Научная статья на тему 'Разработка модели инвестирования в проекты технологических платформ на основе реорганизации структурно-функциональных связей участников'

Разработка модели инвестирования в проекты технологических платформ на основе реорганизации структурно-функциональных связей участников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злывко Ольга Владимировна, Лисин Евгений Михайлович

В статье проведен структурный анализ существующих механизмов и инструментов финансирования научной и инновационной деятельности в России, на основе которого разработана функциональная модель инвестиционного взаимодействия участников отечественных технологических платформ, определены недостатки ее функционирования и предложены рекомендации в части управления бюджетом проектов, учитывающие особенности организации совместной деятельности представителей государственных структур и частных компаний при реализации инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Злывко Ольга Владимировна, Лисин Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing a model for investment in projects of technology platforms basing on the reorganization of structural and functional relationships of the involved participants involved

The article provides a structural analysis of the existing financial mechanisms and instruments of research and innovation activities in Russia, on the basis of which a functional model of the investment interaction for the participants of the domestic technology platforms was developed, shortcomings of its operation were identified and recommendations were provided regarding project budget management, taking into account the characteristics of the organization for joint activities between the representatives of state agencies and private companies in the implementation of innovative projects.

Текст научной работы на тему «Разработка модели инвестирования в проекты технологических платформ на основе реорганизации структурно-функциональных связей участников»

фонды развития

разработка модели инвестирования в проекты

технологических платформ на основе реорганизации

структурно-функциональных связей участников

_Аннотация

В статье проведен структурный анализ существующих механизмов и инструментов финансирования научной и инновационной деятельности в России, на основе которого разработана функциональная модель инвестиционного взаимодействия участников отечественных технологических платформ, определены недостатки ее функционирования и предложены рекомендации в части управления бюджетом проектов, учитывающие особенности организации совместной деятельности представителей государственных структур и частных компаний при реализации инновационных проектов.

Ключевые слова: технологическая платформа, финансирование инновационной деятельности, инновационный проект, бюджет проекта

Создание перспективных коммерческих технологий и новых продуктов, привлечение ресурсов на проведение исследований и разработок, а также совершенствование нормативно-правовой базы в инновационной сфере может стать реальностью в случае использования технологических платформ (ТП), целью которых является активизация усилий промышленного бизнеса, науки и государства.

В основе ТП лежит отраслевой принцип формирования тематических проектов. Реализация платформ предусматривает разработку стратегической программы исследований, формирование программы внедрения и распространения результатов научных работ, создание программ обучения в различных отраслях народного хозяйства, обеспечивая непрерывность инновационного процесса и поддерживая жизненный цикл инновации на всех его стадиях.

Важно отметить, что механизм технологических платформ предполагает проектную форму организации и управления инновационной деятельностью,

Злывко

Ольга Владимировна

аспирантка кафедры экономики промышленности и организации предприятий zlyvko-olga@mail.ru

Лисин

Евгений Михайлович

кэ.н, доцент кафедры экономики промышленности и организации предприятий lisinym@gmail.com

НИУ Московский энергетический институт

механизм

платформ предполагает

проектную форму организации

и управления

инновационном деятельностью

ъфа.

в рамках которой уточняются темы НИОКР, определяются источники инвестирования, дается экономическая оценка результатов проекта для участников и пр.

Впервые концепция технологических платформ была сформулирована Европейской комиссией в начале 2000-х гг. ТП рассматривались как политический инструмент для объединения участников инновационной деятельности с целью исполнения программ научно-технической направленности в соответствии со стратегией развития Евросоюза. На основе положительного опыта реализации инновационной деятельности в ЕС с 2010 г. в России началась разработка и адаптация механизма ТП, призванного усилить связь субъектов инновационной системы в рамках создания перспективных коммерческих технологий. Однако спустя уже три года с момента инициирования формирования технологических платформ все еще остаются вопросы инвестиционного взаимодействия участников ТП в условиях существующих схем и механизмов финансирования инновационной деятельности.

