Научная статья на тему 'Технический потенциал сельхозорганизаций: оценка и стратегические направления развития и использования'

Технический потенциал сельхозорганизаций: оценка и стратегические направления развития и использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобылев Д. С., Казаков Ю. А.

В статье представлены отдельные методологические подходы к оценке технического потенциала отраслей сельского хозяйства в современных рыночных условиях. Предложен вариант оценки технического потенциала хозяйствующего субъекта, который может быть реализован не только на хозяйственном уровне, но и на уровне органов государственного управления регионального АПК с привлечением группы компетентных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In clause separate methodological approaches to an estimation of technical potential of branches of an agriculture in modern market conditions are presented, the variant of an estimation of technical potential of the managing subject which can be realized not only at an economic level, but also at a level of state bodies of regional agrarian and industrial complex with attraction of group of competent experts is offered.

Текст научной работы на тему «Технический потенциал сельхозорганизаций: оценка и стратегические направления развития и использования»

Экономика

выше. Трудоемкость продукции более Следовательно, опыт работы круп- интенсивные технологии, внедряя

низкая. Рентабельность превышает ных сельхозорганизаций свидетель- инновационные проекты, они достига-

среднеобластной показатель (за искпю- ствует о том, что, обладая мощным ют более высокой эффективности

чением СХПК "Первоуральский"). техническим потенциалом, используя производства.

Литература

1. О развитии сельского хозяйства : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ : принят Гос. Думой 22 дек. 2006 г. // Рос. газ. 2007. 11 янв.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.

3. Гордеев А. В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК: итоги первого года работы» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 2. С.14.

4. Сельское хозяйство Свердловской области за 2002-2007 гг. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2008.

5. Формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2005-2007 гг.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИЙ: ОЦЕНКА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Д.С. БОБЫЛЕВ (фото),

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра мониторинга социально-трудовой сферы села Ю.А. КАЗАКОВ,

соискатель, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

Ключевые слова: технический потенциал, маркетинг, рынок материально-технических ресурсов, факторы оценки технической оснащенности.

Технический потенциал по своей природе - довольно условный критерий оценки текущего состояния хозяйствующего субъекта. Наряду с другими критериями технический потенциал является показателем не только уровня технического развития конкретного хозяйствующего субъекта, его экономического и финансового состояния, материально-технической обеспеченности и фондовооруженности. Технический потенциал по своей природе демонстрирует возможности хозяйствующего субъекта удовлетворить те или иные потребности конечных пользователей посредством производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказания услуг, решения конкретных проблем. Технический потенциал совокупности предприятий отдельной отрасли или отраслей в комплексе также характеризует возможности для развития сельхозпроизводства и предостерегает об угрозах потери экономической и продовольственной независимости как отдельных территорий, так и государства в целом.

Многоаспектность технического потенциала предполагает и совокупность (многообразие) его сущностных характеристик. Так, рассматривая технический потенциал имущественный, нами он охарактеризован как совокупность технических средств (машин, оборудования и т.п.), принадлежащих субъекту хозяйствования в определенный временной лаг и находящихся под его контролем.

Технический потенциал субъекта хозяйствования с финансовой точки зрения - это характеристика финансового положения и финансовых возможностей хозяйствующего субъекта для дальнейшего приобретения машин и механизмов (основных средств) по различным схемам, включая и лизинг. При этом важно использовать все особенности каждой из схем модернизации основных средств, будь то кредит или лизинг: распространенность и относительную доступность кредита и всевозможные льготы и получаемый при этом синергетический эффект при лизинге.

Технический потенциал сельхозорганизаций с экономической точки зрения можно рассматривать как совокупность двух предыдущих, то есть имущественного и финансового потенциалов, с той лишь поправкой, что характеризоваться он будет долей прибыли хозяйствующего субъекта, полученной от непосредственного использования при производстве технических средств (машин и оборудования). Здесь важно различать прибыль, полученную от прочей экономической деятельности, в том числе от продажи права использования торговой марки (франчайзинг), сдачи в аренду технологического оборудования, продажи и списания техники.

