МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ. ИННОВАЦИИ
Т.В. Кокуйцева
УДК 339.9
Разработка методики оценки влияния реализации инновационных проектов на конкурентоспособность государств-участников СНГ
В статье предлагается методика оценки влияния реализации инновационных проектов на конкурентоспособность го-сударств-участников СНГ, которая позволяет получать количественные оценки конкурентоспособности на трех уровнях: предприятия, региона, государства, — и данные по оценке вклада отдельного проекта или группы проектов в развитие региона и государства в целом. Полученные с применением разработанной методики количественные оценки дают возможность принимать более взвешенные и обоснованные управленческие решения на мезо- и макроуровне, применяя те или иные государственные механизмы регулирования.
Ключевые слова: методика, оценка, влияние, инновационный проект, конкурентоспособность, Содружество независимых государств (СНГ), Межгосударственная программа инновационного сотрудничества.
В настоящее время роль науки и инноваций значительно возросла как ввиду современного финансово-экономического кризиса, так и в связи с развитием научно-технического прогресса, началом третьей глобальной научно-технической революции, осознанием значимости ее для экономического роста, наращивания конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности государств в целом. Осознание роли науки и инноваций в экономическом развитии и росте стало одним из факторов, обусловивших разработку Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года (далее — Программа СНГ), принятой 18 октября 2011 года на Совете глав правительств СНГ.
Реализация этой программы и формирование международного инновационного пространства СНГ в целом в настоящее время замедлилась в связи с отсутствием четких однозначно трактуемых правил и методического инструментария по отбору инновационных проектов, мониторингу их реализации и оценке их вклада в повышение конкурентоспособности государств-участников СНГ. В этой связи представляется необходимой разработка соответствующих ме-
© Кокуйцева Т.В., 2012
тодических рекомендаций и методик. Проведя отбор и реализацию инновационного проекта в рамках Программы СНГ и осуществив мониторинг реализации данного проекта и при необходимости применив различные механизмы государственного регулирования по стимулированию инновационного развития организаций, возникает вопрос, какой вклад внес реализованный проект в достижение цели Программы СНГ в целом, и именно в повышение конкурентоспособности страны, и насколько эффективными были принятые меры. Ответ на поставленный вопрос можно получить, осуществив оценку конкурентоспособности на уровне организации, региона и государства до момента проведения указанных мероприятий и после — «с» и «без» проекта. Влияние реализации проекта на конкурентоспособность зависит от масштаба проекта и времени с момента запуска производства. Оценка влияния реализации проектов на конкурентоспособность государства — это одно из средств содействия последующему принятию решения относительно реализации подобных проектов, а также улучшения процесса разработки проектов в будущем. Поэтому предназначение оценки состоит в том, чтобы выяснить, насколько успешен проект.
Анализ отечественных методик оценки эффекта и влияния программ на развитие региона и государства [1, 2, 3, 4, 5] показывает, что в основном применяется, по сути, оценка фактической эффективности реализации проекта или программы, сопоставление фактических и плановых показателей посредством расчета коэффициентов отклонений. В изученных методиках предлагается производить качественную, то есть посредством опросов, фокус-групп, экспертных методов и т. д., и количественную оценку влияния программ, основанную на применении экономико-математического инструментария, что снижает вероятность ошибок.
Исследование мирового опыта оценки показывает, что отношение к процессу оценки значительно различается в государствах-участниках ЕС: в одних странах практика оценки внедрена в административную культуру (например, в Германии, Нидерландах, Швеции и Великобритании), в других — используется лишь в определенных областях политики или министерствах, в некоторых случаях существует почти однозначное мнение
о незначительной роли оценочной деятельности. В первой группе стран осознана важность постановки задач, мониторинга и оценки, и вкладывают большие инвестиции в оценку эффективности региональной политики. Так, в Германии три типа «оценки» для различных аспектов политики: Vollzugskontrolle (эффекты для отдельных компаний), Wirkungskontrolle (оценка эффективности конкретных инструментов региональной политики) и Zielerreichungskontrolle (общая оценка региональной политики и необходимости воздействия общественности). Во второй группе стран оценка используется только как часть специальных или промежуточных политических отчетов (например, в Финляндии, Люксембурге) [1]. Несмотря на существование отдельных независимых традиций оценочной деятельнос-
ти в странах ЕС, можно обнаружить некоторые общие тенденции в разных странах.
