Научная статья на тему 'Формирование сетевых образовательных программ в процессе модернизации сельских муниципальных образовательных систем'

Формирование сетевых образовательных программ в процессе модернизации сельских муниципальных образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИОНАЛЬНАЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КЛАССИФИКАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ / MUNICIPAL EDUCATIONAL NETS' CLASSIFICATION / REGIONAL MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сартакова Е. Е.

В статье рассматриваются актуальные направления развития муниципальных образовательных систем и сетей, актуальность исследования которых обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования: возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем на селе в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг; необходимостью формирования механизмов развития образования на селе: территориальных сетей, включающих современные модели школ (в том числе малокомплектных и малочисленных), реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных образовательных технологий; моделей и технологий подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF NET EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE PROCESS OF MODERNIZATION OF RURAL MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEMS

The article deals with the actual trends of municipal educational systems and nets development, which research actuality is conditioned by the objective tendencies in Russian education development: increasing of state and society demands to the activity of rural municipal educational systems in the field of quality, effectiveness and accessibility of educational service; necessity of forming of rural education development mechanisms: area nets, including modern models of schools ( including incomplete and scanty schools), realizing modern educational programs using innovational educational techniques (technologies); models and techniques (technologies) of preparing teachers for rural area and raising the level of their skill.

Текст научной работы на тему «Формирование сетевых образовательных программ в процессе модернизации сельских муниципальных образовательных систем»

УДК 37.07

Е. Е. Сартакова

ФОРМИРОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В статье рассматриваются актуальные направления развития муниципальных образовательных систем и сетей, актуальность исследования которых обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования: возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем на селе в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг; необходимостью формирования механизмов развития образования на селе: территориальных сетей, включающих современные модели школ (в том числе малокомплектных и малочисленных), реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных образовательных технологий; моделей и технологий подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности.

Ключевые слова: региональная, муниципальная образовательная система, классификация муниципальных образовательных сетей.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В современном российском образовании выделяется несколько подходов к содержанию образования, в том числе коммуникативный (Г. И. Петрова [1]), деятельностный (Г. Н. Прозументова) и др. Классическую формулировку понятию «содержание образования» дают И. Я. Лернер [2], В. С. Леднев [3].

В условиях модернизации образования одной из актуальнейших проблем является вопрос о пересмотре как методологических подходов (со зна-ньевого до компетентностного), так и самого содержания образования. Этот процесс связан с принятием Государственного образовательного стандарта общего образования (ГОС ОО) второго поколения. Модернизация же сельских муниципальных образовательных систем (МОС) в рамках важнейших структурных изменений должна обеспечить равный доступ к вариативным образовательным программам различного вида. При этом будет решено несоответствие содержания образования и образовательных технологий общественным и культурным требованиям, уровню развития науки.

Задачи развития содержания образования: разработка максимально возможного разнообразия образовательных программ, отвечающих реальному многообразию образовательных запросов населения и обеспечивающих возможность реализации индивидуальных потребностей и интересов личности; преемственность учебных планов образовательных учреждений (ОУ) МС на основе дифференцированных требований по видам обучения; создание единых учебных программ по профилям; построение образовательно-профессиональных траекторий в рамках сельских муниципальных образовательных сетей (МС), обеспечивающих возможности социальной, академической, профессиональной и территориальной мобильности.

Для решения данных задач необходимо провести историко-педагогический анализ, теоретическое обоснование, разработку технологии использования и апробации понятия образовательных программ в целом, сетевых - в частности. Дать полный анализ по состоянию проектирования образовательных программ в условиях средней школы достаточно сложно по объективным причинам, так как в настоящее время педагогическое проектирование как научно-педагогическая область сегодня переживает этап становления, обобщения эмпирического опыта и результатов исследования.

Определение понятия «образовательная программа» (ОП) предлагается в Законе «Об образовании» [4]: «Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности... Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» [4]. Образовательные программы совместно с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта (2004), примерными программами начального, общего, среднего образования определяют содержание школьного образования.