Чтобы детально разобраться в структуре технического потенциала и направлениях его укрепления и эффективного использования в сельскохозяйственном производстве, рассмотрим

о

отдельные наиболее значимые подходы к оценке технического потенциала сель-хозорганизации. В целом о состоянии технического потенциала свидетельствует анализ следующих элементов организационно-экономического механизма технического обеспечения аграрного производства:

1. Рынок техники и ремонтно-технических услуг на отдельно взятой территории.

2. Лизинг техники.

3. Организация работы машиннотехнологических станций и маркетинг услуг МТС.

4. Агропромышленная интеграция.

5. Инвестиционная политика.

6. Уровень самообеспечения территории продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.

7. Уровень самообеспечения территории техническими средствами агропроизводства.

8. Сбытовая политика.

9. Технический потенциал как важнейший элемент интеграционной системы обеспечения потребителей сельскохозяйственной продукцией.

С нашей точки зрения, наиболее важным по значимости направлением развития технического потенциала является создание и функционирование интег-

Technical potential, marketing, the market of material resources, factors of an estimation of technical equipment.

рационной системы обеспечения потребителей сельскохозяйственной продукцией на основе рационального использования имеющейся материально-технической базы, а при необходимости -экономически и научно обоснованного технического перевооружения и (или) модернизации машинно-тракторного парка и парка оборудования.

Многими учеными-экономистами ранее уже изучались проблемы и решались вопросы интеграции сельских товаропроизводителей с поставщиками техники, минеральных удобрений, производителями кормов и торговыми организациями. Но сегодня наиболее актуально встала проблема кардинального совершенствования взаимодействия в цепочке трансформации продукции сельского хозяйства «от поля до прилавка». И это не должно опять стать просто красивыми словами. Необходимо в каждом конкретном случае разрабатывать свой, подчас уникальный, механизм интеграционного взаимодействия всех партнеров в данной цепочке: от предприятий отрасли растениеводства (корма, зерно, картофель, овощи и т.д.), производителей минеральных удобрений, химических комбинатов, сельхозтоваропроизводителей - поставщиков сельскохозяйственного сырья через перерабатывающие, фасующие и упаковывающие организации, логистические центры (маркетинговые службы и транспортные организации), непосредственно через торговую сеть конечному потребителю: покупателю в магазине, на рынке. Причем досконально должна продумываться экономически и оформляться юридически вся цепочка «от поля до прилавка». И осуществляться данная процедура должна на условиях централизованного контроля, будь то организация (головная организация холдинга) или один человек (руководитель проекта) [1].

Данный подход по управлению процессом необходимо использовать еще в начале разработки плана, проекта какого-либо производства. Сегодня уже нельзя недооценивать каждый из элементов этой знаменитой цепочки «сельхозтоваропроизводитель - переработчик - торговля - потребитель», которые в наш век тотальной экономии затрат при производстве единицы продукции, высоких трансакционных издержек и цен на средства производства и энергоносители, конкурентных войн с импортной продукцией, дефицита сырья и пригодных для обработки пахотных сельхозугодий оказываются весьма значимыми.

Среди факторов, наиболее существенно влияющих на успешность сельскохозяйственной экономической деятельности, будь то агропроизводство или его материально-техническое обслуживание, необходимо отметить компактность расположения хозяйства или организации, транспортную доступность обрабатываемых площадей, качество

дорожного покрытия, которое сказывается в первую очередь на затратах на ГСМ, работоспособности и долговечности техники. Географическое расположение сказывается на затратах не только на ГСМ, но и, в конечном счете, на сроках и качестве поставок продукции конечному потребителю, условиях работы (физиологическом комфорте для производственного и обслуживающего персонала), издержках «холостого хода» (вынужденные простои или перемещения техники и оборудования, запасных частей и отдельных узлов и агрегатов).

Обработка, фасовка и упаковка оказывают значительное влияние на географию распространения продукции, удобство транспортировки, сроки хранения и реализации (например, продукция глубокой заморозки или консервации может стать стратегическим запасом, обеспечивающим продовольственную безопасность как государства, так и отдельной территории).