Теоретически, существует широкий спектр методов по оценке мер региональной политики, в том числе реализации проектов. Эти методы отнесены к нескольким группам, что показано в таблице 1.
Таблица 1
Обзор методов оценки
Методы глобальной оценки программы
Методы структурирования оценки
Анализ SWOT: методы определения сильных и слабых сторон региона, а также возможности и угрожающие факторы среды, в которой будет проводиться данная политика. Эти методы включают обзор региональных показателей, анализ значимых факторов окружающей среды, и оценку возможных вариантов подхода к проблеме.
Концептуальная карта: методы определения результатов общественного воздействия, учитывающие мнение “акционеров” (партнеров). Эти методы включают систематическое обсуждение для определения влияния вариантов политики и разработку “карты влияния”? взвешивая результаты оценки каждого партнера.
Цветовое голосование: Метод голосования, облегчающий выражение мнения участников по вопросу. Этот метод включает голосование по вопросам, при этом определенным ответам присваиваются определенные цвета от полного несогласия (красный) до полного согласия (зеленый).
Методы наблюдения за изменениями в оцениваемой области.
Индивидуальные опросы: опросы организаций (например, компаний), на которые программа, как предполагается, окажет влияние, для сбора качественной информации. Этот метод может быть структурирован до различной степени.
Фокусная группа: структурированное обсуждение с группой людей при необходимости рассмотрения различных мнений или глубокого рассмотрения сложных вопросов.
Исследование конкретных случаев: глубокое исследование конкретных случаев (например, проектов, организаций) с использованием качественного и количественного анализа для изучения детального или сложного процесса или его результатов. Выбранные конкретные случаи обычно бывают представительными для широких слоев населения.
Методы анализа данных
Системы географической информации (GIS): методы для сбора и представления данных по географическому положению. Все более используемые для целей мониторинга, эти системы, переведенные на язык баз данных, позволяют использовать перекрестные ссылки и составление карты социально-экономических данных для проведения оценки.
Сдвиговый анализ: метод оценки сверху вниз для наблюдения тенденций на национальном региональном уровне, используемый для рассмотрения влияния политики в данном регионе. Эффекты политики определяются сравнением реальных ситуаций/тенденций в регионе (ситуация с работающей политикой) и прогнозируемой ситуацией, которая наблюдалась бы при следовании общегосударственной политике (ситуация с неработающей политикой).
Продолжение табл.
Методы глобальной оценки программы
Модель ввода-вывода: составление матрицы, представляющей связи между ресурсами экономики и их потреблением, используется в основном для экономического прогнозирования. Этот метод может использоваться для оценки секторного влияния структурного воздействия, показывая связи между производительными структурами экономики и результатами политики в различных секторах.
Модель макроэкономики: представление функционирования экономики в целом и различных составляющих рынков. Модели схематизируют функционирование экономики и моделируют развитие, вызванное внешними причинами. Этот метод используется для моделирования влияния различных сценариев общественного воздействия.
Методы для подведения итогов
Заседания экспертов: заседание специально составленной рабочей группы экспертов, которые коллективно выносят суждение о программе. Этот метод используется для достижения консенсуса по сложным вопросам или если ресурсы для других методов оценки недоступны.
Многопараметрический анализ: сравнительный анализ альтернативных проектов или мер для выработки общего решения по данному вопросу в соответствии с целым рядом критериев. Этот метод позволяет систематически рассматривать различные варианты с взвешиванием разных точек зрения.
