Научная статья на тему 'Конкурентоспособность регионального АПК на основе создания стратегических альянсов'

Конкурентоспособность регионального АПК на основе создания стратегических альянсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АПК РЕГИОНА / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анохина M. Е., Середина Н. С.

Обоснована сущность конкурентоспособности регионального агропромышленного окомплекса (АПК) как многофакторного и комплексного явления и на этой основе предложена методика оценки уровня конкурентоспособности АПК региона. С позиции системного подхода раскрыта авторская концепция повышения с использованием теории стратегических альянсов. Разработан механизм создания агропромышленного стратегического альянса и на базе методологии управления конкурентоспособностью, высказаны другие предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность регионального АПК на основе создания стратегических альянсов»

РАЗВИТИЕ АПК

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХАЛЬЯНСОВ

М. Е. АНОХИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

Н. С. СЕРЕДИНА, аспирант E-mail: [email protected] Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве

Обоснована сущность конкурентоспособности регионального агропромышленного комплекса (АПК) как многофакторного и комплексного явления и на этой основе предложена методика оценки уровня конкурентоспособности АПК региона. С позиции системного подхода раскрыта авторская концепция повышения конкурентоспособности с использованием теории стратегических альянсов. Разработан механизм создания агропромышленного стратегического альянса и на базе методологии управления конкурентоспособностью, высказаны другие предложения.

Ключевые слова: конкурентоспособность АПК региона, факторы и условия, агропромышленный стратегический альянс.

Отечественный агропромышленный комплекс (АПК) занимает важное место в сфере экономических интересов Российской Федерации как один из базовых секторов национальной экономики, способный обеспечить основные внутренние потребности населения и промышленности, решение социальных проблем и в перспективе сформировать агроэкспортный потенциал России.

Инерционная модель развития сельского хозяйства, реализуемая в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг., не позволяет активизировать факторы экономического роста АПК. Это в итоге обусловливает нестабильную экономическую динамику в сфере агропромышленного производства и низкий уровень ее конкурентоспособности (табл. 1).

К основным причинам такой ситуации следует отнести:

• отсутствие системного подхода к решению проблемы обеспечения интенсивного роста АПК;

• недооценку единства базисных воспроизводственных условий экономического роста аграрной сферы в условиях глобализации экономики и перехода к новым технологическим укладам;

• недостаточную преемственность принимаемых мер по обеспечению развития сельского хозяйства на различных организационных уровнях агропромышленного комплекса.

Таблица 1

Производство важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия на душу населения в 2008 г., кг

Продукция Россия Беларусь Казахстан Германия Франция США Китай

Масло животное 1,9 10,2 1,1 5,4 6,7 2,3 0,1

Зерно 762 931 994 518 966 1 380 352

Картофель 203 904 31 141 102 59 54

Скот и птица на убой в убойной массе 44 87 56 85 82 138 68

Молоко 228 643 332 340 398 279 28

Яйца, шт. 268 342 191 148 207 298 390

Конкурентен асобностъ ЛИК рп ио1и

Рис. 1. Структурная модель конкурентоспособности регионального АПК

Экономический рост АПК в современных условиях возможен только на основе повышения уровня его конкурентоспособности.

Процессы регионализации, характерные для современной экономической ситуации, актуализируют данную проблему на уровне регионов, решение которой позволит обеспечить на основе создания конкурентных преимуществ положительную социально-экономическую региональную динамику.

Конкурентоспособность регионального АПК с учетом специфики аграрного сектора и его социальной значимости определяется степенью производительности использования региональных ресурсов при производстве агропромышленной продукции по сравнению с другими регионами, а также долей ее основных видов надушу населения.

Такое определение сущности конкурентоспособности регионального АПК обусловливает сложную структуру содержания этого явления (рис. 1).

Конкурентоспособность регионального АПК в первую очередь определяется объемами, состояни-

ем и характером использования природных и человеческих ресурсов, капитала и инфраструктуры. Но обеспечение конкурентоспособности только за счет факторов производства ограничено, а значит, необходимо создание дополнительных источников для эффективного и рационального их использования, которые выступают в роли детерминант факторов производства. Применительно к региональному уровню АПК с учетом современной экономической ситуации следует выделить следующие детерминанты факторов производства, обеспечивающие конкурентоспособность агропромышленного производства: инвестиции; инновации; развитие сопряженных и поддерживающих отраслей; адекватная аграрная политика. В свою очередь сами по себе детерминанты могут обеспечивать различный уровень конкурентоспособности регионального АПК в зависимости от созданных в регионе условий, содержание которых позволяет определить их как экономические, организационные, политические, правовые, социальные и культурные.