В работах Т. И. Боровковой, Е. С. Заир-Бек,

B. И. Зверевой, Е. И. Казаковой, А. П. Тряпицыной, Л. Г. Осетровой, Н. Г. Стрикун, В. А. Сластенина,

C. А. Смирновой, И. Ф. Харламова, А. М. Моисеева, Л. Ю. Монаховой, Г. Корнетова, О. Лебедева, Т. В. Стецюк и др. рассматриваются различные аспекты понятия ОП.

Необходимо отметить учебное пособие И. А. Морева «Мониторинг развития системы образования» (Владивосток, 2004 г.), где дается определение образовательной программы и ее структуры. Однако авторы несколько смешивают понятия

«программа развития» и «образовательная программа», а также нечетко разделяют понятия «образовательная программа» (комплекс предметных и воспитательных программ согласно проектам ГОС ОО второго поколения) и «предметная программа».

Большое значение в разработке понятия «образовательная программа» сыграли работы Т. А. Фральцовой (посвященные формированию образовательных программ внутри образовательного округа [5]), Л. А. Богдановой (модернизация содержания образования как фактор формирования личности младшего школьника [6]), З. С. Ки-мовой (педагогические проектирования предметных образовательных программ в современной школе [7]) и др.

Таким образом, в современных исследованиях изучены некоторые аспекты формирования образовательных программ: педагогическое проектиро-

вание образовательных программ как условие эффективности развития образовательных систем; как основание по подготовке учителя к инновационной деятельности; как фактор становления личностно-профессионального становления будущего учителя; как компонент профессионально-педагогической деятельности; как способ индивидуализации обучения; как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса; как условия развития личностных качеств старших школьников. В то же время само понятие ОП в условиях современной массовой сельской школы изучено недостаточно.

Изучение литературы по проблеме исследования позволяет предложить систематику образовательных программ (и сетевых в частности) (см. табл.).

Кроме образовательных программ, реализуемых в отдельных ОУ, можно выделить сетевые об-

Систематика образовательных программ

Основание Систематика

Уровни усвоения программ - общие; - профессиональные

Форма организации содержания и педагогической деятельности - комплексные программы - соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности, процессов в целое; - интегрированные программы объединяют в целое несколько самостоятельных программ на основе единства целей и задач; - модульные программы составлены из самостоятельных устойчивых, целостных блоков; - сквозные программы - соизмерение материалов с учетом возрастных особенностей детей, их численности в группе и приобщенности к нескольким программам

Целевое обеспечение индивидуальных, частных потребностей творческого развития обучающегося в системе дополнительного образования - познавательные программы, которые направлены на углубление знаний по изучаемой дисциплине, развитие интеллектуальных способностей; - программы научно-исследовательской ориентации, нацеленные на выявление и последующее развитие склонности учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков исследовательской работы; - общеразвивающие образовательные программы ориентированы на решение задач формирования общей культуры ребенка

По нацеленности на мир человеческих эмоций, поведенческих установок и нравственных качеств - программы социализации, основная цель которых освоение и формирование положительного социального опыта, социальных ролей, выработка ценностных ориентаций; - профессионально-прикладные программы ориентированы на профориентационые цели, навыки и умения в актуальной области науки или практической деятельности; - программы досуговой культуры, задачей которых является заполнение активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободного времени ребенка

Принцип систематизации - научный; - технологический; - гуманитарный

Длительность разрешения задач обучения - краткосрочная, перспективная образовательная программа, основное назначение которой - поиск дополнительных резервов совершенствования и условий роста их эффективности путем пересмотра содержания, определения уровня методического обеспечения и педагогической результативности; - долгосрочная, перспективная образовательная программа, цель которой - определение содержания образования школьников по основным сферам самоопределения личности; - образовательная, перспективная программа учебного заведения повышенного уровня ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей; - образовательная программа школы на год предопределяет необходимость одновременной разработки и тактики деятельности школьного коллектива по их реализации

