Научная статья на тему 'Построение конкурентной карты рынка аптечных организаций'

Построение конкурентной карты рынка аптечных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АПТЕКА / КОНКУРЕНТНАЯ КАРТА / DRUGSTORE / COMPETITIVE CHART

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна, Белова Юлия Витальевна

Цель исследования разработка методики построения конкурентной карты аптек. В основу исследования положены показатели, характеризующие рыночную долю аптек. В процессе исследования применялись методы:контент-анализа, статистический. Методика была апробирована на примере ООО «Флорафарм». В процессе исследования была построена конкурентная карта, позволяющая выделять 16 типов аптек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна, Белова Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE COMPETITIVE CHART OF DRUGSTORES MARKET

Objective of research working out of construction technique of drugstores competitive chart. The indicators characterizing market share of drugstores are put in research basis. During the research some methods were applied: the content-analysis, statistical. The technique has been approved on example of LRS company «Florapharm». In the course of research the competitive chart has been constructed. This chart allows to allocate 16 types of drugstores.

Текст научной работы на тему «Построение конкурентной карты рынка аптечных организаций»

№ 5 - 2011 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 615.12:339.13

ПОСТРОЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ КАРТЫ РЫНКА АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.А. Джупарова, Ю.В. Белова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России (г. Новосибирск)

Цель исследования — разработка методики построения конкурентной карты аптек. В основу исследования положены показатели, характеризующие рыночную долю аптек. В процессе исследования применялись методы:контент-анализа, статистический. Методика была апробирована на примере ООО «Флорафарм». В процессе исследования была построена конкурентная карта, позволяющая выделять 16 типов аптек.

Ключевые слова: аптека, конкурентная карта

Джупарова Ирина Алексеевна — кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, e-mail: [email protected]

Белова Юлия Витальевна — аспирант кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, e-mail: [email protected]

Введение. Современный этап развития фармацевтического рынка характеризуется жесткой конкуренцией. Это делает весьма актуальным изучение конкуренции, конкурентной среды для создания оптимальных механизмов управления аптечными организациями, обеспечивающими его преимущество пред конкурентами.

Методологической основой анализа конкурентной среды является рыночная доля, которая подразумевает под собой часть ресурсов, обращающихся на рынке.

Цель исследования заключается в разработке методики построения конкурентной карты аптек.

Материалы и методы: В основу исследования положены показатели,

характеризующие рыночную долю аптек. В процессе исследования применялись методы: контент-анализа, статистический. Методика была апробирована на примере ООО «Флорафарм».

Результаты и обсуждение. Методика построения конкурентной карты аптек представлена на рис. 1.

Рис. 1. Этапы построения конкурентной карты аптечной сети

На 1 -м этапе на основе товарооборота 20 аптек региональной аптечной сети производится расчет величины рыночной доли для каждой аптечной организации.

На их основе рассчитывается среднее арифметическое значение рыночных долей. В нашем примере она составила 5 %.

Затем вся совокупность аптек в соответствии с занимаемой рыночной долей делится на 2 сектора: для первого сектора рыночная доля больше среднего

арифметического значения рыночных долей аптек (5 %), для второго сектора рыночная доля меньше среднего (5 %).

Таблица 1

Результаты распределения аптек по секторам

№ аптеки Рыночная доля (Dj) в 2Е алнзирусмо м перноле (2009 год), ао Сектор Рыночная доля СО;.) в базовом периоде (2005 год), % Темп прироста, °ч>

1 2

1 11.4 11,4 9,5 20

2 ST5 8,5 7.6 11.8

j 3,7 3,7 4,2 -11,9

4 4,5 4,5 6,5 -30.S

5 2 ■7 2,3 -13

6 0,1 0.1 0.1 0

7 0=5 0,5 0=4 25

$ 4,1 4=1 5 -18

9 9.6 9=6 10=4 -7,7

10 7,8 7=8 92 -15.2

11 3.1 3,1 2 5 ■*“ т-/ 24

12 1.7 1,7 1,4 21,4

13 5,3 5.3 5.1 3.9

14 6,2 6,2 4,3 44,2

15 2,5 2.5 2 25

16 5.7 5,7 6 -5

17 j.S 3,8 3=9 -2,6

1S 4,7 4,7 4,4 H5,S

19 7 7 6.9 1.4

20 7,8 7,8 ^,3 -6

Итого 100 69,3 30.7 100

Из табл. 1 следует, что первый сектор включает 9 аптек с рыночной долей 7,7 %, второй сектор — 11 аптек с рыночной долей 2,79 %.

В каждом из секторов рассчитывалось среднеквадратичное отклонение рыночной доли аптек, которое совместно с минимальными и максимальными значениями позволило определить границы типологических групп аптек.

В соответствии с рассчитанными рыночными долями аптеки были распределены по четырем группам: аптеки-лидеры рынка; аптеки с сильной конкурентной позицией; аптеки со слабой конкурентной позицией; аптеки-аутсайдеры.

Распределение аптек по типологическим группам относительно их рыночной доли показало, что 6 аптек из 20 являются лидерами рынка, 6 аптек — аутсайдерами, 3 аптеки со слабой и 5 аптек с сильной конкурентной позицией. Для классификации аптек по степени изменения конкурентной позиции рассчитан средний темп прироста рыночной доли и его среднеквадратичное отклонение.

