Экономика
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ОБНОВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК ПЕРМСКОГО КРАЯ
М.В. ТРОНИНА (фото),
кандидат экономических наук,
В.А. БОЛДЫРЕВ,
аспирант, Пермская ГСХА, г Пермь
Ключевые слова: аграрная реформа, государственная поддержка, методы хозяйствования, критерии устойчивости, преобразования потенциала, технологический базис, технический потенциал.
Аграрная реформа в России тесно связана с процессами формирования многоукладной экономики и рынка, а также с изменениями организационноэкономических отношений в агропромышленном комплексе, которые усилили значимость решения проблем устойчивого обеспечения населения продовольствием, совершенствования методов хозяйствования в процессах производства, транспортировки, переработки и реализации агропродукции.
При определении устойчивого развития агропромышленного комплекса можно исходить из характерных взаимосвязей следующих основных процессов: производство - доставка - пе-
Таблица 1
Индекс физического объема в хозяйствах всех категорий
2005 г. в % к 2004 г. 2006 г. в % к 2005 г. 2007 г. в % к 2006 г.
Сельскохозяйственные организации продукция сельского хозяйства 101,4 100,1 98,7
продукция растениеводства 103,7 96,3 94,8
продукция животноводства 100,7 101,2 99,9
Хозяйства населения продукция сельского хозяйства 88,7 103,1 92,8
продукция растениеводства 92,0 111,7 90,7
продукция животноводства 83,3 89,0 96,6
Крестьянские (фермерские) хозяйства продукция сельского хозяйства 81,4 128,6 87,0
продукция растениеводства 67,4 127,2 81,8
продукция животноводства 104,3 129,9 91,8
Парк основных видов техники в предприятиях
Таблица 2
сельскохозяйственных
(шт.)
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Трактора 11521 10298 9335 8647 7819
Плуги 3052 2737 2410 2224 1988
Культиваторы 2872 2540 2280 2114 2053
Сеялки 3080 2838 2625 2490 2013
Косилки 1943 1784 1658 1548 1457
Зерноуборочные комбайны 2057 1863 1748 1540 1370
Кормоуборочные комбайны 754 663 617 588 557
реработка - распределение - потребление. Данные направления имеют свои критерии устойчивости, которые в понятийном аппарате могут быть системно объединены.
На основе отмеченного концептуального подхода устойчивость агропромышленного комплекса нами рассматривается как развитие его экономики, позволяющее с учетом воздействия внутренних и внешних факторов обеспечить интенсификацию производства при минимальных колебаниях от равновесного уровня, интервала времени по годам и сезонам с целью удовлетворения спроса на агропродукцию, обеспечения расширенного воспроизводства, роста уровня
и качества жизни населения.
В практике сложилась целая система объектов устойчивости воспроизводства, подчиненных определенной иерархии: от производства отдельных продуктов на предприятии до уровня национальной экономики. В этой системе регион является тем звеном, где создаются условия для удовлетворения производственных и личностных потребностей.
Поскольку аграрная сфера региона представляет собой сложную систему, меняющуюся под влиянием внешних и внутренних условий, мы считаем, что их следует рассматривать с точки зрения системно-функционального подхода: с позиций отдельно взятых предприятий, их структуры, во взаимодействии всех сфер АПК, особенно в процессах производства, переработки, хранения и реализации агропродукции, в тесном единстве с устойчивостью экономики в целом.
В настоящее время в силу кризисных явлений многие регионы оказались в сложном положении, а ряд из них находится в депрессивном состоянии. Не может быть шаблонного подхода в проведении преобразований в АПК. В каждом регионе (а внутри него - в каждом районе) есть свои особенности, которые следует учитывать.
Для основных сельскохозяйственных районов Пермского края характерны относительно низкий биоклимати-ческий потенциал, рискованное земледелие, низкая плотность населения, большая территориальная рассредоточенность предприятий и организаций, отставание дорожно-транспортной системы от нужд отрасли, недостаточная компактность расположения сельскохозяйственных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств.
Выпуск продукции сельского хозяйства в 2007 году всеми категориями сельхозпроизводителей составил 22242,2 млн руб., что составляет в сопоставимой оценке 95,5% к прошлому году (табл. 1).
Agrarian reform, the state support, methods of economic management, stability criteria, potential transformations, technological basis, technical potential.
Экономика
Коэффициенты обновления и ликвидации сельскохозяйственных машин (%)
Таблица 3
2005 г. 2006 г. 2007 г.
