Известия ТРТУ
Тематический выпуск
то можно. По сути эта техника представляет собой уже не опору на ресурсы жизнестойкости, поддержание жизнестойкости, вовлеченности в травматической ситуации.
Модель жизнестойкости является примером построения психологической реабилитации в целом, работы с комплексными переживаниями. Это движение от феноменологии переживания стресса и проблемы личностного опосредствования этого переживания к выявлению структуры факторов совладания со стрессом и возможностей воздействия на эти факторы. «Выбор прошлого» или «выбор будущего», который мы совершаем, обусловлен тем, насколько мы считаем важным быть активным и заинтересованным, насколько уверены в своей возможности справляться с трудностями. Эти убеждения могут являться ресурсами в работе психотерапевта, а могут быть основной мишенью работы (при разрушении системы базисных убеждений в травматической ситуации) - это определяется конкретной проблемой, особенностями переживания психотравмы.
Стадников Е.Н. (Таганрог)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Наиболее емкое положение, выражающее сущность гуманизма, сформулировал И. Кант: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству - в своем лице и лице другого - как к цели, а не только как к средству (БСЭ, 1973). Если с этих позиций проанализировать практические области применения психологии: психологии - труда, инженерной, социальной, педагогической, медицинской, юридической, военной и спортивной психологии, то обнаруживается отношение к человеку прежде всего как к средству. Так, в практических областях психологии имеют ценность те диагностические данные о личности, которые несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований. Современные информационные технологии также направлены на создание обширных баз психодиагностических данных, которые позволяют контролировать сознание людей, манипулировать ими, что ведет к дегуманизации общества. Как следствие, в повседневной жизни стали обычными не только контролирующие, разлагающие, использующие и подчиняющие психику человека тотальные информационные среды и средства массовой информации, но и безрассудный террор, физически уничтожающий и калечащий случайных людей. Очевидно, такое применение информационных технологий не предполагает нормального развития.
Нормальное развитие возможно при выполнении следующих условий: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человек; способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни» (Б.С. Братусь, 1997). Таким образом, важной практической задачей, которую может и должен решить гуманитарный подход к психологии, является определение условий применения информационных технологий, способствующих нормальному развитию человека. На наш взгляд, применение информационных технологий в прикладный областях психологии необходимо сопроводить
Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека
следующими условиями: информационные технологии должны быть направлены на удовлетворение потребностей человека; информационные технологии должны актуализировать мотивацию саморазвития человека; должна обеспечиваться безопасность информационных технологий.
Приведенных выше условий мы придерживались при разработке психо-лого-педагогических информационных технологий (ППИТ). К настоящему времени обработаны и проанализированы результаты двух экспериментов с использованием моделей ППИТ. Первый из них был проведен с юношами и девушками - студентами 3 курса (225 человек) Таганрогского радиотехнического университета (ТРТУ). Второй эксперимент был проведен с подростками - учениками (107 человек) 7-х классов муниципального образовательного учреждения №6 г. Таганрога (МОУ №6). При чтении курса «Психологические и методологические основы изобретательской деятельности» студентам ТРТУ и учащимся МОУ №6 на уроках биологии предлагались к выполнению нестандартизованные психолого-дидактические, психологические и стабилометрический тесты. Нестандартизованные психолого-дидактиче-ские тесты были направлены на оценку проявления студентами способностей широты и оригинальности мышления при выполнении учебных заданий, на оценку проявления учащимися аналитико-синтетических способностей, способности к выявлению необходимых и достаточных признаков, способности к сравнению и классификации. Нестандартизованные тесты разрабатывались с учетом возможной их компьютеризации. Стандартизованные психологические тесты были направлены на исследование интеллектуальных и творческих способностей студентов и учащихся. Стабилометрический тест предлагался с целью исследования возможностей использования этой психофизиологической методики в качестве аналога психологического тестирования.
В целом, эксперименты были направлены на исследование ППИТ в учебном процессе.
В плане гуманитарного подхода к разработке ППИТ выполнялись следующие
условия:
ППИТ были направлены на удовлетворение социальной потребности юношей, девушек и подростков занимать более высокое место в группе при выполнении социально значимых заданий; результаты тестирования предлагались учащимся с целью предоставления сравнительных данных для самооценки проявления своих умственных способностей (подчеркивалось, что тестирование оценивает не умственные способности, а только их проявление во время их выполнения); результаты тестирования предлагались учащимся на индивидуальных бланках и не были направлены на контроль знаний.
В исследовании экспериментально показана мотивирующая познавательную деятельность роль ППИТ.
Тащёва А.И., Фрондзей С.Н. ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ВЫСОКО УДОВЛЕТВОРЕННЫХ БРАКОМ ПАРАХ
Растущий уровень психологической культуры населения инициировал обращение за профессиональной психологической помощью не только партнёров из высоко конфликтных, распадающихся семей, но и супругов из семей благополучных, стабильных, достаточно высоко удовлетворённых браком.
Нами обследованы 32 супружеские пары - люди в возрасте 23-38 лет со стажем брака 5-15 лет, малодетные. По характеру взаимной удовлетворённости браком