Научная статья на тему 'Возможность формирования качеств личности на основе выраженности функциональных асимметрий'

Возможность формирования качеств личности на основе выраженности функциональных асимметрий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность формирования качеств личности на основе выраженности функциональных асимметрий»

Секция психологии и безопасности жизнедеятельности

2. Обеспечена положительная динамика посещаемости лекций (75-85%) и практических занятий (80-90%).

3. Определен подход к валидизации психолого-дидактических и психофизиологических тестов. Например, статистическая обработка результатов в этом исследовании включала анализ множества коэффициентов корреляций. Это: внутритес-товые коэффициенты корреляций (89); коэффициенты корреляций показателей нестандартизованных тестов с показателями стандартизованных тестов (347); коэффициенты корреляций нестандартизованных показатели с показателями теста Кеттелла (592); коэффициенты корреляций показателей стандартизованных тестов с показателями стабилографического теста (25); коэффициенты корреляций показателей теста Кеттелла с показателями стабилографического теста (64).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Темина С. Вести или соировождать? Разные пути решения многовековой дилеммы // Директор школы, 1999. №6. С.49-57.

2. Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование) / Под ред. Л.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. С.48-57.

3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995. №1. С.29-30.

4. Куш чир А. Есть ли место тройкам-пятеркам в развивающем обучении? // Народное образование, 1997. №8. С.49-55.

5. . . . - - , 2000.

6. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики. Москва: Учебно-методический коллектор "Психология", 1999.

ББК 88.52

АЛ. Горбатюк ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ АСИММЕТРИЙ

Индивидуальные различия в поведении, обучаемость, адаптивность, специфика интеллектуальной и эмоциональной саморегуляции зависят от характера пространственно-временной организации головного мозга, т.е. от особенностей меж. , принято связывать с функциональной асимметрией. Это - лево- и праворукость, тип переплетения пальцев, скрещивание рук («поза Наполеона»), доминирование левого или правого глаза.

По особенностям индивидуального профиля пространственно-временных ха,

можно прогнозировать особенности его психического склада - от скорости реакций, характера восприятия, памяти, склада мышления, склонностей, эмоциональности до способа деятельности и пригодности к определенным её видам, самооценки социальной адаптивности.

Высказанные соображения открывают возможность расширения профессиональной диагностики и возможность формирования определенных качеств личности на основе сложившейся функциональной асимметрии.

Для подтверждения этой гипотезы нами были сопоставлены проявления ряда признаков функциональных асимметрий с особенностями психического склада, обусловливающими успешность управленческой деятельности, и поставлен вопрос

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

о возможности формирования личностных и деловых качеств, необходимых для успешной управленческой деятельности. Была разработана программа формирования этих качеств, комплекс методик для контроля уровня их сформированное™, позволяющий сделать определенный вывод о готовности специалиста к профессиональной деятельности.

Сделана попытка систематизировать связи функциональных асимметрий с профессиональной эффективностью в управленческой деятельности.

Разработанный психологический критерий успешности управленческой деятельности включал следующие качества:

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) ;

7) , ;

8) ;

9) отзывчивость.

Исследования проводились в течение многих лет в учебных группах Таганрогского радиотехнического университета, Таганрогского авиационного колледжа, Центра переподготовки «Выбор» при ТРТУ и классах Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея при ТРТУ - всего более девяти тысяч человек.

Анализ результатов показал, что в группе лучших руководителей наблюдаются профили функциональных асимметрий: Л-П-П-П, П-П-П-П, Л-Л-Л-П, а низкой психологической пригодности соответствовали профили: Л-Л-П-Л и П-П-Л-Л, где первая буква - тип переплетения пальцев, вторая - ведущий глаз, третья -рука в «позе Наполеона», четвертая - аплодирование, П - правый, Л - левый.

УДК 373.31

..

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Школьное обучение является новой социальной действительностью для первоклассника. И от того, насколько ребёнок адекватно индивидуальным возможностям адаптируется к школе, будет во многом зависеть успешность его разностороннего развития.

Поскольку к концу дошкольного возраста ребёнок больше существо эмоциональное (чувственное), чем рациональное (интеллектуальное), мы считаем, что на первом месте при изучении личностных особенностей первоклассника должна стоять эмоциональная сфера ребёнка.

С целью изучения эмоционального реагирования первоклассников на процесс вхождения в школьную жизнь (таких симптомокомплексов, как тревожность, де-прессивность и др.) мы применили следующий психодиагностический материал: « - - », « », -сти В. Амена и других авторов, проективные рисунки «I учусь», «Я играю», «Экран настроения»[1;2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.