Научная статья на тему 'Профессионально важные качества и специальная физическая подготовленность стажёров-лётчиков'

Профессионально важные качества и специальная физическая подготовленность стажёров-лётчиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
389
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / СТАЖЕРЫ-ЛЕТЧИКИ / ИНТУИЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS / МОДЕЛЬ "АЙСБЕРГА" / ICEBERG-LIKE MODEL / PILOTSPROBATIONERS / SELF-REGULATION / FL IGHT SIMULATING PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочеткова С.В.

В работе представлен сравнительный анализ показателей свойств личности, функционального состояния, физической и тренажёрной подготовленности стажеров-летчиков разных родов авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AND SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF PILOTS-PROBATIONERS

A comparative analysis of indices concerting an individuals qualities, functional condition, physical and fl ight stimulating preparedness of pilots-probationers of diff erent types of aviation is presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества и специальная физическая подготовленность стажёров-лётчиков»

УДК: 796.07

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТАЖЁРОВ-ЛЁТЧИКОВ

Кандидат педагогических наук, доцент Кочеткова С. В.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В работе представлен сравнительный анализ показателей свойств личности, функционального состояния, физической и тренажёрной подготовленности стажеров-летчиков разных родов авиации.

Ключевые слова: профессионально важные качества, стажеры-летчики, интуиция, саморегуляция, самоконтроль, тренажерная подготовка, специальная физическая подготовленность, модель «айсберга».

Введение. Действия в экстремальных условиях - это деятельность в проблемной ситуации, которую эффективно решают лица с высокоразвитой антиципацией. Эффекты интуитивного уровня антиципации обнаруживаются уже в нервно-мышечных настройках, обеспечивающих опережающую регуляцию движений, что освобождает сознание для решения более важных технико-тактических задач. Отсюда неизбежна роль интуитивности в структуре саморегуляции деятельности.

Профессиональная деятельность летчика сопряжена с многочисленными стрессорами, специфика которых определяется: 1) выполнением служебных обязанностей в опасных для жизни условиях; 2) особым регламентом служебного времени; 3) включенностью в различные системы: «человек - человек - машина», «человек - техника», «человек - знак»; 4) высокой динамикой социальной и профессиональной мобильности; 5) наличием «нештатных» ситуаций.

Поэтому представляет практический интерес разработка квалификационного синдрома профессионально важных качеств (ПВК) стажёров-лётчиков.

Методика. В исследовании участвовало две группы стажёров-лётчиков (139 и 72 человека). Использовалась батарея тестов, включающая 16-факторный тест Р. Кеттелла, опросники модальности восприятия и акцентуаций характера, пробы на задержку дыхания при вдохе, выдохе и функциональной асимметрии, измерение частоты сердечных сокращений и дыхания, точность реакции на движущийся объект (РДО), опросники интуиции по Айзенку, показатели физической и трена-

жёрной подготовки. При обработке данных использовался стандартный пакет «Ехе1».

Результаты. В начале исследования был проведён сравнительный анализ показателей одного потока курсантов-лётчиков, ставших стажёрами и отчисленных в ходе обучения (табл. 1).

Ведущим признаком лётной тренажерной подготовки оказался не традиционный интегральный показатель, а успешность действий курсанта в особых условиях, т. е. в «нештатной» ситуации. С этим показателем при 5% уровне значимости достоверно взаимосвязан фактор «В» (вербального интеллекта) теста Р. Кеттелла, точность осознаваемой и интуитивной реакции на движущийся объект, правосторонняя зрительная асимметрия и способность с равной успешностью действовать правыми и левыми конечностями.

Отчисленные курсанты по сравнению со стажёрами имели меньшие показатели самодостаточности, интеллекта по тесту КОТ, точности интуитивной реакции на движущийся объект. У них оказались преимущественно «слабый» тип нервной системы на фоне пониженного нейротизма, правосторонняя моторная асимметрия конечностей, меньшая переключаемость внимания при кратковременной анаэробной нагрузке и почти в 1,5 раза хуже уровень тренажерной подготовки в напряжённых и экстремальных условиях (рис. 1).

Можно заметить, что, помимо показателей самодостаточности и радикализма, которые являются свойствами личности и поэтому поддаются коррекции, остальные показатели относятся к категории психофизиологических и, следовательно, мало тренируемых факторов. Следовательно, они являются профессионально важными качествами (ПВК).