Анализ существующих механизмов инвестирования проектов российских технологических платформ

В России на сегодняшний день основным источником финансирования инновационной деятельности при реализации крупномасштабных научно-технических проектов (в т.ч. и технологических платформ) является государство, осуществляя поддержку в виде безвозмездных бюджетных ассигнований, в т.ч. через систему научных грантов и механизм федеральных целевых программ (ФЦП); на возвратной основе через внебюджетные фонды; а также на основе софинансирования проектов через созданные институты развития. Характеристика основных источников финансирования инновационной деятельности в России представлена в таблице [1].

В рамках финансирования посредством федеральных целевых программ следует обратить особое внимание на ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», через которую государство осуществляет научно-техничес-

Таблица

Характеристика основных источников финансирования научно-технической и инновационной деятельности в России

Источник Ресурсы, млрд руб., 2012 г. Объемподдержки,млнруб., 2012 г.

Внешэкономбанк бюджет банка - 383 не менее 1000

МСП-банк бюджет банка - 50 до 60-150

РВК бюджетвсехфондов-30 до 300-1000

ФондпосевныхинвестицийРВК уставный капитал - 2 до 25

РОСНАНО 22,2 не менее 250

Фонд «Сколково» 27,1 1,5-300

ФЦПИсследованияиразработки» 32,02 до 50-100 в год

РФФИ, РГНФ 9,35 до 0,5 в год

Фонд Содействия 4 до 6-15 в год

РФТР 1,3 до 300

кую политику, размещая государственные заказы на исследования и разработки в тех направлениях науки и технологии, которые признаны приоритетными для российской экономики и способствуют повышению ее конкурентоспособности. Грантовое финансирование научной и инновационной деятельности в России осуществляется через систему государственных фондов - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), а также Фонд содействия развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Важной формой государственной поддержки инновационной деятельности также является создание и функционирование внебюджетных фондов, основным из которых выступает Российский фонд технологического развития (РФТР), осуществляющий финансирование поздних стадий исследований и разработок, создание и испытание экспериментальных и опытно-производственных образцов. В последние годы российское правительство для реализации политики по модернизации экономики предпринимает решительные шаги к формированию системы институтов развития, среди которых, сформированных и функционирующих на сегодняшний день, можно выделить следующие: • Государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ) функционирует с целью интенсификации деятельности по обеспечению устойчивого инно-

грантовое

финансирование

научной

и инновационной деятельности в России

осуществляется через систему государственных фондов

инвестиции

вационного социально-экономического развития страны на основе модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

• ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО МСП Банк) содействует развитию малого и среднего предпринимательства.

• ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) стимулирует создание в России собственной индустрии венчурного инвестирования.

• Фонд посевных инвестиций РВК ориентирован на инвестирование в малые российские инновационные компании с высоким потенциалом.

• OAO «РОСНАНО» организовано с целью коммерциализации разработок и координации инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.

- Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково») создан с целью формирования полного цикла инновационного процесса, включающего образование и научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и коммерциализацию их результатов.

Однако предпринимаемые государством попытки создания различного рода финансовых институтов, призванных способствовать реализации научно-технической деятельности, пока не гарантируют слаженной структурированной работы инновационной системы в целом: связи между ее элементами специфичны и неэффективны во многих направлениях, движение инновационных проектов от одного института к другому полностью не налажено. Таким образом, в виду сложностей налаживания функционального взаимодействия между участниками инновационного процесса российским технологическим платформам приходится рассчитывать главным образом на государственную поддержку.

Разработка структурной модели взаимодействия участников российских технологических платформ

На сегодняшний день целенаправленное финансирование проектов ТП предполагается из двух источников:

• займы на возвратной основе сроком до 5 лет внебюджетного фонда РФТР, осуществляющего финан-

российское правительство для реализации политики по модернизации экономики предпринимает решительные шаги к формированию системы институтов развития