коэффи- циент обновле- ния коэффи- циент ликвида- ции коэффи- циент обновле- ния коэффи- циент ликвида- ции коэффи- циент обновле- ния коэффи- циент ликвида- ции
Тракторы 0,9 6,7 2,7 7,0 3,4 7,1
Зерноуборочные комбайны 2,9 10,5 5,8 11,6 3,4 10,1
Кормоуборочные комбайны 5,5 9,1 8,3 9,0 5,9 7,8
Плуги 1,7 8,3 2,1 6,7 3,7 7,0
Культиваторы 1,4 8,2 2,7 6,4 2,7 5,0
Сеялки 1,8 8,5 3,8 7,8 3,0 6,0
Основные элементы системы совершенствования технического потенциала Пермского края
Продление сроков Приобретение Приобретение Привлечение
эксплуатации за подержанной новой техники услуг сторонних
счет ремонта техники организаций
Собственный Заемный Лизинг
капитал капитал
Стоимость Цена Цена Стоимость Стоимость Стоимость
ремонтно- подержанной машины на приобрете- приобрете- услуг
восстано- техники момент ния техники ния техники сторонних
вительных приобрете- за счет за счет организа-
работ ния кредита лизинга ций
- годовая - затраты - процент по - лизинговый
наработка сторонних кредиту; процент;
агрегата; организаций на - срок - срок лизинга;
- срок службы ремонт и кредита; - форма
техники обслуживание - форма погашения
техники погашения лизинговых
кредитного платежей
платежа
- затраты на проведение механизированных работ;
- плановая прибыль
Рисунок. Обеспечение воспроизводства технического потенциала сельхозтоваропроизводителей Пермского края
Техническая и технологическая модернизация
Таблица 4
сельского хозяйства
Пермского к рая
Приобретение техники организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. шт. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Тракторы 300 320 350 380
Комбайны зерноуборочные 80 100 120 130
Комбайны кормоуборочные 82 83 84 85
Приобретение с.-х. техники с.-х. организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, всего, млн руб. 789 871,5 966 1032,5
Тракторы 360 384 420 456
Комбайны зерноуборочные 224 280 336 364
Комбайны кормоуборочные 205 207,5 210 212,5
Сельскохозяйственные организации края произвели сельскохозяйственной продукции на 11082,0 млн руб. Снижение производства продукции в сельхозорганизациях произошло за счет уменьшения продукции растениеводства: зерна - на 10,2%, овощей - на 16,9%. Лучше, чем год назад, работали животноводы в мясомолочном
подкомплексе, увеличив производство молока и мяса на 2%. Однако в целом по животноводству уровень производства, достигнутый в 2006 году, сохранить не удалось из-за снижения производства яиц почти на 10%.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения снизился на 7,2% и составил 10860,4 млн руб.
Основная причина - сокращение объемов производства продукции растениеводства: картофеля - на 17,6%, овощей - на 3,8%, кормовых культур - на 16,2%. В последний год замедлились темпы снижения производства продукции животноводства, но остаются существенными за счет ежегодного сокращения поголовья скота.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах валовой продукции сельского хозяйства произведено на 299,8 млн руб. или 1,3% общего ее объема по Пермскому краю.
Из всего комплекса мер, которые можно предложить для обеспечения повышения уровня устойчивости развития агропромышленного комплекса Пермского края, особое значение имеет активизация инновационных процессов, которые рассматриваются как система превращения научных разработок в новые эффективные технологии и другие достижения для непосредственного использования в производстве.
Одним из основных факторов, определяющих тенденции развития аграрного сектора, является уровень технической и технологической обеспеченности сельскохозяйственного производства.
Технический потенциал, то есть техническая обеспеченность производственного процесса наиболее прогрессивными средствами труда, комплексная механизация и автоматизация производства, внедрение нового и модернизация действующего оборудования, определяется исходя из применяемой технологии ведения работ.
В крае происходит дальнейшее снижение технического потенциала села. Тенденция снижения почвообрабатывающей и посевной техники наблюдается во всех районах края (табл. 2).
Темпы списания сельскохозяйственной техники превышают темпы ее покупки. За 2007 год сельскохозяйственными предприятиями было приобретено 256 тракторов, 46 зерноуборочных и 33 кормоуборочных комбайна, 69 сеялок, 74 плуга, 56 культиваторов, а списано соответственно 620, 158, 46, 138, 157, 107 единиц техники (табл. 3).
Сложным остается положение дел с механизацией животноводческих процессов. Из имеющихся на фермах 807 доильных установок и агрегатов только 411 имеют молокопроводы, что составляет 50,9%.
В целом по краю количество энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях сократилось с 2210 тыс. л.с. до 2028 тыс. л.с.
В составе технического потенциала региона важную роль играют материальная, трудовая и инфраструктурная составляющие. Именно эти элементы в тесном взаимодействии формируют эффект от развития и реализации технического потенциала, основанный на технологическом, экономическом и социальном результате.
