Научная статья на тему 'Механизм реализации повышения конкурентоспособности АПК региона'

Механизм реализации повышения конкурентоспособности АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / МЕХАНИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / AGRICULTURE / REGION / MECHANISM / COMPETITIVE POTENTIAL / MANAGEMENT / STRATEGY / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TRANSFORMATION EFFICIENCY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Эмиргамзаев Даир Гасанович

В представленной статье предложена структурная схема процесса разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности АПК региона, на основе показателей, характеризующих специфику АПК региона, предложена методика рейтинговой оценке уровня конкурентного потенциала отрасли региона и уровня благоприятности условий для его дальнейшего развития. Раскрываются основные элементы механизма повышения конкурентоспособности АПК региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION MECHANISM OF INCREASING COMPETITIVENESS AGRIBUSINESS IN THE REGION

In the present paper presents a block diagram of the process of developing and implementing a strategy to improve the competitiveness of agriculture in the region, based on indicators of the specific agricultural region, the technique of the rating assessment of the level of competitive potential of the industry in the region and a favorable climate for its further development. Reveals the basic elements of a mechanism for improving the competitiveness of agriculture in the region.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации повышения конкурентоспособности АПК региона»

ДОХОЛЯН С.В., ЭМИРГАМЗАЕВ Д.Г.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АПК РЕГИОНА

В представленной статье предложена структурная схема процесса разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности АПК региона, на основе показателей, характеризующих специфику АПК региона, предложена методика рейтинговой оценке уровня конкурентного потенциала отрасли региона и уровня благоприятности условий для его дальнейшего развития. Раскрываются основные элементы механизма повышения конкурентоспособности АПК региона.

DOHOLYANS. V., EMIRGAMZAEVD.G.

IMPLEMENTATION MECHANISM OF INCREASING COMPETITIVENESS AGRIBUSINESS IN THE REGION

In the present paper presents a block diagram of the process of developing and implementing a strategy to improve the competitiveness of agriculture in the region, based on indicators of the specific agricultural region, the technique of the rating assessment of the level of competitive potential of the industry in the region and a favorable climate for its further development. Reveals the basic elements of a mechanism for improving the competitiveness of agriculture in the region.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, регион, механизм, конкурентоспособность, конкурентный потенциал, управление, стратегия, организационно-экономические преобразования, эффективность.

Keywords: agriculture, the region, the mechanism, competition, competitive potential, management, strategy, organizational and economic transformation efficiency.

Современная стратегия развития агропромышленного комплекса должна учитывать актуальные тенденции развития экономики, нестабильность и неопределенность внешней среды и производственную специализацию конкретного региона. При этом повышение конкурентоспособности отрасли требует разработки и реализации комплекса мер на государственном (макроэкономическом), региональном и единичном уровнях хозяйствования.

На макроэкономическом уровне обеспечивается согласование социально-экономических интересов регионов в рамках единого экономического пространства. Здесь, путем управления налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, социальной, экологической и внешнеэкономической политикой, происходит воздействие на элементы макроокружения, задающие общие «правила игры» на всех уровнях хозяйствования.

Основные меры государственного регулирования, призванные способствовать повышению конкурентоспособности отрасли на данном уровне, ка-

саются большей частью изменения условий для развития и использования конкурентного потенциала: уменьшение количества налогов, снижение налоговых ставок, введение налоговых льгот; улучшение условий кредитования товаропроизводителей на основе снижения ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации; усиление экологических норм, реализация мер по их выполнению; повышение уровня социальной защиты населения; совершенствование правовых основ функционирования государства; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности, в частности, изменение таможенного законодательства, стимулирующее экспорт готовой продукции.

На региональном уровне хозяйствования осуществляется воздействие на такие элементы конкурентного потенциала отрасли, как трудовые ресурсы, инновационный потенциал и инвестиционная привлекательность региона, инфраструктурные факторы, совокупный потребительский спрос, а также на все условия для дальнейшего развития конкурентного потенциала. Конкретные направления государственного регулирования экономики АПК следует определять на основе проведенных оценок конкурентного потенциала отрасли и благоприятности условий для его дальнейшего развития с учетом политики региональных органов власти, приоритетов развития, структуры агропромышленного производства, а также всех видов ресурсов и возможности их дополнительного привлечения.

В соответствии с проведенными исследованиями для большинства российских регионов такими направлениями являются: повышение фондовооруженности отрасли; повышение качества жизни населения; привлечение инвестиций в экономику региона; развитие инновационного потенциала АПК.