Соответственно конкурентоспособность регионального АПК следует рассматривать на трех основных уровнях:

• на основе факторов агропромышленного производства;

• на основе детерминант факторов агропромышленного производства;

• на основе условий, обеспечивающих действие детерминант.

Практический аспект использования разработанной модели конкурентоспособности регионального АПК заключается в обеспечении сбалансированности действий по созданию конкурентных преимуществ региона на уровне объемов и качества факторов производства, возможностей использовать детерминанты факторов производства и способности формировать условия для действия детерминант.

С использованием комплексного подхода и с учетом многофакторного характера влияния уровня конкурентоспособности на социально-экономические процессы в регионе разработана методика оценки конкурентоспособности регионального АПК. Реализация такого подхода включает в себя анализ статистических данных с тем, чтобы учесть все аспекты, связанные с функционированием аграрного сектора и его влиянием на региональную динамику.

На взгляд авторов, такой набор показателей достаточен для формирования надежной оценки устойчивости развития и конкурентоспособности регионального АПК и определения уровня сбалансированности действий по созданию конкурентных преимуществ агропромышленного производства в регионе.

Расчет комплексного показателя конкурентоспособности регионального АПК производится по формуле:

1=1 II I 1ТЛТ 1111111 100%,

к пп р рп кач оф Ф пер иа гп ир эп пр сц ок '

где /пп — индекс производства сельскохозяйственной продукции рассчитывается как отношение объема производства сельскохозяйственной продукции в регионе к объему производства сельскохозяйственной продукции в среднем по группе регионов;

/ — индекс роли сельского хозяйства, рассчитываемый по формуле / = Хврп Хпп (здесь ^врп _ коэффициент ВРП — валового регионального продукта, характеризующий долю сельского хозяйства в ВРП); Кпп — коэффициент промежуточного потребления, характеризующий долю промежуточного потребления в сельском хозяйстве в общем объеме промежуточного потребления по региону; /п — индекс роста аграрного сектора определяется как средневзвешенное значение темпов роста производства продукции сельского хозяйства в данном регионе; / — индекс качества продукции сельского хозяйства рассчитывается как отношение индекса качества сельскохозяйственной продукции региона к среднему индексу качества сельскохозяйственной продукции по группе регионов;

/ — индекс обновления основных фондов рассчитывается как отношение введенных в действие основных фондов в сельском хозяйстве к наличию основных фондов; 1ф — индекс финансового состояния сельскохозяйственных предприятий региона опре-

деляется как отношение числа прибыльных сельскохозяйственных организаций к общему количеству сельскохозяйственных предприятий данного региона;

/пер — индекс развития перерабатывающей промышленности позволяет судить о доле перерабатывающих предприятий, приходящихся на 10тыс. чел. населения региона; / — индекс инвестиционной активности определяется как отношение объема инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий к объему инвестиций в основной капитал всех отраслей региона; /гп — индекс государственной поддержки определяется как доля региональных бюджетных средств, выделенных на цели развития сельского хозяйства, в общем объеме расходной части регионального бюджета; / — индекс инновационного развития определяется как отношение доли инновационно-активных предприятий АПК к доле инновационно-активных предприятий АПК в среднем по группе регионов;

/эп — индекс экспорта агропромышленной продукции показывает долю объема экспортируемой агропромышленной продукции в общем объеме произведенной в регионе; / — индекс относительной привлекательности отрасли рассчитывается как разница между коэффициентами окупаемости затрат в среднем по отраслям экономики и окупаемости затрат в сельском хозяйстве (увеличенная на 1 единицу) по формуле:

I =\+(К-К),

пр х э о7'

где Кэ — коэффициент окупаемости затрат в среднем по отраслям экономики; Ко — коэффициент окупаемости затрат в сельском хозяйстве;

Т" — индекс социальной ответственности рассчитывается по следующей формуле: / = 1 — Хврп Къ (здесь Хврп — коэффициент валового регионального продукта, характеризующий долю сельского хозяйства в валовом региональном продукте; Кз — коэффициент занятых в сельском хозяйстве);

/ок — индекс обеспеченностями кадрами руководителей и специалистов на сельскохозяйственных предприятиях рассчитывается как отношение фактического наличия руководителей и специалистов на сельскохозяйственных предприятиях к требуемому.

