Экономика
выше. Трудоемкость продукции более Следовательно, опыт работы круп- интенсивные технологии, внедряя
низкая. Рентабельность превышает ных сельхозорганизаций свидетель- инновационные проекты, они достига-
среднеобластной показатель (за искпю- ствует о том, что, обладая мощным ют более высокой эффективности
чением СХПК "Первоуральский"). техническим потенциалом, используя производства.
Литература
1. О развитии сельского хозяйства : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ : принят Гос. Думой 22 дек. 2006 г. // Рос. газ. 2007. 11 янв.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.
3. Гордеев А. В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК: итоги первого года работы» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 2. С.14.
4. Сельское хозяйство Свердловской области за 2002-2007 гг. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2008.
5. Формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2005-2007 гг.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИЙ: ОЦЕНКА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Д.С. БОБЫЛЕВ (фото),
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра мониторинга социально-трудовой сферы села Ю.А. КАЗАКОВ,
соискатель, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: технический потенциал, маркетинг, рынок материально-технических ресурсов, факторы оценки технической оснащенности.
Технический потенциал по своей природе - довольно условный критерий оценки текущего состояния хозяйствующего субъекта. Наряду с другими критериями технический потенциал является показателем не только уровня технического развития конкретного хозяйствующего субъекта, его экономического и финансового состояния, материально-технической обеспеченности и фондовооруженности. Технический потенциал по своей природе демонстрирует возможности хозяйствующего субъекта удовлетворить те или иные потребности конечных пользователей посредством производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оказания услуг, решения конкретных проблем. Технический потенциал совокупности предприятий отдельной отрасли или отраслей в комплексе также характеризует возможности для развития сельхозпроизводства и предостерегает об угрозах потери экономической и продовольственной независимости как отдельных территорий, так и государства в целом.
Многоаспектность технического потенциала предполагает и совокупность (многообразие) его сущностных характеристик. Так, рассматривая технический потенциал имущественный, нами он охарактеризован как совокупность технических средств (машин, оборудования и т.п.), принадлежащих субъекту хозяйствования в определенный временной лаг и находящихся под его контролем.
Технический потенциал субъекта хозяйствования с финансовой точки зрения - это характеристика финансового положения и финансовых возможностей хозяйствующего субъекта для дальнейшего приобретения машин и механизмов (основных средств) по различным схемам, включая и лизинг. При этом важно использовать все особенности каждой из схем модернизации основных средств, будь то кредит или лизинг: распространенность и относительную доступность кредита и всевозможные льготы и получаемый при этом синергетический эффект при лизинге.
Технический потенциал сельхозорганизаций с экономической точки зрения можно рассматривать как совокупность двух предыдущих, то есть имущественного и финансового потенциалов, с той лишь поправкой, что характеризоваться он будет долей прибыли хозяйствующего субъекта, полученной от непосредственного использования при производстве технических средств (машин и оборудования). Здесь важно различать прибыль, полученную от прочей экономической деятельности, в том числе от продажи права использования торговой марки (франчайзинг), сдачи в аренду технологического оборудования, продажи и списания техники.
Чтобы детально разобраться в структуре технического потенциала и направлениях его укрепления и эффективного использования в сельскохозяйственном производстве, рассмотрим
о
отдельные наиболее значимые подходы к оценке технического потенциала сель-хозорганизации. В целом о состоянии технического потенциала свидетельствует анализ следующих элементов организационно-экономического механизма технического обеспечения аграрного производства:
1. Рынок техники и ремонтно-технических услуг на отдельно взятой территории.
2. Лизинг техники.
3. Организация работы машиннотехнологических станций и маркетинг услуг МТС.
4. Агропромышленная интеграция.
5. Инвестиционная политика.
6. Уровень самообеспечения территории продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.
7. Уровень самообеспечения территории техническими средствами агропроизводства.
8. Сбытовая политика.
9. Технический потенциал как важнейший элемент интеграционной системы обеспечения потребителей сельскохозяйственной продукцией.
С нашей точки зрения, наиболее важным по значимости направлением развития технического потенциала является создание и функционирование интег-
Technical potential, marketing, the market of material resources, factors of an estimation of technical equipment.
рационной системы обеспечения потребителей сельскохозяйственной продукцией на основе рационального использования имеющейся материально-технической базы, а при необходимости -экономически и научно обоснованного технического перевооружения и (или) модернизации машинно-тракторного парка и парка оборудования.
Многими учеными-экономистами ранее уже изучались проблемы и решались вопросы интеграции сельских товаропроизводителей с поставщиками техники, минеральных удобрений, производителями кормов и торговыми организациями. Но сегодня наиболее актуально встала проблема кардинального совершенствования взаимодействия в цепочке трансформации продукции сельского хозяйства «от поля до прилавка». И это не должно опять стать просто красивыми словами. Необходимо в каждом конкретном случае разрабатывать свой, подчас уникальный, механизм интеграционного взаимодействия всех партнеров в данной цепочке: от предприятий отрасли растениеводства (корма, зерно, картофель, овощи и т.д.), производителей минеральных удобрений, химических комбинатов, сельхозтоваропроизводителей - поставщиков сельскохозяйственного сырья через перерабатывающие, фасующие и упаковывающие организации, логистические центры (маркетинговые службы и транспортные организации), непосредственно через торговую сеть конечному потребителю: покупателю в магазине, на рынке. Причем досконально должна продумываться экономически и оформляться юридически вся цепочка «от поля до прилавка». И осуществляться данная процедура должна на условиях централизованного контроля, будь то организация (головная организация холдинга) или один человек (руководитель проекта) [1].