Уровень образованности (по О. Е. Лебедеву, А. П. Тряпицыной) ориентирован на: - грамотность; - функциональную грамотность; - компетентность

Уровни образованности программы для младших школьников (предлагают уровень усвоения - грамотность, т.е. они удовлетворяют познавательный интерес, представленный на начальной ступени учебной деятельностью и не требующий сложных, специализированных средств; программы повышенного уровня (образовательные программы II и III ступени средней школы, призванные удовлетворить творческий потенциал учащихся и их умение решать как теоретические, так и практические проблемы); программы для старших школьников (старший подростковый и юношеский возраст) профильной направленности (преобладание исследовательской деятельности, что позволяет учащимся сделать осознанный выбор профессии и успешно решать широкий спектр теоретических и прикладных задач)

Основная направленность по (Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казаковой) - ориентационные, цель которых - формирование личностных ориентаций учащихся в той или иной области; - фундаментальные, назначение данных программ - освоение фундаментальных знаний в той или иной предметно-научной области; - прикладные (технологические), эти программы способствуют созданию условий для овладения учащимися определенной совокупностью умений и способов действий; - информационные учебные программы предоставляют в распоряжение ученика поле информации в какой-либо области

По области использования в рамках БУП - базовая предметная образовательная программа (ориентирована на достижение детьми уровня знаний, умений, навыков (согласно стандарту), с традиционной формой организации оценочного этапа - зачет, экзамен, контрольная работа и т.д.); - предметная расширенная образовательная программа (нацелена на расширение знаний о мире и о себе, на информированность в отдельной образовательной области, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы; содержание и объем учебного материала по предмету дополняются введением национально-регионального компонента, содержанием концептуально новых учебно-методических комплексов и введением в процесс обучения предметных технологий, позволяющих повысить ее эффективность); - предметная профильная образовательная программа (направлена на раскрытие и развитие способностей, углубление компетентности и приобретение специальных знаний, умений в избранном профиле)

По уровню сетевого взаимодействия - образовательные программы, реализуемые в рамках классических МС; - образовательные программы, реализуемые в рамках меж- и внутримуниципальных сетей; - образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.); - образовательные программы, реализуемые в рамках выездных МС; - образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных МС; - образовательные программы, реализуемые в рамках профильных МС; - образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ

разовательные программы, т. е. систематику образовательных программ (совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, требования к условиям их реализации и другие материалы, создающие условия для освоения содержания образования), формируемых на основании запросов сельского социума в соответствии с возрастными, личностными особенностями обучающихся и возможностями педагогических коллективов ОУ МС.

Специфика различных сетевых образовательных программ связана с формами их проектирования и реализации в рамках соответствующих МС:

- образовательные программы, реализуемые в рамках классических МС, осуществляются в рамках отдельных ОУ, реализующих образовательные услуги в более чем двух сельских поселениях;

- образовательные программы, реализуемые в рамках меж- и внутримуниципальных сетей, есть систематика уровневых образовательных про-

грамм (начального, основного, среднего и иного образования), которые осуществляются отдельными ОУ, относящимися к одному или нескольким муниципальным образованиям;

- образовательные программы, реализуемые в рамках РЦ (базовых школ, РИЦ и др.), есть совокупность образовательных программ, реализуемых отдельными ОУ при координирующей и дополняющей (при необходимости даже замещающей) деятельности по оказанию образовательных услуг базовой школой (ресурсным или ресурсно-информационным центром);

- образовательные программы, реализуемые в рамках выездных МС, есть краткосрочные образовательные программы различного уровня и вида, реализуемые временными педагогическими коллективами ОУ свободно формирующихся МС;

- образовательные программы, реализуемые в рамках дистанционных МС, есть образовательные программы, реализуемые отдельными ОУ при активном информационно-коммуникативном взаимодействии других субъектов МС;

- образовательные программы, реализуемые в рамках профильных МС, есть образовательные программы, осуществляемые взаимодополняющей сетью ОУ при реализации учебных дисциплин среднего полного общего образования;

- образовательные программы, реализуемые в рамках локальных сетей МКШ, есть совокупность программ, которые реализует несколько МКШ МС на принципах дополнения друг друга на основе заявок социума.