ыт

Координационный центр

Инновационный проект

Результаты НИР

Научно-исследовательская организация

Софинансирование

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАФОРМА

Бюджет НИР

Результаты ОКР

Проектно-конструкторская организация

Софинанси \_ рование

Промышленная технология

Промышленное предприятие

Инжиниринговая компания

Бюджет ОКР

Бюджетное финансирование

Бюджетное финансирование

Бюджет освоения технологии

Бюджетное финансирование

Федеральная целевая программа

Российский фонд технологического развития

Возврат беспроцентного займа

Государственный капитал

Государственный капитал

В1 юокотехнологичная к

Выручка

Государство

Рис. 1. Существующая модель организационно-инвестиционного взаимодействия участников ТП

в рамках

реализации инновационного проекта

разработка

плана управления

сирование поздних стадий исследований и разработок, создания и испытания экспериментальных и опытно-производственных образцов;

• бюджетные ассигнования через ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на проведение разных стадий НИОКР на период до 3-х лет.

В результате проведенного исследования источников и механизмов финансирования проектов российских технологических платформ на сегодняшний день модель взаимодействия участников ТП может быть представлена в следующем виде (см. рис. 1) [1]:

В зависимости от стадии реализации инновационного проекта изменяется и состав участников ТП, которыми выступают:

• научно-исследовательские, проектно-конструк-торские организации, инжиниринговые компании, в компетенции которых находятся соответственно вопросы проведения научно-исследовательских

пытно-конструкторских, а также инженерное провождение проекта, в т.ч. в рамках промышлен-го освоения технологии; финансово-экономические институты, осуществляющие инвестиционную поддержку проекта;

• бизнес-структуры, представленные, главным образом, отраслевыми промышленными предприятиями, формирующими спрос на результаты инновационной деятельности в рамках проектов ТП, а также непосредственно осуществляющие финансирование работ.

При рассмотрении модели взаимодействия участников платформы в целом, обращает на себя внимание тот факт, что в рамках реализации инновационного проекта не предполагается разработка стратегического плана управления стоимостью. Так, например, отсутствует единый бюджет: средства привлекаются на выполнение конкретных работ отдельно взятого этапа самостоятельно каждым из исполнителей и лишь при формальной поддержке Координатора, выполняющего, по сути, информационную поддержку платформы. Последовательно на каждой из стадий проекта происходит формирование отдельного, не связанного с концепцией проектного подхода, бюджета, практическое управ-

Рис. 2. Предложенная модель организационно-инвестиционного взаимодействия участников ТП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для успешной реализации инновационной деятельности проекты

технологических

быть детально проработаны

ление которым осуществляется участниками конкретного этапа.

В целом по проекту отсутствует какое-либо финансовое планирование: реализация работ начинается в условиях финансовой неопределенности и высокого риска незавершенности проекта. При этом связи между участниками разных стадий прослеживаются слабо, а результаты исследований и разработок, полученные на предыдущих этапах, не являются гарантией продолжения работ на последующих. С целью разработки жизнеспособной методики реализации проектов технологических платформ авторами было проведено математическое моделирование различных схем формирования и управления бюджетом проектов на основе существующей модели организационно-инвестиционного взаимодействия участников ТП

В результате была разработана схема поэтапного финансирования проектов ТП, предполагающая формирование единого бюджета проекта за счет средств государственных и частных источников. При этом предлагаемая схема предполагает внесе-е изменений в существующую организационно-вестиционную модель взаимодействия участни-в ТП (см рис. 2). Предполагается разработка комплексной схемы поэтапного финансирования проектов ТП, в разрезе которой бюджет по проекту в целом формируется за счет государственного и частного капитала, причем роль и состав участников ТП в контексте финансового обеспечения зависит от стадии реализации инновационного проекта. Финансирование НИОКР может осуществляться за счет средств, безвозмездно выделяемых государством в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», на основе займов внебюджетного фонда РФТР и с учетом инвестиций промышленных предприятий, как частично обеспечивающих финансирование проекта, так и выступающими потребителями его конечных результатов. На этапе промышленного освоения технологии в процесс накопления бюджета помимо средств промышленных предприятий могут привлекаться инвестиции со стороны специально созданного при участии государства и средств частно-