Стратегическое управление развитием конкурентного потенциала АПК и обеспечением благоприятных условий для функционирования единичных субъектов хозяйствования отрасли на региональном уровне следует осуществлять путем разработки и реализации комплексной стратегии повышения конкурентоспособности АПК. На основе анализа положений теории и практики государственного управления отраслями экономики авторами предложена структурная схема процесса разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности АПК региона, представленная на рисунке 1 в виде логической последовательности управленческих процессов, состоящей из шестнадцати этапов.

Этап 1. Анализ тенденций развития АПК региона ставит основной задачей выявление особенностей, закономерностей развития, а также оценку текущего состояния отраслей агропромышленного комплекса. В ходе анализа исследуется уровень развития агропромышленного комплекса региона в целом, его место в экономике субъекта федерации и России; оценивается воздействие на развитие отрасли государственной инвестиционной и региональной политики; выявляются основные проблемы развития, определяются их причины.

1. Анализ тенденций развития АПК региона за последние 5-7

2. Оценка текущей конкурентоспособности АПК региона

2.1 Оценка текущего состояния конкурентного потенциала АПК 2.2. Оценка благоприятности условий региона для развития конкурентного потенциала

3. Исследование влияния на конкурентный статус АПК факторов макросреды

I

4. Установление приоритетов развития АПК региона

I

5. Формирование стратегических целей развития АПК

I

6. Разработка и анализ стратегических альтернатив

Политика региональных

органов государственной власти

I

7. Разработка критериев оптимизации стратегии

9. Формирование государственной политики в сфере повышения конкурентоспособности АПК

I

8. Выбор оптимальной стратегии повышения конкурентного статуса АПК региона

8.1. Определение объектов реализации стратегии 8.2. Решение вопроса ресурсного обеспечения реализации стратегии

10. Разработка механизма реализации стратегии повышения конкурентоспособности АПК региона

Г

Корректировка

I

11. Разработка региональных программ повышения конкурентоспособности АПК и критериев их эффективности

Г

Корректировка

I

^ . 12. Реализация региональных программ повышения конкурентоспособности АПК

I

13. Оперативный контроль реализации программ

I

14. Оценка эффективности реализации программ

I

15. Стратегический контроль

I

16. Оценка результативности стратегии повышения конкурентоспособности АПК региона

Рис. 1. Этапы разработки и реализации повышения конкурентоспособности АПК региона

От того, насколько верно будут установлены проблемные участки на текущий и прогнозный период, в значительной мере зависит правильность постановки стратегических целей.

При стабильном состоянии экономики отрасли и региона период проведения ретроспективного анализа может быть ограничен тремя годами, однако в современных условиях нестабильной внешней среды рекомендуется устанавливать срок ретроспективного анализа, равный сроку стратегического прогнозирования (периоду, на который создается стратегия развития). В то же время, в связи с ростом неопределенности внешнего окружения практически во всех отраслях экономики, рассматриваемый период не должен превышать пять-семь лет, поскольку в подобных условиях дальнейшее углубление анализа во времени не вызовет повышения точности прогнозирования.

Этап 2. Оценка конкурентоспособности АПК региона. Конкурентоспособность агропромышленного комплекса региона определяется на основе рейтинговых оценок уровня конкурентного потенциала отрасли региона и уровня благоприятности условий для его дальнейшего развития.

На настоящий момент наиболее сложным вопросом является оценка уровня конкурентоспособности, то есть выявление характера и количественная оценка конкурентного преимущества одного объекта по сравнению с другими. При этом возникает несколько проблем.

Во-первых, поскольку конкурентоспособность (способность получения и удержания конкурентного преимущества) проявляется только в сравнении с другими аналогичными объектами, то необходимо обеспечить корректный выбор базовых объектов для сравнения, которые должны обладать следующими параметрами: соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью; соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция; соизмеримостью фазы жизненного цикла [5, 6].

В рамках единой отрасли конкурентоспособность может быть определена через сравнение сводных показателей деятельности субъектов хозяйствования соответствующих отраслей по различным регионам.

Второй серьезной проблемой является выбор критериев продуктивности использования ресурсов [5,6]. В общем случае продуктивность предполагает наибольшую отдачу, приходящуюся на единицу совокупных ресурсов, которыми располагает хозяйствующий субъект. Если деятельность субъекта связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность может быть оценена показателем рентабельности производства. В противном случае возникают серьезные трудности при поиске критериев и их экспертной оценке.

В-третьих, сложность, а порой и полное отсутствие доступа к данным о деятельности конкурентов, создает проблему обеспечения организации стратегической информацией, необходимой для оценки конкурентного преимущества.

В-четвертых, необходимо на основе анализа сложившейся на рынке ситуации и с учетом специфики деятельности субъекта хозяйствования корректно выбрать (или разработать) методику оценки конкурентоспособности.

