Секция: Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно-психологической безопасности
УДК 378.1
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Е.Н. Стадников
ТРТУ, Россия, Таганрог, Чехова, 2, (8634)312016, $еп@угр1. ги
При чтении курса "Психологические и методологические основы изобретательской деятельности" студентам необходимо дать представление о творчестве.
В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.
Перспективным подходом к изучению процессов творческого мышления считают теорию деятельности, предложенную и развиваемую отечественными психологами и физиологами.
Для формирования у студентов представления о психофизиологических и психологических методах изучения творческой деятельности нами разрабатывается методика психофизиологического и психологического обследования обучаемых в рамках учебной программы курса.
Психофизиологическое обследование, в частности, включало регистрацию стабилометрических показателей теста "С выделенной зоной" с одновременной регистрацией частоты сердечных сокращений.
Психодиагностика способностей студентов проводилась с применением стандартизованных и нестандартизованных тестов. Среди стандартизованных тестов предлагались, в частности, личностный опросник Кеттелла, кубики Косса, незавершенные картинки Векслера, тесты на воображение.
Нестандартизованные тесты были направлены на выявление способности генерации идей, способности видеть и формулировать задачу и др.
Эта методика психодиагностического мониторинга студентов предполагает первичную обработку результатов в режиме реального учебного процесса и исследования валидности психофизиологических и нестандартизованных тестов. Обработка результатов в режиме реального учебного процесса позволит положительно влиять психодиагностической оценкой на качество обучения студентов, а создание аналогичных психологическим психофизиологических тестов позволит в большой мере исключить влияние психодиагноста на результаты тестирования.