные этапы изучения предмета «Технология»

Уровни Год обучения

дет. сад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Ознакомительный + + + + + + + + + + + +

Проектный + + + + + + +

Технологический + + +

Таблица 3

Определение дефицитов в образовательной организации в 7/8/9 классе по реализации примерной образовательной программы технологии

класс

Результаты обучения (выборочный перечень) Какие результаты достижимы в рамках вашей организации (да/нет)

школа № +/- название организации СПО название организации доп. образ. используемая технология предполагаемый продукт уровень сложности

ознако-митель-ный проектный специальный (инженерные классы)

...n

Также командной группой было установлено, что реализация части образовательных результатов предметной области «Технология» возможна через их описание в программах образовательной программы школы: «Программа формирования универсальных учебных действий», «Программа воспитания», «Программа внеурочной деятельности» (рис. 1).

Итак, выбор вариативного модуля и уровня достижения планируемых результатов зависит от стратегии развития муниципалитета, миссии школы, условий образовательной организации/территории и образовательных потребностей школьников. В ходе разработки модели был разработан формат проектирования, фиксации и анализа всех видов результатов освое-

ния основной образовательной программы (в соответствии с ФГОС) в рамках реализации предметной области «Технология» (табл. 4).

Для осуществления сетевого взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования детей и учреждениями среднего профессионального образования были разработаны следующие нормативно-правовые документы, позволяющие закрепить гражданско-правовые отношения участников взаимодействия:

- договора о сотрудничестве; - положения о зачете в образовательной организации освоенных тем учебных курсов в организациях дополнительного и среднего профессионального образования с разработкой оценочного листа.

Рис. 1. Схема реализации школьного технологического образования в основной школе

Таблица 4

Формат проектирования и анализа результатов освоения предметной области «Технология»

Специализация обучения (направление углубленного изучения отдельных предметов) Предметы углубленного изучения Результаты освоения предметной области «Технология»

предметные личностные метапредметные

ЧИППКРО

Таким образом, сетевой вариант муниципальной модели взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, позволяет успешно реализовывать предметную область «Технология» и решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельной школе.

Школьная несетевая модель является наиболее простой для ее реализации и предполагает, что достижение всех образовательных результатов возможно ресурсами и возможностями образовательной организации, без участия сторонних учреждений.

Библиографический список:

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф/проекты/413/файл/4587/ P00p_000_reestr_2015_01.doc (дата обращения: 12.12.2016).

2. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология» [Электронный ресурс] // Сайт Модернизация содержания и технологий обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. - Режим доступа: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/technology (дата обращения: 03.11.2016).

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 с изменениями на 24 ноября 2015 года, 2010. - 50 с .

4. Махотин Д. А. Содержания технологического образования в российской школе: традиция и новации / Д. А. Махотин // East European Scientific Journal (Warsaw, Poland). - 2016. -№ 5. - С. 43-51.

5. Махотин Д. А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации / Д. А. Махо-

тин, В. А. Кальней // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4 (53). - С. 65-68.

References:

1. An approximate basic educational program of basic general education. Approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education (protocol of 04/8/2015 No. 1/15) [Primernaja osnovnaja obra-zovatel'naja pro-gramma osnovnogo obshhego ob-razovanija. Odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob#edinenija po obsh-hemu obrazovaniju] [Web resource]. Access mode: М1р://минобрнауки.рф/проекты/413/файл/4587/ POOP_OOO_reestr_2015_01.doc (accessed date: 12/12/2016).

2. The project of the scientifically grounded concept of modernization of content and technologies of teaching the subject area "Technology" [Web resource] [Proekt nauchno-obosnovannoj koncepcii modernizacii soderzhanija i tehnologij prepodavanija predmetnoj oblasti "Tehnologija"] // Website of Modernization of the content and technologies of teaching in accordance with the new federal state educational standards. Access mode: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/techn-ology (accessed date: 11/03/2016).

3. Sanitary rules and regulations 2.4.2.2821-10 "Sanitary and epidemiological requirements for the conditions and organization of education in general education organizations" [Sanitarno-jepidemi-ologicheskie trebovanija k uslovijam i organizacii obuchenija v obshheobrazovatel'nyh organizaci-jah]: Decree of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of 12/29/2010, No. 5, 2010. 50 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Makhotin D. A. The content of technological education in the Russian school [Soderzhani-ja tehnologicheskogo obrazovanija v rossijskoj shkole]: tradition and innovations // East European Scientific Journal (Warsaw, Poland), 2016, No. 5, pp. 43-51.

5. Makhotin D. A., Kalney V. A. Modern approaches to the development of technological education in the general education organization [So-vremennye podhody k razvitiju tehnologicheskogo obrazovanija v obshheobrazovatel'noj organiza-cii] // The world of science, culture, education, 2015, No. 4 (53), pp. 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.