Научная статья на тему 'Разработка методов эффективного управления дебиторской задолженностью предприятий АПК'

Разработка методов эффективного управления дебиторской задолженностью предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФАКТОРИНГ / ФАКТОРИНГОВЫЕ УСЛУГИ / ПРОСРОЧЕННАЯ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Екатерина Александровна

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском путей недопущения возникновения просроченной дебиторской задолженности, а также рациональных путей решения проблем с уже образовавшейся просроченной дебиторской задолженностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методов эффективного управления дебиторской задолженностью предприятий АПК»

Разработка методов эффективного управления дебиторской задолженностью предприятий АПК Романова Е. А.

Романова Екатерина Александровна /Romanova Ekaterina Aleksandrovna - студент,

кафедра экономики АПК, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Академия биоресурсов и природопользования, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена поиском путей недопущения возникновения просроченной дебиторской задолженности, а также рациональных путей решения проблем с уже образовавшейся просроченной дебиторской задолженностью.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, факторинг, факторинговые услуги, просроченная дебиторская задолженность.

УДК 336.6:657.432 ББК 65.291.9-21+65.052.231.52

Сама по себе услуга по управлению дебиторской задолженностью достаточно трудоемкая, предполагающая ведение большого документооборота, а также отнимающая много времени. Таким образом, в данное статье рассмотрена организация эффективного управления дебиторской задолженностью, которая составляет большую затратную статью в бюджете компании, что особенно чувствительно для бюджетов малых и средних предприятий.

Одним из наиболее эффективных методов управления дебиторской задолженностью на современном этапе экономического развития выступает факторинг.

Факторинг представляет собой кредитование под уступку дебиторской задолженности предприятия [6]. При условии наличия качественной задолженности, данный метод позволяет производить финансирование практически всего объема продаж.

Помимо всего прочего, данная форма управления дебиторской задолженностью интересна и актуальная для компаний в связи с тем, что может рассматриваться как альтернатива банковскому кредиту.

Следует также отметить, что факторинг просто необходим для отдельных компаний сферы АПК, относящихся к категории малого и среднего бизнеса, и прежде всего тех, у которых большая часть дебиторской задолженности сроком от 60 дней и выше. Для подобных компаний достаточно остро стоит не только проблема управления дебиторской задолженностью, но и проблема недостатка оборотных средств.

Использование данного метода в процессе управления дебиторской задолженностью позволяет компаниям АПК не только получать необходимые объемы финансирования, но и повысить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Переложение части забот о дебиторской задолженности на банк-фактор является хорошим вариантом оптимизации бизнеса для предприятий АПК, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса.

Однако, несмотря на наличие потребности в факторинговых услугах со стороны предприятий, современные экономические условия обусловили снижение доли данных предприятий в совокупном обороте российского факторинга.

В частности, за первое полугодие 2015 года произошло снижение доли предприятий АПК в совокупном обороте российского факторинга на 4 %, а оборот факторинга в данном сегменте снизился на 33 % [5].

Данная тенденция была обусловлена тем, что предприятия АПК наиболее чувствительны к ужесточению требований со стороны факторов, которые сконцентрировали основное внимание на крупных предприятиях, деятельность которых более прозрачна и финансово устойчива по сравнению с малым и средним бизнесом.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно отметить, что большинство банков и компаний-факторов в настоящее время ориентируются на консервативную кредитную политику, то есть на крупных и низкорисковых заемщиков. В связи с чем со стороны различных предприятий наблюдается растущий спрос на факторинговые услуги [5]. То есть, иными словами, можно отметить следующую закономерность: при наличии сложностей в кредитовании наблюдается рост спроса на факторинг. Выводы

Таким образом, можно отметить, что современные экономические условия обусловили рост спроса на факторинговые услуги со стороны предприятий АПК.

Для многих компаний АПК факторинг становиться не только методом управления дебиторской задолженностью, но и наилучшей альтернативой банковскому кредитованию, что особенно актуально для рассматриваемой сферы.

Именно в подобных случаях факторинг становиться незаменимым способом получения своевременного финансирования в целях сокращения кассовых разрывов компании.

Литература

1. Барышникова Н. С. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие / Н. С. Барышникова. - СПб.: Просп. Науки, 2012. - 320 а

2. Вахрушина Н. В., Управление дебиторской задолженностью, журнал «Финансовый директор» 2012, № 2.

3. Екимова К. В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / К. В. Екимова, Т. В. Шубина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 375 а

4. Информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.factorings.ru/static/fin_edu/.

5. Москаленко А. Фактор малого [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://b-mag.ru/2015/faktoring/faktor-malogo/.

6. Сорокин А. Преимущества и недостатки факторинга перед банковским кредитом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finances-credits.ru/kredity/8554.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.