УДК 159.9 : 796.092 Мазанко Наталья Викторовна
соискатель кафедры теории и методики фехтования и пулевой стрельбы Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма тел.: (861) 290-13-35
ПРЕДСТАРТОВЫЕ СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ
Mazanko Natalya Viktorovna
PhD applicant of Theory and Techniques of Fencing and Shooting Sports Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism tel.: (861) 290-13-35
PRE-START STATES OF SHOOTING ATHLETES
Аннотация:
В работе выявлены информативные признаки оптимального предстартового состояния спортсменов-стрелков в связи с различиями по полу и стрелковой специализации.
Ключевые слова:
спортсмены-стрелки, предстартовое состояние, результаты стрельбы.
Summary:
The article spells out informative features of the optimal pre-start state of shooting athletes depending on gender differences and shooting specialization.
Keywords:
shooting athletes, pre-start state, results of shooting.
Введение. В настоящее время широко распространено объяснение неудач в соревновании, которые связываются, как правило, с психическим состоянием, неадекватным условиям деятельности в конкретном соревновании. Хотя прямая и, главное, однозначная, подобная зависимость никем не установлена. Непредсказуемость соревновательной борьбы часто приводит к эмоциональным сдвигам, которые, вызывая снижение деятельности психофизических функций спортсмена, отрицательно влияют на результат его выступления. Существенную роль играют различия по экстра-интроверсии [1].
Формирование предстартового состояния психической готовности играет важную, а иногда и решающую роль при подготовке стрелков. При этом важно знание характера эмоционального реагирования стрелков в разных предстартовых ситуациях для выбора адекватных методов профилактики неблагоприятных реакций [2]. Существенную роль в механизме саморегуляции предстартовых реакций стрелка-спортсмена играет коррекция нестабильности эмоционального состояния посредством выработки психологического стереотипа и автоматизма действий в учебно-тренировочном процессе [3; 4; 5; 6].
Тем не менее проблема актуального предстартового психического состояния, установления его так называемой «оптимальной зоны» и достижения состояния мобилизационной готовности посредством саморегуляции в пулевой стрельбе до настоящего времени остается недостаточно разработанной [7].
Методика. Исследование проводилось в период Чемпионатов РОСТО. В нем участвовали 62 стрелка разной квалификации (46 мужского и 16 женского пола). Использовался пакет методов диагностики различных компонентов предстартового состояния с позиций комплексного подхода (таблица 1).
Таблица 1 - Методы диагностики предстартового состояния спортсменов-стрелков
№ Показатели Методики
Психофизиологический компонент
1 Уравновешенность вегетативного тонуса Тест Люшера
2 Частота сердечных сокращений Пульсометрия
3 Артериальное давление Тонометрия
4 Психическая работоспособность Тест Люшера
б Активация нервной системы (фон, релаксация, мобилизация) Биометрия (с гальванопарой)
Нейропсихологический компонент
1 Сохранность премоторной зоны Проба «перебор пальцев»
2 Двуручная координация движений Бинауральная проба
Психомоторный компонент
1 Точность антиципации (фиксированного и интуитивного типа) Зрительно-моторная реакция на движущийся объект
- 1Q7 -
Продолжение таблицы 1
2 Переключение внимания Таблица Шульте-Горбова
3 Быстрота информационного поиска (фон, физическая и вестибулярная нагрузка) Таблица Шульте
4 Концентрация внимания Психофизиологический комплекс
5 Оригинальность мышления Тест Торранса
Эмоционально-волевой компонент
1 Позитивность и стеничность эмоций Опросник Мазурова
2 Нетревожность, нефрустрированность Опросник Айзенка
3 Устойчивость к стрессу и фрустрации, способность к самоконтролю и саморегуляции Опросник Гордона-Ямпольского, индивидный тест «словесный портрет»
4 Волевая активность Опросник Г ордона-Ямпольского
Результаты.
