Научная статья на тему 'Координационные способности и соматотип как база специальной физической подготовки курсантов'

Координационные способности и соматотип как база специальной физической подготовки курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
CОМАТОТИП / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / БОРЦЫ / КУРСАНТЫ / АБИТУРИЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SOMATOTYPE / COORDINATION ABILITIES / FIGHTERS / CADETS / ENTRANTS / PHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медников Андрей Борисович

Статья посвящена анализу природных маркеров, которые взаимосвязаны с проявлениями моторных и функциональных характеристик. На примере 251 испытуемого мужского пола раскрыта стимулирующая и лимитирующая роль биологических предпосылок в проявлении специально физической подготовленности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координационные способности и соматотип как база специальной физической подготовки курсантов»

Медников Андрей Борисович

кандидат педагогических наук,

начальник кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России

(e-mail: mednikov.1974@mail.ru)_

Координационные способности и соматотип как база

VT I v

специальной физическои подготовки курсантов

Статья посвящена анализу природных маркеров, которые взаимосвязаны с проявлениями моторных и функциональных характеристик. На примере 251 испытуемого мужского пола раскрыта стимулирующая и лимитирующая роль биологических предпосылок в проявлении специально физической подготовленности курсантов.

Ключевые слова: соматотип, координационные способности, борцы, курсанты, абитуриенты, физическая подготовленность.

A.B. Mednikov, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Head of a Chair of the Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: medni-kov.1974@mail.ru

Coordination abilities and somatotype as base of special physical training of cadets

The article is devoted to the analysis of natural markers which are interconnected with manifestations of motor and functional characteristics. On the example of 251 male examinees the stimulating and limiting role of biological preconditions in manifestation of special physical readiness of cadets is opened.

Key words: somatotype, coordination abilities, fighters, cadets, entrants, physical readiness.

Проблема оценки специальной физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов сложна, поскольку неразрывно связана с качеством педагогического контроля и исходным уровнем подготовленности выпускников школ, ставших курсантами вузов МВД России.

Предложенная А.Л. Кривенцовым [1] концепция структуры специальных способностей предполагает их изоморфизм (сходность по форме строения элементов) и пять уровней детерминации: морфологический, функциональный, моторный, психодинамический и мотивационный. Формирование способностей проходит ряд онтогенетических стадий: 1) первичная интеграция основных свойств и качеств, отражающих функциональную подготовленность; 2) дезинтеграция ее структуры и преобразование в начальную стадию структуры способностей; 3) вторичная интеграция способностей для формирования частных динамических функциональных структур способностей; 4) повышение их эффективности, надежности и индивидуальной вариативности. Именно на этой стадии способности получают статус «специальных».

Н.А. Бернштейном [2] разработана уровне-вая организация построения движений. Корти-

кальный уровень связан преимущественно с мотивационными и интеллектуальными функциями; теменно-премоторный уровень обеспечивает последовательность движений; пира-мидально-стриальный уровень дифференцирует движения на ведущие и фоновые; таламо-паллидарный уровень управляет мышечными синергиями, а реброспинальный уровень организует мышечный тонус и хронаксию. Взаимодействие между уровнями происходит по принципу динамической субординации. Похожие по форме двигательные действия могут регулироваться различными отделами нервной системы по-разному в зависимости от характера их афферентных синтезов, т.е. от мотива-ционно-познавательной части двигательных задач.

Очевидно, что биологической предпосылкой индивидуальности человека являются функции мозговых структур коры больших полушарий, организующие моторную деятельность. Однако до настоящего времени неясно, в чем заключается роль функциональных особенностей мозга в проявлении физической и специальной подготовленности. Дело в том, что показатели данного уровня регуляции деятельности (двигательного анализатора) отсутствуют в практи-

246

ке прогностической оценки специальных способностей.

