следующими условиями: информационные технологии должны быть направлены на удовлетворение потребностей человека; информационные технологии должны актуализировать мотивацию саморазвития человека; должна обеспечиваться безопасность информационных технологий.
Приведенных выше условий мы придерживались при разработке психо-лого-педагогических информационных технологий (ППИТ). К настоящему времени обработаны и проанализированы результаты двух экспериментов с использованием моделей ППИТ. Первый из них был проведен с юношами и девушками - студентами 3 курса (225 человек) Таганрогского радиотехнического университета (ТРТУ). Второй эксперимент был проведен с подростками - учениками (107 человек) 7-х классов муниципального образовательного учреждения №6 г. Таганрога (МОУ №6). При чтении курса «Психологические и методологические основы изобретательской деятельности» студентам ТРТУ и учащимся МОУ №6 на уроках биологии предлагались к выполнению нестандартизованные психолого-дидактические, психологические и стабилометрический тесты. Нестандартизованные психолого-дидактиче-ские тесты были направлены на оценку проявления студентами способностей широты и оригинальности мышления при выполнении учебных заданий, на оценку проявления учащимися аналитико-синтетических способностей, способности к выявлению необходимых и достаточных признаков, способности к сравнению и классификации. Нестандартизованные тесты разрабатывались с учетом возможной их компьютеризации. Стандартизованные психологические тесты были направлены на исследование интеллектуальных и творческих способностей студентов и учащихся. Стабилометрический тест предлагался с целью исследования возможностей использования этой психофизиологической методики в качестве аналога психологического тестирования.
В целом, эксперименты были направлены на исследование ППИТ в учебном процессе.
В плане гуманитарного подхода к разработке ППИТ выполнялись следующие
условия:
ППИТ были направлены на удовлетворение социальной потребности юношей, девушек и подростков занимать более высокое место в группе при выполнении социально значимых заданий; результаты тестирования предлагались учащимся с целью предоставления сравнительных данных для самооценки проявления своих умственных способностей (подчеркивалось, что тестирование оценивает не умственные способности, а только их проявление во время их выполнения); результаты тестирования предлагались учащимся на индивидуальных бланках и не были направлены на контроль знаний.
В исследовании экспериментально показана мотивирующая познавательную деятельность роль ППИТ.
Тащёва А.И., Фрондзей С.Н.
ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ВЫСОКО УДОВЛЕТВОРЕННЫХ БРАКОМ ПАРАХ
Растущий уровень психологической культуры населения инициировал обращение за профессиональной психологической помощью не только партнёров из высоко конфликтных, распадающихся семей, но и супругов из семей благополучных, стабильных, достаточно высоко удовлетворённых браком.
Нами обследованы 32 супружеские пары - люди в возрасте 23-38 лет со стажем брака 5-15 лет, малодетные. По характеру взаимной удовлетворённости браком
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
пары были разделены на 2 равные по объёму группы: в контрольную группу вошли партнёры с минимальной разницей в личной удовлетворённости браком; в основную группу - пары с односторонне высокой удовлетворённостью супружеством.
Диагностический инструментарий: анкета на исследование социально-демографических характеристик респондентов и их семей А.И. Тащёвой; тест С. Ро-зенцвейга; опросники «Удовлетворенность браком» Л.Я. Гозмана и О.О. Ерёмиче-вой, «Атрибутивное сопровождение брака» и «Ретроспективная рефлексия конфликтов» А.И. Тащёвой.
Выявилось, что супружеские пары с разным характером взаимной удовлетворённости браком статистически значимо различаются по социально-демографическим характеристикам: стажу супружества, возрасту вступления в брак, возрасту первичного родительства, количеству детей. У респондентов основной группы ниже показатель средней удовлетворённости браком, они в меньшей степени удовлетворены проведением досуга и проявляют меньше согласия во взглядах и оценке родственников и друзей. С увеличением стажа брака у женщин основной группы увеличиваются личная удовлетворённость браком, а также удовлетворённость сферами хозяйственно-бытовой, психотерапевтической, досуговой, воспитания детей, единодушия во взглядах и оценке родственников и друзей. Взаимная удовлетворённость браком в основной группе обратно пропорционально связана с социальнодемографическими характеристиками супругов.
