Научная статья на тему 'Современные аспекты оптимизации дебиторской задолженности хозяйствующих субъектов'

Современные аспекты оптимизации дебиторской задолженности хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПРОСРОЧЕННАЯ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КОНТРАГЕНТ / СКИДКА СКОНТО / ФАКТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Езангина Ирина Александровна, Чан Ван Тхань, Григорян Анаид Самвеловна

В статье проводится анализ динамики дебиторской задолженности российских хозяйствующих субъектов по направлениям деятельности. Освещаются вопросы образования просроченной задолженности. Обозначены направления ее оптимизации в рамках финансовой политики современной организации. Актуализирована роль факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты оптимизации дебиторской задолженности хозяйствующих субъектов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

конференции (29 октября 2015 года, г. Стерлитамак). / в 2 ч. Ч.1. - г. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - с. 182184

4. Котенев А.Д., Евдошенко В.В., Власов А.В. Институциональные формы эффективности для систем управления инновационной деятельностью // Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под. Ред. Ю.П. Кожаева, О.Ю. Зевеке. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. - с. 130-136.

5. Котенев А.Д. Формирование концепции развития внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса региона // Вестник университета (Государственный университет управления) / 2012. - № 12. С. 68-72

6. Котенев А.Д., Евдошенко В.В., Максименко М.В. Государственное регулирование инвестиционных циклов в России // Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под. Ред. Ю.П. Кожаева, О.Ю. Зевеке. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. - с. 123-130.

© Евдошенко В.В., 2016

УДК 336.645.2

Езангина Ирина Александровна,

к.э.н., доцент,

ФГБОУ ВО «ВолГТУ», г. Волгоград, Россия

Чан Ван Тхань,

студент 4 курса ФГБОУ ВО «ВолГТУ», г. Волгоград, Россия

Григорян Анаид Самвеловна, студент 3 курса ФГБОУ ВО «ВолГТУ», г. Волгоград, Россия

E-mail: ezanginaia@rambler.ru

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Аннотация

В статье проводится анализ динамики дебиторской задолженности российских хозяйствующих субъектов по направлениям деятельности. Освещаются вопросы образования просроченной задолженности. Обозначены направления ее оптимизации в рамках финансовой политики современной организации. Актуализирована роль факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью предприятия.

Ключевые слова

дебиторская задолженность, просроченная дебиторская задолженность, контрагент, скидка сконто,

факторинг

В настоящем в процессе экономической деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в оптимизации дебиторской задолженности, проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, то есть по сути оно кредитует покупателей [4, С.64].

Анализируя динамику дебиторской задолженности российских хозяйствующих субъектов, отмечаем ее существенный рост за период 2000 -2014гг. Так, в 2000г. суммарная задолженность составляла 2450755 млн. руб., в 2005г. - 6331251 млн. руб., в 2013г. - 26263685 млн. руб., в 2014г. - 31013596 млн. руб. Наглядно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

динамика показателя за 2004-2014гг., в том числе по просроченной задолженности, отражена на рисунках 12 [2].

В 2014г. наибольшая задолженность сложилась в следующих направлениях: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, оптовая торговля, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства. Существенный удельный вес организаций, имевших просроченную задолженность, встречается в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, производстве кокса и нефтепродуктов, металлургическом производстве, производстве транспортных средств и оборудования, управлении эксплуатацией жилого фонда, связи (таблица 1).

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рисунок 1 -Динамика дебиторской задолженности российских хозяйствующих субъектов в 2004-2014гг.,

млрд. руб.

2200 т

0 -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рисунок 2 - Динамика просроченной дебиторской задолженности российских хозяйствующих субъектов в

2004-2014гг., млрд. руб.

Размер просроченной кредиторской задолженности на конец ноября 2015г. составил, по предварительным данным, 2395,3 млрд. рублей (126% от величины аналогичного показателя ноября 2014г.) [8].

В современных условиях многие предприятия для планирования, оценки и управления дебиторской задолженностью продолжают применять лишь некоторые известные им стандартные методики, нередко не обобщая их, и не используя в своей деятельности системный подход [5, С.166]. Также отмечается отсутствие контроля над уровнем дебиторской задолженности. В связи с этим, встает вопрос о разработке научно обоснованного инструментария управления дебиторской задолженностью, который позволит оперативно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

определять внутренние и внешние возможности для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью.