На сегодняшний день в управленческой практике используются два варианта целевого сравнения объектов (продукции, организаций, отраслей экономики регионов или стран) - рейтинговый и параметрический, - основанные на двух разных уровнях информационного обеспечения - публичной и управленческой информации.

Методы оценки конкурентоспособности, основанные на рейтинговом подходе, могут представлять один из самых действенных аналитических инструментов в ситуации, когда в достаточно сжатые сроки, на основе публичной информации провести сравнительный анализ отраслей экономики регионов или сегмента рынка в разрезе отдельных организаций.

Информационное обеспечение в данном случае может включать в себя:

❖ публичную информацию - финансовую отчетность организаций-объектов сравнения, сводные статистические данные о функционировании отраслей экономики регионов (источник - коммерческое бюро Госкомстата);

❖ сведения, полученные путем интервьюирования менеджеров организаций-объектов исследования;

❖ фрагментарную управленческую информацию в виде формализованных учетных таблиц, которые в форме запроса рассылаются на объекты сравнения от лица государственных учреждений или консалтинговых фирм.

Проведение любой рейтинговой оценки следует начинать с выбора показателей, включаемых в модель рейтинга и присвоения им весов, учитывающих относительную существенность того или иного показателя как фактора конкурентоспособности субъекта хозяйствования единичного (организация) и регионального (отрасль экономики) уровня.

Анализ теоретических источников позволил сделать вывод о том, что при прочих равных условиях на значение весовых коэффициентов, присваиваемых показателям, оказывают влияние следующие факторы:

❖ цель исследования. Как доказал еще И.Н. Ансофф, при отборе хозяйствующих субъектов на предмет краткосрочных кредитных вложений будут превалировать веса показателей, характеризующих темпы роста бизнеса [1]. Стратегического инвестора, напротив, больше интересует состояние производственного потенциала организации или отрасли экономики региона и рыночной эффективности;

❖ отраслевая принадлежность хозяйствующего субъекта, обусловливающая специфику финансового и инвестиционного циклов, структуру активов и пассивов.

❖ рыночная ситуация как результат влияния территориальных, политических, экономических, конъюнктурных и других факторов.

Рейтинг конкурентоспособности хозяйствующего субъекта любого уровня следует находить из расчета итоговой количественной оценки, которую в общем случае определяют по формуле (1):

РО, =Ё (± К,;3]),

] =1

где РО1 - итоговая количественная оценка конкурентоспособности 1-го субъекта хозяйствования по результатам рейтингового исследования;

8] - весовой коэффициент ]-го параметра, присвоенный ему при включении в модель рейтинговой оценки;

Кы- коэффициент, определяющий количественную оценку 1-го субъекта хозяйствования по >му параметру, включенному в модель составления рейтинга

В зависимости от характера влияния ]-го параметра на конкурентоспособность субъекта хозяйствования (прямая или обратная зависимость) выбирается знак «+» или «-», который присваивается коэффициенту Кы.

По результатам рейтинговых оценок составляют итоговые таблицы рейтинга, из которых пользователь может установить, какими факторами эффективности обусловлено место организации или отрасли экономики региона в рейтинге.

В ходе исследования были разработаны авторские методики оценки конкурентоспособности отраслей экономики региона и определения позиции отдельного субъекта единичного уровня хозяйствования в конкурентной среде, основанные на использовании рейтинговых оценок.

Будущий уровень конкурентоспособности АПК региона предлагается определять на основе рейтинговых оценок уровня конкурентного потенциала отрасли региона и уровня благоприятности условий для его дальнейшего развития по формуле (2):

КСотр — I РОотр V РОотр

_ ^ иКЛрегХГиУрег> ,

где РОКПрег - итоговая рейтинговая оценка конкурентного потенциала отрасли экономики региона

РОУр,р, - итоговая рейтинговая оценка благоприятности условий развития конкурентного потенциала отрасли экономики региона

Для определения множителей формулы (2) предлагается модель рейтинговой оценки (см. формулу (1)) представить в виде уравнения регрессии в стандартизованном масштабе, т.е. в виде суммы взвешенных относительных показателей, имеющих одинаковую размерность.

При составлении модели рейтинговой оценки конкурентоспособности АПК региона основным условием отбора используемых в ней показателей явилось отражение ими наиболее существенных аспектов конкурентоспособности, а также безусловная доступность исходных данных любому исследователю (т.е. информация не должна представлять коммерческую и государственную тайну). Для обеспечения полноты и комплексности оценки конку-

рентного потенциала АПК региона, а также благоприятности условий для его дальнейшего развития, при построении моделей предлагается использовать интегральные показатели, которые включают от одного до трех частных индикаторов. Рекомендуемый перечень показателей представлен в табл. 1.