Респонденты контрольной группы статистически чаще респондентов основной группы ищут ответственного за конфликт (ББ), свой дискомфорт и растерянность в проблемной ситуации они реже выказывают во внутренней речи (Б-ОБ), реже не замечают минусы проблемной ситуации (М-ОБ). Респонденты основной группы, напротив, чаще выражают агрессию косвенным способом, во внутренней речи, реже прибегают к оскорблениям (Б-ББ); у них более выражены интрапуни-тивные реакции «всегдашнего» плана и реакции сомнения в собственной вине (I-ББ). Пытаясь конструктивно разрешить конфликт, они чаще излагают свои мысли в сослагательном наклонении (ьЫР), реже используют вежливую форму запроса о помощи (е-ЫР).
Выявлены статистически значимые различия между мужчинами основной и контрольной групп по показателям «ситуативная рефлексия конфликта» и «надси-туативная рефлексия конфликта»: мужчины контрольной группы реже занимают выжидательную позицию в конфликте и более склонны к обстоятельственной атрибуции ответственности за взаимоотношения в браке. Женщины, описывая себя и партнёра по браку, используют большее число слов, чаще дают психологические и отрицательные характеристики. При описании партнёра по браку как субъекта конфликтного взаимодействия женщины чаще мужчин применяют амбивалентные характеристики. У мужчин выше уровень общей позитивной генерализации восприятия.
По нашему мнению, результаты проведённого исследования дополняют существующие взгляды на проблему супружеских конфликтов в удовлетворённых браком парах и могут быть полезны в деятельности психологов при психологической коррекции и профилактике конфликтов.
Для диагностики особенностей супружеских конфликтов в удовлетворённых браком супружеских парах психологу полезно определить степень взаимной удовлетворённости браком в целом и удовлетворённости основными сферами брака; типичные для супругов виды реакций в конфликтных ситуациях и способы выхода их них; характер атрибуции ответственности за успех и неудачи во взаимоотношениях; уровень позитивной генерализации себя и партнёра в супружестве и супружеских конфликтах.
В процессе работы с супружеской парой психологу рекомендуется обучить партнёров навыкам поведения в конфликтных ситуациях; способствовать приобретению навыков большего доверия к себе и другим людям; научить супругов взаимной ответственности за всё, что происходит в семье; способствовать формированию полного и объективного представления о партнёре по браку; поддерживать достаточно высокий уровень позитивной генерализации.
Эксакусто Т.В. (Таганрог)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА
На сегодняшний день все более актуальной проблемой становится обеспечение информационно-психологической безопасности молодежи. Возрастает необходимость решения задач, связанных с воспитанием личности молодого человека, принятием мер по профилактике и разрешению кризисных психологических ситуаций в молодежной среде, разработкой и реализацией программ по борьбе с негативными явлениями среди молодежи. В современном вузе реализации подобных программ уделяется недостаточное внимание. В связи с этим, а также для реализации задач по проблеме работы с молодежью был создан Центр психологической безопасности личности при Таганрогском Радиотехническом университете, факультете информационной безопасности, кафедре психологии и безопасности жизнедеятельности. Создание Центра психологической безопасности личности в рамках психологической службы технического вуза (Таганрогского государственного радиотехнического университета) имеет свою специфику. Во-первых, результаты психологической работы с молодежью учитываются в процессе преподавания дисциплин психологической направленности, предусмотренных учебными планами (таких как «Психология и педагогика», «Психология делового общения») для технических специальностей. Во-вторых, опыт работы Центра психологической безопасности личности используется в учебных дисциплинах, читаемых студентам психологических специальностей: «Групповые методы психокоррекционной работы», «Психологическое консультирование», «Возрастная психология», «Методика преподавания психологии», а также при организации педагогической и производственной практики.
Одной из основных целей Центра психологической безопасности личности является проведение диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и просветительской работы с абитуриентами и студентами вуза с целью повышения психологического здоровья молодежи и оказания профессиональной (психологической) помощи в разрешении проблемных и кризисных ситуаций.
В связи с поставленной целью, основными задачами являются:
Изучение индивидуально-психологических особенностей молодых людей: эмоциональной сферы, сферы межличностных отношений, особенностей познавательных процессов.
Проведение психологических исследований по проблеме развития и становления личности. Выявление и коррекция причин и механизмов нарушений в процессе социализации и социальной адаптации.
Разработка и реализация программ по профилактике и преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье молодежи.
Содействие в приобретении обучающейся молодежью психологических знаний, умений, навыков, необходимых для общего развития, получения профессии, достижения успеха в жизни в целом.