Оценка уровня конкурентоспособности АПК региона -/

Л л Л

Индикативный блок Индикативный блок Индикативный блок

оценки факторов оценки детерминант оценки условии,

агропромышленного факторов обеспечивающих

производства агропромышленного действие детерминант

производства

и и

Расчет индексов: Расчет индексов: Расчет индексов:

/пп 1пер 1эп

/р 1иа 1пр

/рп 1т 1СЦ

1кач 1ир 1ок

/оф

и и и

Выбор действий по созданию конкурентных преимуществ регионального АПК в зависимости от региональных условий

Рис. 2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности регионального АПКдля создания конкурентных преимуществ

Таким образом, информационная база исследования включает 14 индексов ранжирования, описывающих основные факторы функционирования АПК, которые сгруппированы в соответствии с разработанной моделью конкурентоспособности регионального АПК в три индикативных блока (рис. 2).

Сравнительная оценка конкурентоспособности регионального АПК должна проводиться не только по уровню /к, отражающему общее состояние конкурентоспособности, но и по каждому индикативному блоку с целью выбора направлений действий для создания конкурентных преимуществ в соответствии с региональными условиями.

Как показали проведенные исследования, ограниченность ресурсов, приоритетность инновационного развития отраслей, необходимость обеспечения продовольственной безопасности на основе максимального использования потенциала региона обусловливают доминирующее значение агропромышленного производства. При этом важно учитывать, что конкурентоспособность условий определяется масштабностью и комплексностью охвата детерминант. Применительно к современным проблемам АПК создаваемые условия должны обеспечивать не просто рост инвестиций в аграрную сферу, а инновационную их «наполняемость» с учетом развития всей цепочки создания ценности при соответствующей системе государственного регулирования экономичес-

ких процессов. В наибольшей степени учет данных факторов обеспечивается использованием теории стратегических альянсов в формировании аграрной региональной политики.

Агропромышленный стратегический альянс — это долгосрочное соглашение о сотрудничестве независимых субъектов хозяйствования в сфере агропромышленного производства, относящихся к общей цепочке добавленной стоимости и устанавливающих взаимоотношения с целью обеспечения синергии конкурентных преимуществ в виде дополнительной ценности для потребителя аграрной продукции.

Разработанная модель повышения конкурентоспособности регионального АПК на основе создания агропромышленных стратегических альянсов носит системный характер, учитывает особенности аграрного производства и базируется науровневом подходе к формированию конкурентных преимуществ агропромышленного производства (рис. 3).

На «входе» системы представлены объективные возможности региона, определяемые его ресурсным потенциалом и количественно-качественным уровнем детерминант факторов агропромышленного производства. Процесс создания конкурентных преимуществ (процесс преобразования «входов») с учетом специфики аграрного производства основан на использовании агропромышленных стратегических альянсов, обеспечивающих на комплексной основе формирование условий для повышения конкурентоспособности регионального АПК. Методологической основой этого процесса является теория управления бизнес-процессами, позволяющая обеспечить оптимальность и рациональность цепочки создания ценности для потребителя агропромышленной продукции, нивелируя отраслевые различия и выравнивая возможности участников интегрированного формирования.

Низкий уровень отраслевой привлекательности аграрного производства обусловливает необходимость формирования комплекса мотивирующих условий для участников ключевого сектора агропромышленного стратегического альянса. Этот комплекс должен определяться органами

Ресурсный потенциал

Производственный потенциал

Базовые преимущества региона

Инвестиционный потенциал

Инновационный потенциал

Предпринимательская активность

Методология управления бизнес-процессами в АПК

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ (АСА)

И

Система государственного управления АПК региона

Конкурентные преимущества на уровне факторов производства:

-повышение производительности труда;

-увеличение объема производства продовольствия; -снижение издержек; -повышение качества продукции; -улучшение использования природных ресурсов; -усиление мотивации; -развитие человеческого капитала

Конкурентные преимущества на уровне детерминант факторов производства:

-развитие взаимосвязанных и сопряженных отраслей; -увеличение инвестиционных потоков;

-активизация инноваций; -трансферт опыта; -повышение качества спроса; -увеличение экспорта продукции

Конкурентные преимущества на уровне условий:

-увеличение налогооблагаемой базы;

-повышение уровня занятости населения;

-развитие сельских территорий; -повышение продовольственной безопасности;

-индустриализация сельского хозяйства

Система косвенного участия региональных органов власти

Стимулирование создания АСА

Поддержка АСА

Мониторинг деятельности АСА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственно-частные партнерства (ГЧП)

...............................тт................................