го сектора отраслевого Инновационного фонда. Предлагается, что деятельность фонда основывается на механизме венчурного инвестирования, в основе которого заложен принцип участия в уставном капитале промышленного предприятия до момента полного возврата им средств, в соответствии с долевым финансированием и с учетом предполагаемой прибыли. Возможность финансовой поддержки со стороны Инновационного фонда на завершающих стадиях в определенной мере обеспечивает реализацию всего проекта в целом, тем самым гарантируя необходимое продолжение проведенных на ранних этапах работ, в финансировании которых задействованы и средства предприятия. Следует иметь в виду, что для успешной реализации инновационной деятельности проекты технологических платформ (в т.ч. отдельно по каждой из стадий) должны быть детально проработаны, на основании чего составлен комплексный финансовый план. Особое внимание при этом отводится Координатору: на основе проектного подхода предполагается выполнение им функций менеджера проекта, обеспечивающему баланс интересов всех участников с учетом имеющихся ресурсов, необходимых затрат и заявленных требований к результатам проекта. Именно Координатор осуществляет управление стоимостью проекта, регулируя вопросы формирования и расходования средств бюджета как в целом по проекту, так и на каждом из его этапов в отдельности, и при необходимости принимает корректирующие меры для снижения финансовых рисков. Такой подход позволяет окончательно определиться со схемой финансирования каждого из этапов и проекта в целом еще до начала его реализации в рамках ТП.

Разработка модели и предложение алгоритма управления бюджетом проекта технологических платформ

Предложенная модель организационно-инвестиционного взаимодействия участников ТП предполагает формирование единого бюджета проекта, образуемого за счет средств возможных источников с применением различных схем финансирования. Финансовый поток при этом распределяется во времени по трем затратным этапам проекта, вклю-

предложенная модель

организационно-

инвестиционного

взаимодействия

участников ТП

предполагает

формирование

единого бюджета

проекта

инвестиции

Ж Л

чающим проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и промышленное освоение технологии.

При моделировании бюджета проекта основное внимание было сосредоточено на рассмотрении трех процессов: накопления бюджета проекта с учетом привлечения различных источников, потребления бюджета проекта с учетом нарастания затрат на проведение работ, управления бюджетом проекта с целью снижения издержек. В итоге был предложен следующий алгоритм моделирования бюджета проекта:

Моделирование нарастания затрат на реализацию проекта ТП

Моделирование нарастания затрат предполагает функциональную схему построения расходов исполнителей работ поэтапно в ходе реализации всего проекта в зависимости от степени готовности технологии и, соответственно, характера нарастания затрат. Так, на каждом из этапов проекта предполагается осуществление как единовременных рат, производимых разово в начале каждой из арастающих, отчисляемых равномер-и неравномерно по мере проведения работ. В бщем случае модель можно представить в следующем виде:

V=р0+Рг+¥гп, (1)

предприятие, формирующее спрос на результаты

деятецьности выступает одним из инвесторов, причем на ранних стадиях

где Р0 - разовые затраты, Рг - равномерно нарастающие затраты, - неравномерно нарастающие во времени затраты.

На каждой из затратных стадий реализации проекта в рамках технологической платформы с учетом различной сложности и ресурсоемкости проводимых работ прослеживается неодинаковая зависимость в нарастании затрат в течение времени осуществления каждого из этапов. Так, при выполнении научно-исследовательских работ в части нарастающих затрат главным образом наблюдается равномерный рост в основном за счет отчислений на оплату труда. Практика проведения анализа сметных расчетов[2] отражает существенное преобладание доли трудовых затрат в общем объеме затрат на осуществление НИР При осуществлении опытно-конструкторских работ заметен уже (хотя и незначительный) нелинейный рост затрат в виду усложнения процес-

са научного производства и повышения в структуре затрат доли расходов на материалы, потребление которых по мере близости к завершению этапа возрастает. На этапе промышленного освоения технологии нелинейное нарастание затрат проявляется особенно явно в виду увеличения доли расходов, связанных с выполнением монтажных и пуско-на-ладочных работ, охватывающих проведение как индивидуальных испытаний, так и комплексное тестирование.[3]

Поскольку этапы, как предполагается, осуществляются последовательно и непрерывно друг за другом во времени, то обобщенная функция нарастания затрат в течение инновационного проекта в целом принимает вид, представленный на рисунке 3.