Таблица 1

Показатели, характеризующие специфику региона при определении рейтинга _конкурентоспособности АПК_

Факторы конкурентоспособности Частные показатели, используемые в модели рейтинговой оценки

Уровень конкурентного потенциала АПК региона

1 Техническая и сырьевая база АПК региона Площади сельскохозяйственных угодий, тыс. га на 1 тыс. кв. км территории

Удельный вес пашни в площади сельхозугодий, коэффициент

Стоимость основных фондов на 1000 занятых в АПК, млн. руб.

Удельный вес остаточной стоимости основных фондов в их полной учетной стоимости, %

2 Трудовые ресурсы региона Среднегодовая численность занятых в АПК на 1000 жителей, человек

3 Производственный потенциал региона Объем продукции АПК на 1000 занятых в отрасли, млн. руб.

Индексы производства продукции АПК по физическим объемам

4 Инновационный потенциал региона Численность занятых в научных исследованиях и разработках на 1000 жителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число организаций, выполняющих исследования и разработки на 100 организаций АПК

Удельный вес исследователей с учеными степенями кандидата и доктора наук в общей численности исследователей

Внутренние затраты на исследования и разработки на 1 жителя, тыс, руб.

5 Инвестиционная привлекательность региона Удельный вес инвестиций в АПК региона в общем объеме инвестиций в АПК Российской Федерации

Удельный вес инвестиций в основной капитал АПК в общем объеме инвестиций региона

Иностранные инвестиции в экономику региона, тыс. долл. США

6 Инфраструктурные факторы Густота автомобильных дорог с твердым покрытием

Густота железных дорог общего пользования

7 Совокупный потребительский спрос Отношение среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума

Численность населения на единицу территории региона (плотность населения)

8 Уровень экономической эффективности производства Рентабельность основных фондов АПК

Рентабельность продаж

Удельный вес безубыточных организаций в общем числе организаций АПК

Благоприятность условий для развития конкурентного потенциала АПК региона

9 Политические условия (авторитетность местной власти) Удельный вес числе голосов, поданных на последних выборах за действующего губернатора в общей численности голосовавших

Процент явки избирателей (по результатам последних выборов губернаторов)

10 Тенденции экономического развития Внутренний региональный продукт, произведенный АПК на 1000 человек населения

1 1 Финансовые (налоговые) условия Доходы консолидированных бюджетов областей на 1000 человек населения

12 Социальные условия (уровень жизни населе- Удельный вес населения со среднедушевым доходом выше прожиточ -ного минимума для данного региона в общей численности населения

Факторы конкурентоспособности Частные показатели, используемые в модели рейтинговой оценки

ния) Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения

Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на 1 человека

13 Криминальные условия Число зарегистрированных преступлений на 10 000 человек населения

Удельный вес убийств и покушений на убийство в общем числе преступлений

14 Экологические условия Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящие от стационарных источников

15 Развитость основных институтов рыночной экономики Наличие на территории региона основных институтов рыночной экономики межрегионального значения (территориальных органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, окружных арбитражных судов и т.п.)

16 Программно-целевые факторы Объем финансирования АПК из бюджетов областей

Удельный вес расходов на целевое финансирование АПК региона в общих расходах консолидированного бюджета субъекта Федерации

На подготовительном этапе рейтингового исследования по каждому из частных показателей следует провести предварительную обработку массивов статистической информации. При анализе абсолютных величин в динамике целесообразно использовать публикуемые Госкомстатом индексы цен-дефляторов, что обеспечит корректность сделанных выводов.

Некоторые авторы рекомендуют на этапе предварительной обработки данных составлять балльную шкалу абсолютных значений показателей, включенных в модель рейтинговой оценки для приведения их к единой размерности [6]. Однако за подобными балльными оценками стоят качественные характеристики «хорошо», «удовлетворительно» и т.д., которые во многом являются условными. Поэтому, на наш взгляд, при анализе конкурентоспособности АПК регионов, а также отдельных организаций, принадлежащих одной отрасли, следует отказаться от балльного подхода. Вместо этого предлагается приведение всех соответствующих показателей к общему знаменателю, для чего рекомендуется выбрать регион (организацию) с наибольшими по модулю значениями оценочных показателей, принять их равными единице и найти построчно отношения показателей деятельности других регионов (фирм) к показателям данного региона. Полученные в результате расчетов коэффициенты (К ) и будут принимать участие при определении рейтинга.