Это далеко не полный список элементов агроэкономической и технологической системы взаимоотношений хозяйствующих субъектов, которые в последнее время в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры, изменения формации окружающей экономической среды и, наконец, в условиях разразившегося глобального экономического кризиса могут стать решающими в конкурентной борьбе среди сельхозтоваропроизводителей, поставщиков техники и оборудования, оказания услуг, в том числе и агротехсервисных.

Но остановимся прежде всего на техническом потенциале хозяйствующего субъекта. Техническое обеспечение процесса производства сельскохозяйственной продукции - пожалуй, самый важный фактор, воздействующий как негативно, так и позитивно на весь процесс аграрного производства. От технической обеспеченности зависит качество получаемого сырья (питательность, калорийность и др.), его количество, потребительская ценность (стоимость, конкурентоспособность и т.п.), мобильность (возможность транспортировки на большие расстояния, упаковка, своевременность поставки и др.). Техническая оснащенность, в конечном счете, сказывается на технологической мобильности агропроизводства. Использование сочетания различных высокопродуктивных технологий и универсальной технической оснастки в значительной степени способствует повышению конкурентоспособности конечной продукции, будь то сельскохозяйственное сырье или готовая для отправки в магазин продукция, решает проблему сезонной загруженности основных средств производства, позволяет оптимизировать затраты.

Сегодня государственная политика в сфере аграрного производства опирается на инновационно-инвестиционное развитие АПК, предусматривающее тех-

Экономика

нологическую модернизацию сельского хозяйства, его техническое перевооружение. Поэтому на федеральном уровне крайне важно иметь представление о той ситуации с технической оснащенностью аграрного производства, которая сегодня имеет место быть в каждом из субъектов Федерации: в областях, районах, муниципальных образованиях. Именно с этой целью в ходе нашего исследования была предложена методика осуществления количественной оценки технического потенциала сельскохозяйственного производства - своеобразного технического мониторинга.

Для проведения этой работы силами ученых Уральской ГСХА совместно со специалистами ОАО «Свердлов-скагропромснаб» была разработана методика диагностирования и оценки технического потенциала агропроизводства посредством расчета интегральных комплексных показателей, характеризующих технический потенциал агропроизводства [2, 3]. Эта разработка предоставила возможность более достоверно осуществлять диагностирование технического потенциала агропроизводства с помощью количественных показателей.

В предложенной методике имеются различные варианты расчета. Один из возможных вариантов в формализованном виде представляет собой функцию от ряда параметров: наличие факторов производства, макроэкономических показателей, внутрисистемных, институциональной среды и др.:

Т = /(*! + Г, + ...+ X ), (1)

При таком подходе все факторы, влияющие на технический потенциал, можно разделить на две группы: условно постоянные (уровень которых остается неизменным при данном уровне развития технологий и общественных отношений) и переменные (которые могут быть изменены в рамках данного уровня технологий). Отсюда технический потенциал аграрного производства можно представить в виде совокупности условно постоянных и переменных факторов:

где X Рр! - сумма условно постоянных факторов, выраженных через индекс;

X Ррг. - сумма переменных факторов, выраженных через индекс.

Учитывая то, что факторы имеют неадекватное весовое значение, целесообразно для практического расчета ввести коэффициенты значимости обеих групп факторов. Тогда формула (2) примет вид:

Т, = к •!рР. +к2 •!Ррп, (3)

I=1 I=1

Причем к1 + к2 = 1.

Предложенный вариант оценки технического потенциала может быть реализован на уровне органов государственного управления регионального АПК с привлечением группы экспертов.

