Секция психологии и безопасности жизнедеятельности
2. Обеспечена положительная динамика посещаемости лекций (75-85%) и практических занятий (80-90%).
3. Определен подход к валидизации психолого-дидактических и психофизиологических тестов. Например, статистическая обработка результатов в этом исследовании включала анализ множества коэффициентов корреляций. Это: внутритес-товые коэффициенты корреляций (89); коэффициенты корреляций показателей нестандартизованных тестов с показателями стандартизованных тестов (347); коэффициенты корреляций нестандартизованных показатели с показателями теста Кеттелла (592); коэффициенты корреляций показателей стандартизованных тестов с показателями стабилографического теста (25); коэффициенты корреляций показателей теста Кеттелла с показателями стабилографического теста (64).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Темина С. Вести или соировождать? Разные пути решения многовековой дилеммы // Директор школы, 1999. №6. С.49-57.
2. Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование) / Под ред. Л.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. С.48-57.
3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995. №1. С.29-30.
4. Куш чир А. Есть ли место тройкам-пятеркам в развивающем обучении? // Народное образование, 1997. №8. С.49-55.
5. . . . - - , 2000.
6. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики. Москва: Учебно-методический коллектор "Психология", 1999.
ББК 88.52
АЛ. Горбатюк ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ АСИММЕТРИЙ
Индивидуальные различия в поведении, обучаемость, адаптивность, специфика интеллектуальной и эмоциональной саморегуляции зависят от характера пространственно-временной организации головного мозга, т.е. от особенностей меж. , принято связывать с функциональной асимметрией. Это - лево- и праворукость, тип переплетения пальцев, скрещивание рук («поза Наполеона»), доминирование левого или правого глаза.
По особенностям индивидуального профиля пространственно-временных ха,
можно прогнозировать особенности его психического склада - от скорости реакций, характера восприятия, памяти, склада мышления, склонностей, эмоциональности до способа деятельности и пригодности к определенным её видам, самооценки социальной адаптивности.
Высказанные соображения открывают возможность расширения профессиональной диагностики и возможность формирования определенных качеств личности на основе сложившейся функциональной асимметрии.
Для подтверждения этой гипотезы нами были сопоставлены проявления ряда признаков функциональных асимметрий с особенностями психического склада, обусловливающими успешность управленческой деятельности, и поставлен вопрос
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
о возможности формирования личностных и деловых качеств, необходимых для успешной управленческой деятельности. Была разработана программа формирования этих качеств, комплекс методик для контроля уровня их сформированное™, позволяющий сделать определенный вывод о готовности специалиста к профессиональной деятельности.
Сделана попытка систематизировать связи функциональных асимметрий с профессиональной эффективностью в управленческой деятельности.
Разработанный психологический критерий успешности управленческой деятельности включал следующие качества:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ;
7) , ;
8) ;
9) отзывчивость.
Исследования проводились в течение многих лет в учебных группах Таганрогского радиотехнического университета, Таганрогского авиационного колледжа, Центра переподготовки «Выбор» при ТРТУ и классах Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея при ТРТУ - всего более девяти тысяч человек.
Анализ результатов показал, что в группе лучших руководителей наблюдаются профили функциональных асимметрий: Л-П-П-П, П-П-П-П, Л-Л-Л-П, а низкой психологической пригодности соответствовали профили: Л-Л-П-Л и П-П-Л-Л, где первая буква - тип переплетения пальцев, вторая - ведущий глаз, третья -рука в «позе Наполеона», четвертая - аплодирование, П - правый, Л - левый.
УДК 373.31
..
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Школьное обучение является новой социальной действительностью для первоклассника. И от того, насколько ребёнок адекватно индивидуальным возможностям адаптируется к школе, будет во многом зависеть успешность его разностороннего развития.
Поскольку к концу дошкольного возраста ребёнок больше существо эмоциональное (чувственное), чем рациональное (интеллектуальное), мы считаем, что на первом месте при изучении личностных особенностей первоклассника должна стоять эмоциональная сфера ребёнка.
С целью изучения эмоционального реагирования первоклассников на процесс вхождения в школьную жизнь (таких симптомокомплексов, как тревожность, де-прессивность и др.) мы применили следующий психодиагностический материал: « - - », « », -сти В. Амена и других авторов, проективные рисунки «I учусь», «Я играю», «Экран настроения»[1;2].