Образовательная программа (на основе требований Закона об образовании, БУП-2004 г.) разрабатывается на основании ФК Государственного образовательного стандарта в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и включает: квалификационную характеристику выпускника; требования к уровню подготовки выпускников; рабочий учебный план; рабочие программы учебных дисциплин; организацию промежуточной аттестации; программу итоговой аттестации; обеспечение образовательного процесса (доступность к библиотечному фонду, компьютерной базе, к наличию учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и видам занятий, а также к обеспечению наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами; кадровое обеспечение и проч.). Проекты ГОС ОО второго поколения уточняют содержание образовательной программы.

В рамках модернизации МОС формирование образовательных программ является ключевым элементом. Именно образовательные программы формируют «лицо» ОУ, его уникальность, они являются основой для разработки подходов к развитию МС и самой МОС.

Технология разработки ОП МС рассматривается как средство социального управления. Каждая школа МС разрабатывает свои образовательные программы, которые показывают, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. ОП школ являются сугубо индивидуальными, в целом они призваны учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей, сельских поселений, входящих в МС.

Технология разработки ОП ОУ МС есть способ определения содержания образования и требований к его реализации, который предусматривает рациональное расчленение на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств и методов их выполнения.

Пооперационная модель технологии разработки ОП ОУ МС содержит следующие этапы: формирование ОП отдельных ОУ МС; согласование между

участниками МС содержания сетевых ОП; утверждение ОП участниками МС; ресурсное обеспечение ОП; координация и регулирование процесса реализации ОП; контроль процесса реализации ОП, анализ результатов и проблематизация дальнейших ОП.

Рассмотрим подробнее указанные этапы.

1. Формирование сетевых образовательных программ идет в рамках следующего алгоритма. Первый этап: внутри сельских поселений МС идет процесс диагностики потребностей и возможностей участников образовательного процесса, в результате которой определяются виды необходимых для реализации образовательных программ. Второй этап: в рамках консилиума ОУ (или других учреждений) МС распределяются образовательные программы или их части и определяется необходимое ресурсное обеспечение для их реализации. Третий этап: в ОУ МС формируются ОП или их части. Четвертый этап: формируется пакет ОП, реализуемый в МС.

2. Легитимизация ОП - процедура общественного признания, обоснования, объяснения и оправдания законности управленческих решений, предусмотренных в ОП, субъект взаимоотношений различных социальных групп образовательного процесса.

Современная процедура легитимизации ОП МС представляет собой обращение администраций ОУ МС к ценностям и интересам детей, родителей, работодателей, их общностей и т.д. с точки зрения действительного улучшения качества предоставляемых образовательных услуг. Таким образом, публично (через управляющие советы, родительские собрания, сходы жителей МС) утверждаются спектр реализуемых ОП и время их осуществления.

3. Реализация образовательных программ.

В соответствии со структурой образовательной сферы можно вычленить следующие типы реализации образовательной программы: формирование и развитие социальных общностей в образовательном процессе, усиление или ослабление взаимосвязей в них, т.е. процессы интеграции или дезинтеграции; изменение характера взаимоотношений между общностями в образовательном процессе; изменение различных социальных качеств, характеристик общностей в образовательном процессе и охватываемых ими индивидов, рост или снижение образовательного и культурного уровней, общественной ответственности и активности; изменение в условиях работы педагогического коллектива (улучшение, ухудшение или иные преобразования в них); изменение социальных потребностей и интересов участников образовательного процесса, даже их образа жизни; возникновение, развитие, преобразование социально-организационных структур в общеобразовательном учреждении; усиление степени их ор-

