СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
С. С. САМОЙЛОВА, Е. В. ЗОБОВА
В статье исследована проблема предоставления товарных кредитов предприятиями, управления дебиторской задолженностью. Изучена возможность ликвидации финансовых разрывов и увеличения оборотного капитала предприятия через использование факторинговых операций.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, источники финансирования, факторинг.
Экономическая среда предприятия, где все подчинено режиму экономии ресурсов и достижению наибольшей экономической эффективности, чем далее, тем более требует точных расчетных данных при прогнозировании будущих экономических ситуаций для подготовки принятия сегодняшних решений. В частности, в условиях товарного кредитования между предприятиями-партнерами, независимо от их надежности и благоприятного имиджа, возникает необходимость принятия управленческих решений по временной компенсации дебиторской задолженности, которая возникла.
В современных условиях дебиторская задолженность в большинстве случаев связана с кредиторской задолженностью как источником пополнения недостающих средств.
Факт дебиторской задолженности предприятий в рыночных условиях России обычно рассматривается в аспекте финансового анализа с помощью многочисленных показателей ее отношения к статьям баланса, отчета о финансовых результатах. На основе этого формулируются выводы об эффективном или неэффективном управлении одной из компонент оборотных средств предприятия. Но реальная ситуация временного отвлечения денег в отгруженную, но не оплаченную продукцию, демонстрирует потребность в более расширенном анализе дебиторской задолженности в контексте экономики предприятия.
Традиционно при определении сбалансированных величин обеих задолженностей во внимание принимаются данные, полученные по итогам определенного периода функционирования предприятия и содержащиеся в общедоступной финансовой отчетности. Во-первых, это ретроспективный анализ по уже состоявшемуся факту, вме-
сто прогнозной рекогносцировки, а во-вторых, он учитывает совокупные данные по всем контрактам дебиторской и кредиторской задолженности, не принимая во внимание индивидуальные особенности, как потенциального партнера-дебитора, так и особенности самого контракта. Другими словами, традиционную оптимизацию дебиторской и кредиторской задолженности можно назвать синтетической, а не аналитической. В-третьих, при попытке сбалансировать эти важные показатели, они рассматриваются только лишь во взаимодействии один с другим, и не рассматривается возможность их комбинирования с другими показателями предприятия с целью выведения многофакторной зависимости. Также, при рассмотрении задолженностей во внимание принимаются такие основные их характеристики, как общий срок предоставления и сумма. По мнению авторов на оптимальное соотношение могут влиять и другие, кажущиеся не существенными, параметры задолженностей, которые приближают процесс прогнозирования будущих ситуаций к получению наиболее точных результатов.
Допустим, что предприятие рассматривает предоставление определенной суммы дебиторской задолженности на определенный срок с погашением ее аннуитетом - равными частями через равные периоды времени. При этом длительность периодов обусловлена особенностями функционирования предприятия-должника. Одновременно с предоставлением дебиторской задолженности предприятию необходимо взять кредит. Вопрос в том, на какую сумму и срок, чтобы равномерных платежей от дебитора хватило на погашение равномерных платежей кредитору, которые в свою очередь состоят из тела кредита и процентов. А определив размер кредита, можно оценить на-
сколько он покроет затраты, связанные с себестоимостью продукции, предоставленной в кредит дебиторам.
Обычно, такие расчеты ведутся на основе сопоставления сумм обеих задолженностей, приняв фактически одновременность поступления платежа на предприятие и возникновения его обязательства заплатить в банк. Поэтому предлагается определять сумму и срок кредиторской задолженности, которая должна быть сбалансирована с дебиторской задолженностью, на основе трех вместо двух параметров: суммы кредита, срока кредитования, необходимой периодичности внесения платежей кредитору.
В предлагаемом варианте оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности предприятия источником погашения полученного банковского кредита являются только соответствующие платежи дебиторов. Однако, исходя из экономической ситуации, сложившейся на предприятии, можно расширить спектр этих источников и проследить их влияние на оптимальное соотношение.
Применение и ориентация на современные методы управления дебиторской и кредиторской задолженностями показывает, что требуется разработка и применение целой программы использования различных методов в связи с отсутствием единого метода для разных компаний. Основой такой программы выступает создание четких и понятных правил [5].
Программа управления дебиторской задолженностью должна состоять из нескольких этапов.
