Научная статья на тему 'Информационные технологии как проблема гуманитарной психологии'

Информационные технологии как проблема гуманитарной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как проблема гуманитарной психологии»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

то можно. По сути эта техника представляет собой уже не опору на ресурсы жизнестойкости, поддержание жизнестойкости, вовлеченности в травматической ситуации.

Модель жизнестойкости является примером построения психологической реабилитации в целом, работы с комплексными переживаниями. Это движение от феноменологии переживания стресса и проблемы личностного опосредствования этого переживания к выявлению структуры факторов совладания со стрессом и возможностей воздействия на эти факторы. «Выбор прошлого» или «выбор будущего», который мы совершаем, обусловлен тем, насколько мы считаем важным быть активным и заинтересованным, насколько уверены в своей возможности справляться с трудностями. Эти убеждения могут являться ресурсами в работе психотерапевта, а могут быть основной мишенью работы (при разрушении системы базисных убеждений в травматической ситуации) - это определяется конкретной проблемой, особенностями переживания психотравмы.

Стадников Е.Н. (Таганрог)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наиболее емкое положение, выражающее сущность гуманизма, сформулировал И. Кант: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству - в своем лице и лице другого - как к цели, а не только как к средству (БСЭ, 1973). Если с этих позиций проанализировать практические области применения психологии: психологии - труда, инженерной, социальной, педагогической, медицинской, юридической, военной и спортивной психологии, то обнаруживается отношение к человеку прежде всего как к средству. Так, в практических областях психологии имеют ценность те диагностические данные о личности, которые несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований. Современные информационные технологии также направлены на создание обширных баз психодиагностических данных, которые позволяют контролировать сознание людей, манипулировать ими, что ведет к дегуманизации общества. Как следствие, в повседневной жизни стали обычными не только контролирующие, разлагающие, использующие и подчиняющие психику человека тотальные информационные среды и средства массовой информации, но и безрассудный террор, физически уничтожающий и калечащий случайных людей. Очевидно, такое применение информационных технологий не предполагает нормального развития.

Нормальное развитие возможно при выполнении следующих условий: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человек; способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни» (Б.С. Братусь, 1997). Таким образом, важной практической задачей, которую может и должен решить гуманитарный подход к психологии, является определение условий применения информационных технологий, способствующих нормальному развитию человека. На наш взгляд, применение информационных технологий в прикладный областях психологии необходимо сопроводить

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

следующими условиями: информационные технологии должны быть направлены на удовлетворение потребностей человека; информационные технологии должны актуализировать мотивацию саморазвития человека; должна обеспечиваться безопасность информационных технологий.

Приведенных выше условий мы придерживались при разработке психо-лого-педагогических информационных технологий (ППИТ). К настоящему времени обработаны и проанализированы результаты двух экспериментов с использованием моделей ППИТ. Первый из них был проведен с юношами и девушками - студентами 3 курса (225 человек) Таганрогского радиотехнического университета (ТРТУ). Второй эксперимент был проведен с подростками - учениками (107 человек) 7-х классов муниципального образовательного учреждения №6 г. Таганрога (МОУ №6). При чтении курса «Психологические и методологические основы изобретательской деятельности» студентам ТРТУ и учащимся МОУ №6 на уроках биологии предлагались к выполнению нестандартизованные психолого-дидактические, психологические и стабилометрический тесты. Нестандартизованные психолого-дидактиче-ские тесты были направлены на оценку проявления студентами способностей широты и оригинальности мышления при выполнении учебных заданий, на оценку проявления учащимися аналитико-синтетических способностей, способности к выявлению необходимых и достаточных признаков, способности к сравнению и классификации. Нестандартизованные тесты разрабатывались с учетом возможной их компьютеризации. Стандартизованные психологические тесты были направлены на исследование интеллектуальных и творческих способностей студентов и учащихся. Стабилометрический тест предлагался с целью исследования возможностей использования этой психофизиологической методики в качестве аналога психологического тестирования.

В целом, эксперименты были направлены на исследование ППИТ в учебном процессе.

В плане гуманитарного подхода к разработке ППИТ выполнялись следующие

условия:

ППИТ были направлены на удовлетворение социальной потребности юношей, девушек и подростков занимать более высокое место в группе при выполнении социально значимых заданий; результаты тестирования предлагались учащимся с целью предоставления сравнительных данных для самооценки проявления своих умственных способностей (подчеркивалось, что тестирование оценивает не умственные способности, а только их проявление во время их выполнения); результаты тестирования предлагались учащимся на индивидуальных бланках и не были направлены на контроль знаний.

В исследовании экспериментально показана мотивирующая познавательную деятельность роль ППИТ.

Тащёва А.И., Фрондзей С.Н. ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ВЫСОКО УДОВЛЕТВОРЕННЫХ БРАКОМ ПАРАХ

Растущий уровень психологической культуры населения инициировал обращение за профессиональной психологической помощью не только партнёров из высоко конфликтных, распадающихся семей, но и супругов из семей благополучных, стабильных, достаточно высоко удовлетворённых браком.

Нами обследованы 32 супружеские пары - люди в возрасте 23-38 лет со стажем брака 5-15 лет, малодетные. По характеру взаимной удовлетворённости браком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.