Особое внимание рекомендуется обратить на динамику показателей, т.к. перспективы развития двух объектов с одинаковым уровнем того или иного показателя могут быть различными, если для одного из них этот уровень - результат положительной динамики, а для другого - отрицательной. Поэтому целесообразно при расчете рейтинговых оценок использовать поправочные коэффициенты. Из известных на сегодняшний день методик применения таких коэффициентов наиболее приемлемой в рыночных условиях представляется методика, описанная Щиборщем в работе «Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона». В таблице 2 приведены рекомендуемые коэффициенты корректировки показателей с учетом динамики их абсолютных значений.

Таблица 2

Коэффициенты корректировки показателей с учетом динамики их _абсолютных значений [6, С.101]_

Динамика абсолютных значений показателей Коэффициенты поправки на динамику, %

Крайне положительная +20

Положительная +10

Стабильная 0

Отрицательная -10

Крайне отрицательная -20

Подобную корректировку проводят следующим образом. Допустим, на момент исследования рентабельность продаж составляет 15%, при этом в течение последнего года данный показатель снизился с 20% до итоговой величины, т.е. на 40%. Динамика рентабельности может быть оценена как крайне отрицательная. С поправкой на динамику значение показателя, принимаемое для дальнейших расчетов будет 12% (0,15х(1-0,2) = 0,12).

Рекомендуемые процедуры предварительной обработки статистической информации в ходе определения рейтинга конкурентоспособности АПК региона представлены в таблице 3.

Таблица 3

Рекомендуемые процедуры обработки массивов статистической информации

при определении рейтинговой оценки

Шаг Входящая информация Процедура обработки Результат

1 Массив исходных Перевести значения показателей в со- Массив статистических дан-

статистических дан- поставимые цены базового периода (на- ных в сопоставимых ценах

ных в действующих пример, прошлого года) путем деления

ценах на индексы цен- дефляторов

2 Массив статистиче- Найти в каждом столбце значений наи- Массив коэффициентов от-

ских данных в сопос- большее по модулю (не равное 0) и оп- ношения

тавимых ценах ределить отношение всех значений ячеек столбца к выбранному значению

3 Массив статистиче- Определить относительный прирост зна- Массив темпов прироста

ских данных в сопос- чений показателей данного периода по значений показателей в со-

тавимых ценах сравнению с прошлым периодом поставимых ценах

4 Массив темпов при- Определить коэффициенты поправки на Массив коэффициентов по-

роста значений пока- динамику значений показателей по ме- правки на динамику

зателей в сопостави- тодике Шиборща (см. п. 1.2 ) с учетом

мых ценах возможного изменения математических знаков («+» на «-» и «-» на «+»)

5 Массивы коэффици- Попарно определить произведения соот- Массив коэффициентов для

ентов отношения и ветствующих коэффициентов отношения расчета рейтинга с учетом

коэффициентов по- и поправочных коэффициентов поправки на динамику зна-

правки на динамику чений показателей

Определение рейтинга конкурентоспособности АПК региона рекомендуется производить по следующему алгоритму;

1. Определение значений интегральных показателей как средней геометрической соответствующей группы частных относительных показателей по формуле (3):

к отр

реп

и

П к

]—1

отр рег1]

к

отр

где Крегу - относительные частные показатели (коэффициенты), характеризующие 1-й фактор конкурентоспособности АПК региона;

] - порядковый номер частных относительных показателей в группе показателей, характеризующих 1-й фактор конкурентоспособности АПК региона;

п - общее количество частных относительных показателей в соответствующей группе индикаторов.

2. Определение экспертным методом весовых коэффициентов р и т, характеризующих значимость факторов конкурентного потенциала АПК региона и благоприятности условий для его дальнейшего развития.

3. Определение рейтинговых оценок достигнутого уровня конкурентного потенциала АПК региона и благоприятности условий для его дальнейшего развития. При этом применительно к оценке уровня конкурентного потенциала АПК региона модель рейтинговых оценок примет вид формулы (4):

РО

КПрег

отр_

- К1КПрег*Р1+ К2КПрег*Р2+ К3КПрег*Рз+ К4КПрег*Р4+ К5КПрег*Р5+ К6КПрег*Рб+

К

7КПрег

Р7+ К

8КПрег;

■Р8, (4)

где

К1КПрег

Р1

К2КПрег, Р2-

К3КПрег, Р3-

К

ДКИре^ Р4"

К5КПрег, Р5-

К

соответственно коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра технической и сырьевой базы АПК региона;

коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра трудовых ресурсов региона;

коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра производственного потенциала региона коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра инновационного потенциала региона; коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра инвестиционной привлекательности региона; коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра уровня производственной инфраструктуры региона;

коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра совокупного потребительского спроса; коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра уровня экономической эффективности агропромышленного производства региона. Для определения рейтинговой оценки благоприятности условий развития конкурентного потенциала АПК региона рекомендуется использовать формулу (5):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОУреготр = К1Урег* т1+ К2Урег* т2+ К3Урег* т3+ К4Урег* т4+ К5Урег* т5+ К6Урег* т6+ К7Урег* т7+ К8Урег* т8;

6КПрег, Рб

К7КПрег, Р7-К8КПре^ Р8-

соответственно коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра политических условий; соответственно коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра тенденций экономического развития региона;

соответственно коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра финансовых условий; соответственно коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра социальных условий региона; соответственно коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра криминальных условий; соответственно коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра экологических условий; соответственно коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра развитости основных институтов рыночной экономики;

соответственно коэффициент количественной оценки и весовой коэффициент параметра программно-целевых факторов региона

Этап 3. Исследование влияния на конкурентоспособность АПК факторов макросреды необходимо проводить по следующим основным направлениям:

❖ нормативно-правовая сфера (нормативно-правовые документы Президента и Правительства Российской Федерации; концепции, программы, особенно в отношении рассматриваемого региона; налоговое, банковское, валютное, таможенное, бюджетное законодательство);

❖ экономическая сфера (экономическая и агропромышленная политика государства, прогнозы развития экономики страны, отдельных отраслей, регионов; федеральные программы; тенденции изменения основных макроэкономических индикаторов);

❖ научно-техническая сфера (состояние и тенденции научно-технического развития; динамика обновления продукции, техники, технологий;

❖ развитие инновационных процессов в АПК);

❖ социальная сфера (темпы прироста, возрастная структура, образовательный уровень населения; особенности культурного уклада общества; нравственные и религиозные нормы);

❖ государственно-политическая сфера (цели и задачи функционирующего правительства; деятельность государственных учреждений, влиятельных групп общественности, оказывающих влияние на региональное развитие).

Этап 4. Установление приоритетов развития АПК региона осуществляется путем разработки оптимальной структуры агропромышленного произ-

где

К1Уре^ -К2Уре^ -

К3Уре^ Т3 -К^Уре^ ^4 -К5Уре^ ^5 -К6Уре^ ^6 -К7Уре^ -

К8Урег, -

водства и поиска перспективных направлений развития отрасли на основе обобщения результатов ретроспективного анализа тенденций развития отраслей АПК региона с учетом текущего состояния их конкурентоспособности и благоприятности условий для ее дальнейшего повышения.

Структура агропромышленного производства конкретного региона должна быть построена таким образом, чтобы между ее элементами существовали устойчивые связи. Кроме того, желательно установление таких связей с другими наиболее эффективными отраслями экономики региона (строительством, транспортом, передовыми отраслями промышленности -машиностроением, электроэнергетикой, промышленностью строительных материалов и т.п.), что даст возможность передачи потенциала развития от конкурентоспособных отраслей тем, которые еще не достигли такого уровня.

Рекомендуется сочетание следующих методов поиска точек роста, выработанных экономической практикой:

❖ по динамике объема продукции за последние пять лет;

❖ по удельному весу отрасли в общем объеме продукции АПК, произведенной за пять лет;

❖ по доле убыточных организаций;

❖ по уровню доходности.

Итогом должно стать определение вариантов альтернативных направлений работы по повышению конкурентоспособности АПК региона.

Исходя из структуры АПК региона, а также выявленных точек роста, устанавливаются приоритеты развития по следующим направлениям:

❖ экономически эффективные направления развития АПК;

❖ стратегически важные направления развития, требующие больших инвестиций, с длительными сроками окупаемости и большими рисками;

❖ низкорентабельные или нерентабельные направления, но имеющие социальный, экологический или другой эффект.

Этап 5. Формирование стратегических целей развития АПК региона должно исходить, прежде всего, из системы целей стратегии социально-экономического развития региона и аграрной политики государства. Стратегические цели развития региона представляют собой описанные в формализованном виде желаемые результаты его функционирования, а также параметры стратегической социально-экономической позиции в государстве, задающие направление действиям по развитию АПК региона и позволяющие оценивать их результативность.

Этап 6. Разработка и анализ стратегических альтернатив предполагает поиск различных вариантов достижения поставленных целей развития АПК региона и оценка этих вариантов с позиций текущего конкурентного потенциала, благоприятности условий региона для его дальнейшего развития, а также влияния факторов макросреды. Варианты развития следует рассматривать в разрезе отдельных отраслей АПК по различным объектам (организациям, управляющим компаниям). За счет выбора отраслей с различными стадиями жизненного цикла и различными во времени колебаниями спроса на

продукцию возможна оптимизация стратегии развития АПК региона по различным критическим параметрам.