Моделирование накопления бюджета проекта ТП

Моделирование накопления бюджета проекта в зависимости от источников и механизмов финансирования предусматривает последовательное его формирование на каждом из этапов в виде функциональных моделей как за счет единовременно выделяемых средств в начале выполнения работ, так на основе периодических отчислений в процессе реализации проекта. В общем случае модель представляется в следующем виде:

на этапе освоения

технологии

возникает

потребность

в сокращении

расходов

на потребление

дополнительных

ресурсов

Щ = Щ + WD = Ув\

(2)

где ЩС - единовременные отчисления государственного капитала, ^ - единовременные отчис-

Рис. 3. Функция нарастания затрат проекта

ленш! частного кипитала,Ни- ежепериоди чесиие отчисления частного капитала. В соответствии с существующей схемой государственного финансирования проектов технологических платформ, средства на проведение исследований и разработок (как из бюджетных, так и внебюджетных источников) выделяются разово в начале выполнения работ главным образом на безвозмездной основе (в виде грантов через механизм ФЦП и в качестве беспроцентного займа РФТР). Промышленное предприятие, в свою очередь, формирующее спрос на результаты инновационной деятельности, также выступает одним из инвесторов, причем на ранних стадиях, являющихся по своему содержанию менее затратными, выделяет средства единовременно, а на завершающих ресурсоемких этапах проекта, когда стоимость работ несопоставимо выше, проводит финансирование по мере осуществления производства и внедрения технологии. На завершающем затратном этапе проекта соинвес-тором выступает также формируемый за счет частного и государственного капитала Инновационный фонд, деятельность которого, в соответствии с механизмом венчурного финансирования, предполагает единовременное выделение средств на проведение работ. Обобщенная функция накопления бюджета проекта представлена на рисунке 4.

Моделирование сальдо бюджета проекта

В соответствии с функциональными зависимостями нарастания затрат и накопления бюджета в течение

всего затратного периода реализации проекта, на каждой из стадий в определенные моменты времени остаются нераспределенные бюджетные средства, которые можно охарактеризовать как локальное сальдо бюджета проекта, определяемое как разность между накапливаемым денежным потоком за счет поступающих в бюджет средств и нарастающими затратами, отчисляемыми на реализацию инновационной деятельности:

8в(г) = - УА(г), (3)

Стоит отметить, что к концу каждого из этапов локальное сальдо бюджета снижается, а риски перерасходования средств бюджета растут, в связи с чем возникает необходимость в управлении локальным сальдо на всех стадиях проекта, по возможности образуя резервы капитала путем перераспределения денежных средств и снижения издержек.

Моделирование схемы управления бюджетом проекта ТП

С позиции теории управления рисками[4] для обеспечения устойчивости проекта в каждой контрольной точке бюджета, представляющей собой переход между стадиями проекта, необходимо установление резерва на возможные финансовые потери. Поскольку очень редко удается устранить все угрозы проекта, предполагается использование стратегии принятия рисков [5], когда план управления проектом не подвергается радикальным изменениям (таким, как передача рисков, изменение цели, закрытие проекта).

В рамках инновационного проекта ТП предлагается применение стратегии формирования резерва бюджета, в рамках которой часть локального сальдо направляется на снижение затрат реализации инновационной деятельности в ходе каждого из этапов.

В общем случае функциональная модель имеет вид: Уа (г,х) = Ро+Р(х1)г+Р(хдГ, (4)

где УА (гх) - затраты каждого из исполнителей работ на соответствующем этапе проекта; х1, х2 - финансовый ресурс (часть сальдо бюджета проекта),

при правильном планировании и управлении резервом бюджета происходит смещение сальдо ближе к завершению каждого из затратных этапов проекта

предлагаемый

подход куправлению бюджетом проекта может в некоторой

степени нивелировать финансовые риски

направляемый на снижение равномерно/неравномерно нарастающих затрат.