2 этап: классификация покупателя по степени риска. На данном этапе следует подписать дополнительное соглашение о коммерческом кредите, отслеживать факты оплаты и при необходимости напоминать покупателю о времени оплаты, начислять штрафы за просрочку платежей, отслеживать текущую платежеспособность покупателя.
3 этап характеризуется образованием просроченной задолженности. Основная работа на данном этапе заключается в выявлении характера просроченной задолженности (просрочка или невозврат), получении достоверной информации о
платежеспособности должника, проведении переговоров по возврату задолженности.
Четвертый этап подразумевает принятие решения с определенными юридическими последствиями, т. е. необходимо принять решение относительно способа истребования задолженности, среди которых различают истребование в судебном порядке, в страховом порядке, в порядке уступки права требования (цессии), в порядке перевода долга, в порядке договора-поручения об истребовании долгов. После принятия решения производятся действия, имеющие юридические последствия.
Особое внимание требует ситуация, когда на предприятии отмечается явное превышение дебиторской задолженности над кредиторской. Так, значительное повышение создает угрозу финансовой устойчивости организации, провоцируя:
- привлечение дополнительных источников финансирования, необходимые для погашения возникающей кредиторской задолженности;
- контроль за состоянием расчетов по просроченным задолженностям;
- в связи с тем, что в условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к тому, что организация фактически получает лишь часть стоимости выполненных работ (продукции), имеет смысл расширить систему авансовых платежей.
В том случае, если обнаруживаются факты неспособности организации обслуживать и погашать имеющиеся обязательства, то возможно применение реструктуризации дебиторской задолженности предусмотренными Гражданским Кодексом РФ способами: новация; уступка права требования (цессия); перевод долга; зачет; отступное; секьюритизация.
Одним из эффективных способов избежать дефицита оборотного капитала для торговых и производственных компаний является использования факторинга как источника финансирования, что подтверждается значительным ростом спроса на услуги факторинга в России.
Факторинг можно рассматривать как распространенный способ возвращения дебиторской задолженности, услуга по финансированию оборотных активов и управлению дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью через применение факторинга предполагает следующие этапы обслуживания обязательств:
- предоставление поставщиком покупателю товара с отсрочкой платежа до 180 дней;
- уступка поставщиком права требования долга от заемщика факторинговой компании;
1 этап: заключения договора. На данном этапе требуется:
- проверка покупателя (заказчика);
- грамотное составление договора;
- учет потенциальной мотивации покупателя на своевременный возврат денежных средств;
- установление демотивирующих факторов (штрафы) за несвоевременную оплату продукции;
- страхование риска неоплаты контрагентом.
- выплата факторинговой компанией финансирования до 90 % суммы поставки поставщику - своему клиенту;
- оплата поставки покупателем-заемщиком;
- выплата факторинговой компанией остатка денежных средств за вычетом комиссий клиенту.
Итак, современная форма хозяйствования предполагает инвестирование значительных средств поставщиками в дебиторскую задолженность, а значит существует значительное поле для роста факторинговых услуг. Вследствие конкуренции, стремления найти и удержать покупателя поставщики вынуждены предоставлять своим клиентам товар на выгодных условиях, в том числе предоставлять им отсрочку платежа за продаваемый товар.
Действительно, на протяжении последних лет рынок демонстрирует уверенный и стабильный рост. В период формирования рынка факторинга темпы его роста составляли 70-80 % в год, за период финансового кризиса наблюдалось снижение объема факторинговых операций на 40 % и, начиная с 2010 г., ежегодно рынок демонстрирует уверенный рост: уже в 2011 г. рынок факторинговых операций вышел на объемы докризисного периода.
Объем российского рынка факторинга по итогам первого полугодия 2012 г. вырос более чем на 77 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 617 млрд руб. При этом по итогам 2012 г. большинство факторов ожидают увеличения объема рынка до 1,31,5 трлн руб. [2].
В первую очередь это связано с существенным увеличением информированности компаний о том, что такое факторинг и каковы его возможности. На фоне снижения уровня кредитования банками предприятий происходит замещение кредитов факторинговыми услугами, которые позволяют по-другому структурировать рисковую составляющую сделки. Подтверждением этому является то, что факторинг развивается более стремительными темпами, чем другие банковские продукты [1].
Вступление в ВТО открывает в долгосрочном периоде дополнительные перспективы роста внешнеторговых операций и конкуренции и, следовательно, потребности бизнеса в оборотных средствах, которую готов обеспечить факторинг.