Далее результаты обследования профессионально важных качеств расширенной выборки 139 стажёров-лётчиков были проанализированы с точки зрения статистически корректных зон выше среднего и ниже среднего показателей саморегуляции поведения (фактор «С» по 16^0).

Таблица 1

Достоверно различные показатели специальных качеств и способностей стажёров-лётчиков и

отчисленных курсантов (М±т)

Показатели Ед. изм. Стажёры Отчисленные t P

(П=31) (П=12)

Нейротизм балл 7,89 ± 0,47 5,25 ± 0,86 2,69 <0,05

Общий интеллект балл 21,44 ± 1,52 13,75 ± 1,85 3,22 <0,01

Отклонение интуитивной реакции РДО мс 16,90 ± 4,28 41,00 ± 9,73 2,27 <0,05

Лабильность нервных процессов по КЧССМ Гц 42,80 ± 1,41 48,53 ± 0,75 3,58 <0,001

Левосторонняя асимметрия конечностей балл 2,40 ± 0,36 1,43 ± 0,15 2,46 <0,05

Корректурная проба балл 4,78 ± 0,47 6,40 ± 0,56 2,22 <0,05

Переключение внимания при физ. нагр. балл 7,07 ± 0,41 4,80 ± 0,85 2,40 <0,05

Тип нервной системы балл 2,74 ± 0,25 1,00 ± 0,00 7,05 <0,001

Тренажёр - напряжённые условия балл 5,70 ± 0,22 3,67 ± 0,17 7,69 <0,001

Тренажёр - экстремальные условия балл 5,39 ± 0,21 4,00 ± 0,00 6,47 <0,001

Самодостаточность балл 5,41 ± 0,35 4,00 ± 0,54 2,19 <0,05

Самоконтроль балл 4,22 ± 0,31 3,40 ± 0,16 2,35 <0,05

Таблица 2

Особенности отличий ПВК стажёров с противоположным уровнем способности к саморегуляции

поведения (М ± т) ^=59)

Показатели Высокий Низкий t P

«В» - интеллект 8,88 ± 0,17 7,95 ± 0,31 2,59 <0,05

«Н» - смелость 7,60 ± 0,27 6,10 ± 0,47 2,92 <0,01

<^з» - самоконтроль 8,03 ± 0,24 6,48 ± 0,43 3,12 <0,01

«О» - тревожность 3,53 ± 0,25 5,71 ± 0,42 4,48 <0,01

<^4» - фрустрация 3,50 ± 0,22 5,57 ± 0,27 5,83 <0,001

Психическая устойчивость 7,25 ± 0,20 5,95 ± 0,32 3,45 <0,001

Невротическое здоровье 7,05 ± 0,21 6,10 ± 0,41 2,06 <0,05

Адаптивность 6,80 ± 0,21 5,75 ± 0,28 3,00 <0,01

Бег 100 метров, с 14,16 ± 0,09 14,51 ± 0,14 2,07 <0,05

«Проба космонавта», с 40,08 ± 2,07 46,25 ± 1,14 2,62 <0,01

Суточный ритм, отношение 4,96 ± 0,31 3,69 ± 0,22 3,38 <0,001

Рис. 1. Соотношение достоверно различных профессионально

важных качеств стажёров и отчисленных курсантов (ЧКТ -быстрота переключения внимания по чёрно-красным таблицам после физической и вестибулярной нагрузки)

Согласно полученным данным, достоверные различия зафиксированы между стажёрами, имеющими высокий и низкий уровень способности к саморегуляции поведения в одиннадцати показателях (табл. 2).

Таким образом, единый квалификационный синдром профессионально важных качеств (ПВК) дополняется высоким уровнем показателей саморегуляции, самоконтроля, адаптивности, невротического здоровья, нервно-психической устойчивости, анаэробной выносливости, функциональных резервов и суточного ритма, сопряжённые с нетревожностью и слабой фрустриро-ванностью.

Статистический анализ выявил, что стажёры морской авиации (МА) имеют достоверно лучше большинство показателей свойств личности, функционального состояния, физической и тренажёрной подготовленности по сравнению со стажёрами других родов авиации - истребительной (ИА), штурмовой (ША) и военно-транспортной (ВТА) (табл. 3).