Конкурентоспособность регионального АПК

Рис. 3. Модель повышения конкурентоспособности регионального АПК на основе создания агропромышленных стратегических альянсов (АСА)

региональной власти в зависимости от характера их участия в процессе создания и функционирования интегрированных структур. Предлагается два варианта участия органов государственной власти в реализации модели повышения конкурентоспособности АПК региона на основе создания агропромышленных стратегических альянсов.

Первый вариант основан на системе государственного регулирования процессов интеграции в регионе и включает в себя три направления действий региональных органов власти: стимулирование создания стратегических альянсов, обеспечение их поддержки и мониторинг их деятельности.

Второй вариант представляет собой государственно-частное партнерство (ГЧП) как институциональный и организационный альянс между органами регионального управления и агробизнесом, основанный на совместном финансировании проектов.

На «выходе» предлагаемая модель ориентирована на формирование конкурентных преимуществ регионального АПК на уровне условий действия детерминант факторов агропромышленного производства, которые в свою очередь позволяют максимально использовать агропроизводственный потенциал региона, обеспечивая его расширенное воспроизводство.

В рамках проведенного исследования разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий использование теории альянса как инструмента повышения конкурентоспособности агропромышленного производства Брянской области.

Алгоритм действий по повышению конкурентоспособности регионального АПК учитывает потенциальные возможности региона создавать конкурентные преимущества в агропромышленной сфере на уровне условий действия детерминант факторов производства (рис. 4).

Для обоснования аграрной сферы как области формирования конкурентных преимуществ региона была проведена оценка конкурентоспособности регионального АПК с использованием предложенной методики.

Исследование по оценке уровня конкурентоспособности регионального АПК проводилось по группе регионов Центрального федерального округа (ЦФО), которые были выбраны по принципу территориальной близости к Брянской области. Согласно проведенным расчетам (табл. 2), по данному показателю Брянская область занимает 5-е место среди группы регионов ЦФО. Это свидетельствует о том, что агропромышленная сфера Брянской области потенциально способна обеспечить повышение конкурентоспособности региона.

Оценка конкурентоспособности регионального АПК и его роли в формирования региональной политики усиления конкурентных позиций

Определение с использованием матричного анализа отраслевых сфер АПК для формирования потенциальных стратегических альянсов

Оценка сырьевой зоны стратегических альянсов с позиции реального и потенциального уровней развития аграрного производства

Выбор специализации стратегического альянса

Определение участников ключевого сектора стратегического альянса

Обоснование сырьевого сектора стратегического альянса с учетом выбранного направления специализации

Корректировка состава участников стратегического альянса по базовому критерию вхождения в него

Формирование модели агропромышленного альянса и разработка механизма его функционирования

Рис. 4. Механизм создания стратегического альянса в АПК региона

Предварительная оценка условий повышения конкурентоспособности АПК Брянской области на основе развития интеграционных процессов позволила установить, что в регионе имеющийся производственный потенциал и уровень детерминант

факторов производства в различной степени способствуют созданию агропромышленных стратегических альянсов по различным отраслевым направлениям (табл. 3).

Для выбора отраслевых сфер АПК, потенциально способных реализовать имеющиеся возможности для создания агропромышленных стратегических альянсов, была разработана матрица на основе сочетания двух комплексных факторов: привлекательность бизнес-климата стратегического альянса и стратегический потенциал взаимодействия контрагентов. Первый фактор определяет внешние региональные условия для создания и развития в долгосрочной перспективе агропромышленного стратегического альянса. На основе второго фактора оцениваются внутренние возможности участников альянса за счет умения создавать конкурентные преимущества.

Проведенный матричный анализ (рис. 5) позволил определить в качестве приоритетных отраслевых сфер для создания стратегического альянса производства мяса, молока и картофеля.