Данный подход по управлению процессом необходимо использовать еще в начале разработки плана, проекта какого-либо производства. Сегодня уже нельзя недооценивать каждый из элементов этой знаменитой цепочки «сельхозтоваропроизводитель - переработчик - торговля - потребитель», которые в наш век тотальной экономии затрат при производстве единицы продукции, высоких трансакционных издержек и цен на средства производства и энергоносители, конкурентных войн с импортной продукцией, дефицита сырья и пригодных для обработки пахотных сельхозугодий оказываются весьма значимыми.
Среди факторов, наиболее существенно влияющих на успешность сельскохозяйственной экономической деятельности, будь то агропроизводство или его материально-техническое обслуживание, необходимо отметить компактность расположения хозяйства или организации, транспортную доступность обрабатываемых площадей, качество
дорожного покрытия, которое сказывается в первую очередь на затратах на ГСМ, работоспособности и долговечности техники. Географическое расположение сказывается на затратах не только на ГСМ, но и, в конечном счете, на сроках и качестве поставок продукции конечному потребителю, условиях работы (физиологическом комфорте для производственного и обслуживающего персонала), издержках «холостого хода» (вынужденные простои или перемещения техники и оборудования, запасных частей и отдельных узлов и агрегатов).
Обработка, фасовка и упаковка оказывают значительное влияние на географию распространения продукции, удобство транспортировки, сроки хранения и реализации (например, продукция глубокой заморозки или консервации может стать стратегическим запасом, обеспечивающим продовольственную безопасность как государства, так и отдельной территории).
Это далеко не полный список элементов агроэкономической и технологической системы взаимоотношений хозяйствующих субъектов, которые в последнее время в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры, изменения формации окружающей экономической среды и, наконец, в условиях разразившегося глобального экономического кризиса могут стать решающими в конкурентной борьбе среди сельхозтоваропроизводителей, поставщиков техники и оборудования, оказания услуг, в том числе и агротехсервисных.
Но остановимся прежде всего на техническом потенциале хозяйствующего субъекта. Техническое обеспечение процесса производства сельскохозяйственной продукции - пожалуй, самый важный фактор, воздействующий как негативно, так и позитивно на весь процесс аграрного производства. От технической обеспеченности зависит качество получаемого сырья (питательность, калорийность и др.), его количество, потребительская ценность (стоимость, конкурентоспособность и т.п.), мобильность (возможность транспортировки на большие расстояния, упаковка, своевременность поставки и др.). Техническая оснащенность, в конечном счете, сказывается на технологической мобильности агропроизводства. Использование сочетания различных высокопродуктивных технологий и универсальной технической оснастки в значительной степени способствует повышению конкурентоспособности конечной продукции, будь то сельскохозяйственное сырье или готовая для отправки в магазин продукция, решает проблему сезонной загруженности основных средств производства, позволяет оптимизировать затраты.
Сегодня государственная политика в сфере аграрного производства опирается на инновационно-инвестиционное развитие АПК, предусматривающее тех-
Экономика
нологическую модернизацию сельского хозяйства, его техническое перевооружение. Поэтому на федеральном уровне крайне важно иметь представление о той ситуации с технической оснащенностью аграрного производства, которая сегодня имеет место быть в каждом из субъектов Федерации: в областях, районах, муниципальных образованиях. Именно с этой целью в ходе нашего исследования была предложена методика осуществления количественной оценки технического потенциала сельскохозяйственного производства - своеобразного технического мониторинга.
Для проведения этой работы силами ученых Уральской ГСХА совместно со специалистами ОАО «Свердлов-скагропромснаб» была разработана методика диагностирования и оценки технического потенциала агропроизводства посредством расчета интегральных комплексных показателей, характеризующих технический потенциал агропроизводства [2, 3]. Эта разработка предоставила возможность более достоверно осуществлять диагностирование технического потенциала агропроизводства с помощью количественных показателей.
В предложенной методике имеются различные варианты расчета. Один из возможных вариантов в формализованном виде представляет собой функцию от ряда параметров: наличие факторов производства, макроэкономических показателей, внутрисистемных, институциональной среды и др.:
Т = /(*! + Г, + ...+ X ), (1)
При таком подходе все факторы, влияющие на технический потенциал, можно разделить на две группы: условно постоянные (уровень которых остается неизменным при данном уровне развития технологий и общественных отношений) и переменные (которые могут быть изменены в рамках данного уровня технологий). Отсюда технический потенциал аграрного производства можно представить в виде совокупности условно постоянных и переменных факторов:
где X Рр! - сумма условно постоянных факторов, выраженных через индекс;
X Ррг. - сумма переменных факторов, выраженных через индекс.
