Научная статья на тему 'Основные аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятиях АПК'

Основные аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятиях АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ОТСРОЧКА ПЛАТЕЖЕЙ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / ФАКТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Екатерина Александровна

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и вопросы, касающиеся управления дебиторской задолженностью на сельскохозяйственных предприятиях, поскольку дебиторская задолженность является важным компонентом оборотного капитала. Управление дебиторской задолженностью представляет собой гибкий инструмент в руках руководителей предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятиях АПК»

К внутренним условиям, влияющим на построение системы оперативного управления, относятся:

• тип производства;

• существующий уровень интеграции производственной деятельности;

• квалификация промышленно-производственного персонала и возможность обучения;

• широта производственной номенклатуры;

• длительность производственного цикла;

• стабильность и частота обновления используемых технологий.

Важно осуществить грамотный выбор первоочередных направлений развития системы оперативного управления предприятия, исходя из сложившихся условий, соблюдая баланс между возможностями (ограничениями) предприятия и требованиями потребителей. Для этого необходима разработка стратегии, выделение операционных приоритетов. При этом менее приоритетные показатели целесообразно поддерживать на необходимом уровне, позволяющем фирме оставаться конкурентоспособной.

Такой подход тесно связан с маркетинговой стратегией предприятия и политикой распространения продукции на рынках сбыта. В зависимости от маркетинговой стратегии осуществляется выбор операционных и производственных показателей. Здесь может быть сделан акцент на низкой цене (соответственно и минимальных издержках), гибкости производства, наилучшем качестве, быстрой доставке и т.д. Выбор операционных приоритетов не входит в задачу оперативного управления, осуществляется на стратегическом уровне. Задачей оперативного управления является обеспечение достижения предприятием установленных операционных показателей.

Литература

1. Ваценко И. С. Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 553-556.

2. Добровольская Н. А. Подходы к формированию концепции стратегического управления компанией в системе координат оценки конкурентного потенциала // Таврический научный обозреватель. № 1 (сентябрь), 2015. С. 41 - 44.

3. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб: Издат.дом С.-Петерб. гос.ун-та, 2006. 217 с.

4. Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб: Питер, 2004. 414 с.

5. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. СПб: Наука, 1996. 308 с.

6. Портер М. Конкурентное преимущество. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 114 с.

Основные аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятиях АПК Романова Е. А.

Романова Екатерина Александровна /Romanova Ексйеппа Aleksandrovna — студент, кафедра экономики агропромышленного комплекса, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Академия биоресурсов и природопользования, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные проблемы и вопросы, касающиеся управления дебиторской задолженностью на сельскохозяйственных предприятиях, поскольку дебиторская задолженность является важным компонентом оборотного капитала. Управление дебиторской задолженностью представляет собой гибкий инструмент в руках руководителей предприятия.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, отсрочка платежей, управление, рефинансирование, факторинг.

УДК 657.432:631.1

На сегодняшний день многие российские компании сталкиваются с такими проблемами, как рост неплатежей контрагентов, значительная дебиторская задолженность, растущие риски кредитования. Вовлечение денежных средств в оборот приведет к росту товарооборота и улучшению финансовых показателей предприятий.

Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства России. Оно производит продукты питания для населения страны, сырье для перерабатывающей промышленности и обеспечивает другие нужды общества. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства [1].

Сельскохозяйственные предприятия, как и все другие предприятия страны, стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность - это сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. К образованию дебиторской задолженности влечет наличие договорных отношений между контрагентами, когда момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) и их оплата не совпадают по времени. Любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы предприятия предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен) [4].

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: - дебиторская задолженность -неотъемлемый элемент сбытовой деятельности любого предприятия.

Само понятие дебиторской задолженности является исключительно важным для определения финансового состояния организации, состояния источников финансирования текущих и капитальных затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям. По причинам образования дебиторская задолженность делится на оправданную и неоправданную. К оправданной относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота; к неоправданной -просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т. д. Существует еще безнадежная дебиторская задолженность - это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности. Большое значение имеет анализ задолженности в разрезе сроков погашения обязательств. Как правило, при этом задолженность делится на две большие группы: долгосрочную и краткосрочную. Такое деление важно при анализе ликвидности, главной целью которого является выявление способности организации погасить свои обязательства.

В зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков ее погашения, а также от степени вероятности непогашения задолженности можно сделать вывод о состоянии оборотных средств предприятия и тенденциях его развития. Что касается конкретных причин, то увеличение статей дебиторской задолженности может быть обусловлено:

- неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров;

- наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей; - слишком высокими темпами наращивания объема продаж;

- трудностями в реализации продукции.

Дебиторская задолженность - одна из разновидностей активов организации, таких, как основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и т. п., таким образом, при открытии предприятия необходимо инвестировать средства также и в дебиторскую задолженность. Дебиторская задолженность отвлекает из оборота средства организации. Поэтому до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. На Западе широко распространена практика создания резервов по сомнительным долгам, поскольку можно однозначно утверждать, что не вся задолженность будет погашена покупателями. Данная проблема еще более актуальна для субъектов хозяйствования РФ, что связано с низкой дисциплиной расчетов. В связи с этим слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск его финансовых потерь [2].

Управление дебиторской задолженностью - специфическая функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли предприятия за счет эффективного использования дебиторской задолженности как экономического инструмента.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности - факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация, спонтанное финансирование.

100

Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием - продавцом права получения факторинговой фирмой (банком) финансовой дебиторской задолженности и немедленной выплате 70 - 90 % от суммы задолженности. После того как должники оплатят за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 - 30 % средств. За эти услуги берется платеж в размере 3-5 % от всей суммы договора. Деятельность факторинговых фирм (банков) довольно эффективна, так как большинство предприятий, не желая попасть в список неплатежеспособных фирм, стараются вовремя оплатить полученные счета. Если банк предъявит информацию, что предприятие с опозданием оплачивает счета, то ей будет сложно заключить отношения с финансовым риском для партнера.

Вексель - это безусловное обещание оплатить указанную сумму в установленное время. Вексель широко используется за границей. Вексель ускоряет и улучшает расчеты между субъектами хозяйствования [2].

Форфейтинг, по своей сути, соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей. Но в отличие от факторинга форфейтинг является однократной операцией. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (до 7 лет) экспортных поставок.

Современная форма рефинансирования активов, в частности дебиторской задолженности -секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backedsecurities - ABS). Спонтанное финансирование заключается в том, что при оплате товара до определенного срока покупатель может воспользоваться скидкой с цены. После этого срока он платит полностью, укладываясь в договорный срок платежа [3].

Исходя из вышеперечисленного, факторинг является активным инструментом решения проблем. Он отличается своей перспективностью и является наиболее приспособленным к современным процессам развития экономики.

Литература

1. [Электронный ресурс]: Информационный портал. Источник: «РБК.Исследования рынков». URL: http://fmance-times.ru/news/business/3491.html/ (дата обращения: 27.05.2016).

2. [Электронный ресурс]: Информационный портал. Биржевой словарь Форекс Трейдера. URL: http://fortrader.org/birzhevoj-slovar/birzhevie-termini/veksel.html/ (дата обращения: 28.05.2016).

3. Репин В. В. Дебиторская задолженность: анализ и управление // Консультант,. 2012. № 18.

4. Усанов А. Ю., Фефелова Н. П., Мощенко О. В. Управление дебиторской задолженностью и использование факторинга. М.: ИНФРА-М, 2013.

5. Фефелова Н. П., Рубцова А. И. Совершенствование механизма кредитования АПК // Прикладные экономические исследования: сб. ст. сотрудников Саратовского ГАУ. Саратов, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.