Разработка модели бизнес-процессов специалиста по ценообразованию
сч
СП £
Б
а
2 о
Кочергин Александр Викторович
к.т.н., [email protected]
В данной статье определены бизнес-процессы верхнего уровня специалиста по ценообразованию: мониторинг первичных ценовых показателей на товары, работы и услуги, формирование и прогнозирование цен на товары, работы и услуги, руководство и организация процесса по формированию диапазона цен на товары, работы и услуги, экспертиза ценообразования и ценового демпинга.
Представленная в статье модель бизнес-процессов специалистов по ценообразованию возможно использовать для организации деятельности специалистов и подразделений по ценообразованию коммерческих и государственных организаций.
Ключевые слова: ценообразование, специалист по ценообразованию, бизнес-процессы специалиста по ценообразованию, модель бизнес-процессов, трудовые функции
Развитие современных цифровых технологий направлено на формирование улучшений не только в объекте, но и в субъекте управления, которые формируют систему управления организацией. Молниеносные изменения, вызванные процессами глобализации, а также активным развитием информационных, интеллектуальных, когнитивных технологий требуют эффективной реализации деятельности, создающей ценность для клиентов.
В настоящее время важно не просто верно определять потребности клиентов, но и уметь формировать их. Рынок насыщен товарами, соответственно требуется что-то принципиально новое, что позволит привлечь интерес клиентов, обеспечить продажи и денежные потоки. Создание продуктов и услуг, вывод их на рынок возможны только при эффективной организации деятельности, то есть правильно выстроенных бизнес-процессах.
Ключевыми бизнес-процессами в деятельности организации становятся процессы, связанные с ценообразованием. Ценообразование является единственным результативным инструментом, обеспечивающим эффективное построение цепочек создания ценности и учитывающим интересы всех ее участников.
Правильное формирование цен позволит коммерческим организациям обеспечить требуемый уровень прибыли, рентабельности, финансовой устойчивости и стоимости бизнеса.
Государственным организациям ценообразование дает возможность снизить затраты на закупки, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд. Верный расчет начальных максимальных цен контрактов позволит с одной стороны избежать необоснованного завышения цен, а с другой - необоснованного демпинга, который в результате скажется крайне негативно на качестве поставляемых товаров, работ, услуг.
Понимание процесса ценообразования дает возможность определить требования к стоимости ресурсов, необходимых для производства товаров, работ, услуг, уровень допустимой торговой наценки и др.
Эффективная реализация процессов ценообразования возможна благодаря привлечению квалифицированных специалистов и использованию информационных интеллектуальных технологий. Таким образом, специалисты по ценообразованию, которые являются ответственными исполнителями бизнес-процессов, связанных с ценообразованием, должны обладать определенными знаниями и умениями в области экономики, менеджмента, процессного управления, методологии ценообразования, информационных интеллектуальных систем.
Деятельность таких исполнителей предполагает реализацию определенных действий, формирующих бизнес-процессы специалистов по ценообразованию.
Верхний уровень бизнес-процессов специалиста по ценообразованию соответствуют обобщенным трудовым функциям и включает следующие процессы (схема 1):
■ мониторинг первичных ценовых показателей на товары, работы и услуги,
■ формирование и прогнозирование цен на товары, работы и услуги,
■ руководство и организация процесса по формированию и прогнозированию диапазона цен на товары, работы и услуги,
Схема 1 Бизнес-процессы верхнего-уровня специалиста по ценообразованию
Схема 2 Бизнес-процесс верхнего уровня «Мониторинг первичных ценовых показателей на товары, работы и услуги»
Схема 3 Бизнес-процесс верхнего уровня «Формирование и прогнозирование цен на товары, работы и услуги»
Схема 4 Бизнес-процесс верхнего уровня «Руководство и организация процесса по формированию и прогнозированию диапазона цен на товары, работы и услуги»
■ экспертиза ценообразования и ценового демпинга.
Бизнес-процесс верхнего уровня «Мониторинг первичных ценовых показателей на товары, работы и услуги» включает следующие подпроцессы (схема 2):
■ сбор первичных ценовых показателей на товары, работы и услуги,
■ систематизация ценовых показателей на товары, работы и услуги с использованием информационных интеллектуальных технологий.
Бизнес-процесс верхнего уровня «Формирование и прогнозирование цен на товары, работы и услуги» включает следующие подпроцессы (схема 3):
■ анализ затрат и себестоимости товаров, работ и услуг,
■ формирование диапазона цен на товары, работы и услуги,
■ прогнозирование диапазона цен на товары, работы и услуги.
Бизнес-процесс верхнего уровня «Руководство и организация процесса по формированию и прогнозированию диапазона цен на товары, работы и услуги» включает следующие подпроцессы (схема 4):
■ разработка методик, алгоритмов и функциональных заданий для формирования и эксплуатации информационно-аналитических систем и формирование баз данных,
■ формирование ценовой политики организации,
■ руководство подразделением.
Бизнес-процесс верхнего уровня «Экспертиза ценообразования и ценового демпинга» включает следующие подпроцессы (схема 5):
■ консультирование по вопросам формирования цен на товары, работы, услуги,
■ экспертиза и контроль ценообразования,
■ анализ и расследование демпинга и ценового сговора.
Представленную модель бизнес-процессов верхнего уровня специалистов по ценообразованию возможно использовать для организации деятельности специалистов и подразделений по ценообразованию коммерческих и государственных организаций.
Литература
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
2. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. «Ценообразование в сис-
© £
Ю
5
со
2 е
7
теме закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» г. Москва, Изд-во: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017г.
3. Масленников В.В., Ляндау Ю.В. и др. Методические рекомендации «Ценообразование в системе закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» г. Москва, Изд-во: «Ру-сайнс», 2017г.
Development of model of business
processes of the specialist in pricing
Kochergin A.V.
This article defines the business processes of the top-level pricing specialist: monitoring of primary price indicators for goods, works and services, the formation and forecasting of prices for goods, works and services, management and organization of the process for the formation of a range of prices for goods, works and services, expertise of pricing and price dumping.
The model of business processes of pricing specialists presented in the article can be used to organize the activities of specialists and pricing departments of commercial and state organizations.
Keywords: pricing specialist in pricing, business processes, expert in pricing, model business processes, job function
References
1. Federal law «About Contract System in the Sphere
of Purchases of Goods, Works, Services for Ensuring the State and Municipal Needs» from 4/5/2013 No. 44-FZ.
2. Maslennikov V.V., Lyandau Yu.V., Kalinina I.A.
«Pricing in the system of purchases for the state, municipal and corporate needs» Moscow, Publishing house: FGBOOU WAUGH of «REU of G.V. Plekhanov», 2017.
3. Maslennikov V.V., Lyandau Yu.V., etc. Methodical
recommendations «Pricing in the system of purchases for the state, municipal and corporate needs» Moscow, Publishing house: «PyeaMHe», 2017.
Схема 5 Бизнес-процесс верхнего уровня «Экспертиза ценообразования и ценового демпинга»