Координация - это управление согласованностью и соразмерностью (точностью дозирования) во времени и пространстве движений и удержание необходимой позы (внутримышечная, межмышечная, сенсорно-мышечная координация). Механизм динамического праксиса является биологической предпосылкой функциональной системы организации двигательного действия. Нарушения координации произвольных движений имеют четыре формы. При поражении нижних отделов постцентральной области (кинестетическая апраксия) движения недифференцированы. Поражение теменно-затылочных отделов (пространственная апрак-сия) приводит к нарушению представления о движении. Поражение нижних отделов премо-торной области (кинетическая апраксия) выражается в персеверации - бесконтрольном продолжении ранее начавшегося движения или его повторении. При поражении префронтальной зоны коры возникают нарушения программирования движений и моторные стереотипы [3].

На примере спортивных единоборств установлено, что в начале занятий ведущую роль в оценке успешности освоения техники играют преимущественно физические качества. Лишь после 5-6 лет подготовки появляются такие критерии подготовленности, как мотивация, быстрота двигательной реакции и реакции на движущийся объект (М.Г. Мамиашвили, 1998). По сравнению с другими видами спорта, представители единоборств имеют преимущество в скорости реагирования в условиях воздействия сбивающих факторов и при «переделке» знаков раздражителей (особенно в возрасте 17-20 лет). По стабильности реагирования и по точности антиципирующих реакций в интервале 0,3 с. самые высокие результаты имеют представители сложнокоординационных видов единоборств, так как у них особые требования предъявляются к точности выполнения операций; у них же, как правило, менее выражена двигательная асимметрия [4].

В единоборствах важнейшим фактором эффективности двигательных действий является опережение соперника, в котором ведущую роль играют сенсомоторный и субсенсорный уровни антиципации. Сенсомоторная антиципация связана с организацией собственных действий на основе предвосхищения пространственно-временных характеристик движений соперника. Эффекты субсенсорной антиципации обнаруживаются в нервно-мышечных настройках и микродвижениях, обеспечивающих динамику позы, связанную с выполнением предстоящего действия. Осуществляясь на неосознаваемом уровне, опережающая регуляция позы как бы освобождает сознание для решения более

важных тактических задач. Е.Б. Сологуб [5] установлено, что существует однозначная взаимосвязь между идеомоторным представлением, параметрами и результатами действия. За время, меньше 0,1 с до выполнения очередного элемента движения, изменяется электрическая активность мышц, что приводит к их предварительному напряжению или расслаблению. В коре больших полушарий головного мозга происходит преднастройка активности специфических ритмов ЭЭГ на темп, ритм предстоящего движения или на выполнение антиципирующей реакции.

Известно, что на быстроту обучения двигательным действиям большее влияние оказывают наследственные факторы, чем средовые. Причем овладение относительно простыми движениями находится под еще более высоким контролем генотипа, чем сложнокоординацион-ными движениями. Для решения задач дифференцирования курсантов по моторным способностям и последующей индивидуализации обучения целесообразно использовать простые упражнения и тестовые задания, не требующие специальных двигательных умений.

Известно, что проявление двигательных способностей генетически обусловлено задатками, т.е. природными функциональными возможностями человека. При этом более изменчивы эволюционно молодые задатки. Так, самая высокая наследуемость с вероятностью 0,9 у «телесных» признаков (группа крови, рост и вес, размеры черепа, особенности восприятия цвета и вкуса, сенсомоторные реакции, анаэробная производительность) (И.В. Равич-Щербо, 1988). По данным Т. Абрамовой и других [6, с. 27-29], Т.М. Никитиной [7], высокую устойчивость в онтогенезе имеют дерматогли-фические признаки, формирующиеся в прена-тальном периоде, которые сопряжены как с двигательной специализацией, так и с показателями физических возможностей и особенностями энергогомеостаза, что позволяет дифференцировать обучаемых по узкой специализации.