Стратегические альянсы как основа аграрной политики региона должны быть ориентированы на первоочередное развитие аграрного производства в области. На основе разработанной стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. были выделены типы районов по уровню реального и потенциального развития аграрного производства.

В результате были определены 7 районов Брянской области, в которых аграрное производство характеризуется высоким уровнем развития. Далее

Таблица 2

Индекс конкурентоспособности АПК группы регионов Центрального федерального округа России

Область Индекс конкурентоспособности факторов агропромышленного Индекс конкурентоспособности детерминант факторов агропромыш- Индекс конкурентоспособности условий действия детерминант факторов агропромыш- Индекс конкурентоспособности Место

производства ленного производства ленного производства

Брянская 0,25 0,66 0,32 5,28 4

Владимирская 0,18 0,40 0,38 2,70 5

Калужская 0,15 0,80 0,20 2,49 6

Курская 0,43 1,01 0,37 15,97 1

Липецкая 0,17 2,78 0,28 12,84 2

Орловская 0,37 0,98 0,32 11,69 3

Рязанская 0,19 0,37 0,34 2,34 7

Смоленская 0,13 0,43 0,31 1,66 7

Тверская 0,04 0,21 0,28 0,25 10

Тульская 0,09 0,46 0,27 1,08 9

Ярославская 0,02 0,33 0,28 0,21 11

Таблица 3

Потенциальные сферы создания стратегических альянсов в АПК Брянской области

Сфера деятельности Значение для региона Тенденция развития Экспортная активность Уровень развития вспомогательных и обслуживающих производств

Производство мяса Важная отрасль специализации Динамичное развитие Средняя Высокий (комплексная переработка)

Производство молока Важная отрасль специализации Спад производства сырьевого молока, увеличение объемов переработки Низкая Высокий (комплексная переработка)

Производство овощей Дополнительная отрасль специализации Незначительное сокращение объемов производства Средняя Средний (отсутствует надежная система хранения, велика доля потерь)

Производство картофеля Основная отрасль специализации Очень динамичное развитие Высокая Высокий (наличие поставщиков семян, комплексная переработка)

Производство яиц Лидер межрегионального масштаба Существенное сокращение производства Средняя Высокий

Производство кондитерских изделий Лидер российского масштаба Рост производства Высокая Высокий (развитая транспортная инфраструктура)

Производство спиртных напитков Дополнительная отрасль специализации Динамичное развитие Средняя Ограниченное использование местной сырьевой базы

Производство льна Дополнительная отрасль специализации Снижение валовых сборов Низкая Средний

Производство макарон и круп Дополнительная отрасль специализации Сокращение объемов производства Низкая Средний

в соответствии с результатами матричного анализа по каждому из этих районов были определены перерабатывающие предприятия, способные стать участниками стратегического альянса (рис. 6).

Специализация альянса и состав его ключевого сектора определялись с учетом следующих критериев:

• территориальная близость:

• технологическая взаимосвязанность:

• способность и желание взаимодействовать;

• возможность получения синергического эффекта;

• доля производства продукции в регионе в общем объеме производства данной продукции по исследуемой группе регионов;

• потребительский спрос;

• возможность производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

9

ш

Очень высокая

Высокая

Средняя

Незначительная

Низкая

Слабый Прочный Малозаметный Заметный Сильный

Стратегический потенциал взаимодействия контрагентов

Рис. 5. Матрица «бизнес-климат альянса/потенциал взаимодействия контрагентов» Брянской области по основным производствам сельскохозяйственной продукции, производящих: 1 — молоко; 2 — мясо; 3 — овощи; 4 — картофель; 5 — птицу; 6 — спирт; 7 — лен; 8 — кондитерские изделия

Примечание: Размер ядра пропорционален общему объему производства продукции по группе исследуемых регионов, а сектор внутри круга — доля объема производства продукции в Брянской области.

Дуиропсьнн

.укоескии

Брянский

м гон чем

КарачерекиП

Сурйщвски!