Этап 7. Разработка критериев оптимизации.

Рекомендуется использовать следующие приоритеты выбора оптимальной стратегии из ряда альтернативных:

❖ согласованность целей, направлений и этапов стратегии повышения конкурентоспособности АПК с целями, направлениями и этапами общей стратегии развития региона и отрасли на общефедеральном уровне;

❖ внутренняя сбалансированность стратегии повышения конкурентоспособности АПК;

❖ соответствие выбранной стратегии факторам макроокружения;

❖ соответствие выбранной стратегии достигнутому уровню конкурентного потенциала АПК региона и существующим условиям для его дальнейшего развития;

❖ реализуемость стратегии с учетом имеющихся ресурсов и возможностей их дополнительного привлечения;

❖ приемлемость уровня риска и возможные финансовые последствия;

❖ экономическая эффективность и социальные результаты реализации стратегии повышения конкурентоспособности АПК.

Этап 8. Выбор оптимальной стратегии повышения конкурентоспособности АПК региона предполагает поиск наиболее эффективных путей достижения стратегических целей: повышения конкурентного статуса АПК, улучшения финансового состояния единичных субъектов хозяйствования, уменьшения степени дотационности бюджета субъекта федерации, роста реальных доходов населения. Выбор осуществляется в двух аспектах: установление стратегических объектов и разработка стратегии формирования ресурсов.

8.1. Определение стратегических объектов. Рекомендуется выбирать высокоэффективные коммерческие проекты, направленные на создание новых и развитие действующих организаций АПК для освоения выпуска конкурентоспособной продукции, производство и реализация которой будет способствовать повышению конкурентного потенциала отрасли, а также косвенно воздействовать на повышение уровня благоприятности условий региона для дальнейшего развития потенциала АПК.

8.2. Решение вопроса ресурсного обеспечения реализации стратегии. В процессе разработки стратегии прогнозируется объем необходимых ресурсов, дифференцируется потребность в ресурсах по отдельным этапам стратегического периода и объектам реализации стратегии, оптимизируется структура источников их формирования с учетом наличия собственных региональных источников, а также возможностей привлечения ресурсов извне.

Этап 9. Формирование государственной политики в сфере повышения конкурентоспособности АПК осуществляется на основе текущей политики органов государственной власти региона и представляет собой комплекс принципов, методов и мероприятий органов власти по регулированию про-

цессов, направленных на повышение конкурентного потенциала АПК региона и улучшение условий для его дальнейшего развития. Формирование региональной политики является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей региона.

Прежде всего, в рамках политики развития АПК следует рассматривать совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, формирование структурных механизмов трансформации экономики региона, функционирование которых даст устойчивый результат.

На данном этапе необходимо уделить особое внимание решению следующих задач:

❖ проведение мониторинга конкурентного потенциала АПК региона и условий для его дальнейшего развития;

❖ проведение мониторинга инвестиционной деятельности в агропромышленных организациях и управляющих компаниях региона; систематизация информации об инвесторах и о соискателях инвестиций;

❖ создание эффективных механизмов мобилизации и концентрации финансовых ресурсов для реализации программ повышения конкурентоспособности АПК региона;

❖ содействие привлечению частных отечественных и зарубежных инвестиций в АПК региона;

❖ систематизация данных о научно-технических разработках, предлагаемых к внедрению в организациях АПК региона, финансовая поддержка на конкурсной основе наиболее перспективных разработок, способствующих повышению конкурентоспособности продукции, снижению производственных затрат, получению экологического эффекта; обеспечение их апробации и внедрения;

❖ обеспечение участие региона в федеральных целевых программах по реализации аграрной политики государства;

❖ разработка региональных нормативно-правовых и законодательных актов, регулирующих различные стороны деятельности организаций АПК и направленных на стимулирование их деятельности (прежде всего, в сфере инвестиционной, налоговой, таможенной политики);

❖ формирование благоприятного имиджа АПК региона.

Этап 10. Разработка механизма реализации стратегии повышения конкурентоспособности АПК региона предполагает определение ресурсных источников, форм и методов их мобилизации и размещения, инструментов и рычагов воздействия на процессы, направленные на выполнение поставленных задач повышения конкурентоспособности АПК региона в интересах достижения поставленных целей. Механизм реализации стратегии должен включать экономические, административные и социально-психологические методы управления, а также систему обеспечения действия этих методов: формирование новых организационных структур, внедрение новых принципов управленческой культуры, создание системы стратегического контрол-

линга и т.п.. Следует выделять следующие блоки механизма реализации стратегии развития АПК региона: нормативно-правовой, институциональный, бюджетный, финансовый, ресурсный, кадровый, информационный, инновационный.