Методы глубокого анализа проблемы оценки
Методы структурирования оценки
Логические рамки: метод для быстрой оценки логической подоплеки события, определения ожидаемых эффектов и выработки показателей влияния. Этот метод используется для ex ante планирования проектов с четким выделением задач, связей, предположений и критериев успеха на каждой стадии проекта.
Метаплан: немецкая методика для структурирования групповых обсуждений. Этот метод включает работу на заседаниях групп, где рассматриваются различные точки зрения и вырабатывается общее представление проблемы и решения.
Методы наблюдения изменений в оцениваемой области
Анкетирование: метод для задания ряда стандартных вопросов в структурированном формате некоей группе (например, компании), которая считается представительной для населения, включенного в анализ. Этот метод используется для сбора описательной, нормативной или причинной информации обычно путем почтовых, телефонных или личных опросов.
Этнографическое наблюдение: метод наблюдения ежедневной деятельности представителей, выполняющих программу, или бенефициариев. Этот метод используется для сбора глубинной информации о типичных ситуациях выполнения программы.
Методы анализа данных
Анализ факторов: метод многомерного статистического анализа, используемый для сортировки больших количеств качественных данных относительно групп индивидуалов (например, компаний, проектов), которые дают информацию по различным характеристикам. Этот метод позволяет найти сходство или связи (факторы) между различными случаями и переменными.
Анализ Delphi: итерактивная процедура консультаций для опроса экспертов индивидуально и анонимно (анкетирование) для получения или тестирования оценочных рекомендаций.
Окончание табл.
Методы глобальной оценки программы
Группы сравнения: метод для сравнения группы участников программы (например, средние и малые предприятия, получающие поддержку) с похожей (контрольной) группой, не подвергающейся воздействию. Этот метод используется для оценки чистого эффекта общественного воздействия — результатов, непосредственно вызванных этим воздействием.
Регрессионный анализ: количественная оценка влияния нескольких объясняемых факторов (например, отдельных показателей проекта) на переменную, которая должна быть определена (например, результат воздействия).
Методы для подведения итогов
Анализ стоимостной эффективности: метод для оценки эффективности воздействия путем количественного сравнения с еще одним или более воздействиями. Этот метод используется для оценки эффективности программы относительно одного критерия, который рассматривается как ключевая задача программы.
Эталонное сравнение: метод для оценки эффективности воздействия путем качественного сравнения с другим воздействием, которое считается эталонным. Этот метод включает выделение мер или проектов, признаваемых наиболее успешными, и использование их в качестве стандарта для сравнения и оценки других мер или проектов.
Анализ стоимостного выигрыша: метод для оценки эффективности воздействия с учетом всех эффектов и количественным синтезом. Этот метод используется для сравнения всех воздействий общественного проекта во время его выполнения, когда результаты, даже очень различающиеся, могут быть выражены в денежном отношении.
Источник: [1].
Прежде всего представленная в таблице 1 классификация охватывает средства глобальной оценки программы, включая структурирование оценки (анализ SWOT, концептуальная карта, цветовое голосование), наблюдение за изменениями в оцениваемой области (индивидуальные опросы, фокусная группа, исследование конкретных случаев), анализ данных (GIS, сдвиговый анализ, модели ввода-вывода и макроэкономики) и выводы (экспертные заседания, многопараметрический анализ). Используя одинаковые категории, таксономия определяет средства для глубокого анализа проблемы оценки, включая такие методы как логический анализ, анкетирование, группы сравнения и анализ стоимостного выигрыша.
Тем не менее, отсутствует методика, которая бы позволяла количественно оценить влияние того или иного проекта на те или иные показатели региона или государства на пространстве СНГ. Поэтому автором предлагается методика по оценке вклада инновационных проектов в Программу СНГ, основанная на адаптации изученных методов, применяемых в отечественной практике для оценки федеральных целевых программ, и методе анализа чувствительности в контексте оценки развития
региона или государства «с» и «без» проекта. Данную методику отличает следующее:
— является универсальной для стран СНГ, так как основана на расчете общепринятых для стран СНГ, доступных показателей;
— достаточно простая — ввиду наличия достаточно ограниченного набора показателей;
— позволяет получать обоснованные оценки — ввиду того, что основана на использовании экономико-математических инструментов.