ганизованности или дезорганизации, функциональности или дисфункциональное улучшение или ухудшение социально-психологического климата в тех или иных социально-групповых и социальноорганизационных общностях участников образовательного процесса; возникновение, изменение, исчезновение микросоциальных норм конкретного образовательного учреждения МС; возникновение, развитие, усиление, ослабление, изменение, исчезновение микросоциальных движений конкретного образовательного учреждения и самой МС; изменение в системе отношений между общностями образовательного процесса и отдельными личностями, усиление или ослабление школьного контроля, помощи и защиты со стороны ОУ конкретно каждому школьнику МС; изменение социального статуса участников образовательного процесса в ОУ МС; изменение в общественном мнении, в оценках образовательного учреждения и результатов его деятельности внутри МС.

4. Анализ уровня реализации сетевых ОП.

Результаты реализации ОП ОУ МС разделяются на прямые и побочные и совершаются в трех возможных формах: объективной, т.е. в форме последовательного изменения состояния ОУ МС; субъективной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий администраций ОУ МС; технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии, алгоритмизации, процедуры последовательных действий всеми участниками образовательного процесса в ОУ МС.

Анализ реализации ОП направлен на оценку фактического состояния МС, их состояния, оценку конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом анализа реализации ОП является описание ОУ МС в системе показателей.

Выделим ряд условий, способствующих эффективной реализации образовательных программ общеобразовательных учреждений: образовательная программа должна обладать определенными свойствами: привлекательностью цели; простотой ее обоснования; гибкостью внедрения процедур и операций; надежностью теоретического и методического обеспечения; профессиональной грамотностью и практическим опытом; отсутствием противоречий между объектом и субъектом, процедурами и операциями образовательной программы конкретного образовательного учреждения; у образовательной программы должны быть следующие признаки: разграничение; разделение; расчленение процессов в образовательной программе на связанные между собой этапы, фазы; координация и поэтапность действий; однозначность выполнения операций и процедур.

ОП МС выступают как элемент социальной технологии и представляют собой комплекс приемов достижения социально полезной цели обеспечения эффективного взаимодействия в обеспечении интересов всех социальных групп образовательного процесса (школьники, их родители, педагоги и администрация ОУ МС, муниципальные и государственные органы власти).

Список литературы

1. Петрова Г. И. Современные тенденции изменения содержания образования: опыт становления философии образования в образовательных практиках. Томск, 2001. 124 с.

2. Лернер И. Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988.

3. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1994. 224 с.

4. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федерал. закон от 13 янв. 1996. № 12-ФЗ. М., 1996. 53 с.

5. Фральцова Т. А. Организация условия становления районного образовательного округа. Кемерово, 1999. 235 с.

6. Богданова Л. А. Модернизация содержания образования как фактор формирования личности младшего школьника: дис. ... канд. пед.

наук: 13.00.01. Кемерово, 2003. 227 с.

7. Кимова С. З. Педагогические проектирования предметных образовательных программ в современной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Чита, 2002. 199 с.

Сартакова Е. Е., кандидат исторических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 07.04.2009.

E. E. Sartakova

FORMING OF NET EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE PROCESS OF MODERNIZATION OF RURAL MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEMS

The article deals with the actual trends of municipal educational systems’ and nets’ development, which research actuality is conditioned by the objective tendencies in Russian education development: increasing of state and society demands to the activity of rural municipal educational systems in the field of quality, effectiveness and accessibility of educational service; necessity of forming of rural education development mechanisms: area nets, including modern models of schools ( including incomplete and scanty schools), realizing modern educational programs using innovational educational techniques (technologies); models and techniques (technologies) of preparing teachers for rural area and raising the level of their skill.

Key words: regional municipal educational system, municipal educational nets’ classification.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.