Ценообразование в условиях субсидирования государственных закупок
г-
сэ
см
£
Б
а
2 ©
Кочергин Александр Викторович
к.т.н., [email protected]
Белый Андрей Федорович
д.т.н., [email protected]
В данной статье рассматривается ценообразование в условиях субсидирования государственных закупок. Определены принципы бюджетного финансирования: получение максимального эффекта при минимуме затрат, целевой характер, предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований, предоставление бюджетных ассигнований на безвозвратной основе, бесплатность бюджетных ассигнований. В статье представлены инструменты расчета размера субсидии на возмещение затрат, в связи с выполнением государственного задания, а также примеры, демонстрирующие влияние субсидирования на цены товаров, работ и услуг. Ключевые слова: ценообразование, государственные закупки, бюджетное финансирование, субсидирование, государственное задание
Реализация цепочки добавленной стоимости начинается с закупок ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции. Закупки - процесс, предполагающий поставку ресурсов по установленным ценам и на условиях, определенных в договоре поставки, который заключается с поставщиком. Эффективная организация закупочной деятельности требует качественного управления, что позволит снизить число сбоев в данном процессе.
Управление закупками - процесс обеспечения организации необходимыми ресурсами надлежащего качества и в установленные сроки. Управление закупками включает следующие подпроцессы:
■ разработка стратегии закупок,
■ определение потребности в объекте закупки,
■ исследование рынка поставщиков,
■ выбор поставщика по определенным критериям,
■ заключение договоров с поставщиками,
■ оценка эффективности работы с поставщиками,
■ совершенствование процессов закупок.
Разработка стратегии закупок предполагает постановку целей закупок и определение показателей, позволяющих измерить уровень их достижения, выбор возможных стратегий в закупочной деятельности, разработку мероприятий направленных на достижение поставленных целей, а также идентификацию рисков, связанных с закупками.
Стратегии в закупочной деятельности могут отличаться в зависимости от объекта закупки, представленных на рынке поставщиков, географического расположения поставщиков, времени поставок, вариантов оплаты.
Например, при выборе поставщиков рекомендуется иметь в наличии хотя бы трех, тогда снижается риск недопоставок. В случае проблем с первым поставщиком, можно обратиться ко второму, в случае проблем со вторым - к третьему. Вероятность сбоев у третьего поставщика в такой цепочке существенно ниже, чем при работе только с одним поставщиком.
В случае, если объект закупки уникальный и компания вынуждена работать с единственным поставщиком, важно продумать стратегию взаимоотношений с таким поставщиком. Поставщик должен быть замотивирован в работе с компанией, иначе вся цепочка создания стоимости может быть разрушена.
В таких ситуациях многие крупные производители страхуют свою деятельность, осуществляя обратную вертикальную интеграцию с поставщиком - покупка компании-поставщика или контрольной доли компании-поставщика.
В зависимости от географического расположения поставщиков определяются наиболее выгодные и эффективные логистические маршруты, что позволит оптимизировать затраты, связанные с закупками.
Для компаний, использующих подход «Just in Time», который предполагает поставку ресурсов в тот период, когда они необходимы к использованию, целесообразно разрабатывать стратегии закупок, связанные с временными параметрами. Необходимо подбирать поставщиков, которые обеспечат поставки ресурсов точно в срок. Это позволит существенно снизить затраты, связанные с эксплуатацией складских помещений, а также риски, связанные с переполнением складов.
При разработке стратегии закупок важно также учитывать различные варианты оплаты поставщикам. К таким вариантам относятся:
■ предоплата,
■ оплата по факту,
■ отсрочка платежа.
В случае предоплаты компании-производителю необходимо «замораживать» собственные средства, либо использовать заемные средства, что повлияет на цену итогового продукта, в связи с увеличением затрат, связанных с оплатой пользования кредитом.
Государственные закупки - покупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
По состоянию на 2017 год государственные закупки регулируются федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Государственные закупки могут осуществляться за счет бюджета или из внебюджетных фондов.
Бюджетное финансирование - безвозвратное целевое предоставление денежных средств организациям для реализации их главной деятельности из соответствующих бюджетов в соответствии с утвержденной сметой расходов.
К основным принципам бюджетного финансирования относятся:
■ получение максимального эффекта при минимуме затрат,
■ целевой характер,
■ предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований,
■ предоставление бюджетных ассигнований на безвозвратной основе,
■ бесплатность бюджетных ассигнований.
Бюджетное финансирование может быть представлено в форме субсидий, субвенций, дотаций и инвестиций.
Субсидии - выплаты потребителям, предоставляемые за счет государственного или местного бюджета или специально сформированных фондов.
Субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определённый срок на конкретные цели. В случае нецелевого использования подлежит возврату.
Дотация юридическому лицу - денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным компаниям.
Дотация физическому лицу - дополнительные выплаты работнику, определенные трудовым договором или законодательным актом.
Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Механизм бюджетного финансирования включает:
■ субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением государственного (муниципального) задания (финансируют расходы на оказание государственных услуг или выполнение работ в соответствии с государственным заданием),
■ бюджетные инвестиции,
■ субсидии на иные цели (финансируют расходы разового характера, в том
числе расходы на капитальным ремонт, разовые закупки оборудования и т.п.),
■ гранты в форме субсидий (целевое финансирование на конкурсной основе проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям развития отрасли и инициаторами и разработчиками которых становятся учреждения-претенденты).
Размер субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением государственного (муниципального) задания рассчитывается по формуле:
R -.Vtt^X•Vw-J,Pm-Vm + T+A
где: № - нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги, включенной в ведомственный перечень,
V - объем i-й государственной услуги, установленной государственным заданием,
Nw - нормативные затраты на выпол-нениеw-й работы, включенной в ведомственный перечень,
Vw - объем w-й работы, установленной государственным заданием,
Pm - размер платы (тариф и цена) за оказание m-й государственной услуги,
T - затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, A - затраты на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества.
Субсидии могут предоставляться как государственным организациям, так и частным компаниям с целью их поддержки, развития отечественного производства или регулирования цен на жизненно важную продукцию.
Рассмотрим пример влияния субсидирования на ценообразование в коммерческих компаниях. Организация выпускает определенную продукцию. Для производства закупаются следующие ресурсы:
• ресурс 1 стоимостью 500 руб. на 1 единицу продукции (без НДС),
• ресурс 2 стоимостью 150 руб. на 1 единицу продукции (без НДС),
• ресурс 3 стоимостью 250 руб. на 1 единицу продукции (без НДС),
• ресурс 4 стоимостью 80 руб. на 1 единицу продукции (без НДС).
Затраты на производство 1 единицы продукции составляют 800 рублей.
Косвенные расходы организации на единицу продукции составляют 400 руб. Рентабельность затрат - 10%. Рассчитаем цену единицы продукции. Суммарные затраты = 500 + 150 + 250 + 80 + 800 + 400 = 2180 руб. Прибыль = 2180*10/100 = 218 руб. Цена одного изделия (без НДС) =
2180 + 218 = 2398 руб.
Организация получает субсидии на закупку ресурса 1 в размере 200 руб. Рассчитаем цену с учетом субсидирования: Суммарные затраты = (500 - 200) + 150 + 250 + 80 + 800 + 400 = 1980 руб. Прибыль = 1980*10/100 = 198 руб. Цена одного изделия (без НДС) = 1980 + 198 = 2178 руб.
Соответственно субсидии позволяют либо снизить цену но товары, работы, услуги, либо увеличить прибыль, если у организации есть возможность оставить цены на том же уровне, что и до субсидирования.
Литература
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
2. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. «Ценообразование в системе закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» г. Москва, Изд-во: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017г.
3. Масленников В.В., Ляндау Ю.В. и др. Методические рекомендации «Ценообразование в системе закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» г. Москва, Изд-во: «Ру-сайнс», 2017г.
Pricing in the conditions of subsidizing of
government procurement Kochergin A.V., Belyi A.F.
This article deals with pricing in terms of subsidizing public procurement. The principles of budget financing are defined: obtaining the maximum effect with a minimum of costs, the target character, the provision of budget funds to the extent of production and other indicators and taking into account the use of previously released allocations, the provision of budget allocations on a non-refundable basis, free of charge budget allocations. The article presents the tools for calculating the amount of subsidies for cost recovery in connection with the implementation of the state task, as well as examples that demonstrate the impact of subsidies on the prices of goods, works and services. Keywords: pricing, government procurement,
government funding, subsidies, state job References
1. Federal law «About Contract System in the Sphere
of Purchases of Goods, Works, Services for Ensuring the State and Municipal Needs» from 4/5/2013 No. 44-FZ.
2. Maslennikov V.V., Lyandau Yu.V., Kalinina I.A.
«Pricing in the system of purchases for the state, municipal and corporate needs» Moscow, Publishing house: FGBOOU WAUGH of «REU of G.V. Plekhanov», 2017.
3. Maslennikov V.V., Lyandau Yu.V., etc. Methodical
recommendations «Pricing in the system of purchases for the state, municipal and corporate needs» Moscow, 2017.
О
3
В
s
2 e
7