Нпшлшскнй

Упечскнм

Клнкцоясккн

Тру11чин1 кн й|

Ссшкий

О 1К** тммп №

I -Т! С г'Ту Н

ГП ЯЧ" «С1М «((в*™^ нити

Рис. 6. Распределение районов Брянской области по условиям создания агропромышленных стратегических альянсов

1Ч»чл«ет№ и 1чр?рИчт1л ннни

ш.| и |ц исрчрЬпал ирпн|кл|

и рил I шм| I ¡фстЛч! I и мвип

С учетом данных критериев в качестве приоритетной сферы был определен картофелеперераба-тывающий подкомплекс.

Брянская область является не только крупнейшим производителем картофеля в России, но и обладательницей крупных производственных мощностей по всем направлениям его переработки:

• производство крахмала (Климовский, Красногорский, Мглинский, Почепский крахмальные заводы);

• производство спирта (ОАО «Брянскспирт-пром» и его филиалы: Юрасовский, Житнян-ский, Локотской, Творишинский, Гулевский, Жирятинский спиртзаводы);

• производство сухих хлопьев (ОАО «Погарская картофельная фабрика»);

• сушка и консервирование овощей (Навлинский, Севский, Стародубский, Трубчевский, Погар-ский и Унечский овощесушильные заводы).

С целью непосредственной организации стратегического альянса необходимо определить предпри-

ятия ключевого сектораи поставщиков сырья, выявить деловыхпартнеров в сфере обеспечения деятельности, идентифицировать региональные возможности стратегического развития интегрированной структуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с разработанной концепцией формирования агропромышленного альянса было определено два перерабатывающих предприятия, способных стать ядром альянса и выполнять в нем системообразующие функции: ООО «Климовский картофель» и ОАО «Погарская картофельная фабрика».

Модель картофелеперерабатывающего стратегического альянса основана на методологии управления бизнес-процессами (рис. 7).

Основным бизнес-процессом в созданной интегрированной структуре является производство и реализация продукции переработки картофеля. Поэтому картофелеперерабатывающий стратегический альянс включает в себя ключевой сектор, сектор производства сырья и сектор продвижения картофелепродуктов, что позволяет выстроить

Финансовое обеспечение:

Россельхозбанк, ООО «Агроснаб»,

ООО «Новая лизинговая компания«

Информационное обеспечение:

Брянская торгово-промышленная палата,

консалтинговые агентства, средства массовой информации

Поддерживающие отрасли сельскохозяйственных предприятий:

1) семена -

ОНО ОПХ «Первомайское«, «Баклань», «Судость»;

2) материально-техническое снабжение - Брянсксельмаш;

3) удобрения - ООО «АгроНика»;

4) производители упаковки -ООО ВКД-ТРЕЙДО-мешок;

5) транспортные компании -ООО «Совтрансавто»;

ООО «Новая линия«

Поддерживающие отрасли пищевой промышленности

Г-------------------1

Администрация Брянской области |

' Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брян-| ской области I

ИГ

Стратегический совет

ОАО «Погарская картофельная фабрика»

Сельскохозяйственные предприятия: -ОАО «Картофельная Нива«; -ТнВ «Красный Октябрь«; -СПК «Родина»

ООО «Климовский крахмал»

Личные подсобные хозяйства Стародубского, Погарского, Климовского, Унечского, Почепского районов; КФХ «Богомаз»; КФХ «Прогресс»

Научное и кадровое обеспечение

Брянская опытная станция по картофелю Всероссийского НИИ

картофельного хозяй-

*-1 ства им. А.Г. Лорха;

^ 1 Брянская государственная сельскохозяйственная академия; Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского; Брасовский сельскохозяйственный техникум;

Трубчевский аграрный колледж

Торговые и посреднические организации:

Агрохолдинг «Мичуринские овощи» ООО «Альфа-Вис»

ГУП «Продовольственная корпорация» ООО «Нива-Экспресс»

____

ПОТРЕБИТЕЛИ

Рис. 7. Модель картофелеперерабатывающего стратегического альянса: ТнВ — товарищество на вере; СПК — сельскохозяйственный производственный кооператив; КФХ — крестьянско-фермерское хозяйство

эффективную цепочку создания ценности, ориентированную на конечного потребителя. Деятельность альянса обеспечивается на договорной основе структурами финансовой сферы, научными учреждениями, предприятиями поддерживающих и обслуживающих отраслей.

Основные принципы управления картофеле-перерабатывающим альянсом должны основываться на методологии индикативного планирования и долгосрочных договорных отношениях.