Предлагаемая автором методика исходит из оценки влияния проекта на решение основной цели Программы СНГ — повышение конкурентоспособности его государств-участников, — и достижение поставленных в Стратегии экономического развития Содружества независимых государств на период до 2020 года целевых показателей.
Алгоритм оценки влияния реализации инновационного проекта на конкурентоспособность государств-участников СНГ предполагает:
1) Сбор исходных данных по проекту.
2) Оценку влияния реализации инновационного проекта на микроуровне (для организации).
3) Оценку конкурентоспособности региона «с» и «без» проекта.
4) Анализ влияния конкурентоспособности региона на динамику показателей проекта.
5) Оценку влияния реализации инновационного проекта на конкурентоспособность государств-участников СНГ.
Шаг 1. Сбор исходных данных по проекту.
Производится сбор данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности и ежегодных отчетах организации, по следующим показателям:
— выручка от основной деятельности;
— численность занятых;
— объем производства;
— объем экспорта продукции в страны СНГ;
— объем экспорта продукции в третьи страны;
— производительность труда;
— средняя заработная плата;
— количество созданных инновационных технологий;
— количество приобретенных инновационных технологий;
— энергоемкость производства.
Шаг 2. Оценка влияния реализации инновационного проекта на микроуровне (для организации).
В целях оценки влияния проекта для организации осуществляется расчет относительного интегрального показателя эффекта реализации по проекту по следующему алгоритму:
• определение набора показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия в зависимости от цели оценки;
• сбор, анализ и систематизация исходных данных в объеме набора характеристик, для качественных характеристик проведение экспертного опроса и расчет итоговых значений;
• нормализация показателей;
• определение весовых коэффициентов показателей;
• расчет интегральных индексов и коэффициентов отклонения.
Шаг 3. Оценка конкурентоспособности региона «с» и «без» проекта.
Производится оценка конкурентоспособности региона с учетом вклада реализованного проекта и при условии его отсутствия по следующему алгоритму:
• определение набора показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности региона;
• сбор и обработка исходных данных в соответствии с отобранными показателями «с» учетом проекта и «без»;
• определение веса показателей в интегральном индексе конкурентоспособности региона на основе метода анализа иерархий (подробно рассмотрен ниже);
• расчет индексов конкурентоспособности региона «с» и «без» проекта.
Набор показателей должен исходить из исходных данных, собранных по
предприятиям, и представлять собой агрегированные индикаторы. Так, сумма выручки предприятий представляет собой валовый региональный продукт; сумма занятых на предприятиях — показатель занятости в регионе и т. д.
Рассчитывается четыре интегральных индекса:
— индекс экономической составляющей;
— индекс научно-технической составляющей;
— индекс информационно-коммуникационной составляющей;
— индекс кадрового потенциала.
Интегральный показатель для каждой группы автором предлагается рассчитывать по формуле:
I = w, * e, + ^ * e^ + ... + w * e , где
экон 1 1 2 ^2 п п’ м
!экон — интегральный индекс соответствующей группы показателей (в нашем случае — индекс экономической составляющей);
Wl — вес частного показателя 1...я;
el — нормированный частный показатель 1...я;
п — количество показателей, входящих в группу.
Для определения веса каждого частного показателя в интегральных индексах групп показателей (экономическая составляющая, научно-техническая, информационно-коммуникационная, кадровый потенциал) составляется матрица показателей и производится парное сравнение показателей по степени их важности для целей реализации проекта и Программы СНГ по шкале относительной важности, представленной в таблице 2. Удобство данного метода заключается в том, что таким образом могут сравниваться количественные и качественные показатели.