Несомненно, методологические подходы к оценке технического потенциала еще будут совершенствоваться,

адаптироваться применительно к более высокому уровню своего использования. Важно при осуществлении расчетов согласно выбранному масштабу исследования (хозяйствующий субъект, район, область, регион или конкретный продуктовый подкомплекс, АПК в целом) правильно выбрать критерии оценки, выделить наиболее характеризующие и значимые факторы. В зависимости от масштаба исследования они могут значительно отличаться: на хозяйственном уровне - 5-6, на

Экономика

уровне подкомплекса - 20-30. Важно не забывать о главном. Рыночные условия хозяйствования диктуют довольно жесткие условия для повышения экономической эффективности хозяйствования. Прежде всего, это ориентация на потребителя, адаптация производственного цикла к запросам конкретных потребителей, сегмента рынка. Поэтому, по нашему мнению, доля учитываемых факторов маркетингового характера в предложенной методике должна быть доминирующей.

Литература

1. Бобылев Д. С. Интеграция как результат эволюции производительных сил и производственных отношений в рыночных условиях хозяйствования // Аграрный вестник Урала. 2009. № 3.

2. Квашнин В. А. Методика диагностирования и оценки технического потенциала агропроизводства / под научн. ред. А. Н. Сёмина. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА. 48 с.

3. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2006. 960 с.

4. Сёмин А. Н. Научные основы адаптации сельхозтоваропроизводителей к рынку. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 1998. 266 с.

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Т.И. БУХТИЯРОВА (фото),

доктор экономических наук, профессор,

М.В. ТРОНИНА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель, И.А. ОВЧИННИКОВА (фото), аспирант, Пермская ГСХА, г Пермь

Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, агробизнес, продовольственная самообеспеченность, стратегия, программа развития, аграрная политика.

Кластерная политика в современных экономических условиях включает в себя нормативно-правовое обеспечение, инвестиционный механизм, финансово-бюджетную политику, информационную поддержку процесса ее реализации.

Формирование и реализация кластерной политики имеет основополагающей целью повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала развития агробизнеса, что соответствует основным направлениям реализации аграрной политики Пермского края.

Основными целевыми показателями на момент окончания действия краевой целевой программы развития агропромышленного сектора являются:

- увеличение объемов производства молока (во всех категориях хозяйств)

Таблица 1

Обеспеченность населения Пермского края основными видами продовольствия, %

Основные виды продовольствия 2003 г. 2004 г. 2005 г. 200б г. 2007 г.

Картофель 99,7 99,3 99,б 87,4 123,0

Овощи и бахчевые 9б,4 93,8 94,1 91,1 88,7

Мясо и мясопродукты б1,5 б1,3 57,7 57,8 5б,8

Молоко и молокопродукты 75,2 72,7 70,3 71,4 71,3

на 21,3%; мяса скота и птицы (в живом весе) - на 28,6%;

- рост фонда оплаты труда в 2,5 раза за счет повышения уровня производительности труда, создания новых пищевых и перерабатывающих производств;

- увеличение инвестиций в отрасль в 1,8 раза.

Кластерная политика предусматривает разработку взаимосвязей между субъектами кластера для освоения новых технологий, оптимального управления рисками, выхода на внешние рынки, совместного использования материальных и нематериальных активов, снижения затрат взаимодействия за счет увеличения доверия между участниками кластера. Данная позиция объективно необходима в связи с изменениями в порядке расчета сумм финансирования

агропромышленного комплекса (табл. 2).

Для того чтобы определить организационно-экономический механизм эффективности кластерной политики, необходимо в системном виде представить функциональную структуру кластера:

- информационно-аналитическая поддержка реализации кластерной политики;

- разработка стратегии развития кластера (мотивы, цели, задачи);

- формирование инструментов и мероприятий реализации кластерной политики во взаимосвязи с экономической политикой в целом;

- интеграция принципов кластерной политики на уровне хозяйствующих и административных субъектов;

- конкурсная поддержка развития кластеров регионального уровня;

- международное сотрудничество в рамках кластерной политики страны.

Информационно-аналитическая поддержка предусматривает выявление и мониторинг возможностей реализации кластерной политики в Пермском крае, осуществление специализированных образовательных программ по вопросам разработки и реализации кластерной политики на уровне Пермского края, проведение конференций и форумов по

Cluster, competitive ability, agrobusiness, food selfsufficiency, strategy, plan for expansion, agricultural policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.