Отношения по распределению конечного результата совместной деятельности являются принципиальным моментом, определяющим экономические взаимоотношения участников картофелепродуктового агроальянса. В рамках предлагаемой модели стратегического агроальянса возможно распределение полученной прибыли от реализации картофелепродуктов на основе нормативной себестоимости (рис. 8).

Часть средств от реализации конечного продукта стратегического агроальянса должна составлять единый фонд развития. Предполагается, что средства фонда развития могут направляться на решение следующих задач:

• содержаниеаппаратауправления;

• возмещение ущерба участникам агроальянса

(форс-мажорные обстоятельства, риски);

• текущую финансовую поддержку при возникновении необходимости у любого из членов альянса;

• финансирование совместных инвестиционных проектов;

• приобретение ценных бумаг других предприятий;

• внесение учредительных взносов в уставные капиталы других компаний;

• аренду и покупку техники, земли, недвижимости для нужд совместной деятельности;

• страхование имущества, приобретенного для совместного пользования партнерами альянса;

• возмещение участникам их взносов после расторжения договора.

Отчисления в единый фонд развития происходят от выручки от реализации всей продукции. Существует два варианта отчислений: первый предполагает отчисление фиксированного взноса, размер которого определяется стратегическим советом и зависит от финансового положения участника и доли его участия в деятельности альянса. Второй вариант предполагает установление норматива отчислений в единый фонд по формуле:

оФр=1/Д,

где 0фр — норма отчислений от прибыли в единый фонд развития,

Дз — доля затрат предприятия в общей структуре затрат на производство конечной продукции.

Таким образом, ОАО «Погарская картофельная фабрика» будет отчислять денежные средства в единый фонд развития в размере от 4 до 5 % от денежной выручки. А производители сельскохозяйственной продукции — от 1,3 до 2%.

Существенными результатами функционирования картофелеперерабатывающего альянса в Брянской области должны стать повышение как внутреннего, так и внешнего уровня экспорта картофелепродуктов, замещение его импорта, а также улучшение инвестиционного климата и повышение конкурентоспособности АПК региона.

Предложенные решения по повышению конкурентоспособности АПК с использованием теории альянсов лежат в едином теоретико-методическом пространстве, что, на взгляд авторов, является важным фактором повышения эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства в регионе.

Список литературы

1.

Фактический объем производства товарной продукции: Вб = ДВб-ОП, где ДВб- денежная выручка в базисном периоде; ОП - обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды

Фактическая себестоимость продукции 3Ф = ЗП+ ЗР, где ЗП - затраты на производство продукции; ЗР - затраты на реализацию продукции

Нормативная себестоимость продукции Зя = ЗП-НР-П-ВТ, где НР - нерациональные расходы; П - потери;

ВТ- внедрение технологий

1

г Доля себестоимости в товарной продукции Л

Уф=Зф/Bg У„= зж У

. 1 .

Фактический объем производства товарной продукции в отчетном периоде В0=ДВ0-ОП, где ДВ0- денежная выручка в отчетном периоде; ОП - обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды

X

Нормативная себестоимость товарной продукции

Сн = Во Ун

6.

Брянская область. 2009: стат. сб. /Брянск-стат. Брянск, 2009. 388 с. Гумеров Р. О превращении развития агропромышленного комплекса в приоритет народнохозяйственного роста // Российский экономический журнал. 2005. № 9-10. С. 37.

Журавлев В., Кузнецов В. Секреты стратегических альянсов// Международное сообщество менеджеров. 2007. № 8. С. 15-17.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: URL: http:// gks. ru.

Официальный сайт Министерства сельского хозяйства. URL: http://www. тех. ru. Сельское хозяйство Брянской области: стат. сб. / Брянскстат. Брянск. 2009. 228 с. Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. Админис-

Доля нормативной себестоимости участника в себестоимости товарной продукции по предприятию

усн= си/сипр,

где СяПР - нормативная себестоимость товарной продукции предприятия в целом

Из общей суммы распределяемой прибыли приходится на долю участника

#у = ЯУСН

Рис.

8. Схема распределения прибыли на основе нормативной себестоимости продукции

трация Брянской области. URL: http://www. bryanskobl. ru/economy/docs/strategybuild. pdf. 8. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ra/wps/PA_ l_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?catego ry=1112178611292&elementld=1138718713500.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.