№ 3 - 2014 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 614.27:615.12
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
В АПТЕКАХ
Л. А. Прокофьева. И. А. Джупарова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Целью данного исследования является анализ системы управления ассортиментом аптечных организаций на примере г. Новосибирска. Материалом исследования служил ассортимент лекарственных препаратов аптек разных форм собственности. Были использованы маркетинговый, статистический, логический методы исследования. В результате исследования был выявлен высокий уровень управления ассортиментом в аптеках, но в аптеке муниципальной формы собственности ассортимент является более устойчивым и глубоким, позволяет удовлетворять потребности населения различных половозрастных групп.
Ключевые слова: ассортимент лекарственных препаратов, показатели ассортимента, интегральный коэффициент, аптека.
Прокофьева Лилия Антоновна — студент ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», контактный телефон: 8 (383) 225 07 13, e-mail: prokofeva-liliya@mail.ru
Джупарова Ирина Алексеевна — доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225 07 13, e-mail: uefarm@mail.ru
Введение. В системе рыночных отношений устойчивое функционирование аптечных организаций и возможность выполнения ими социальной миссии в первую очередь зависят от аптечного ассортимента, предлагаемого к продаже населению, который должен выступать ключевым фактором ее конкурентоспособности. Происходящие в стране экономические процессы вызывают необходимость совершенствования методических подходов к оценке результатов управления ассортиментом на основе маркетинговых исследований [1, 2].
В соответствии с вышеизложенным целью исследования является анализ системы
управления ассортиментом аптечных организаций на примере г. Новосибирска.
Материалы и методы. Анализ результатов управления ассортиментом товаров целесообразно проводить в определенной последовательности на основе разработанного нами методического подхода, представленного на рисунке.
бтороЕ этап
Выоор и опенка
Схема анализа и оценки результатов управления ассортиментом товаров аптечной
организации
Первый этап — установление групп ассортимента товаров и тенденций их продаж. Для аптечной организации были выделены товары основного ассортимента (фармацевтические), дополнительного ассортимента (парафармацевтические) и другие группы товаров, реализуемых через аптечные организации, так как подходы к управлению данными группами товаров имеют определенные различия.
Второй этап включал выбор показателей для оценки ассортимента товаров аптечной организации, которые позволяют определить соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса.
Количественные и качественные показатели, на наш взгляд, целесообразно рассчитывать как в целом по аптечной организации, так и по отдельным составляющим (основного и дополнительно ассортимента).
Широта ассортимента (Кш) — количество товаров, выделенных по определенному признаку и представленных в виде классификационной группировки, она может быть фактической и базовой и характеризуется соответствующим коэффициентом.
Показатель глубины ассортимента (Кг) — это общее число разновидностей товара. Глубина ассортимента характеризуется возможностью удовлетворения альтернативного спроса, формирующегося в процессе выбора товара, и соответствующим коэффициентом, может быть фактической и базовой. Глубина ассортимента зависит от его широты по каждому признаку и числа признаков, по которым сформирован ассортимент. Фактическая глубина ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики.
Коэффициенты: шпроты.
Колнч(етвенные —*
глубины, структуры^ полноты
Структура ассортимента — процентное соотношение товаров в общем наборе, выделенных по определенному признаку. Методика оценки структуры ассортимента предусматривает учет способа расчета доли товара, выбор базового значения как критерия оптимальной структуры ассортимента, выбор показателя оптимальной структуры, т. е. коэффициента структуры ассортимента. Показатели структуры ассортимента (Кс) могут иметь как натуральное, так и денежное выражение, и имеют относительный характер. Однако удельную долю товара следует рассчитывать исходя из объема предложения, выраженного в натуральных единицах (штуки). При расчете доли от объема в стоимостных показателях доля дорогостоящих товаров завышается, а доля дешевых соответственно занижается. Поэтому, чем больше перепад в цене товаров, тем больше неточность в значении определяемой доли [3-5].
Полнота ассортимента — это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности, она может быть действительной и базовой. Если широта характеризует количество вариантов удовлетворения некоторой потребности, то полнота определяет зону покрытия этой потребности и характеризуется коэффициентом полноты ассортимента (Кп).
Оптимальной структурой ассортимента принято считать структуру, которая соответствует структуре покупательского спроса. Сделать соответствующий вывод можно на основе расчетов коэффициентов обновляемости, устойчивости и гармоничности.
Обновляемость ассортимента (новизна ассортимента) — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Обновляемость ассортимента характеризуется фактическим и базовым темпами обновления и коэффициентом обновляемости (Ко).
Для повышения уровня и качества обслуживания аптечные организации должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания населения, а с другой — свидетельствует о ритмичности поставок.
Устойчивость ассортимента — степень колебания количества набора товаров. Показатель устойчивости ассортимента (Ку) характеризует величину размаха колебаний численности (широты и глубины) набора. Этот показатель определяет уровень обслуживания населения и свидетельствует о ритмичности поставки товаров в аптечную организацию.
Гармоничность ассортимента выражается в соотношении между старыми товарами и новыми. Гармоничность характеризуется степенью однородности ассортимента по отношению к предпочтениям конечного потребителя и коэффициентом гармоничности (Кгр).