У стрелков-пистолетчиков основными признаками неблагоприятного предстартового состояния спортсменов, вне зависимости от квалификации и специализации, являются повышенные значения частоты сердечных сокращений, частоты тремора и ситуативной тревожности, показатели которых достоверно взаимосвязаны между собой и отрицательно - со спортивным результатом (здесь и далее во всех случаях р<0,05).
Характер взаимосвязи соревновательных результатов с показателями предстартового состояния зависит от специализации стрелкового упражнения. Общим в успешности медленной и скоростной стрельбы является роль показателей сохранности премоторной зоны коры больших полушарий, способности к самоконтролю и саморегуляции и низкой склонности к фрустрации на фоне замедления функции внимания. Психофизиологическими факторами, влияющими на результат стрельбы из пистолета и его динамику, служат вестибулярная устойчивость (проба Ромберга), снижение тремора, помехоустойчивость, способность задерживать дыхание на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи), быстрота информационного поиска в пробе на внимание при физической и вестибулярной нагрузке, а также стеничность эмоций.
Дополнительно для результативности скоростной стрельбы значимы переключение внимания, точность видов реакции на движущийся объект, уровень психической работоспособности. Для медленной стрельбы - показатели двуручной координации, волевой активности, точность интуитивной антиципации, а также способность существенно снизить уровень активации нервной системы в состоянии релаксации и повысить его при мобилизации по сравнению с фоном.
Признаками готовности, взаимосвязанными со спортивным результатом в комплексном упражнении (скоростная + медленная стрельба), являются волевая активность, стрессоустой-чивость и фрустрационная толерантность, эмоциональная пластичность и преобладание активности симпатического отдела нервной системы.
При стрельбе по неподвижной мишени общей особенностью является положительная корреляция абсолютного результата с оригинальностью мышления и отрицательная взаимосвязь степени изменения результата стрельбы с объемом внимания при обратном поиске чисел в таблице Шульте. Иными словами, чем быстрее мозг спортсмена выполняет нахождение объектов (больше объем внимания-восприятия), тем стабильнее его соревновательные результаты.
При стрельбе по движущейся мишени ведущая роль переходит к вегетативному тонусу, от которого оказались зависимы как абсолютные результаты (лучший и последний), так и их стабильность.
У стрелков-винтовочников отличительной особенностью является следующая закономерность: чем выше исходный (фоновый) уровень активации нервной системы, тем точнее интуитивная антиципирующая реакция, которая, в свою очередь, сильно влияла на результаты скоростной стрельбы.
Анализ коэффициентов корреляций между исследуемыми показателями выявил, что результативность медленной стрельбы положительно связана с уровнем активации нервной системы при представлении состояния релаксации и мобилизации.
Скоростную стрельбу винтовочники выполняли лучше при точной интуитивной антиципирующей реакции (г=0,958, р<0,001) и высокой способности изменить уровень активации нервной системы при мобилизации по отношению к фону.
Однако оба вида стрельбы у винтовочников были более успешны на фоне снижения способности изменить уровень активации нервной системы при релаксации по отношению к фону.
Кроме того, для успешности скоростной и медленной стрельбы у стрелков-винтовочников оказалось нежелательным наличие выраженной способности изменять уровень активации
нервной системы при представлении расслабления или мобилизации. Его отличие от фонового уровня должно меняться незначительно.
Роль дипсихизма проявилась в том, что у юношей по сравнению с девушками достоверно лучше показатели реакции на движущийся объект интуитивного типа и после имитации стрельбы, а также сохранности межполушарной связи, выше уровень и активации нервной системы в моделируемых ситуациях релаксации и мобилизации.
Результаты стрельбы у юношей положительно коррелируют с показателями активации нервной системы при мобилизации, вегетативного тонуса, быстротой внимания при физической нагрузке, переключения внимания и стеничности эмоций. Отрицательная взаимосвязь - с точностью фиксированной реакции на движущийся объект, при раздражении вестибулярного аппарата и имитации стрельбы на фоне снижения частоты пульса.