Конституциональная типология Э. Кречмера основана на морфологических признаках, связанных с нарушениями в поведении: у пикника (pyknos - плотный, толстый) склонность к маниакальности или депрессивности. У астеника, или лептосоматика (leptos - хрупкий, soma -тело), - «худой и высокий» - предрасположенность к самодостаточности; атлетик (athlon -борьба, схватка) - иксотимический темперамент (от ixos - тягучий) - предрасположен к вспышкам возбуждения и агрессии.

Типология У. Шелдона базируется на физических характеристиках: преобладание в организме человека одной из тканей эмбриона -эндодермы (из нее образуются органы пище-

247

варения), мезодермы (из нее состоят кости, мышцы и легкие) или эктодермы (из нее образуются кожа, волосы, ногти, нервная система и мозг). Проанализировав 4 000 фотографий студентов и произведя корреляционный анализ между признаками внешности и 50 поведенческими характеристиками, он предложил различать три следующих типа личности: эндо-морфный, или висцеральный (от лат. viscera -внутренности); мезоморфный или соматический (от лат. soma - тело) и эктоморфный или церебростенический (от лат. cerebrum -мозг).

Типология, составленная У. Шелдоном, считается среди конституциональных наиболее обоснованной и статистически подтвержденной, однако поведенческие признаки совпадают с типологией Кречмера, терминология которой в практике используется чаще при разработке индивидных тестов [8; 9].

Исследование 200 юниоров мужского пола выявило, что наибольшей взрывной силой, анаэробной выносливостью и лучшим моторным периодом сложной реакции обладают представители мышечного типа, а быстротой и лучшим латентным периодом сложной реакции -торакального типа, хотя последний проигрывает другим типам в быстроте и времени простой реакции. Суммарное время сложной реакции лучше у представителей дигестивного типа. Однако режимы занятий с преобладанием нагрузки аэробного характера для представителей Д-типа, анаэробного - для Т-типа и смешанного характера - для М-типа привели к более существенному улучшению двигательных качеств (до 15%) по сравнению с психофизиологическими качествами (менее 10%). При этом соотношение между различными физиологическими тестами у представителей трех соматотипов не изменилось, что указывает на их высокую консервативность [10].

Таким образом, практически не изучена роль сохранности мозговых функций, обеспечивающих движения и неосознаваемый уровень их регуляции, но одновременно лимитирующих двигательную деятельность при нарушении динамического праксиса. Причем для оперативного контроля требуются простые пробы, не требующие предварительной обученности и доступные в «полевых» условиях.

Таким образом, особую роль начинает играть поиск природных маркеров, которые взаимосвязаны с проявлениями моторных и функциональных характеристик, что и послужило основанием для настоящего исследования.

В исследовании приняли участие 54 борца рукопашного стиля, 76 курсантов и 121 абитуриент мужского пола Краснодарского университета МВД России.

У всех испытуемых на автоматизированном комплексе фиксировались показатели лабильности нервных процессов в зрительном анализаторе по методике критической частоты слияния световых мельканий (КЧССМ); антиципирующей реакции на движущийся объект (РДО) и теппинг-теста за 1 мин в 6 сериях по 10 с.

Объем внимания устанавливался по таблице У. Шульте в условиях фона после вестибулярной нагрузки. Уровень активации нервной системы как психофизиологический индикатор эмоционального возбуждения определялся по показателю электропроводимости кожи в условиях фона, после релаксации и мысленной мобилизации.

Индивидные признаки соматотипов быстродействия в экстремальных ситуациях и атле-тичности определялись по методике «словесный портрет» [8]. В индивидные признаки быстродействия в экстремальных ситуациях включены следующие: череп - круглый; лоб -высокий; горизонтальная морщина на переносице - есть; угол челюсти - прямой; складки крыльев носа - глубокие; клыки - тупые; мочка уха - выпуклая; бугорок Дарвина - нет; ладонь испещрена рисунком - сильно; веснушки - есть (были). Индивидные признаки астенического соматотипа следующие: лицо узкое (скуловой диаметр равен высоте до бровей); скуловая дуга сглажена; угол челюсти тупой; рот малый; подбородок высокий; шея длинная; вертикальная профилировка лица выступающая; межбровье узкое; переносица узкая; нос длинный; таз узкий. У пикника - противоположные признаки. У атлетика - промежуточные признаки («неясно»).

