Известия ТРТУ
Специальный выпуск
о возможности формирования личностных и деловых качеств, необходимых для успешной управленческой деятельности. Была разработана программа формирования этих качеств, комплекс методик для контроля уровня их сформированное™, позволяющий сделать определенный вывод о готовности специалиста к профес-
.
Сделана попытка систематизировать связи функциональных асимметрий с профессиональной эффективностью в управленческой деятельности.
Разработанный психологический критерий успешности управленческой деятельности включал следующие качества:
1) направленность личности и деловитость;
2) доминирование;
3) адекватность общей самооценки;
4) уверенность в себе;
5) жесткость или консерватизм;
6) негативизм;
7) уступчивость, зависимость;
8) конформизм;
9) отзывчивость.
Исследования проводились в течение многих лет в учебных группах Таганрогского радиотехнического университета, Таганрогского авиационного колледжа, Центра переподготовки «Выбор» при ТРТУ и классах Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея при ТРТУ - всего более девяти тысяч человек.
Анализ результатов показал, что в группе лучших руководителей наблюдаются профили функциональных асимметрий: Л-П-П-П, П-П-П-П, Л-Л-Л-П, а низкой психологической пригодности соответствовали профили: Л-Л-П-Л и П-П-Л-Л, где первая буква - тип переплетения пальцев, вторая - ведущий глаз, третья -« », - , - , - .
УДК 373.31
Г.А. Дорофеева
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Школьное обучение является новой социальной действительностью для первоклассника. И от того, насколько ребёнок адекватно индивидуальным возможностям адаптируется к школе, будет во многом зависеть успешность его разносто-.
Поскольку к концу дошкольного возраста ребёнок больше существо эмоциональное (чувственное), чем рациональное (интеллектуальное), мы считаем, что на первом месте при изучении личностных особенностей первоклассника должна стоять эмоциональная сфера ребёнка.
С целью изучения эмоционального реагирования первоклассников на процесс вхождения в школьную жизнь (таких симптомокомплексов, как тревожность, де-прессивность и др.) мы применили следующий психодиагностический материал: « - - », « », -
. , « », « », « -ран настроения»[1;2].
Секция психологии и безопасности жизнедеятельности
Обследование проходило в два этапа: в начале и конце адаптационного периода первоклассников (условно мы ограничили этот период двумя месяцами первой учебной четверти). В результате обобщения данных исследования была подтверждена гипотеза о том, что при отсутствии организованной системы психологической поддержки (в контрольной группе) показатели исследованных симптомо-комплексов не претерпели у первоклассников значительных изменений в сторону .
значимость различий с применением критерия ф* (Фишера). Полученное значение ф* сопоставлялось с критическими значениями, была обнаружена значимость различий показателей эмоционального состояния первоклассников в сентябре и ок, , , , применённых педагогами в экспериментальной группе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2т.: Пер. с англ. М., 1982.
2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.
УДК 502. 55(204):574:15
А.Н. Савченко
СЕКЬЮРИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА
И МОРЯ
В настоящее время на первый план начинает выдвигаться проблема безопасности взаимодействия человека и моря (в общем плане мирового океана). «В наши дни уже большинство ученых отвергает представления Хаксли о том, что человечество не способно нанести ущерб океанам. В январе 1998 г., который ООН объявила Годом океана, более 1600 ученых со всего земного шара — океанологов, ихтиологов, специалистов по охране морских ресурсов, океанографов — огласили совместное заявление под названием «Воды под угрозой» (Troubled Waters). Они сошлись во мне,
деятельность: неумеренный, хищнический лов рыбы, нарушение естественных местообитаний видов, общее загрязнение окружающей среды, интродукция чуждых биологических видов, а также изменение климата Пагубное воздействие этих пяти факторов усугубляет, , также ростом населения прибрежных районов». В связи с этим возникает методоло-, , человека с природой является наиболее адекватным безопасности освоения моря и всего мирового океана.
,
счете привел к возникновению глобальных проблем современности, среди которых к нашей проблематике исследования относятся вопросы, связанные с освоением моря, а именно: уничтожение рифов и кораллов, нарушение океанических течений, атака на глубоководные морские и океанические пищевые цепочки, уменьшение биологического разнообразия мирового океана, загрязнение морей и пр. В процессе исторического взаимодействия человека и природы можно выделить три подхода. К первому относится мифологический подход, для которого характерно подчинение деятельности человека природе. Второй подход - это научно-