Таблица 1

Распределение организаций, имевших максимальную просроченную задолженность покупателей и поставщикам, по видам экономической деятельности в 2014г. [10]

Число организаций, имевших Удельный вес организаций, имевших

просроченную задолженность просроченную задолженность, в общем

числе организаций, процентов

покупателей поставщикам покупателей поставщикам

Всего в экономике 13615 8722 23,7 15,2

Добыча полезных ископаемых 388 313 31,9 25,7

из нее:

добыча топливно-энергетических 239 199 35,4 29,4

полезных ископаемых

Обрабатывающие производства 3107 2064 24,3 16,2

из них:

производство кокса и нефтепродуктов 46 35 43,0 32,7

металлургическое производство и 361 267 28,5 21,1

производство готовых металлических

изделии

из них металлургическое производство 124 108 32,6 28,4

производство транспортных средств и оборудования 255 209 31,6 25,9

Производство и распределение 2481 1810 56,2 41,0

электроэнергии, газа и воды

Транспорт и связь 1353 859 27,4 17,4

из них связь 257 137 32,9 17,5

Операции с недвижимым имуществом, 1920 976 23,2 11,8

аренда и предоставление услуг

из них:

управление эксплуатацией жилого фонда 638 450 39,7 28,0

Дебиторская задолженность - следствие нормальных рыночных отношений. Она не приводит к отрицательным результатам и снижению устойчивости, если взаимные долги сбалансированы, и существующие инструменты планирования на предприятии позволяют их регулировать. Подробный анализ причинно-следственных связей образования дебиторской задолженности позволяет авторам выделить некоторые актуальные направления ее оптимизации, а именно:

• совершенствовать работу с контрагентами предприятия, берущими продукцию на условиях реализации;

• ужесточить условия работы с поставщиками;

• качественно улучшить систему взаимодействия с покупателями продукции предприятия.

В рамках первого направления рациональными, по мнению авторов, являются следующие предложения:

• внедрить в организационную структуру организации дополнительную штатную единицу, ответственную за периодический контроль оборота контрагентов по продукции, взятой у предприятия на реализацию;

• создать условия, в которых менеджеры нацелены не столько на реализацию, сколько на гарантирование оплаты в результате продаж [9];

• получить доступ к информационному сопровождению товарооборота контрагента в части реализованной продукции хозяйствующего субъекта посредством открытости программного обеспечения партнера.

В рамках второго направления, наряду с продолжительным сроком поставки материалов, следует обозначить и еще одну характерную проблему, - высокую степень брака, сложность возврата комплектующих по времени, возникновение кредиторской задолженности по причине некачественного характера продукции, изготовленной предприятием из материала поставщиков. В условиях ориентации на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

стратегию импортозамещения, подчеркиваем объективность поиска преимуществ воспроизводства связей с поставщиками из России и стран Ближнего зарубежья.

Наконец, в рамках оптимизации взаимоотношений с покупателями продукции представляется важным использование скидки «сконто» (скидки при досрочном платеже). Например, в контракте на поставку товаров может быть оговорено, что покупатели должны оплатить товар в течение двух месяцев, при этом получит скидку в 5%, если полностью расплатится за товар в течение первых десяти дней после заключения контракта [3, С.77].

В качестве нормативной базы по управлению дебиторской задолженностью на предприятии можно рекомендовать «Положение о кредитной политике», определяющее регламент работы и состав комиссии по управлению дебиторской задолженностью, порядок и форматы ее анализа методику оценки контрагентов, расчета лимитов задолженности [6, С. 182].

В контексте настоящего исследования факторинг может быть не только способом финансирования, но и инструментом управления дебиторской задолженностью. Ситуация в настоящем такова, что современная кредитная организация в рамках факторинга не просто приобретает переуступку прав требования (оформленную дебиторскую задолженность), а оказывает комплекс услуг для предприятий, ведущих деятельность на условиях отсрочки платежа: осуществление контроля за состоянием задолженности дебитора по поставкам, информирование о наступлении сроков оплаты, мониторинг платежной дисциплины дебитора и организация прямого взаимодействия с дебитором [7].