У борцов показатели динамического пракси-са выявлялись по пробам с «перебором пальцев» (сохранность премоторной зоны); на локализацию и повторение позы кисти (сохранность префронтальной зоны и нижних теменных образований); двуручная координация движений - как среднее из трех проб по методике Ю.В. Маловой [11]. Зрительная асимметрия - по бинокулярной пробе «фокусировка».

У курсантов фиксировались показатели физической подготовленности.

У абитуриентов с уровнем координационных способностей выше среднего, по сравнению с категорией ниже среднего уровня, оказались достоверно лучше показатели сохранности премоторной зоны коры больших полушарий, максимального двигательного темпа, объема внимания в условиях фона и после вестибулярной нагрузки, устойчивости эмоционального возбуждения при релаксации и мобилизации, а также точности антиципирующей реакции на движущийся объект. Кроме того, лица с хорошей координацией движений оказались более

248

атлетического телосложения и с левосторонней зрительной асимметрией (везде р < 0,05).

Корреляционный анализ выявил, что показатель двуручной координации движений положительно взаимосвязан с показателями сохранности премоторной и префронтальной зон коры больших полушарий, объема внимания в условиях фона и при вестибулярной нагрузке, точности антиципирующей реакции, инертности нервных процессов в зрительном анализаторе, левосторонней зрительной асимметрии и атлетическим типом телосложения (везде р < 0,05).

У борцов рукопашного стиля исследуемые соматотипы составляют в среднем 40-50% от максимального значения диагностических шкал. Основные различия между высоким и низким уровнем показателя быстродействия в экстремальных ситуациях заключаются в достоверно более высоких показателях двуручной координации движений и объема внимания после вестибулярной нагрузки при высоком уровне.

У курсантов индивидные признаки быстродействия в экстремальных ситуациях и атлетизма находится в диапазоне 50-60% от максимальных значений.

Корреляционный анализ выявил, что у борцов показатель быстродействия в экстремальных ситуациях статистически значимо коррелирует с показателями координации движений, объемом внимания при его переключении (по таблице У. Шульте и индивидному тесту), быстротой зрительно-моторной реакции различения, логикой действий и атлетическим соматотипом.

У курсантов показатель быстродействия в экстриме положительно взаимосвязан с инертностью нервных процессов в зрительном анализаторе, запаздыванием антиципирующей реакции с обратной связью и опережением той же реакции интуитивного типа, силовой выносливостью при подтягивании и быстротой бега на 100 м.

Соматотип быстродействия в экстремальной ситуации поведенчески характеризуется перепадами настроения, пренебрежением к материальным ценностям, логичностью мышления, целостностью восприятия, познавательной активностью, аккуратностью, склонностью к военному делу; правдивостью, избеганием

1. Кривенцов А.Л. Некоторые закономерности функционирования и развития специальных способностей в условиях спортивной деятельности // Материалы совместной науч. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

3. Лурия А. Р. Основы нейролингвистики. М, 1975.

боли, целостностью восприятия, нетревожностью; радикализмом, сексуальностью, возбудимостью, стремлением к свободе, трудолюбием; остротой слуха и зрения; хорошим переключением внимания; аффективными реакциями при словесном порицании.