Таблица 2
Шкала относительной важности метода анализа иерархий
Интенсивность относительной важности Определение Комментарий
1 Равная важность элементов Два объекта вносят одинаковый вклад в достижение цели.
3 Умеренное превосходство одного над другим Опыт и суждение дают легкое предпочтение одному объекту перед другим.
5 Существенное или сильное превосходство Опыт и суждение дают сильное предпочтение одному объекту перед другим.
7 Значительное превосходство Предпочтение одного объекта перед другим очень сильно. Его превосходство практически явно.
9 Очень сильное превосходство Свидетельства в пользу предпочтения одного объекта в высшей степени убедительны.
00 СО Промежуточное суждение между двумя соседними Ситуации, когда необходимы компромиссные решения.
Обратные величины чисел шкалы Если при сравнении объекта А с объектом В получено одно из приведенных выше значений, то результат сравнения объекта В с объектом А есть обратная величина этого значения.
Источник: Абакаров А.Ш., Сушков Ю.А. Диалоговая система поддержки принятия рациональных решений.
Для построенной матрицы парных сравнений вычисляются компоненты вектора приоритетов или весов объектов одним из двух способов (результаты будут одинаковые с несущественной статистической погрешностью):
— как среднее геометрическое по строке с дальнейшей нормализацией данных (деление значения на сумму полученных значений);
— как частное от деления суммы элементов каждой строки и на сумму всех элементов; сумма полученных результатов будет равна единице.
После проведения всех парных сравнений и получения данных по собственному значению и собственному вектору можно определить согласованность. Для этого, используя отклонение максимального собственного числа от размерности матрицы, рассчитывается величина, называемая индексом согласованности (ИС). Полученное значение сравнивается с соответствующим индексом, полученным для матрицы, построенной случайным образом, что и составляет отношение согласованности (ОС), которое обычно колеблется в пределах 10%.
Далее производится нормирование частных показателей. Наилучшему значению в ряду присваивается единица, а остальные значения получаем
путем их деления на наилучший показатель. Полученный ряд значений в диапазоне от нуля до единицы и является нормированным вектором.
Далее предлагается рассчитать индекс конкурентоспособности на уровне крупного проекта или предприятия:
I — интегральный индекс каждой из 4 групп показателей;
— вес каждой из 4 групп показателей, рассчитанный по методу анализа иерархий.
По описанному выше алгоритму автором предлагается рассчитать коэффициент конкурентоспособности для региона:
1 рр°никоунр: = * 1эк + ^науч * ^науч + ^ИКТ * 1ИКТ + ^кадр * 1кадр-
Конкурентоспособность государства также предлагается рассчитать, несмотря на многообразие подходов к ее оценке. Для того, чтобы оценить влияние проекта на конкурентоспособность региона или государства, должен быть использован единый подход, который позволит, во-первых, про-ранжировать проекты, предприятия, регионы, государства и сравнить их между собой и в динамике за ряд лет на основе тех показателей, которые общеприняты для стран СНГ (в чем состоит универсальность подхода для СНГ). Во-вторых, данный подход позволяет оценить чувствительность показателей к реализации проекта.
При этом при расчете конкурентоспособности государства предлагается определять вес регионов по их доле в национальном ВВП, что является достаточно справедливым и обоснованным. Кроме того, данный метод положительно зарекомендовал себя в мировой практике.
Шаг 4. Анализ влияния конкурентоспособности региона на динамику показателей проекта.
Анализ чувствительности индекса конкурентоспособности региона к отдельным показателям проекта (выручка, занятость, экспорт продукции и т. д.) предлагается рассчитать по формуле:
Е — коэффициент чувствительности, показывающий на сколько процентов изменится I при изменении В на 1%,
1р1 и 1ро — индекс конкурентоспособности региона «с» и «без» проекта, Бр1 и Вро — валовой региональный продукт «с» и «без» проекта. Данная оценка позволяет сделать вывод о том, изменение какого показателя проекта наиболее повлияло на рост конкурентоспособности региона. На основе полученных решений могут быть приняты более обоснованные управленческие решения на уровне региона по применению тех или иных мер государственного регулирования, в том числе поддержки предприятия.