Таблица 3

Значения ^критерия Стьюдента показателей ПВК и лётного тренинга стажёров морской авиации по

сравнению со стажёрами других родов авиации

Показатели МА/ИА ^=49) МА/ША ^=41) МА/ВТА Ы=61)

Р Р X Р

Саморегуляция 2,05 <0,05

Самоконтроль 2,43 <0,05

Невротическое здоровье 3,37 <0,001 2,60 <0,05

Образная память 3,24 <0,01 3,69 <0,001 3,05 <0,01

Аэробная выносливость (бег 3000 м) 2,18 <0,05 2,10 <0,05 2,65 <0,05

Анаэробная выносливость (бег 100 м) 2,03 <0,05 2,23 <0,05 3,01 <0,01

Лопинг 2,94 <0,01 1,87 <0,10

Суточный ритм 2,22 <0,05 2,59 <0,05 2,44 <0,05

Тренажёрная подготовка

Качество работы 2,41 <0,05 2,10 <0,05 2,33 <0,05

Координация 2,10 <0,05 1,94 <0,10 2,00 <0,05

Особые условия 2,36 <0,05 2,21 <0,05 2,47 <0,05

Оборудование 2,41 <0,05 2,28 <0,05 2,39 <0,05

Навык 2,25 <0,05 1,89 <0,10 2,24 <0,05

Рис. 2. Профиль показателей ПВК стажёров-лётчиков

Условные обозначения: Адап - адаптивность, НПУ - нервно-психическая устойчивость, СК - самоконтроль, НЗ - невротическое здоровье, СР - саморегуляция поведения, ОП - образная память, Тр-К - координация действий на тренажёре, Тр-Э - действия на тренажёре в экстремальных условиях.

В аспекте нашего исследования следует заметить, что профиль ведущих профессионально важных показателей стажёров морской авиации подчиняется модели «айсберга» Моргана [1] с вершиной способности к саморегуляции поведения. У представителей других родов авиации - двухвершинный профиль с минусом успешности действий на тренажёре в экстремальных условиях (рис. 2).

Мы можем объяснить эти различия иными требованиями лётной деятельности. В частности, отличительными особенностями работы лётчиков военно-транспортной авиации являются следующие: длительность полёта, смена часовых поясов, посадка на незнакомый аэродром, монотония, внезапная смена маршрута, уязвимость при выброске десанта вдоль линии фронта, распределение обязанностей между членами экипажа. В деятельности пилотов морской и палубной авиации повышенные требования к содержанию образа полёта, включающего морскую волну

и блики на воде, скорость и маневренность машины по отношению к палубе авианосца. Поэтому стажёры морской авиации имеют достоверно лучше большинство показателей профессионально важных качеств по сравнению со стажёрами других родов авиации.

Корреляционный анализ дал возможность сгруппировать показатели, прямо или опосредованно взаимосвязанные в структуре саморегуляции.

Неосознаваемый слой образовали показатели инертности нервной системы (по КЧССМ), анаэробной выносливости (бег 100 метров), эмоциональной стабильности (как свойство темперамента), суточного ритма (отношение ЧСС к А/Д), задержки дыхания на выдохе, переключения внимания, координации (лопинг), индивидный комплекс быстродействия в экстремальной ситуации.

Осознаваемый слой образовали показатели, полученные с помощью тест-опросников: адаптивность, самоконтроль и саморегуляция, нервно-психическая

Таблица 4

Статистически значимые (5%^1%) коэффициенты взаимосвязи интуитивных факторов с другими ПВК у

стажёров-лётчиков (п=139, г>0,160)

Показатели Действия в экстриме Точность РДО интуитивной Точность стрельбы из пистолета

Суточный ритм 0,544 0,542

Задержка дыхания на выдохе 0,698

Лабильность н. с. по КЧССМ - 0,806 - 0,562

Анаэробная выносливость 0,240 - 0,538

Координация (лопинг) 0,494

Эмоциональная стабильность 0,764 0,636

Переключение внимания 0,684 0,251

Точность РДО фиксированной 0,491

Интеллект (по Айзенку и «В») 0,538 0,443 0,588

Самоконтроль и саморегуляция (факторы «С» и «^з») 0,738

Невротическое здоровье 0,832

устойчивость и здоровье, общий интеллект (по Айзенку и фактору «В» 16^0), смелость, точность фиксированной РДО.