В Топ10 крупнейших факторов России традиционно входят: ОАО «Промсвязьбанк», ОАО «Альфа-Банк», ООО «РБ Факторинг», Группа компаний НФК ОАО БАНК «ФК ОТКРЫТИЕ», ООО «ГПБ-факторинг»/ГПБ (ОАО), ЗАО ЮниКредит Банк, «Сетелем Банк» ООО, ОАО АКБ «Металлинвестбанк» [11]. Занимающий первое место в рэнкинге РА «Эксперт» «ВТБ Факторинг» имеет следующие показатели деятельности: 441млрд руб. оборот уступленных денежных требований в 2015г.; 100млрд руб. факторинговый портфель в 2015г.; 3млн поставок профинансировано за 5 лет; 1500 поставок обрабатывается ежедневно. По данным Ассоциации факторинговых компаний рыночная доля ВТБ Факторинг по итогам 2015 года составляет более 30% [1].

Таким образом, для построения инструментария системы управления дебиторской задолженностью предприятия важной является разработка эффективных механизмов управления ими. Предложенный перечень способов управления дебиторской задолженностью, позволят вооружить руководство предприятия инструментарием для ее оценки и оптимизации. Однако необходимо учитывать, что выбор оптимального уровня дебиторской задолженности непосредственно зависят от специфики деятельности каждого предприятия, отрасли хозяйства и сферы бизнеса. Список использованной литературы:

1. ВТБ Факторинг - надежная и успешная компания, с которой легко работать http://www.vtbf.ru/about/

2. Динамика дебиторской задолженности организаций без субъектов малого предпринимательства) РФ http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/dindz.htm

3. Евдокимова С.С. Езангина И.А. Ценовая политика фирм и государства в условиях рыночной экономики: учебное пособие / С. С. Евдокимова, И. А. Езангина ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Всероссийский заочный финансово-экономический ин-т", Волгоградский фил.. Москва, 2007.

4. Езангина И.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учебное пособие / И. А. Езангина, С. С. Евдокимова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Всероссийский заочный финансово-экономический ин-т", Волгоградский фил.. Волгоград, 2007.

5. Езангина И.А. Современные технологии планирования: гибкое бюджетирование// Вопросы экономических наук. 2007. № 5 (27). С. 165-167.

6. Мурикова А.Р., Гимранова Э.Р. Управление дебиторской задолженностью как элемент эффективной финансовой политики организации // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 181-183.

7. Преференции факторинга http: //sberbank-factoring .ru/factoring/#preference

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х

8. Просроченная кредиторская задолженность организаций (на конец ноября 2015 года) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/

9. Раева И. В., Разумова К. В. Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью на предприятии телекоммуникационной отрасли // Молодой ученый. - 2014. - №12. - С. 175-178.

10.Распределение организаций, имевших просроченную задолженность покупателей и поставщикам, по видам экономической деятельности в 2014г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_1MssWWW.exe/Stg/d02/24-30.htm

11.Факторинг в России http://raexpert.ru/ratings/factoring/2014-1/

© Езангина И.А., Чан Ван Тхань, Григорян А.С., 2016

УДК 659

Елисеева Анна Владимировна ФГБОУ ВО «НВГУ», г. Нижневартовск, РФ E-mail: anna-eliseeva00@rambler.ru Долгина Екатерина Станиславовна канд.культурологии, доцент ФГБОУ ВО «НВГУ»,

г. Нижневартовск, РФ E-mail: ekaterina290482@ya.ru Безбородова Юлия Владимировна канд.филол.наук, доцент ФГБОУ ВО «НВГУ»,

г. Нижневартовск, РФ E-mail: ybezborodova@ya.ru

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ PR В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PR-

СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена инструментам PR, которые обеспечивают эффективное взаимодействие компании и общественности. В современном информационном обществе в связи с развитием Интернет-технологий PR-специалист обязан обеспечивать присутствие компании в мировой сети.

Ключевые слова

Средства массовой информации. Public relations. Инструменты PR. Пресс-конференция.

Благотворительность.

Public relations (PR, связи с общественностью) предполагают формирование хороших отношений предприятия сервиса с общественностью, получение благоприятной известности и создания положительного имиджа фирмы, а также препятствование распространению негативных слухов, историй, мнений о деятельности фирмы [4, с.10.].

Public relations является особой формой маркетинговых коммуникаций, основанной на формировании определенных отношений в управлении различными аудиториями. Связи с общественностью организуют отношения взаимодействия предприятия и социума, направлены на установлении доверия и позитивного отношения к источнику информации, значительно повышая эффективность коммуникационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.