т конкур. 1 предпр.
кадр
* Ладр где
* 100%, где
Шаг 5. Оценка влияния реализации инновационного проекта на конкурентоспособность государств-участников СНГ.
Для оценки влияния реализации проекта на конкурентоспособность государств-участников СНГ предлагается использовать индекс конкурентоспособности государства, который может быть рассчитан описанным на шаге 3 способом.
Рассчитывается индекс национальной конкурентоспособности «с» и «без» проекта и затем производится анализ чувствительности конкурентоспособности государства к реализованному проекту по авторской формуле:
Е — коэффициент чувствительности, показывающий на сколько процентов изменится индекс конкурентоспособности государства при изменении индекса конкурентоспособности региона на 1% за счет реализации проекта, 1р1 и 1ро — индекс конкурентоспособности региона «с» и «без» проекта, 1нац эк 1 и 1нац эк о — индекс конкурентоспособности государства «с» и «без» проекта.
Аналогичным образом проводится оценка вклада реализации совместного проекта для государства-партнера, при условии, что проект не реализуется на его территории (в противном случае используется вышеприведенная методика), и учета таких показателей, которые характеризуют внешнюю торговлю: экспорт/импорт продукции/технологий, миграция населения, денежные поступления из/в страну и др.
В ходе проведенного исследования установлено, что для эффективной реализации Программы СНГ необходимо разработать методические рекомендации по отбору, мониторингу и оценке инновационных проектов в повышение конкурентоспособности государств-участников СНГ в рамках Программы СНГ. Предложено использовать методику оценки влияния вклада инновационных проектов в развитие и повышение конкурентоспособности предприятий, регионов, государств-участников СНГ. Опираясь на мировой опыт оценки эффективности и результативности программ, разработана методика оценки влияния вклада отдельных проектов в развитие и повышение конкурентоспособности предприятий, регионов, госу-дарств-участников СНГ.
1. Бачлер Дж. Оценка региональной политики в европейском сообществе.
2. Крупнева Ю.В. Пахомова Е.А. Сергиенко А.Ю. Анализ ситуаций «с проектом» и «без проекта» для разработки методики оценки влияния вуза на экономическое развитие региона (на примере университета «Дубна»).
нац.экон.
* 100%, где
Литература
3. Методика оценки результативности и хода выполнения программ с использованием новых показателей. — М.: Министерство образования Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию; — СПб.: ООО «Книжный Дом». 2008. — 76 с. ISBN 978-5-94777-121-3.
4. Приказ Минэкономразвития России от 22.12.2010 N 670 Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации Федеральное законодательство Текст документа по состоянию на июль 2011 года Зарегистрировано в Минюсте России 22 апреля 2011 г. N 20554.
5. Приложение № 10 к Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы. Методика оценки социально-экономического эффекта хода реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы.
References
1. Bachler G. Assessment of regional policy in the European community.
2. Krupneva Y.V. Pakhomova E.A. Sergiyenko A.Yu. The analysis of situations «with project» and «without project» for development of a technique of an assessment of influence of higher education institution on economic development of the region (on the example of Dubna university).
3. Technique of an assessment of productivity and course of implementation of programs with the help new indicators. — M: Ministry of education of the Russian Federation. Federal agency by training; SPb. : JSC Knizhny Dom. 2008. — 76 pages. ISBN 978-5-94777-121-3.
4. The order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of 22.12.2010. N 670 «About the approval of methodical instructions on development and realization of state programs of the Russian Federation». The text is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on April, 22, 2011. N 20554.
5. The annex No. 10 to the Federal target program of education development for 2011—2015. The technique of an assessment of social and economic effect of implementation of the Federal target program of education development for 2011—2015.