Так, на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в процессе реализации которых основные расходы связаны все-таки с оплатой труда (равномерно нарастающие затраты), приемлемым решением являются меры по повышению производительности труда научного коллектива и снижению трудоемкости работ. На этапе освоения технологии возникает потребность в сокращении расходов на потребление дополнительных ресурсов, связанных с проведением испытаний, организацией монтажных и пус-ко-наладочных работ (неравномерно нарастающие затраты).

Важно, что увеличение финансового ресурса х, направляемого в снижение затрат проводимых работ, может быть оправдано только до некоторого предельного значения хЦт(^ при превышении которого эффект от снижения затрат на реализа-ию инновационной деятельности оказывается столько незначительным, что подобные вложе-становятся неэффективными. Помимо предельного значения хЦт объем финансового ресурса х не должен также превосходить сальдо бюджета проекта, т.е. на момент отчисления средств в снижение затрат на выполнение работ проекта в бюджете должны находиться свободные нераспределенные средства. Таким образом, оптимальный объем капитала х, доставляющий максимальное значение сальдо бюджета проекта, определяется из условия:

5в (х,Ь) = (1) - Уд (1,х) " тах, х # ХИт

(5)

Стоит заметить, что при правильном планировании и управлении резервом бюджета происходит смещение сальдо ближе к завершению каждого из затратных этапов проекта, в результате чего появляются неизрасходованные средства, которые в качестве поощрения за предложенные мероприятия передаются исполнителям, принимающим в виду высокого уровня компетенции непосредственное и активное участие в разработке стратегии

снижения затрат проводимых ими научно-производственных работ.

Таким образом, предлагаемый подход к управлению бюджетом проекта может в некоторой степени нивелировать финансовые риски и, тем самым, быть важной составляющей вопроса управления финансированием инновационной деятельности в рамках ТП.

Однако в целом о возможности подготовки качественно проработанного плана по управлению стоимостью проекта технологической платформы можно говорить только в случае активного содействия государства в контексте подготовки программ инвестирования ТП, предлагающих разнообразные схемы и механизмы финансирования инновационной деятельности платформ за счет средств различных источников.

Выводы

1. Проведенное исследование существующих источников и механизмов финансирования проектов российских технологических платформ позволило выявить пробелы в части управления стоимостью проектов платформ, препятствующие осуществлению инновационной деятельности.

2. В результате построения экономико-математических моделей и исследования на их основе схем организационно-инвестиционного взаимодействия участников платформ предложен алгоритм вовлечения средств частного и государственного секторов с соблюдением баланса интересов участников.

3. Разработана методика управления бюджетом проекта ТП в качестве возможной схемы управления инновационной деятельностью.

Литература

1. Злывко О.В., Лисин Е.М., Рогалев Н.Д., Стриел-ковски В. Разработка модели организационно-инвестиционного взаимодействия участников российских технологических платформ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 89-97.

2. Индикаторы науки: 2013: статистический сборник. - Москва: НИУ Высшая школа экономики, 2013. - 400 с.

3. Общие положения по применению сборников ресурсных сметных норм на пусконаладочные работы. Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России), 1994 г.

4. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. Управление проектами: Практическое руководство / Пер. с англ. - М.: Дело и сервис, 2003. - 528 с.

5. Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами, 2008.- 463 с.

Olga V. Zlyvko

Postgraduate student, Industrial Economy and Enterprises Organization Department, National Research University of Moscow Power Engineering Institute. Evgeniy M. Lisin

Candidate of Economical Sciences, associate professor, Industrial Economics and Enterprises Organization Department, National Research University of Moscow Power Engineering Institute.

Developing a model for investment in projects of technology platforms basing on the reorganization of structural and functional relationships of the involved participants involved

_Abstract

The article provides a structural analysis of the existing financial mechanisms and instruments of research and innovation activities in Russia, on the basis of which a functional model of the investment interaction for the participants of the domestic technology platforms was developed, shortcomings of its operation were identified and recommendations were provided regarding project budget management, taking into account the characteristics of the organization for joint activities between the representatives of state agencies and private companies in the implementation of innovative projects.

Keywords: technology platform, financing of innovation activity, innovative project, project budget

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.