Темп прироста рыночной доли составил 14,2 %.

Тенденция изменения конкурентной позиции оценивается с помощью показателя средний темп прироста рыночной доли, который составил по аптечной сети 22,5 %.

Для выделения типовых групп аптек нами были установлены максимальные и минимальные границы групп.

Для оценки степени изменения конкурентной позиции нами были выделены четыре типовых состояния аптек по величине темпов прироста его рыночной доли: аптеки с быстро улучшающейся конкурентной позицией; аптеки с улучшающейся конкурентной позицией; аптеки с ухудшающейся конкурентной позицией; аптеки с быстро ухудшающейся конкурентной позицией. Распределение аптек по типологическим группам относительно изменения их конкурентной позиции показало, что 13 аптек сети из 20 имеют быстро ухудшающуюся конкурентную позицию, по 3 аптеки входит в группы с улучшающейся и ухудшающейся позицией, и только 1 аптека имеет быстро улучшающуюся конкурентную позицию.

На основании полученных результатов оценки распределения рыночной доли и степени изменения конкурентной позиции анализируемых аптечных организаций нами построена матрица конкурентной карты рынка. Конкурентная карта аптечной сети строится, исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли аптек в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы прироста рыночной доли, а по столбцам размещаются аптеки в зависимости от занимаемой аптекой внутри каждой группы позиции. Это определяется его рыночной долей. Распределение анализируемых аптечных организаций по типовым группам представлено в табл. 2.

Таблица 2

Матрица формирования конкурентной карты рынка аптек региональной аптечной сети

N. Рыночная доля Темп прирос^-ті рыночной \ ДОЛИ X Аптеки- лидеры рынка Алтеки с СИЛЬНОЙ конкурентной позицией Аптеки со слаоой конкурентной позицией Аптеки -аутсайдеры рынка

V.-, - 3.4 0: + 3 Я СГ;| 0^-3 ха; Огр - 3 х с ;; Оці:

Аптеки с бла-гаприятной конкурентней позицией Т,, + 3 х с ' ча; Тдшк 1 ч *14»* 9 13

Аптеки с улучшающейся КОПКурСВТ-ной позицией Тір - 5 х о \п; Т(5 ■> б 10 «15» 14 « 7 №, «11Й

Аптеки с ухудшающейся конкурентной позицией Т^; Т^> Л 11 «1», «ІИ 7 11 15 «12»

Аптеки с быстро ухудшающейся конкурентной по-зииией Т;3 - 3 X 0 ? N п; Тмй 4 «10». «1 ?», «20» 5 *13»т «16» 12 «4??г «3», «17», «1Э»1 16 «5», </6»

*— номера аптек

Анализ положения, занимаемого аптеками на конкурентной карте, показал, что 2 аптеки-лидера имеют ухудшающуюся конкурентную позицию; 4 аптеки также являются лидерами, но с быстро ухудшающейся конкурентной позицией; 1 аптека является претендентом на лидерство с благоприятной конкурентной позицией; 7 аптек-претендентов на лидерство имеют быстро ухудшающуюся конкурентную позицию; 1 аптека — претендент на лидерство с улучшающейся конкурентной позицией; 2 аптеки-аутсайдера характеризуются улучшающейся конкурентной позицией; 1 аптека-аутсайдер имеет ухудшающуюся и 2 аптеки-аутсайдера быстро ухудшающиеся конкурентные позиции.

Таким образом, анализ карты показал, что 80 % аптечных организаций региональной сети имеют ухудшающуюся конкурентную позицию, необходима разработка мероприятий по оптимизации деятельности аптек сети.

Выводы. Разработанная методика построения конкурентной карты рынка аптек, позволяет проводить типологию аптек по рыночной доле и темпам ее прироста.

Список литературы

1. Бурцева Т. А. Управление маркетингом : учебное пособие / Т. А. Бурцева, В. С. Сизов, О. А. Цень. — М., 2005. — 271 с.

2. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Экспресс-курс. — СПб. : Питер, 2006. —

464 с.

CONSTRUCTION OF THE COMPETITIVE CHART OF DRUGSTORES MARKET

I.A. Dzhuparova, J. V. Belova

SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)

Objective of research — working out of construction technique of drugstores competitive chart. The indicators characterizing market share of drugstores are put in research basis. During the research some methods were applied: the content-analysis, statistical. The technique has been approved on example of LRS company «Florapharm». In the course of research the competitive chart has been constructed. This chart allows to allocate 16 types of drugstores.

Keywords: drugstore, competitive chart.

About authors:

Dzhuparova Irina Alekseevna — candidate of pharmaceutical sciences, assistant professor, pharmacy management and economy chair head SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: [email protected]

Belova Julia Vitalevna — candidate of pharmacy management and economy, medical and pharmaceutical merchandising chair, SEI HPE "Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Burtseva T. A. Marketing management: the manual / T. A. Burtseva, V. S. Sizov, O. A. Tsen. — М, 2005. — 271 P.

2. Kotler F. Marketing. Management. An express course. — SPb.: Peter, 2006. — 464 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.