Атлетический соматотип (хорошая мускулатура, стройное, физически крепкое и сильное тело) характеризуется следующими поведенческими признаками: перепады настроения и психического темпа; психомоторика может быть как адекватна, так и неадекватна раздражению; специальные способности разносторонние; энергичность; уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, к риску и игре случая; решительные манеры; храбрость; агрессивность; отсутствие сострадания; громкий голос; спартанское безразличие к боли; шумное поведение; внешний вид адекватен старшему возрасту; в состоянии опьянения агрессивность и самодовольство; потребность в действиях; ориентация на юношеские цели и занятия; ощущения черпает в практических действиях, предпочитает организовать других; строгая логика с ориентацией на мнение других; любое принятое решение отстаивает до конца; средняя степень ровности и предсказуемости эмоций; резкие и четкие фразы; ходьба энергичная, уверенная; решительные манеры; мимика выразительная.

В данном исследовании предпринята попытка обратить внимание на проблему биологических предпосылок, ограничивающих координационные способности, и роль последних в проявлении моторных способностей. Экспериментально обоснована целесообразность введения принципиально нового раздела специальной физической подготовки - «координационной тренировки» с соответствующей системой контроля.

Поскольку гармоничность достигается за счет сочетания сопряженности и асинхрон-ности в процессах развития разных систем организма, соматотип служит важным критерием профессионального отбора, позволяя прогнозировать «норму реакции» функциональных и технико-тактических способностей в условиях двигательных нагрузок.

1. Kriventsov A.L. Some regularities of functioning and development of special abilities in the conditions of sports activity // Materials of the joint sc. conf. RGAFK, MGAFK and VNIIFK.

2. Bernstein N.A. About dexterity and its development. M., 1991.

3. Luriya A.R. Neurolinguistics bases. M., 1975.

4. Araratyan A.B. Structure and dynamics of sen-somotorny reaction in the course of skill improve-

249

4. Араратян А. Б. Структура и динамика сенсомоторного реагирования в процессе совершенствования мастерства (на материале спорта): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М, 1992.

5. Сологуб Е.Б. Корковая регуляция движений человека. М., 1981.

6. Абрамова Т., Никитина Т., Кочеткова Н. Генетическая оценка двигательного потенциала человека в свете современных социальных условий детско-юношеского спорта // Всемирные юношеские игры. Международный форум «Молодежь - Наука - Олимпизм». М., 1998.

7. Никитина Т.М. Оценка двигательной одаренности с учетом особенностей пальцевой дерматоглифии спортсменов, специализирующихся в видах спорта, направленных на развитие выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.

8. Куликов В. И. Индивидный тест «словесный портрет». Владивосток, 1988.

9. Tucker L.A. Physical attractiveness, somatotype and the male personality: a dynamic interactional perspective // Journal of Clinical Psychology. 1989. № 40.

10. Сонькин В.Д., Никишин И.В. Взаимосвязь телосложения, двигательной подготовленности и психофизиологических свойств человека. М, 1992.

11. Малова Ю.В. Межполушарное взаимодействие в двигательной сфере в норме и у больных с локальным поражением мозга: дис. . канд. психол. наук. М.,1991.

ment (on a sports material): autoref. dis ... Master of Pedagogics. M., 1992.

5. Sologub E.B. Cortical regulation of movements of the person. M., 1981.

6. Abramova T., Nikitina T., Kochetkova N. Genetic assessment of motive potential of the person in the light of modern social conditions of child youthful sports // The World youthful games. The international forum «Youth - Science - the Olympism». M., 1998.

7. Nikitin T.M. Assessment of motive endowments taking into account features of a manual dermatoglifiya of the athletes specializing in sports, aimed at the development of endurance, high-speed and power and coordination abilities: autoref. dis ... Master of Pedagogics. M., 1998.

8. Kulikov V.I. Individny description test. Vladivostok, 1988.

9. Tucker L.A. Physical attractiveness, somato-type and the male personality: dynamic interactional perspective // Journal of Clinical Psychology. 1989. № 40.

10. Sonkin V.D., Nikishin I.V. Interrelation of a constitution, motive readiness and psychophysio-logical properties of person. M., 1992.

11. Malova Yu.V. Interhemispheric interaction in the motive sphere / in norm and at patients with local defeat of a brain: dis. . Master of Pshycolo-gy. M., 1991.

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.