Этап 11. Разработка региональных программ повышения конкурентоспособности АПК и критериев их эффективности предполагает конкретизацию стратегии в форме тактического управления путем формирования программ и портфеля проектов. Программы должны включать конкретные мероприятия по достижению целей стратегии развития АПК.

Анализ теоретических источников, программ развития отдельных отраслей АПК регионов России позволили предложить следующую структуру программы развития АПК региона: паспорт программы; основание для разработки программы1; содержание проблемы и обоснование необходимости разработки программы; основные цели и задачи программы, сроки ее реализации; участники программы2; система программных мероприятий по повышению конкурентного потенциала АПК и улучшению условий для его даль-

4

нейшего развития ; механизм реализации программы; организация управления и контроль реализации программы; ресурсное обеспечение программы (источники, формы и методы привлечения средств); социально-экономическая эффективность реализации программы; приложения с информационными, аналитическими и справочными материалами.

Этап 12. Реализация региональных программ повышения конкурентоспособности АПК предполагает решение следующих задач: непосредственное осуществление мероприятий программ в соответствии с календарными графиками; финансовое управление и организационное обеспечение процесса реализации программ; подготовка проекта программ на следующий период.

Этап 13. Оперативный контроль реализации программ включает контроль и анализ результатов выполнения программ и оперативное внесение корректирующих изменений по ходу реализации мероприятий программ.

Этап 14. Оценка эффективности реализации программ осуществляется по системе экономических и социальных критериев, характеризующих полученные результаты: степень достижения целей программы; эффективность программы (бюджетный, коммерческий, социальный эффект) и промежуточные результаты (увеличение объема выпуска продукции, увеличение прибыли, создание рабочих мест и т.п.); ресурсные затраты.

1 перечень нормативных документов, послуживших отправной точкой для создания программы; нормативно-правовое обеспечение программы; наименование заказчика программы

2 потенциальные реципиенты, прошедшие аудит, располагающие гарантиями или залоговыми активами и инвестиционными проектами, прошедшими экспертизу; специализированные организации, банки, инвестиционные фонды, консалтинговые компании, органы государственного управления региона, участвующие в реализации программы

3 перечень и план реализации проектов развития организаций АПК, производственной инфраструктуры, подготовки кадров, инновационного обеспечения агропромышленного производства

4 план подготовки законодательных, нормативных и методических документов, разработка системы гарантий инвесторам

Этап 15. Стратегический контроль предполагает оценку степени достижения поставленных стратегических целей и выработку корректирующих мер по ходу реализации стратегии.

Этап 16. Оценка результативности стратегии повышения конкурентоспособности АПК региона осуществляется на основе оценок эффективности программ и позволяет определить общую экономическую эффективность и социальные результаты стратегии на основании сравнительного анализа планируемых и достигнутых целевых нормативов развития АПК региона.

Эффективное функционирование предложенного механизма повышения конкурентоспособности АПК региона предполагаем не только воздействие на элементы макроокружения и мезосреды, но и активные целенаправленные организационно-экономические преобразования во внутренней среде единичных субъектов хозяйствования АПК.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989.- 518с.

2. Беспахотный, Г.В. Государственная поддержка сельского хозяйства: (анализ действующей системы и обоснование ее изменений) / Г.В.Беспахотный, Н.Г. Барышников, Л. А. Кошолкина. - М.: РСХН ВНИЭТУСХ, 2006. - 177 с.

3. Дохолян С.В., Эмиргамзаев Д.Г. Современные зарубежные концепции управления аграрным производством // Научно-практическая конференция посвященная 80-летию со дня рождения Ш.И.Шихсаидов «Основные проблемы, тенденции и перспективы устойчивого развития сельского хозяйства Дагестана». -Махачкала: ГНУ Дагестанский НИИСХ, 2011. -255с.

4. Светлаков А.Г. Стратегия стабилизации социально-экономического развития АПК в условиях экономической безопасности индустриального региона. -Пермь: изд-во Пермской ГСХА, 2006. - 196 с.

5. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Под ред. А.П. Градова.- СПб.: Изд.-во СПб. Гос. унив.-та, 1996

6. Экономическая стратегия фирмы / Пер. с англ. Под ред. А.П.Градова.-СПб.: Изд.-во СпбГУ, 1995.-417 с.

7. Эмиргамзаев Д.Г. Основные направления и принципы современной конкурентной стратегии организации АПК // Вестник молодых ученых Дагестана: Ежеквартальный научно-практический журнал. - №3. - 2006.

8. Эмиргамзаев Д.Г. Особенности рациональной организации АПК сельского административного района // Вопросы структуризации экономики. -2009. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.