При этом важно отметить, что государственное регулирование рынка сегодня сдерживает развитие факторинга. В российском законодательстве отсутствует само понятие «факторинг»,
позволяющее выявить юридическую сущность данного вида операций и сформулировать основные критерии выделения сделок данного вида. Это мешает становлению рынка факторинга как серьезной, самостоятельной отрасли, которая могла бы в таком случае играть гораздо более заметную роль в экономике страны. К примеру, в России уровень «проникновения» факторинга менее одного процента ВВП, в то время как среднемировой показатель порядка 3,5 % ВВП.
В 2010 г. вступил в действие Закон о торговле, закрепляющий максимальные отсрочки платежа по продуктам питания. Из-за этого для некоторых поставщиков продуктового сегмента факторинг потерял свою актуальность [3].
Отсутствие разработанного в законодательстве механизма электронной уступки прав требований, отсутствие судебной практики по электронной уступке снижают интерес к электронному факторингу, хотя российская действительность с ее огромными расстояниями и удаленностью возможных контрагентов диктует повсеместное использование электронных каналов связи, и рынок факторинга также не является исключением.
Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» фактически запрещает использовать в отрасли факторинг, тем самым затрудняя приток оборотных средств в отрасль. Планируемое внесение изменений в этот закон в 2012 г. расширит сферу применения факторинговых услуг. Учитывая, что факторинг является мультиотраслевым инструментом финансирования, подобные эпизоды являются наглядным примером того, что из-за неподобающего законодательного регулирования факторинг в России может стать не только невыгодным определенным предпринимателям, но в некоторых случаях и вовсе нелегитимным [4].
Действующее на момент вступления России в ВТО законодательство не позволяет российским компаниям конкурировать на международных рынках по такому важному критерию как условия оплаты поставок. Очевидно, что внешняя торговля России будет расти, чему, несомненно, способствует вступление в ВТО. Соответственно, с увеличением объема внешнеторговых сделок теоретически возрастает и количество потенциальных клиентов, чья внешнеторговая деятельность может обслуживаться факторинговыми компаниями.
Однако жесткое валютное законодательство России делает практически невозможным приме-
нение факторинговых операций между экспортерами и импортерами. Так, согласно валютному законодательству, если экспортер работает по отсрочке платежа и его иностранный покупатель своевременно не оплачивает поставку, то на него может быть наложен административный штраф до 100 % от невозвращенной валютной выручки.
Одновременно с этим в законодательстве четко не прописан порядок получения платежей от иностранного покупателя, денежные требования к которому экспортер уступил фактору, с учетом обязательства экспортера обеспечить возврат валютной выручки на свои счета. Это означает, что денежные средства за поставленный товар в обязательном порядке должны поступить напрямую на счет поставщика от того лица, которое участвует в этой сделке, то есть иностранного дебитора российского поставщика, что исключает возможность участия в сделках факторинговых компаний.
Из изложенного очевидно, что факторинг способен повысить конкурентоспособность отечественных производителей, наладить взаимовыгодные партнерские отношения с контрагентами, диверсифицировать российскую экономику. Эти качества особенно актуальны в период вхождения России в систему открытой торговли с ее устоявшимися стандартами, поэтому государству целесообразно сформировать законодательную базу, необходимую для эффективного развития рынка факторинга.
Литература
1. Безверхова Ю. В. Факторинг в условиях модернизации российской экономики // Вестник Университета. 2012. № 3.
2. Информационный обзор российского рынка факторинга по итогам 1 полугодия 2012 года // Ассоциация факторинговых компаний. иКЬ: http://asfact.ru
3. Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в РФ: федер. закон от
28.12.2009 № 381-Ф3. иКЬ: http://consultant.ru
4. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ. иКЬ: http://consultant.ru
5. Сутягин В. Ю., Шепелев О. М. Формирование механизма управления дебиторской задолженностью // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 7.
* * *
MODERN FORMS OF REGULATION OF ACCOUNTS RECEIVABLES
S. S. Samoylova, Ye.V. Zobova
In article the problem of granting the commodity credits by the enterprises, managements of accounts receivables is investigated. Possibility of elimination of financial gaps and increase in working capital of the enterprise through use of factoring operations is studied.
Key words: accounts receivables, financing sources, factoring.