Таким образом, оценку соответствия ассортимента товаров структуре покупательского спроса в аптечной организации можно дать, используя систему действующих количественных и качественных показателей. В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на основные характеристики ассортимента — широту, глубину, гармоничность.
Третий этап включал оценку управления ассортиментом. На данном этапе следует определять интегральный коэффициент управления ассортиментом товаров в аптечных организациях в целом по ассортименту, а также по фармацевтическим, парафармацевтическим группам товаров. Интегральный показатель (К) определяется по формуле:
к = Кг кс кп к0 - к, кг?
(1)
Кш — коэффициент широты, Кг — коэффициент глубины, Кс — коэффициент структуры, Кп — коэффициент полноты, Ко — коэффициент обновления, Ку — коэффициент устойчивости, Кгр — коэффициент гармоничности.
Уровень управления ассортиментом лекарственных препаратов определялся по следующей шкале, представленной в табл. 1.
Таблица 1
Вербальная характеристика системы управления ассортиментом в аптеках
Значение коэффициента Оценка
0-0,40 Неудовлетворительный уровень управления
0,41-0,70 Удовлетворительный уровень управления
0,71-0,90 Хороший уровень управления
0,91-1,00 Высокий уровень управления
Проведен сравнительный анализ управления ассортиментом лекарственных препаратов в аптеках ООО «Радуга» и МП «НАС». Результаты расчетов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты расчета маркетинговых показателей ассортимента аптек ООО
«Радуга» и МП «НАС»
Коэффициенты Аптека ООО «Радуга» Аптека МП «НАС»
Широта 0,69 0,57
Глубина 0,44 0,62
Полнота 0,66 0,5
Структура 0,6 0,75
Устойчивость 0,32 0,39
Гармоничность 1,5 1,8
Обновляемость 0.018 0,018
Интегральный показатель 0,916 0,952
Выводы. Результаты исследования показали высокий уровень управления ассортиментом в изучаемых аптеках, но в аптеке МП «НАС» ассортимент является более устойчивым и глубоким, позволяет удовлетворять потребности населения различных половозрастных групп.
Список литературы
1. Андрианова Г. П. Разработка концепции регионализации фармацевтического рынка Тюменской области в переходный период : автореф. дис. ... д-ра фарм. наук / Г. П.
Андрианова. — М. : Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, 2001. — 48 с.
2. Голубкина Л. В. Моделирование технологий продаж фармацевтических товаров
на основе системно-поведенческого подхода : автореф. дис. ... канд. фарм. наук / Л. В. Голубкина. — М., 2006. — 19 с.
3. Тельнова Е. А. Ассортиментная политика как элемент доступности и качества / Е. А. Тельнова, Г. Н. Гильдеева // Ремедиум. — 2007. — № 1. — С. 12-17.
4. Управление ассортиментом товаров : понятие, факторы, влияющие на формирование ассортимента [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.znaytovar.ru/new805.html
5. Федосова М. А. Анализ ассортимента. АВС-анализ. XYZ-анализ / М. А. Федосова,
О. И. Гончаров, Д. С. Ким // Книга директора аптеки. Практич. рекомендации. — СПб., 2007. — 98 с.
DEVELOPMENT OF ASSESSMENT TECHNIQUE OF RANGE MANAGEMENT OF MEDICINAL PREPARATIONS IN DRUGSTORES
L. A. Prokofieva. I. A. Dzhuparova
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)
The objective of the research is the analysis of a control system of the range of the pharmaceutical organizations on the example of Novosibirsk. As material of research is the range of medicinal preparations sold in drugstores of different forms of ownership. Marketing, statistical, logical methods of research were used. As a result of research high level of managing the range in drugstores was revealed, but the range is steadier and complete in municipal drugstore oand it allows to satisfy requirements of the population of various gender and age groups.
Keywords: range of medicinal preparations, range indicators, integrated coefficient, drugstore.
About authors:
Prokofieva Lilia Antonovna — student of SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225 07 13, e-mail: prokofeva-liliya@mail.ru
Dzhuparova Irina Alekseevna — candidate of pharmaceutical science, assistant professor, head of pharmacy management and economy chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225-07-13, e-mail: uefarm@mail.ru
List of the Literature:
1. Andrianova G. P. Development of the concept of regionalization of the pharmaceutical market of the Tyumen region in a transition period: theses. ... Dr. pharm. Science
/G of P. Andrianov. — M.: The Moscow medical academy n.a. I.M. Sechenov, 2001. — 48 P.
2. Golubkina L. V. Modeling of technologies of sales of pharmaceutical goods on the basis
of systemic and behavioural approach: theses. ... cand. of pharm. Science / L. V. Golubkina. — M, 2006. — 19 P.
3. Telnova E. A. Assortment policy as availability and quality element / E. A. Telnova, G. N. Gildeeva // Remedium. — 2007. — № 1. — P. 12-17.
4. Management of the range of goods: concept, factors influencing formation of the range [electron resource]. — Access mode: http//www.znaytovar.ru/new805.html
5. Fedosova M. A. Range analysis. ABC analysis. XYZ analysis / M A. Fedosova, O. I. Goncharov, D. S. Kim // Book of the director of a drugstore. Pract. references. — SPb. 2007. — 98 P.