Интуитивная «прослойка», пропитывающая оба слоя и одновременно зависящая от них, включает следующие показатели: действия на лётном тренажёре в экстремальной ситуации, точность интуитивной реакции на движущийся объект и точность стрельбы из пистолета (табл. 4).

Можно заметить, что интуитивные факторы коррелируют больше с показателями неосознаваемого компонента структуры саморегуляции (функциональное и нервное состояние), чем осознаваемого компонента.

В связи с тем что выявлена существенная роль интуитивных факторов как системообразующих в структуре саморегуляции, далее мы их изучили с точки зрения сочетания корреляций и метода сигмальных отклонений.

Факторы интуитивности измерялись у 72 стажёров-лётчиков. В целом курсанты с высоким уровнем показателя «Интуиция-1» по Айзенку отличались хорошим функциональным состоянием, самодостаточностью, выраженными аудио- и кинестетической модальностями восприятия, интеллектуальностью и амбидекстрией верхних и нижних конечностей.

В случае выраженного симптомокомплекса «Ин-туиция-2», по сравнению с низким его уровнем, у курсантов достоверно лучше показатели саморегуляции поведения, смелости, цифровой модальности восприятия, суточного ритма, повышенной активации нервной системы перед началом действия и точности осознаваемой реакции на движущийся объект, но существенно ниже кинестетическая модальность восприятия и лабильность нервной системы по КЧССМ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом показатель «Интуиция-2» коррелирует с суточным ритмом (г-0,480), вегетативным тонусом (г-0,297), саморегуляцией поведения (г-0,304) и быстротой формирования навыка в сложных условиях (г-0,484).

Полученные результаты позволили дополнить

структурные компоненты саморегуляции следующими показателями. Неосознаваемый компонент включает эмоциональную устойчивость и эмоциональную пластичность как свойств темперамента, лабильность нервных процессов в зрительном анализаторе и сим-птомокомплексы индивидных признаков быстродействия и устойчивости к неблагоприятным факторам среды.

Интуитивный компонент - реакцию на движущийся объект этого типа и показатель «Интуиция-2».

Заключение. Современная лётная техника предъявляет все более возрастающие требования к психическим и физиологическим функциям организма лётчика на фоне снижения числа лиц, пригодных к лётной деятельности.

Базисом квалификационного синдрома ПВК курсантов-лётчиков является неосознаваемый слой структуры саморегуляции. В нём одним системообразующим фактором оказался показатель суточного ритма, который взаимосвязан со следующими признаками: психической активностью (г=0,570), видеомодальностью (г=0,260), кинестетической модальностью (г=0,344), образным мышлением (г=0,311), устойчивостью к неблагоприятным факторам среды - холоду (г=0,471), радиации (г=0,446) и укачиванию (г=0,336), лабильностью нервной системы по КЧССМ (г=0,684), ге-нофильной личностной доминантой (г=0,303) при сниженной эгофильности (г=0,391) и нижнего артериального давления (г=0,465).

Вторым по значимости оказался показатель пробы Генчи - задержки дыхания на выдохе, который коррелирует с лабильностью нервной системы по КЧССМ (г=0,865), цифровой модальностью (г=0,300), амбидек-стрией по зрению (г=0,320) и конечностям (г=0,370), а также быстротой переключения внимания при физической и вестибулярной нагрузке (г=0,136).

В показателях физической подготовленности ожи-

даемы и закономерны взаимосвязи показателя координации (лопинг) с аэробной (г=0,815) и анаэробной (г=0,584) выносливостью.

Моделью ПВК, на наш взгляд, должна быть степень изменения профессионально важных качеств в процессе обучения. Например, показатель переключения внимания курсантов-стажёров и курсантов, отчисленных из вуза, на первом курсе не имел статистических различий, на втором курсе эти различия приблизились к достоверному уровню, а на третьем курсе стали значимыми.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Morgan, W. P. (1980) The trait psychology controversy. Research Quarterly for Exercise and Sport, 51, 50-76.

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AND SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF PILOTS-PROBATIONERS

S. Kochetkova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

A comparative analysis of indices concerting an individual's qualities, functional condition, physical and flight stimulating preparedness of pilots-probationers of different types of aviation is presented in the paper.

Key word: professionally important qualities, pilots-probationers, self-regulation, self-control, flight simulating preparedness, special physical preparedness, iceberg-like model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.