Учитывая то, что факторы имеют неадекватное весовое значение, целесообразно для практического расчета ввести коэффициенты значимости обеих групп факторов. Тогда формула (2) примет вид:
Т, = к •!рР. +к2 •!Ррп, (3)
I=1 I=1
Причем к1 + к2 = 1.
Предложенный вариант оценки технического потенциала может быть реализован на уровне органов государственного управления регионального АПК с привлечением группы экспертов.
Несомненно, методологические подходы к оценке технического потенциала еще будут совершенствоваться,
адаптироваться применительно к более высокому уровню своего использования. Важно при осуществлении расчетов согласно выбранному масштабу исследования (хозяйствующий субъект, район, область, регион или конкретный продуктовый подкомплекс, АПК в целом) правильно выбрать критерии оценки, выделить наиболее характеризующие и значимые факторы. В зависимости от масштаба исследования они могут значительно отличаться: на хозяйственном уровне - 5-6, на
Экономика
уровне подкомплекса - 20-30. Важно не забывать о главном. Рыночные условия хозяйствования диктуют довольно жесткие условия для повышения экономической эффективности хозяйствования. Прежде всего, это ориентация на потребителя, адаптация производственного цикла к запросам конкретных потребителей, сегмента рынка. Поэтому, по нашему мнению, доля учитываемых факторов маркетингового характера в предложенной методике должна быть доминирующей.
Литература
1. Бобылев Д. С. Интеграция как результат эволюции производительных сил и производственных отношений в рыночных условиях хозяйствования // Аграрный вестник Урала. 2009. № 3.
2. Квашнин В. А. Методика диагностирования и оценки технического потенциала агропроизводства / под научн. ред. А. Н. Сёмина. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА. 48 с.
3. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2006. 960 с.
4. Сёмин А. Н. Научные основы адаптации сельхозтоваропроизводителей к рынку. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 1998. 266 с.
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Т.И. БУХТИЯРОВА (фото),
доктор экономических наук, профессор,
М.В. ТРОНИНА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель, И.А. ОВЧИННИКОВА (фото), аспирант, Пермская ГСХА, г Пермь
Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, агробизнес, продовольственная самообеспеченность, стратегия, программа развития, аграрная политика.
Кластерная политика в современных экономических условиях включает в себя нормативно-правовое обеспечение, инвестиционный механизм, финансово-бюджетную политику, информационную поддержку процесса ее реализации.
Формирование и реализация кластерной политики имеет основополагающей целью повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала развития агробизнеса, что соответствует основным направлениям реализации аграрной политики Пермского края.
Основными целевыми показателями на момент окончания действия краевой целевой программы развития агропромышленного сектора являются:
- увеличение объемов производства молока (во всех категориях хозяйств)
Таблица 1
Обеспеченность населения Пермского края основными видами продовольствия, %
Основные виды продовольствия 2003 г. 2004 г. 2005 г. 200б г. 2007 г.
Картофель 99,7 99,3 99,б 87,4 123,0
Овощи и бахчевые 9б,4 93,8 94,1 91,1 88,7
Мясо и мясопродукты б1,5 б1,3 57,7 57,8 5б,8
Молоко и молокопродукты 75,2 72,7 70,3 71,4 71,3
на 21,3%; мяса скота и птицы (в живом весе) - на 28,6%;
- рост фонда оплаты труда в 2,5 раза за счет повышения уровня производительности труда, создания новых пищевых и перерабатывающих производств;
- увеличение инвестиций в отрасль в 1,8 раза.
Кластерная политика предусматривает разработку взаимосвязей между субъектами кластера для освоения новых технологий, оптимального управления рисками, выхода на внешние рынки, совместного использования материальных и нематериальных активов, снижения затрат взаимодействия за счет увеличения доверия между участниками кластера. Данная позиция объективно необходима в связи с изменениями в порядке расчета сумм финансирования
агропромышленного комплекса (табл. 2).
Для того чтобы определить организационно-экономический механизм эффективности кластерной политики, необходимо в системном виде представить функциональную структуру кластера:
- информационно-аналитическая поддержка реализации кластерной политики;
- разработка стратегии развития кластера (мотивы, цели, задачи);
- формирование инструментов и мероприятий реализации кластерной политики во взаимосвязи с экономической политикой в целом;
- интеграция принципов кластерной политики на уровне хозяйствующих и административных субъектов;
- конкурсная поддержка развития кластеров регионального уровня;
- международное сотрудничество в рамках кластерной политики страны.
Информационно-аналитическая поддержка предусматривает выявление и мониторинг возможностей реализации кластерной политики в Пермском крае, осуществление специализированных образовательных программ по вопросам разработки и реализации кластерной политики на уровне Пермского края, проведение конференций и форумов по
Cluster, competitive ability, agrobusiness, food selfsufficiency, strategy, plan for expansion, agricultural policy.