У девушек результаты стрельбы положительно коррелируют только с уровнем психической работоспособности. Остальные показатели психофизиологического состояния в отрицательной взаимосвязи.
Резюме. В целом эмоциональная регуляция деятельности спортсмена-стрелка осуществляется опосредованно: позитивность и стеничность эмоций снижают состояния тревожности и фрустрации, улучшая результат стрельбы.
Наличие корреляции между результатом стрельбы и показателями вегетативного тонуса, психической работоспособности указывает на возможность предварительного прогноза успешности соревновательной деятельности.
У юношей преимущественное влияние оказывает психофизиологическая компонента предстартового состояния (активация и тонус нервной системы, внимание), а у девушек - эмоциональная. Поэтому в подготовку юношей целесообразно включать упражнения на тонизацию, а для девушек акцентировать внимание на самоконтроле и саморегуляции эмоций.
Ссылки:
1. Антал Л., Сканокер Р. Пулевая стрельба. М., 1995.
2. Пуллэм Б., Хейненкрат Ф.-Т. Спортивная стрельба из винтовки. М., 1991.
3. Иванова М.П., Шилин Ю.Н. Участие преддвига-тельных корковых моторных потенциалов в управлении движениями у спортсменов // Нейрофизиологические механизмы управления движениями у спортсменов: сборник научных трудов. М., 1984. С. 20-35.
4. Соколова Л.А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990.
5. Грицаенко М.В. Эмоциональная подготовка стрелка в системе общей психологической подготовки // Научно-практические аспекты совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте: сборник научных материалов. Воронеж, 2000. С. 8-14.
6. Талышев Н.В., Низкова Л.А. Моделирование эмоционального состояния сотрудника ОВД при стрельбе из боевого оружия // Научно-практические аспекты совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте: сборник научных материалов. Воронеж, 2000. С. 31-39.
7. Московкин С.А. Психологическая подготовка стрелка-спортсмена // Научно-практические аспекты совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте: сборник научных материалов. Воронеж, 2000. С. 39-44.
References (transliterated):
1. Antal L., Skanoker R. Pulevaya strel'ba. M., 1995.
2. Pullem B., Kheynenkrat F.-T. Sportivnaya strel'ba iz vintovki. M., 1991.
3. Ivanova M.P., Shilin Y.N. Uchastie preddvigatel'nykh korkovykh motornykh potentsialov v upravlenii dvizheniyami u sportsmenov // Neyrofiziologicheskie mekhanizmy upravleniya dvizheniyami u sport smenov: sbornik nauchnykh trudov. M., 1984. P. 20-35.
4. Sokolova L.A. Individual'nye osobennosti osoznannoy samoregulyatsii i uspeshnost' sportivnoy deyatel'nosti (na primere sportivnoy strel'by): avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 1990.
5. Gritsaenko M.V. Emotsional'naya podgotovka strelka v sisteme obshchey psikhologicheskoy podgotovki // Nauchno-prakticheskie aspekty sovershenstvovaniya sistemy podgotovki i upravleniya protsessom treni-rovki v strelkovom sporte: sbornik nauchnykh materi-alov. Voronezh, 2000. P. 8-14.
6. Talyshev N.V., Nizkova L.A. Modelirovanie emotsion-al'nogo sostoyaniya sotrudnika OVD pri strel'be iz boevogo oruzhiya // Nauchno-prakticheskie aspekty sovershenstvovaniya sistemy podgotovki i upravleniya protsessom trenirovki v strelkovom sporte: sbornik nauchnykh materialov. Voronezh, 2000. P. 31 -39.
7. Moskovkin S.A. Psikhologicheskaya podgotovka strelka-sportsmena // Nauchno-prakticheskie aspekty sovershenstvovaniya sistemy podgo-tovki i upravleniya protsessom trenirovki v strelkovom sporte: sbornik nauchnykh materialov. Voronezh, 2000. P. 39-44.