Таблица 5
Расчет субсидий по инвестиционным кредитам, млн руб.
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Прогноз ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России 10,25 10,25 10,25 10,25
Доля компенсации учетной ставки 0,33 0,33 0,50 0,50
Объем инвестиционных субсидируемых кредитов, тыс. руб. 1795,2 1800,0 2250,0 2700,0
Субсидии по инвестиционным кредитам из краевого бюджета, млн руб. 60,72 60,89 115,31 138,37
Субсидии по инвестиционным кредитам из федерального бюджета, млн руб. 120,28 123,62 115,31 138,37
Объемы привлеченных средств, млн руб. 474,72 679,74 679,74 679,74
Часть ставки рефинансирования, субсидируемая за счет средств краевого бюджета 0,33 0,33 0,50 0,50
Объем субсидий по кредитам на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства за счет средств краевого бюджета, млн руб. 15,99 22,99 34,80 34,80
Объем субсидий по кредитам на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства за счет средств федерального бюджета, млн руб. 31,81 48,30 34,80 34,80
Функционирование АПК региона в условиях рыночной экономики предоставляет сельхозтоваропроизводителям достаточную самостоятельность для выбора эффективных элементов совершенствования технического потенциала (рис.).
Исходя из этого, роль технического потенциала в сельском хозяйстве так велика. Однако количественный состав и техническое состояние материально-технической базы не позволяют в полной мере не только механизировать все процессы производства
продукции агропромышленного комплекса, но и выполнять механизированные работы в установленные агротехнические сроки. А некоторые работы не выполняются вообще, что ухудшает технологический уровень сельскохозяйственного производства.
Проблема состоит в том, что отрасли необходим качественный и количественный прорыв, причем прорыв в довольно короткие по инвестиционным меркам сроки. Очевидно, что такой рост инвестиций в сельское хозяйство невозможно осуществить сила-
Экономика
ми и средствами самих производителей сельскохозяйственной продукции. Единственный потенциальный источник столь масштабных затрат - государство. Вопрос состоит в том, какова должна быть величина дополнительных инвестиционных вложений помимо собственных средств сельского хозяйства (табл. 4).
Прогноз составлен исходя из расчета привлечения средств краевого бюджета в размере 250 млн руб. и финансового состояния сельских товаропроизводителей по состоянию 01.01.2008 года. Также учитывался рост стоимости машиностроительной продукции, ГСМ, запасных частей, электроэнергии и заработной платы. Инвестиционные кредиты на эти цели предполагается предоставлять сроком на 10 лет.
Для расширения доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам в 20092012 годах предполагается осуществлять компенсацию возмещения части затрат на уплату процентов пределах двух третей, но не менее одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России и не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу) (табл. 5).
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях.
Литература
1. Агаркова Л. В. Индикаторы оценки использования производственного потенциала // АПК: экономика, управление.2007.№ 4.
2. Черданцев В. П. Регулирование регионального АПК. М. : ФГОУ РосАКО АПК, 2009. 9,1 п.л.
3. Сёмин А. Н. Экономический механизм хозяйствования в агропромышленном комплексе : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2001. 346 с.
4. Сёмин А. Н. Приоритетный национальный проект: взгляд из региона // АПК: экономика, управление. 2006. № 4. С. 11-14.
5. иР1_: http://www.oblstat.permregion.ru.
КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА КАК СПОСОБ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
Е.Л. ЮЩУК,
кандидат экономических наук, член Международного общества профессионалов конкурентной разведки SCIP, доцент Высшей экономической школы - Бизнес-школы при Институте экономики УрО РАН, г. Екатеринбург
Ключевые слова: конкуренция, экономическая разведка, дезинформация.
Данная публикация является логическим продолжением серии статей о возможностях и угрозах конкурентной разведки как для эффективной экономической и производственной деятельности любой компании, так и для манипулирования внутри самой организации. В ранее опубликованных материалах нашли отражение подходы к конкурентной разведке как инструмен-
ту менеджмента, поиска и эффективного использования информации как внутри организации, так и во взаимоотношениях с окружающей средой и общественностью. Но и здесь есть «подводные камни», о которые можно сильно «разбиться», если вовремя не предвидеть или неправильно истолковать полученную информацию.
Конкурентная разведка настолько
часто заранее узнает планы развития конкурентов, что у ее сотрудников создается ощущение всесильности и мудрой проницательности. Основное правило разведки о том, что информация должна проверяться, никем не оспаривается, но постепенно забывается как любой рефлекс, не подкрепляемый периодически тренировкой.
Competition, economic intelligence, misinformation.